Стресс и его роль в развитии болезни

Стресс и его роль в развитии болезни

Московский Художественно-промышленный институт

Кафедра «Дизайн среды»

«Стресс и его роль в жизнь современного человека»

Студентка 4 курса группа 4-04-06

Шишова Елена Сергеевна

4.Организационные факторы стресса

6.Жизненая роль стресса

7.Опасность стрессов для здоровья

9. Список литературы

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

» Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.» Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма — стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности :

? быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

? одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

? неопределенность трудового задания;

? недогрузка или перегрузка;

? ответственность за людей;

? несправедливая оценка труда;

? плохие условия труда.

Организационные факторы стресса

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей .

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной «удар» может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы «встряску организма», призыв «к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства.

2-я стадия стресса — стадия резистентности или адаптации — характеризуется восстановлением равновесия между ката — и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал «эустрессом», т.е. «хорошим стрессом».

3-я стадия — называется стадией истощения, или «дистресса»: она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является — тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Жизненно важная роль стрессов

Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии — способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций.

На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составили перечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс. В этом перечне каждое событие имеет определенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся в баллах. Последовательность в этом перечне определяется на основании значимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личного стресса.

Если мы просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь ( свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов ). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость ( окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем( вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные — дистресс, или просто стресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные ( несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Нужно продумать, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытаться найти способы ее смягчения.

3. Нельзя делать преждевременные скоропалительные выводы, или принимать решения сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. В преддверии самого события, исходя из своих предположений, противопоказано делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Нужно помнить, что большую часть вызывающих стресс ситуаций мы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности надо не поддаваться панике, не впадать в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, нужно стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, — неотъемлемая часть жизни и помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

7. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

8. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

9 Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

elenaely.narod.ru

Стресс и его значение для человека

Эмоциональные перегрузки оказывают сильное воздействие на организм, основная роль переживаний в жизни человека – это влияние на здоровье. Травмирующие переживания ослабляют защитные силы, снижают адаптационные механизмы. На фоне морального угнетения страдает не только душа, но и внутренние органы. При этом значение стресса для жизни человека не всегда отрицательное. Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал, что без стресса окружающая действительность становится мертвой. Рассмотрим механизм воздействия стрессового фактора и его значение для организма.

Роль стресса в жизни человека

Травмирующие ситуации разделяют на кратковременные и длительные по времени воздействия на человека. Длительная нервная нагрузка крайне неблагоприятно влияет на психику, здоровье и поведение. Переживание стресса зависит от особенности личности, у каждого конкретного индивидуума свой источник напряжения и проблем. К примеру, один человек страдает от неуважительного отношения руководства, а другому нападки начальства не наносят эмоционального урона.

Постоянная и долговременная стрессовая нагрузка разрушает жизнь, опасно находиться в напряженном состоянии одному, без возможности обратиться за помощью.

У человека, пережившего сильное эмоциональное потрясение или находящегося в ситуации ежедневного напряжения, снижается адаптационный потенциал, появляется бессонница, страхи, депрессивное настроение, тревога, состояние организма крайне неудовлетворительное. У каждого человека свой предел возможностей, при низком уровне адаптации к стрессу возникает быстрое моральное опустошение, развиваются заболевания, ухудшаются отношения с окружающим миром. Имеет значение и возрастной фактор. Пожилые люди и дети тяжелее переносят удары судьбы, чем молодое поколение и средний возраст. К тому же для детского и пожилого организма нервные потрясения крайне нежелательны.

Интересный факт: легче справляются со стрессом люди, умеющие брать на себя ответственность и подготовленные к трудностям жизни.

Тем не менее, у стресса присутствуют и благоприятные стороны для жизни. Какие же они?

  1. Кратковременное нервное напряжение, которое успешно разрешается в короткие сроки, способствует творческому подъему, приливу новых жизненных сил, увеличению работоспособности. Примеры ситуации: сдача сложного экзамена, свадьба, прибавление в семействе, успех в сложном конкурсе, любая личная победа, связанная с преодолением трудностей.
  2. Кратковременная стрессовая ситуация полезна для организма, так как помогает ему мобилизоваться, получить новые знания и способности, стать более выносливым. Примеры: преодоление сложного путешествия, защита дипломного проекта, публичное выступление, собеседование, успехи в соревнованиях.
  3. Волнение и тревога за ситуацию позволяют людям двигаться вперед и мотивировать себя. Например, для человека важно устроиться на работу по конкретной профессии. Он будет учиться, развивать себя, узнавать новые знания для достижения цели.
  4. Людям нужны как отрицательные, так и положительные эмоции. Другой вопрос, что нужно уметь бороться с неблагоприятным проявлением стресса в повседневной жизни и учиться перерабатывать его в позитивное начало.

