Стресс и его стадии по г селье

Концепция стресса Ганса Селье

Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал теорию, весь труд своей жизни. Теория стресса Селье стала огромным вкладом в развитие современного общества каким мы его знаем сейчас.

Ганс Селье долгие годы возглавлял институт экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 г. носит название Международный институт стресса).

Вопреки всеобщему мнению, термин «stress» (с англ. «давление») первым ввел вовсе не Селье, а американский физиолог Уолтер Кэннон. Он использовал его в своей теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать». Ганс Селье долгое время старался избежать использования термина «стресс». В своей первой работе в 1936 г. канадский физиолог описывает теорию «общего адаптационного синдрома». Подобное избегание было связано с популяризированным использованием термина, который обозначал нервно-психическое перенапряжение, тогда как теория канадского физиолога Селье описывала в том числе физиологические процессы.

Только спустя 10 лет, в 1946 году, Селье в полной мере вводит в свои труды термин «стресс» обозначая открытое им общее адаптационное напряжение (ОАН).

Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера. Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов. При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г. Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями. Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса.

Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость. В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека. Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака. Однако так ли страшен этот процесс? Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры». К стрессорам относятся изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности), столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных), внутренние процессы в психике человека, социальные условия и так далее.

Для первобытного человека стрессорами являлись в основном внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния. Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни. Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.

Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги живое существо может погибнуть (пример: пожар и долгое воздействие высоких температур, сильный испуг приведший к остановке сердца).

Если адаптационных ресурсов в организме достаточно, наступает черед стадии резистентности. На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Сильное, длительное воздействие агрессивного фактора приводит к стадии истощения. Возвращаются симптомы стадии тревоги, но уже не кратковременные, а приводящие к патологическим изменениям в организме.

Преимущества концепции Селье

Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.

В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».

Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности. Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Критика теории Селье

В своей концепции Селье не рассматривал роль центральной нервной системы в механизмах стресса. По мнению многих ученых от медицины и психологии, это является недостатком теории. Однако физиолог признавал, что роль ЦНС недооценена, но сосредоточил исследование своей жизни вокруг эндокринной системы человека.

Последователи Селье признают участие центральной нервной системы в механизмах развития и возникновения стресса, высказывая предположение, что стрессор в первую очередь влияет на нервную систему, которая в свою очередь запускает ответ эндокринной функции. Подобное развитие теории стресса Селье подтверждается многими исследованиями в области психологии. Опыт жизни многих людей показывает, что реакция организма на стресс существенно зависит от состояния психики, от того как сам человек воспринимает происходящее.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог, лекция на тему «Стрессы»

ostresse.ru

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая). ”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

Стресс — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  • Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  • Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  • Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.
  • Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

    Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

    К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

    Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

    Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса. Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

    www.grandars.ru

    В наши дни о стрессе говорят очень многие. Простой обыватель, не особо осведомленный в психологии, считает, что стресса нужно избегать. Этот термин трактуется вольно и не всегда правильно. Многие считают его нервным напряжением, вредным для эмоционального здоровья человека. Но это ошибочное мнение.

    Что такое стресс по мнению психологов?

    В 1936 году канадский физиолог Ганс Селье впервые сформулировал концепцию стресса. Он определи его, как реакцию человека на любое сильное раздражение, внешнее или внутреннее. Стрессом можно считать раздражение, которое превышает предел выносливости систем организма. Эта концепция была положена в основу и развивалась многими учеными-психологами.

    Биологическая функция стресса — адаптация под определенные условия. Организм использует стресс для защиты от любых угроз. Угрозы, которые психологи называют стрессорами, разделяются на два типа:

    • Физические – боль, холод, жара, повреждения. Они действуют непосредственно на ткани тела.

    • Психологические – это стимулы, которые важны для человека в социальном плане. Возникают такие эмоции как обида, злость, страх.

    Появление стресса заставляет человека или его организм начинать действовать с единственной целью – защитить жизнь и здоровье, противодействовать опасности. В современной психологии принято различать психологический стресс на эмоциональный и информационный.

