Стресс и физические травмы

Стресс и физические травмы

Основные черты травмированной личности — романтизм, уход от действитель­ности, преобладание групповых ценностей над индивидуальными, стремление к самоопределению.

Для такой личности характерны:

— постоянно заново травмирующие события (она избегает всего, что с ними связано — разговоров, людей, действий, мест и т.д.);

— невозможность сопоставить важные эпизоды травмы;

потеря интереса к ведущим видам деятельности и жизненноважным ценностям;

— короткая жизненная перспектива;

— нарушение когнитивных функций и т.д.

Стресс это плюрикаузальный (многопричинный) синдром.

Для него, а это может быть и патологический синдром, свойственна целая совокупность обусловливающих (сенсибилизирующих) факторов. Таким образом, можно подготовить организм так, что он будет отвечать на разные правоцирующие агенты стереотипичной реакцией, характер которой можно предсказать. При этом, «как правило, конечное звено, завершающее набор патогенных условий, прозвучит решающим фактором (следовательно, даст возможность проявиться само­му заболеванию), в то время как, на самом деле, оно имеет не более существенное значение, чем все остальные факторы«.

Факторы, предшествующие стрессу, по мнению Г.Селье, бывают экзо- и эндогенными, которые сами по себе не являются стрессовыми.

Стрессор малой интенсивности не вызывает стрессового состояния, повышает устойчивость организма к интенсивному стрессору.

Стрессор — это степень соответствия компонентов системы «человек-среда», а именно, различие требований среды к человеку и человека к среде.

Одним из компонентов стресса всегда оказываются те или иные эмоции — эмоциона­льный фактор.

Многие ученые-психологи в своих статьях о стрессе дают в контексте психологии труда ответы на вопросы:

— до каких пределов можно напрягать те или иные функциональные возможности человека, включенного в современное про­мышленное производство;

— где граница между стрессом, способствующим или, хотя бы, не препятствующим деятельности человека, и дистрессом, сни­жающим эффективность труда; и т.д.

Были выделены стрессогенные факторы на производстве:

— авторитарный стиль управления;

— нарушение этических, эстетических и санитарных норм;

— несоответствие физических возможностей человека требованиям профессии; и др.

Ученые отмечали необходимость создания психопрофилактических и психокоррекционных программ с учетом особенностей стрессогенных факторов.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СТРЕССА

studfiles.net

Влияние физической травмы на психическое развитие детей

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к регрессу в психическом развитии ребёнка. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

Физиология психологической травмы сводится к тому, что в обычной, нестрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, таким образом идёт постоянное "отслеживание" ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой ситуации (к числу которых относится и приобретённая физическая травма), и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга. И тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые нижерасположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием ''fight or flight'' (борись или улетай). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной. Болезненное состояние у ребёнка может возникнуть лишь тогда, когда его организм как бы «зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.

В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.

Мише 4 года. Его заболевание – рубцевой стеноз пищевода, возникло от того, что родители уделяли мало внимания ребёнку, и он выпил отравляющую организм жидкость… Естественно, в жизни ребёнка появились больницы, врачи, операции с множеством наркозов, что и повлияло на развитие разного рода страхов. Ребёнок боится ложиться спать, боится самого процесса засыпания. Он перестал доверять близким, не идет на тактильный контакт с родителями. Впоследствии всё это привело к тому, что в игровой деятельности ребёнка в большинстве случаев начала преобладать агрессия… В такой ситуации родителям не приходится ждать одномоментной помощи психолога, так как ребёнку необходимо привыкнуть к нему.

Для такого ребёнка именно психолог должен стать, своего рода, большим мудрым другом, к которому ребёнок, привыкая, может прикоснуться, обнять, с которым можно поиграть и доверить все свои секреты. Работа такого плана имеет длительный характер, но именно более раннее её начало способствует увеличению её продуктивности. Всё это вместе взятое, а также выше описанные особенности реагирования детей на дефект приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

Юле 14 лет. До 12 лет Юля была обычным здоровым ребёнком: ходила в школу, общалась с друзьями. Перенесённая простуда повлияла на то, что у Юли возникло заболевание опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит. Данная ситуация осложнялась тем, что девочка находится в подростковом возрасте, которому присущи свои переживания, наличие своего внутреннего мира и отношений ко всему происходящему. Так, Юля замкнулась в себе и ушла от контактов со сверстниками. Девочке была своевременно оказана помощь психолога, в результате чего, она начала адекватно воспринимать себя со своими особенностями заболевания.

Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события (физическая травма другого близкого человека), а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а также чувство уверенности в себе и в близких людях. К счастью, для большинства из детей, особенно для тех, которые не являлись прямыми участниками трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. Через некоторое время эти дети возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научаются от них отвлекаться. Особенно же остро переживается ребёнком приобретённый физический дефект. Восприятие ребёнком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления последствий физического дефекта и драматических ситуаций.

Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. Так, ребёнку значимые взрослые начинают приписывать особенности и черты характера, которыми он не обладал до приобретения физической травмы, и не обладает после её возникновения. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.

Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери — стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.

Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего ребёнка степень осознания произошедшего. Родителям важно знать: чем чаще психолог совместно с ребёнком возвращается к ситуации, вызвавшей физическую травму, тем легче избавиться ребёнку от часто возникающих страхов и последствий физической травмы. Если такая работа проводится одномоментно, или же в отдаленном периоде, её эффективность снижается. Это объясняется тем, что в какой-то мере ребёнок уже самостоятельно пережил ту или иную травмирующую ситуацию. Последствия такого рода переживаний приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе и, порой, воздействие психолога на эмоциональное состояние ребёнка не приносит желаемых результатов. Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.

Всё это убедительно показывает, что травма наносит огромный ущерб психическому развитию ребёнка. Пострадавшие дети (также, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.

www.ya-roditel.ru

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ С ДОСТАВКОЙ: +7 9О8 О4О 5221

В современном мире человека постоянно преследуют разные стрессовые ситуации, которые могут стать источником психической или психологической травмы. Это может быть угроза для жизни или здоровья, либо ситуация, которая воспринимается психикой человека, как таковая. Поражение психики способно повлиять и на физическое здоровье человека.

Психическая травма – это поражение психики человека под действием какого-либо стрессового фактора окружающей среды.

Что происходит при психической травме?

Блокируется механизм регулирования стресса, и травмирующая ситуация воспринимается человеком как постоянная. Он не может разрешить эту проблему. Нервная система начинает реагировать повышением возбуждения, которое постепенно разрушает психику. Истощаются также и физические ресурсы человека.

Причины психической травмы.

Роль травмирующего фактора может играть потеря близкого человека, измена, физическое или психическое насилие, полученное увечье, обнаружение опасного для жизни заболевания, катастрофа, увольнение с работы, потеря денег, имущества. Иногда событие, вызывающее психотравму, не является серьезным в глазах других людей. Но у человека такой склад личности, что для него этот фактор становится разрушительным. Тогда поражение психики останется незамеченным.

Доказано, что более тяжелыми являются те психотравмы, которые травмируют отдельного человека, а не коллектив людей, а также те, которые возникают на фоне благополучия общества. Психические травмы могут приводить к психосоматическим болезням, неврозам, реактивным состояниям.

Существует еще одно понятие – «психологическая травма». Отличие в том, что при этой травме нет нарушений психического здоровья, человек в состоянии адаптироваться и справиться с проблемой.

Виды психических травм.

  • Острое стрессовое расстройство – изменения психики, развивающиеся резко, сразу же после события.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство – поражение, происходящее через какое-то время после острого стрессового расстройства.
  • Травма рождения, или травма развития, – это травма, приобретенная ребенком в период внутриутробной жизни, либо в первые годы после рождения. Она накладывает отпечаток на развитие личности.
  • Проявления психической травмы.

    Конкретных признаков, как при физических травмах, не существует. Психические травмы нельзя определить оборудованием, другими современными методиками исследования. Но все же выделены некоторые симптомы:

    1. Событие, которое человек расценивает как сильнейший удар.
    2. Постоянное возвращение к пережитому. Пострадавший не может взглянуть на ситуацию со стороны, переживает ее снова и снова.
    3. Вовлеченность. Человек становится одним целым с произошедшим стрессовым событием, не разделяет себя и его. Весь мир он видит сквозь призму этого события.
    4. Нарушения душевного функционирования, ост ановка развития человека как личности. Человек с трудом начинает адаптироваться к окружающей его обстановке, не может решать проблемы. У него нарушается внимание, память. Поступки становятся неадекватными. Пострадавший начинает ощущать себя абсолютно беззащитным, а окружающий мир видится ему враждебным. Он не желает что-либо делать (работать, выполнять бытовые дела). Обычно эти проявления формируются сразу после воздействия травмирующего фактора.
    5. Стремление избежать того, что может напомнить о переживаемом событии. У человека появляются разные страхи.
    6. Склонность к саморазрушению. Может появиться тяга к алкоголизму, наркомании, самоубийству. И если вовремя не обратиться к врачу, исход бывает плачевным.
    7. Появление соматических заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, сахарный диабет. Также характерно снижение аппетита или переедание.
    8. Симптомы могут проявляться от нескольких дней до лет, затухают и снова обостряются. Даже если человек чувствует себя хорошо, он может периодически беспокоиться от болезненных воспоминаний, эмоций, от напоминаний о произошедшем.

      Чувствительные люди и дети наиболее подвержены психотравмам.

      Лечение психической травмы.