    Роль стресса для организма

    При низком адаптивном фоне увеличивается воздействие стресса, страдает жизнедеятельность организма. Неспособность справиться с эмоциональной нагрузкой меняет не только поведение, но и подрывает здоровье. Негативное значение травмирующего фактора проявляются следующим образом:

    Нарушаются пищевые привычки. Человек, переживающий нервное напряжение, начинает либо отказываться от здорового рациона питания, либо заедает свой стресс. В результате к душевным проблемам прибавляются трудности с лишним весом, а также ухудшается работа всего организма.

  5. Появляется синдром хронической усталости. У человека нет сил для полноценной работы, он быстро утомляется и не может завершить начатое дело.
  6. Бессонница, поверхностный сон, так как тревога и страх не дают выспаться и мешают активной жизни.
  7. Мучительные головные боли.
  8. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. Признаки длительного стресса – гастрит, язва двенадцатиперстной кишки.
  9. Снижение иммунитета, человек чувствует себя уязвимым, часто болеет простудой.
  10. Ухудшение внимания и памяти.
  11. Проблемы с кожей. Травмирующие переживания стоят за появлением экземы, псориаза, некоторых видов воспалительных болезней кожного покрова.
  12. Помимо отрицательного воздействия на организм, ухудшается психическое состояние. Для человека характерно проявление раздражительности, эмоциональной неустойчивости, агрессии, плаксивости.

    Роль стресса в детском возрасте

    Если говорить о роли стресса в жизни людей, то нельзя не отметить период детства. Дети и подростки подвержены более сильному воздействию травмирующих факторов, так как у них еще не сформированы процессы адаптации.

    Основные особенности стресса в детском возрасте:

  13. Импульсивное поведение, агрессивные поступки, частые истерики могут быть признаками переживаемого стресса. В большинстве случаев отрицательные эмоции детей блокируются, их наказывают или воспитывают. При этом у многих детей в разном возрасте это единственный способ заявить о своих душевных трудностях.
  14. В детском окружении мир наполнен взрослыми людьми, которые должны оказывать ребенку поддержку. Если этого не происходит, то ребенок становится стеснительным, робким, неуверенным или, наоборот, в характере формируются жестокие черты, бесчувственность к чужой боли.

У части детей при многократном повторении стрессового фактора развиваются заболевания внутренних органов. В детском возрасте травмирующая нагрузка является непосильной, но так как выразить ее словесно маленький человек еще не в состоянии. По этой причине боль уходит внутрь – развиваются различные болезни. В медицине подобные заболевания называются психосоматическими. Они затрагивают работу и функционирование всего организма.

  • У грудных детей последствия стресса выражаются в особенностях развития, нередко малыш замедляет темпы роста, он позже начинает сидеть, ходить, разговаривать. В его маленькой жизни должна присутствовать забота и любовь, а не регулярная травма.
  • Стоит отметить, что психологические переживания и травмы, которые ребенок получил в детском возрасте, он приносит во взрослую жизнь. У такого взрослого снижен адаптивный порог, ему труднее приспособиться к окружающей действительности. В тяжелых случаях требуется помощь специалиста, особенно при пережитом в детстве насилии.

    Таким образом, стресс играет как отрицательную, так и положительную роль в жизни человека. В некоторых случаях без него не будет развития и рывка вперед, но длительное стрессовое состояние требует психологической помощи и работы над собой.

    ostresse.ru

    3.2.5. Стресс как общий адаптационный синдром и его роль в патологии.

    Одним из очень сложных защитных процессов является стресс (напряжение) или общий адаптационный синдром.

    Стресс — это общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма, возникающая в ответ на угрозу гомеостазу или его нарушение. Таким образом, стресс может вклю­чаться как в здоровом, так и в поврежденном, больном орга­низме. Защитные реакции и процессы, специфичные по отно­шению к действующему на организм фактору, не входят в по­нятие стресс. Стресс может быть вызван различными фактора­ми (стрессорами). Это различные сильные психогенные воз­действия, субъективно воспринимаемые как неприятность, вы­зов, угроза, то есть вызывающие психоэмоциональное напря­жение. Это факторы, вызывающие механическую, химичес­кую, температурную травмы; интенсивные физические нагруз­ки, иммобилизация, многие инфекционные возбудители и др.