    Ганс Селье выделяет два понятия: стресс и дистресс. В его трактовке понятие стресса равнозначно изменению функционального состояния организма в зависимости от поставленной перед ним задачей. Даже спящий человек, который находится в полностью расслабленном состоянии, испытывает легкий стресс. Дистресс — это тот стресс, который наносит вред организму.

    Современные ученые тоже утверждают, что не всякий стресс – это зло. Они призывают не избегать стрессовых ситуаций, а воспринимать их, как естественный толчок к развитию. Современное толкование слова «стресс» более узкое. Психологи призывают считать его напряжением, которое появляется перед лицом неприятных или угрожающих жизненных ситуаций.

    Сейчас о стрессе принято говорить как об особом состоянии, реакции организма на экстремальное воздействие, которое несет физическую угрозу существованию или здоровью, может принести урон психологическому статусу.

    Стресс может проходить с разной динамикой. Ученые даже выяснили логику развития стресса. Систему составил уже известный вам Ганс Селье. С незначительными изменениями, ее используют до сих пор.

    Стадии стресса согласно Г. Селье

    Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

    В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

    Продолжив свои изыскания, Селье сделал вывод, что важную роль в реакции на стрессоры играют гормоны. Выделение адреналина – лишь одно звено из цепной реакции, которая запускается в организме человека с момент стресса. В процессе своих изысканий Селье выделял три стадии развития стресса.

    • На первой стадии стресса ученый выделил в качестве преобладающего чувство тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма. Сопротивляемость стрессу падает ниже нормального состояния. Так происходит из-за особой реакции желудочно-кишечного тракта, иммунной системы и надпочечников. В психологии эти системы называются «триада стресса». Если стрессор слишком силен, например, крайне низкая или высокая температура, тяжелая рана, может наступить смерть из-за ограниченности возможностей организма.
    • На второй стадии стресса происходит сопротивление. Если возможности к адаптации превышают силу воздействия стрессора, признаки тревоги исчезают, и начинает подниматься уровень сопротивляемости. Причем, поднимается он выше обычного состояния.
    • На третьей стадии стресса начинается фаза истощения. Несмотря на возросший уровень сопротивляемости, наш организм имеет предел. Если стрессор продолжает действовать на человека слишком долго, запасы энергии истощаются. Признаки первой стадии тревоги возвращаются, но уже необратимые. Наступает истощение, последствия очень печальны. Если стрессор был физическим, человек погибает. Если психологическим, такие же проблемы и начинаются.
    • В целом, если говорить примерами, организм человека можно сравнить с мотором, работающим слишком долго на пределе. Через некоторое время что-то внутри ломается и ремонту уже не подлежит. Стресс не должен пройти через все три стадии развития. Как правило, он останавливается на второй.

      Концепция, разработанная Селье, кардинально изменила подход к лечению и профилактике не только психических заболеваний, но и недугов тела. Современная медицина, взяв за основу теорию Селье, продолжает развивать ее. Подтверждения правоты ученого возникают в процессе исследований в ниши дни постоянно.

      Вторая сторона медали

      Почему же нельзя избегать стрессов? В психологии существует такое понятие как дистресс из-за недостаточного количества раздражителей. Монотонная жизнь, изоляция, скука – все эти факторы способны уничтожить психическое и физическое здоровье человека. Если нет развития, основным спусковым механизмом которого является стресс, начинается деградация. Многие пытаются скучную жизнь хоть как то разнообразить экстремальными увлечениями. Хорошо это или плохо? Зависит от того, приносит ли это вред самому человеку и окружающим. Наверно, важно не потерять чувство меры и инстинкт самосохранения.

      Меняем отношение к стрессорам

      Выяснив важность стресса для развития человека, ученые умы от психологии начали искать золотую середину. Выход нашли в популяризации прикладной психологии и воспитании у обывателя позитивного мышления. Главная цель – остановить воздействие стрессора на второй стадии и не допустить наступления второй.