    В «запуске» стресса, то есть, однотипных защитных про­цессов, повышающих резистентность организма неспецифичес­ки, перекрестно, основную роль играет усиление функций симпатической нервной системы с последующим увеличением сек­реции гормонов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой си­стемы.

    Стресс формируется стадийно.

    Стадия мобилизации (тревоги по Селье), которая длится часы, сутки. В это время устойчивость организма сначала снижается (фаза шока), затем восстанавливается (фаза противошока).

    Стадия резистентности, которая может длиться сутками. В это время устойчивость организма к различным патогенным факторам повышена.

    Стадия истощения, которая развивается при интенсивном и длительном действии стрессора.

    Рис.3. Стадии стресса

    Изменения неспецифической резистентности при стрессе можно изобразить схематично (рис. 3).

    Наиболее опасны для жизни начало первой стадии и третья.

    В начале стресса стимулируется синтез и секреция пре­имущественно катаболических гормонов. Усиленно секретируются гипофизом: кортикотропин, тиреотропин (не всегда), ва-зопрессин; надпочечниками: катехоламины, глюкокортикоид кортизол, минералокортикоид альдостерон (не всегда); под­желудочной железой — глюкагон. Как правило снижается сек­реция инсулина, половых гормонов, снижается эффект их дей­ствия на ткани. При ослаблении или прекращении стрессорного действия все более преобладает секреция тормозных медиа­торов ЦНС: а-аминомасляной и б-оксимасляной кислот, опиоидных пептидов, а также анаболических гормонов: соматотропина, инсулина, андрогенов. Они способствуют «выходу» из стресса.

    Для стресса характерны некоторые явления, начинающиеся в первую стадию:

    Усиление функций и гипертрофия надпочечников.

    Усиление катаболизма, то есть мобилизация жира, угле­водов с включением глюконеогенеза, что приводит к гиперлипидемии, гипергликемии и потере азота со снижением массы тела.

    Инволюция тимико-лимфатического аппарата, лимфопения в результате распада и миграции лимфоцитов в костный мозг, эозинопения вследствие ухода клеток в ткани, а также нейтрофиллез. Воспалительные процессы угнетаются, сверты­ваемость крови увеличивается.

    Кровоизлияния в слизистую желудка и 12-перстной киш­ки, эрозии, а иногда и язвы на слизистой желудка. Они объяс­няются спазмом артериол стенки этих органов со стазом, повышением проницаемости сосудов, некрозом и последующим перевариванием ткани в связи с восстановлением желудочной секреции.

    Повышение резистентности организма при стрессе обус­ловлено рядом факторов. Глюкокортикоидные гормоны стаби­лизируют проницаемость мембран капилляров и лизосом. Миг­рация лимфоидных клеток в костный мозг способствует его гиперплазии с усилением либо эритропоэза, либо продукции микро- и макрофагов. При этом полагают, что эозинофилы, выходящие в окружающую соединительную ткань, стимулиру­ют функцию макрофагов. Стероидные и тиреоидные гормоны активируют окислительно-восстановительные процессы в орга­низме и микросомные ферменты печени, разрушающие мно­гие эндо- и экзогенные токсины. Распад наименее важных для организма белков, тканевых элементов высвобождает строи­тельный и энергетический материал для синтеза более необхо­димых организму веществ: ферментов, гормонов, нуклеиновых кислот для восстановления поврежденных структур, обеспе­чения функции и гипертрофии усиленно работающих органов.

    Благодаря анаболическому эффекту повторные несильные стрессы увеличивают мощность включающихся в данную реакцию систем и человек оказывается в состоянии выдерживать и более сильные стрессы, а его резистентность к гипоксическим, травми­рующим, токсическим, радиационным влияниям увеличивается.

    Таким образом, стресс — эволюционно защитный биоло­гический процесс, он помогает выжить в чрезвычайной ситуации. Однако при стрессах чрезмерной силы и продолжительности, особенно у пожилых людей, их адаптивная роль трансформи­руется в повреждающую. Так, гиперсекреция катехоламинов и кортикостероидов повреждает миокард, способствует гипертензии и нарушению функции почек; гиперкоагуляция крови может привести к инфарктам и инсультам, гипергликемии пред­располагают к сахарному диабету, гиперлипидемии — к атерос­клерозу, инволюция тимико-лимфатического аппарата — к им­мунодефициту. О поражениях желудочно-кишечного тракта речь уже шла. Поэтому в интересах здоровья нередко прихо­дится подавлять подобную чрезмерную защиту.

    studfiles.net

    ReefCentral.ru — Форум. Морская аквариумистика.

    Стресс и его роль в болезни рыб.

    • Нравится
    • Не нравится

    Полина Родионова 05 сен 2013

    Вдруг кому пригодится. Читала, заодно, кое-как перевела-записала для остальных.

    Стресс и его роль в болезни рыб.

    Автор: Ruth Francis-Floyd.

    Стресс – это состояние, при котором животное не в состоянии поддерживать нормальное физиологическое функционирование из-за различных факторов, отрицательно влияющих на его благополучие.

    Стресс вызывается помещением рыбы в ситуацию, которая выходит за пределы её нормального уровня толерантности. Конкретные примеры ситуаций, которые могут вызывать стресс, перечислены ниже.

    1. Плохое качество воды – низкое содержание растворённого кислорода, неподходящее значение pH.

    2. Загрязнение. Преднамеренное загрязнение: химическая обработка. Аварийное загрязнение: спрей от насекомых; случайный пролив.

    3. Состав пищи – вид белка, аминокислоты.

    4. Азотные и прочие метаболические отходы – накопление аммиака или нитритов.

    1. Плотность населения – скученность.

    2. Другие виды рыб – агрессия, территориальность, необходимость в латеральном пространстве для плавания.

    3. Микроорганизмы – патогенные и непатогенные.

    4. Макроорганизмы – внутренние и внешние паразиты.

    1. Температура. Это один из наиболее важных факторов, влияющих на иммунную систему рыб.

    4. Растворённые газы.

    3. Лечение болезней.

    Реакция тревоги (ответ «борьбы или бегства»)

    Увеличение сахара в крови вызываются секрецией гормонов из надпочечников. Хранимые сахара, такие, как гликоген, метаболизируются в печени. Это создаёт запас энергии, который готовит животных к принятию чрезвычайных мер.

    1. Осморегуляция нарушается из-за изменений минерального обмена. В этих условиях, пресноводная рыба имеет тенденцию поглощать избыток воды из окружающей среды (чрезмерная гидратация). Морская рыба, как правило, будет терять слишком много воды (обезвоживание). Это нарушение требует дополнительной энергии для поддержания осморегуляции.

    2. Дыхание учащается, увеличивается артериальное давление, и в циркуляцию высвобождаются резервные эритроциты.

    3. Воспалительная реакция подавляется высвобождающимися гормонами из надпочечников.

    Животное способно адаптироваться к стрессу в течение ограниченного времени. В этот период животное может выглядеть и вести себя нормально, но истощает запасы энергии из-за предъявляемых дополнительных требований.

    Запасы животного были истощены, и адаптация терпит неудачу, поскольку напряжение было слишком тяжёлым или слишком затянулось.

    Болезнь – это ненормальное состояние, характеризующееся постепенным вырождением способности рыбы к поддержанию нормальных физиологических функций. Рыба не «в балансе» с собой или окружающей средой.

    Поголовно все рыбы не болеют и не умирают каждый раз, когда происходит вспышка заболевания. Существует множество факторов, влияющих на отдельные реакции на потенциал патогена. Возбудитель (бактерии, паразиты, вирусы) должны быть способны вызвать заболевание. Хозяин (рыба) должны находиться в состоянии восприимчивости, плюс определённые экологические условия, в которых присутствуют и происходят вспышки заболевания (рисунок 2).

    Защитные барьеры против инфекций.

    1. Слизь (выработка рыбой слизи) представляет собой физический барьер, который ингибирует ввод болезнетворных организмов из окружающей среды. Это также химический барьер, поскольку он содержит ферменты (лицоцимы) и антитела (иммуноглобулины), которые могут справиться с инвазивными организмами. Слизь, вырабатываемая рыбой, помогает движению в воде, и это также важно для осморегуляции.

    2. Функции чешуи и кожи, как физического барьера, — защита от травм. Когда имеются повреждения, открывается окно для бактерий и других патогенных организмов.

    3. Воспаление (неспецифический клеточный ответ) является клеточным ответом на вторжение белка. Это могут быть бактерии, вирусы, паразиты, грибки или токсины. Воспаление сопровождается болью, отёком, покраснением, жаром и потерей функций. Это защитная реакция и попытка организма отгородиться и уничтожить захватчиков.

    4. Антитела (специфические клеточные реакции) – молекулы, специально созданные для борьбы с вторжением белка или патогенных организмов. Антитела, образованные при первом контакте с захватчиком, защитят рыбу от вторичного заражения тем же патогенным организмом. Сублетальные концентрации патогенов являются чрезвычайно важными для развития иммунной системы. Животные, выращенные в стерильной среде, будут иметь слабую защиту от болезней. Молодые особи не имеют иммунного ответа, столь же эффективного, как у животных старшего возраста, и, следовательно, могут быть подвержены заболеванию.