      Если воздействие физическое, вариантов не так уж и много. Но и здесь крайне важно, поддается человек ситуации или борется с ней. Психологическое воздействие полностью поддается контролю человека. Здесь нам навредить могут лишь с нашего разрешения. Дать единый рецепт на все ситуации невозможно. Но если воспринимать каждую стрессовую ситуацию в качестве толчка для развития, все меняется в корне. В каком направлении развиваться, решать только вам.

      amazingwoman.ru

      Концепция стресса Г. Селье

      Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

      Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках. В силу этого представление о стрессе необычайно расплывчато и многозначно, и в литературе встречается множество путаных и противоречивых определений и формулировок, поэтому необходимо определить, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение тоже стресс). Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели сына, испытывает страшное потрясение. Если окажется, что сообщение было ложным, и если сын неожиданно войдет в комнату, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

      Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, авария, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке. По Р. Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде. Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как стресс межличностный, стресс достижений, индустриальный, боевой, информационный, мотивационный и др.

      По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

      • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;

      • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

      В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.

      Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

      • первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;

      • вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;

      • третья стадия — стадия истощения.

      На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

      Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

      На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».

      По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

      Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».

      Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

      Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

      Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета). Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О. Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:

      • один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);

      • другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.);

      • третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).

      psyera.ru

      Стресс: основные положения концепции Г. Селье

      Начало созданию концепции стресса ( Селье, 1979 ) положил обнаруженный в экспериментах Гансом Селье в 1936 г. «синдром ответа на повреждение как таковое» получивший название триада : увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников , уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез , так называемого тимико-лимфатического аппарата, точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

      Вот как Селье описывает это управление стрессом: «Стрессор возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены), продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон ( АКТГ ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (легкодоступный источник энергии).

      Другая типичная черта стрессовой реакции — образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении» . Возможность изменений, приводящих к увеличению коры надпочечников и уменьшению тимико-лимфатического аппарата, известна благодаря многочисленным экспериментальным исследованиям.

      Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна по первому требованию и восполнима за счет второй — «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, Однако тезис об абсолютной необратимости затрат гипотетической «адаптационной энергии» в настоящее время является скорее символическим, чем экспериментально обоснованным. При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявления «триады стресса» изменяются по интенсивности.

      Г. Селье выделяет три стадии этих изменений. Первая стадия развития стресса — мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма — «стадия тревоги». Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. «Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует «стадия резистентности». Эта вторая стадия — сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным системам. Ввиду того что «адаптационная энергия не беспредельна», рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья — «стадия истощения». «Мы до сих пор не знаем, что именно истощается, но ясно, что только не запасы калорий», на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, в третьей стадии эти сигналы — призывы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.

      При кратковременных сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса. Кратковременный стресс — это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно можно выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с ограниченным числом заметных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации «глубоких». Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах.

      Длительный стресс — постепенные мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т. е. отражаться, в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «включаются» процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершенствования диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассматривать как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами. В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой функциональной системности организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стресса, т. е. стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения,, посвящены немногочисленные исследования,- проводившиеся либо в натурных условиях, что затрудняло получение достоверных и сопоставимых данных, либо в экспериментах с животными. При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т. п. пребыванием человека в экстремальных условиях — основные причины недостаточной его изученности.

      Обращает внимание сходная суммарная продолжительность первых двух периодов стресса в различных экстремальных условиях. Если эти условия приближались к предельно переносимым для человека,- то суммарная продолжительность этих периодов в совершенно разных стрессогенных условиях в среднем составляла около 11 суток. Авторы исследований жизнедеятельности человека в крайне неблагоприятных для него условиях описывают период неустойчивой адаптации к этим условиям. Этот период может рассматриваться как третий период первой стадии развития стресса. Его продолжительность варьирует в широких пределах (до 20-60 суток).

      humbio.ru

      135. Учение г. Селье о стрессе. Стадии стресса. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс) и его роль в формировании психосоматических заболеваний организма.