    Влияние стресса на защитные барьеры.

    1. Любой стресс вызывает химические изменения в слизи, которые уменьшают его эффективность как химического барьера против вторжения патогенных организмов. Стресс нарушает нормальный баланс электролитов (натрия, калия и хлорида), что приводит к чрезмерному поглощению воды пресноводными рыбами и обезвоживанию морских рыб. Потребность в эффективной осморегуляторной поддержке компонентов слизи увеличивается.

    2. Транспортировочный стресс физически удаляет слизь с рыбы. Это приводит к снижению химической защиты, снижению осморегуляторной функции (в то время, когда она наиболее необходима), снижению смазки, в результате чего рыба тратит больше энергии, чтобы плавать (в то время, как её запасы энергии уже используются для метаболизма) и нарушается физический барьер против вторжения патогенов.

    3. Химический стресс (например, лечение болезни) часто разрушает слизь, что приводит к потере защитного химического барьера, теряется осморегуляторная функция, потере смазки и повреждению физического барьера, создаваемого слизью.

    1. Чешуя и кожа чаще всего получают повреждения при транспортировочном стрессе. Любые дефекты создают окна для попадания патогенных организмов.

    2. Травмы, полученные в результате драк (репродуктивный стресс или поведенческий стресс), могут привести к повреждению кожных покровов.

    3. Поражение паразитами может привести к повреждению жабр, кожи, плавников, выпадению чешуи, которые также создадут окна для входа бактерий. Зачастую, поражённые паразитами рыбы погибают от вторичных бактериальных инфекций, но именно проблемы с паразитами и создают ситуацию, в которой бактерии из воды вторгаются в организм рыбы, вызывая смертельные заболевания.

    1. Любой стресс вызывает гормональные изменения, которые снижают эффективность воспалительной реакции.

    2. Температурный стресс, особенно при низких температурах, может полностью остановить деятельность «киллеров» иммунной системы (имеются в виду антитела, -*примечание перевод.), тем самым устраняя первостепенно важную защиту против вторжения организмов. Чрезмерно высокие температуры также очень вредны для рыбы, хотя точное воздействие на внезапное повышение температуры на иммунную систему не известно.

    1. Температурный стресс, особенно резкое снижение температуры, значительно ограничивает возможности рыбы быстро вырабатывать антитела против вторжения в организм. Промежуток времени, необходимый для подготовки иммунного ответа, даёт захватчику время воспроизводить и наращивать свою численность, тем самым давая ему преимущество, которое может позволить ему одержать победу в этой борьбе.

    2. Длительный стресс существенно ограничивает эффективность иммунной системы, увеличивая тем самым возможности захватчика вызвать заболевание.

    Ключом к предотвращению стресса является хорошее содержание. Это включает поддержание хорошего качества воды, хорошее питание и санитарию.

    Хорошее качество воды включает в себя предотвращение накопления органических остатков и азотистых отходов, поддержание соответствующих для вида pH и температуры, поддержание уровня растворённого кислорода не менее 5 мг/л. Плохое качество воды является общим и важным стрессором культивируемых рыб и предшествует многим вспышкам болезней.

    Необходимы корма высокого качества, соответствующие потребностям рыб в питании. Каждый вид уникален и пищевые потребности различных видов разнятся. Дополнительные диеты со свежими овощами и живой корм является хорошим способом обеспечить сбалансированный рацион для рыб. Рыба в природе имеет преимущество перед рыбой, содержащейся в неволе, в связи с разнообразием доступных природных продуктов.

    Надлежащая санитария подразумевает рутину удаления мусора из аквариума и дезинфекцию емкостей, сачков и другого оборудования между группами рыб. Органический мусор, который оседает на дне резервуаров или баков, является отличной средой для размножения грибковых, бактериальных и протозойных агентов. Своевременное удаление этого вещества из окружающей рыб среды поможет уменьшить количество патогенных агентов, способных воздействовать на рыбу. Дезинфекция емкостей и оборудования между группами рыб помогает минимизировать передачу заболеваний из одной популяции в другую.

    Содержание рыб должно быть организовано с учётом минимизации нагрузки на них, для того чтобы уменьшить риски возникновения вспышек заболеваний. Во время вспышек заболеваний, основная причина смертности должна быть диагностирована, также должны быть выявлены основные факторы стресса, которые могут препятствовать естественным механизмам выживания рыбы. Коррекция стресса (например, плохое качество воды, чрезмерная скученность и т.д.) должны предшествовать или сопровождать лечение болезни.