      Функциональным состоянием называется тот уровень активности организма, при котором выполняется та или иная его деятельность. Низшими уровнями Ф.С. являются кома, затем сон. Высшим агрессивно-оборонительное поведение.Одной из разновидностей функциональных состояний является стресс. Учение о стрессе создал канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это функциональное состояние, с помощью которого организм реагирует на экстремальные воздействия, угрожающие его существованию, его физическому или психическому здоровью. Поэтому основной биологической функцией стресса является адаптация организма к действию стрессового фактора или стрессора. Различают следующие виды стрессоров:

      Физиологические. Они оказывают непосредственное воздействие на организм. Это болевые, тепловые, холодовые и др. раздражители.

      Психологические. Словесные стимулы, сигнализирующие об имеющихся или будущих вредных воздействиях.

      В соответствии с видом стрессоров выделяют следующие разновидности стресса:

      Физиологический. Например, гипертермия.

      Психологический. Выделяют 2 его формы:

      информационный стресс, возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать правильные решения.

      эмоциональный стресс. Возникает в ситуациях обиды, угрозы, неудовлетворённости.

      Селье называл стресс общим адаптационным синдромом, так как считал, что любой стрессор запускает неспецифические адаптационные механизмы организма. Эти адаптационные процессы проявляются триадой стресса

      Повышается активность коркового слоя надпочечников

      Уменьшается вилочковая железа

      Появляются язвы на слизистой оболочке желудка и кишечника.

      Выделяют 3 стадии стресса:

      Стадия тревоги. Она заключается в мобилизации адаптационных возможностей организма, но затем сопротивляемость стрессора падает и возникает триада стресса. Если адаптационные возможности организма истощаются, наступает смерть.

      Стадия сопротивления. Эта стадия начинается, если сила стрессора соответствует адаптационным возможностям организма. Уровень его сопротивляемости растёт и становится значительно больше нормы.

      Стадия истощения. Развивается при длительном действии стрессора, когда возможности адаптации истощаются. Человек погибает.

      studfiles.net

      Стресс и его причины

      Автор: Ирина Нестерова

      Нестерова И.А. Стресс и его причины [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

      В современном мире ритм жизни очень быстр и требователен к человеку. На мгновение замер, остановился отдышаться, и все, поезд уехал. Столь явная быстротечность вместе с регулярными мелкими и крупными неурядицами является одной из причин психологического стресса.

      Стресс как понятие в психологию проникло очень давно. К его трактовке приложили руку многие философы и психологи. Не прошли мимо проблемы стресса и педагоги.

      Термин «стресс» используется широко во многих сферах знаний, именно потому в него вкладывают различающийся несколько смысл с точки зрения причин происхождения подобного состояния, способов его развития, особенностей последствий и проявлений.

      В современной психологической литературе нет четкого разграничения между такими понятиями как дистресс, напряжение, стресс, эмоциональный стресс и тревожности.

      Такая ситуация существенно усложняет процесс исследования стресса в целом и ведет к появлению множества псевдо трактовок данного понятия и как следствие, к нарушению научной целостности стресса, как термина с устоявшимся понятийным аппаратом.

      Автор трактовки понятия

      К стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. Г. Селье выделял две формы стресса: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс [5].

      Cтресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов»[6].

      Cтресс рассматривается как общая адаптивная реакция организма, развивающаяся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза»[7].

      Стресс – совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций, вызванных превосходящим адаптационные ресурсы человека давлением [1].

      С понятием «стресса» связаны ряд сложных психологических понятий. Так тревога, как один из смежных со стрессом понятий, по мнению Д. В. Ковпак, «. возникает, когда индивид воспринимает конкретную ситуацию или раздражитель как несущие в себе потенциально или актуально элементы угрозы, опасности, вреда». Тревожное состояние может меняться по интенсивности и во времени как функция степени стресса, которому подвержен индивид [7].

      С подобным положением согласовано и понимание стресса в качестве совокупности воздействий внешнего характера (стресс-факторов), воспринимаемые личностью как повышенные требования и создающие угрозу ее самооценке, самоуважению, что приводит к соответствующей эмоциональной реакции (состояние тревоги) разной интенсивности. Склонность к подобной эмоциональной реактивности можно характеризовать как личностную тревожность.