    Стресс подрывает естественную защиту рыбы так, что она не может эффективно защитить себя от вторжения патогенных микроорганизмов. Лечение болезни искусственным путём замедляет вторжение патогена, тем самым давая рыбе время, чтобы защитить себя иммунным ответом. Любой стресс, который отрицательно влияет на способность рыбы защитить себя, приведёт к постоянной проблеме болезни, и как только лечение проходит, патоген может наращивать свою численность и снова атаковать. Редко лечение приводит к полному удалению агентов из организма рыбы. Контроль заболеваний зависит от способности рыбы преодолевать инфекцию, а также от эффективности применяемых химии или антибиотиков.

    Ключ к минимизации вспышек заболеваний при содержании рыб в поддержании хорошего качества воды, правильном питании и санитарии. Превентивные меры по предотвращению вспышек заболеваний являются более полезными и экономически эффективными, чем лечение умирающей рыбы. Лечение болезни никогда не должно применяться бессистемно. При необходимости лечение химией или антибиотиками должно ориентироваться на конкретные проблемы. Любые недостатки в содержании, поддержании хорошего качества воды, лечебном питании, санитарии должны быть оптимизированы. Рыбы, не отвечающие на правильность проводимого лечения, должны быть передиагностированы с помощью квалифицированного специалиста.

    reefcentral.ru

    Стресс и его роль в развитии псориаза

    Стрессы очень неблагоприятно сказываются на организме человека, снижая иммунитет и подвергая его всяческим болезням. Существуют так называемые «стрессовые болезни», которым для развития много не нужно — хватит лишь перенервничать.

    На сегодняшний день считается, что основой стресс-реакции является активация комплекса механизмов, которые ее реализуют (стресс-реализационные), а также которые ее приостанавливают (стресс-лимитационные) системы. Стресс-система является сложным регуляторным комплексом, который координирует гомеостаз при нормальных условиях, производит главный эффект в запуске и координации изменений во внутренней среде организма. В ее состав входит центральная и периферическая цепь, в которые входят компоненты нервной, эндокринной и иммунной системы. Они обеспечивают организму адаптивные свойства. Гипоталамус и гипофиз представляют центральную цепь стресс-реализационной системы, периферическая представлена симпатоадреналовыми механизмами, а также компонентами эндокринной системы.

    Реакция организма на смену гомеостаза была впервые изучена в 1936 году канадским физиологом Ганс Селье. При детальном изучении было выяснено, что стресс-реакция запускается при разнообразных патологических состояниях (операции, травмы, сепсис, ожоги). Это подтвердило мнение о стрессе, как про всеобщий неспецифический процесс адаптации организма.

    Как известно, стресс — провоцирующий и отягощающий фактор в возникновении псориаза у 15-85% случаев. Однако, неврогенная теория не объясняет и не доказывает всех случаев псориаза. Потому как в тяжелое время войны больных псориазом было меньше, нежели в мирное.

    Так, у детей артропатический псориаз не удается сопоставить со стрессами накануне. Но остается актуальным один вопрос — патология в нервной системе пациентов при псориазе является причиной или следствием? Вместе с этим, связь между продолжительностью, характером, выраженностью и последствиями болезни дает основание думать, что патогенетическую роль в развитии псориаза играет именно нарушение нейродинамики.

    Было проведено исследование для определения причин псориаза и роль стресса в нем.

    Под наблюдением была пациентка М., 37 лет, которая болеет псориазом уже 13 лет.

    Больная обратилась к дерматологу в сентябре 2009 года. 8 лет назад был поставлен диагноз: распространенный вульгарный бляшкоподобный псориаз. Умеренная степень инфильтрации, не тяжелая форма, стационарная стадия, фоточувствительный, зимний тип, течение умеренно-рецидивирующее. Хроническое течение ассиметрического олигоартрита проксимального межфалангового сочленения указательного пальца правой кисти ФН І-ІІ. Хронический гастрит. Хронический холецистит.

    Из анамнеза выяснилось, что пациентка болеет псориазом начиная с 12 лет. Начало болезни и дальнейшие обострения связывает с нервными напряжениями. Дистрофические изменения сустава указательного пальца связывает с инъекцией стероида (кеналог) в связи с очередным обострением. Больная вредных привычек не имеет. Отмечала частые аллергические реакции на медикаменты и продукты питания. Наследственность — отец пациентки болел псориазом. Обострение отмечала 1 раз на 2 года в зимний период. Неоднократно лечилась согласно протоколам, но эффективности от лечения не отмечала. После приема метотрексата, рекомендованного как болезнь-модифицирующую терапию, развилась алопеция. Также изменилась формула крови. На протяжении 7 лет принимала внутрь натрий диклофенак. Обострения длились 2-3 месяца.