      Стресс характеризуется развитием и имеет логику собственного развития. Последствия для человеческого организма при развитии стресса могут быть самыми различными [3].

      Итак, подводя итог можно сформулировать наиболее общую трактовку понятия «стресс».

      Стресс – это напряженное состояние человеческого организма, как психическое, так и физическое.

      Ряд ученых склонны согласиться с Г. Селье, что стресс проходит стадии, отраженные на рисунке 1. Г. Селье [4] наделяет процесс зарождения и развития стресса у человека логикой и констатирует его опасность на конечной стадии развития.

      Рисунок 1. Стадии стресса по Г. Селье

      Все три стадии стресса, которые предлагает Г. Селье [4] можно рассмотреть на большом отрезке времени. Это отражено на рисунке 2. Реакция человека на стресс во многом зависит от личностых предпочтений и ощущений.

      Рисунок 2. Шкала стресса и сопротивляемость вредным факторам по Г. Селье

      Стресс может быть в каждой человеческой жизни, поскольку в любой сфере жизни и деятельности человека может встретиться множество стрессовых факторов.

      Каждое фактическое событие или сообщение может привести к стрессу, т.е. являться стрессором. Стрессорами могут выступать самые различные факторы: вирусы и микробы, разные яды, низкая или высокая температура окружающей среды, болезнь и т.д.

      Стресс явление многоликое. В современной науке насчитывается несколько классификаций стресса на виды. Наиболее полной и общей является классификация стресса, предложенная американскими психологами, но не все с ними согласны. Виды стресса представлены ниже:

    • межличностный стресс;
    • личностный стресс;
    • внутриличностный стресс;
    • рабочий стресс;
    • семейный стресс;
    • экологический стресс;
    • общественный стресс.
    • финансовый стресс;
    • В российской психологии больше придерживаются следующей классификации стресса, согласно которой к видам стресса относятся:

      Стресс обладает определенной симптоматикой. Ее изучением многие годы занимаются психологи во всем мире, так как стресс превратился в эпидемию. Все больше и больше людей не просто не борются со стрессом, но и считают стресс нормой.

      Важно не пропустить симптомы стресса. Если человек стал часто болеть, появилась озлобленность раздражительность переходящая в плаксивость или истерику, то тут картина очевидна- стресс перешел в финальную стадию. Без квалифицированного специалиста человеку не выбраться. Ключевые симптомы стресса представлены на рисунке три.

      Рисунок 3. Симптомы стресса

      В случае обнаружения симптомов стресса необходимо срочно принять меры, в противном случае человек может быть загнан в угол и тогда, помочь станет намного труднее.

      Физиологические проявления стресса обусловлены активацией гипоталамуса. Гипоталамус важен для человека тем, что выполняет следующие функции, которые связаны с проявлением симптомов стресса:

      Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

    • является высшим центром вегетативной нервной системы;
    • отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;
    • управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности,
    • адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;
    • формирует эмоциональные реакции человека;
    • регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.
    • Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций [7].

      Вопрос о причинах стресса возникновения психологического стресса является достаточно спорным в современной психологии. среди объективных причин стресса целесообразно будет выделить следующие причины:

      1. условия жизни и работы
      2. взаимодействие с иными людьми
      3. экономические и политические факторы:

      – экономические – высокие расходы и низкие доходы;

      – политические – невыгодное положение, неэффективная экономическая и законодательная база и неудовлетворяющая ожидания политическая власть;

    • чрезвычайные обстоятельства;
    • социальные, природные и техногенные чрезвычайные ситуации;
    • криминал – ущерб экономики и ущерб достоинству и здоровью;
    • различные заболевания;
    • несоответствие программ генетики современным условиям;
    • стресс от осуществления отрицательных родительских программ;
    • когнитивный диссонанс и механизм психологической защиты.
    • Последние три фактора некоторые ученые относят к числу субъективных факторов.

      odiplom.ru