    Некоторое время спустя больная упала, получила стресс и серьезную травму левого коленного сустава. После этого псориаз снова обострился. Пациентку госпитализировали.

    Ей были проведены все диагностические процедуры, регламентированы в МОЗ Украины № 312 от 08.05.2009. Установлен диагноз: распространенный псориаз (псориатическая эритродермия).

    Торпидное течение. Степень инфильтрации выражена резко, тяжелая форма, прогрессирующая стадия, смешанный тип, течение умеренно рецидивирующее. Ассиметрический псориатический полиартрит с доминантным повреждением периферических суставов, быстрым прогрессированием, тяжелым течением. ФНІІІ, ФАС 2б. Псориатическая ониходистрофия. Реактивный гепатит.

    Больной была назначена комбинированная схема лечения:

    • детоксикация (реосорбилакт 200,0 через день в/в, №2);
    • антигистаминные (дезлоратадин по 1г 2 раза в день);
    • седатитвные стредства;
    • гепатопротекторы («Гепабене» 2 капс. 2- 3 раза в день);
    • препараты для улучшения микроциркуляции (Реополиглюкин 10% 400 мл №4 через день з пентоксифилином 100 в/в, «Солкосерил» 2,0 мл в/м)
    • симптоматическая терапия (диклофенак натрия 75 мг 1- 2 раз в день).
    • В ходе лечения все анализы пациентки улучшились, кроме СОЭ и АЛТ. Но результаты анализов на счет стресс-реализационной иммунонейроэндокринной системы, несмотря на стабилизацию активности псориатического процесса и клиники, указывали на неудовлитворительное функционирование адаптивной реакции организма пациентки.

      После 28 дней лечения в стационаре больная выписана с остаточными явлениями вторичной пигментации и направлена на санаторно-курортное лечение в город Немиров. После каждого нервного напряжения больная отмечала рецидив.

      При повторном профилактическом осмотре через год — стойкая ремиссия.

      Также больная была обследована на психосоматическое состояние и стресс-реализационную иммунонейроэндокринную систему в начале прогрессирования псориаза и в период ремиссии. Состояние больной сравнивалось со здоровыми людьми.

      По результатам исследования выяснилось, что больная М. имеет тяжелые нарушения в психоэмоциональном состоянии, что мешает ей в процессе общественной адаптации и реализации себя как индивидуума. Также выявлено повышение всех медиаторов стресс-реакции, что говорило о напряженности стресс-реализационных механизмов, несмотря на стабилизацию процесса на коже. То есть, получается замкнутый круг — перенапряжение приводит к рецидиву, что в свою очередь вызывает еще больший стресс.

      По мнению специалистов, главной причиной этому — стойкая деформация суставов кистей. Их функциональная неполноценность и косметический дефект снижают самооценку, провоцируя этим очередное обострение псориаза. Интересно, что при обострении процесса в крови больной М. наблюдалось резкое повышении концентрации IL-8, IL-10, TNF- A,АКТГ с одновременным снижением уровня IL-1B, IL-17. Эти изменения и являются ключевыми в развитии псориатического процесса.

      Все стресс-реакции имеют похожее течение и независимо от причин стресса (психическая нагрузка, изменение обменных процессов в организме, ожоги, роды, травма. сепсис) сопровождается напряжением стресс-реализационных систем, в частности гипоталамо-гипофизарно-надпочечную. Дефицит стресс-лимитационных механизмов приводит к тому, что стрессовая реакция, которая изначально является адаптивной, начинает брать участие в патологических процессах.

      Это доказывает, что для развития любой болезни достаточно несколько стрессовых ситуаций. Поэтому нужно стараться избегать их. Здоровья Вам и Вашим пациентам!

      Напомним, что во время 23-ого Международного конгресса по дерматологии в Ванкувере, Канада, компания Novartis представила результаты клинических исследований, доказывающие эффективность препарата Cosentyx® в лечении псориаза ладоней, стоп и ногтей.

      Добавьте в закладки чтобы не потерять / поделитесь с друзьями:

      estet-portal.com

      Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс. Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и ряд других болезней [1,2,4,6]. Психологические факторы играют немаловажную роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях.

      Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде всего на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма, которые при этом не являются первопричиной их возникновения. Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение психосоматических заболеваний.

      Согласно одной из них, психосоматические заболевания являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми психотравмами.

      Другая гипотеза связывает возникновение психосоматических симптомов с внутренним конфликтом между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Конфликты различного содержания вызывают определенные виды заболеваний. Так, гипертоническую болезнь связывают с наличием конфликта между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью индивида во власти. Язвенную болезнь 12-перстной кишки связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве. Согласно логике данной концепции, если болит желудок — человек кого-то или что-то в своей жизни не переваривает, болит горло (ангина) — человек не высказывает своих претензий, ноги — человек не хочет куда-то ходить, например, на работу, и т.д. Вот как, например, в рамках психоаналитической концепции развивается сахарный диабет: Неразрешенные внутриличностные конфликты компенсаторно удовлетворяются актом еды, что приводит к формированию символической формулы: еда равна любви. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность островков Лангерганса поджелудочной железы. Как следствие происходит отождествление пищи с любовью, а состояние голода усиливается независимо от приема пищи. Формируется «голодный» метаболизм, который соответствует метаболизму больного диабетом. Неосознанные страхи приводят к постоянному реагированию по типу «бегство-борьба» и сопровождаются гипергликемией, а так как психологическое напряжение не реализуется, то диабет может развиваться из начальной гипергликемии [1].

      Согласно третьей гипотезе, неразрешимый конфликт мотивов (как и неустранимый стресс) порождает в конечном итоге реакцию капитуляции, отказ от поискового поведения, что создает наиболее общую предпосылку к развитию психосоматических заболеваний. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. На фоне возникающего снижения резистентности организма к неблагоприятным факторам среды нарушается работа какого-то органа по принципу «слабого звена», что обусловлено генетическими факторами или болезнями (травмами) в процессе онтогенеза.

      Таким образом, согласно данной схеме стресс является одним из ведущих факторов в развитии психосоматических заболеваний, причем его решающая роль в данном процессе доказана не только клиническими наблюдениями, но и в экспериментах на разных видах животных. Особенно показательными были опыты, проведенные на обезьянах, которые в качестве экспериментальной модели считаются наиболее близкими человеку. Так, в одних экспериментах у самца-вожака отбирали любимую самку, помещали ее в соседнюю клетку и подсаживали к ней нового партнера. Самец, оставшийся один в клетке, тяжело переносил измену подруги и в течение 6 — 12 месяцев погибал от сердечного приступа или повышенного кровяного давления. В других специальных экспериментах на обезьянах психологический стресс приводил к развитию язвы желудка или серьезным нарушениям в работе кишечника.

      У людей эмоциональный стресс может приводить к еще более серьезным последствиям, включая развитие онкологических заболеваний. В последние годы исследователями из медицинской школы Хьюстона (США) получены убедительные доказательства того, что стресс может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний [8]. Как отмечают отечественные авторы, «зная о фармакологических эффектах стероидов, о возможности их прямого действия на геном человека, можно предполагать, что их свободная циркуляция длительное время или высокая концентрация в организме становятся прямой причиной многих психосоматических заболеваний» [5]. Другой российский ученый, Ю.Н. Корыстов пишет: «Мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в заболеваниях человека — до 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом. Эмоциональный стресс является главной причиной сердечно-сосудистых поражений, неврозов, некоторых болезней желудка и кишечника, увеличивает вероятность инфекционных заболеваний и осложняет их течение. К настоящему времени большинство исследователей сходятся во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях, и сопровождающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, увеличивает вероятность возникновения многих злокачественных новообразований» [4].

      Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологи выделяют пограничные состояния, которые они определяют как начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном действии различных стрессоров и характеризующиеся дискомфортными соматическими нарушениями [5]. Как отмечается в этой работе, «особенностью этой стадии является «маскировка» под то или иное серьезное заболевание, что заставляет человека обращаться в различные диагностические центры терапевтической направленности, пока он не встретит опытного психолога или психиатра».

      1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М. — 1998.

      2. Гаврилова Е.А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в развитии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики и психотерапии заболевания // Кардиология. — 1999. — №9. — С.72 -78.

      3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

      4. Корыстов Ю.Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак — корреляционные и причинные связи // Журнал ВНД им. Павлова, 1997. — №4. — С.627-657.

      5. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. — СПб: Питер. — 2006.

      6. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: «РЭНАР», 1992.

      7. Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002. — №1. — С. 118-122

      www.planetapsy.ru

    Опубликовано в рубрике Дети