      Каждый человек, переживший какое-либо стрессовое событие, должен обратиться к психотерапевту. Не следует самостоятельно принимать различные лекарственные препараты, в том числе антидепрессанты. Они могут лишь сгладить некоторые симптомы, но не затронут изменения в личности человека, вызванные травмой.

      Работа с психической травмой – это тяжелый труд и для пострадавшего, и для врача. Учитывается срок ее получения, вид события, характер человека, отношение общества к этой травме.

      Профилактика психических травм.

      Люди верующие гораздо легче принимают травмирующие факторы и более адекватно реагируют на стресс, и здесь методика преодоления стресса одна: понимание того, что всё в конце концов происходит по Божьей воле – и хорошее, и плохое, а цель любого существования – слиться с Богом, и даже самое плохое – смерть есть переход к другой форме жизни души.

      Конечно же, необходимо вести здоровый образ жизни, уделять время отдыху, уметь быть нужным в семье и обществе. Существует также огромное количество методик, позволяющих справиться со стрессовой ситуацией.

      Электротравма – очень серьезное поражение. Какие параметры электрического разряда опасны? Это ток с силой более 0,1 .

      Биологические травмы – это повреждения, наносимые бактериями (их токсинами), вирусами, а также укусами змей, насеком .

      Многие испытывали на себе обморожение легкой степени, когда при пребывании на холоде кончик носа или пальцы станови .

      Существует несколько видов артрита. Артрит – болезнь не новая, она давно исследуется специалистами, которые смогли в .

      Копчик часто подвергается травмам. Достаточно упасть на ягодицы на твердую поверхность, в гололед, например, и ушиб .

      zdorover.ru

      Глава 21 Психология и спортивные травмы

      Перед началом сезона 1990 г. Кейт Миллард — футболист команды «Виккингов» (Миннесота) был одним из лучших игроков НФЛ. Однако в одной из игр он получил серьезную травму колена. Спортивный журналист Джил Либер (1991) точно уловил реакцию спортсмена во время интервью: «Мое колено «погибло». Мое

      Перед началом сезона 1990 г. Кейт Миллард — футболист команды «Виккингов» (Миннесота) был одним из лучших игроков НФЛ. Однако в одной из игр он получил серьезную травму колена. Спортивный журналист Джил Либер (1991) точно уловил реакцию спортсмена во время интервью:

      «Мое колено «погибло». Мое колено «погибло», а с ним и вся моя карьера. Все кончено. Со мной покончено». Расстроенный Миллард, обхватив голову руками, заплакал так, что содрогалось его мощное тело.

      К нему нельзя было приблизиться, он кричал на медсестер, отказывался принимать пищу, бросал костыли на пол, вместо того чтобы учиться передвигаться с их помощью.

      . Обеспокоенный тем, насколько уязвимым он выглядит на больничной койке во время посещения тренерами и товарищами по команде, Миллард попросил руководителя команды, чтобы к нему никто не приходил. Когда Миллард проходил курс реабилитации, он скрывал, что боль в колене была просто невыносимой.

      Миллард снова вышел на поле. Однако его реакции после перенесенной травмы явно говорили о том, что он перенес не только физическую, но и психическую травму.

      В связи с тем, что подобных случаев встречается очень много, психология спортивных травм представляет направление, требующее особого внимания.

      В этой главе вы узнаете о:

    9. роли, которую играют психологические факторы при травмах
    10. психологических предпосылках спортивных травм
    11. взаимосвязи между стрессом и травмами
    12. типичных психических реакциях на травмы
    13. признаках или симптомах «ненормальной» реакции на травму
    14. психологических навыках и методах, ускоряющих процесс реабилитации
    15. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВО ВРЕМЯ ТРАВМ

      Согласно статистическим данным, ежегодно 3—5 млн жителей США получают травмы во время различных видов спортивной деятельности (Kraus, Conroy, 1984). Таким образом, независимо от того, собираетесь ли вы стать преподавателем физического воспитания, тренером, специалистом в области физической культуры, физиотерапевтом и т.п., вам придется иметь дело с травмированными людьми.

      Основной причиной спортивных травм, естественно, являются физические факторы, однако существенную роль играют также и психологические факторы. Поэтому специалистам в области физической культуры необходимо знать и понимать психические реакции на травмы, а также знать, какие психологические методы использовать, чтобы обеспечить ускорение процесса реабилитации.

      Спортивные психологи Марк Андерсон и Джин Уильяме (1988) проанализировали роль, которую играют психологические факторы в спортивных травмах. На рис. 21.1 показан упрощенный вариант разработанной ими модели. Из рисунка видно, что взаимосвязь между спортивными травмами и психологическими факторами рассматривается, главным образом, как обусловленная стрессом. В частности, потенциально стрессовая спортивная ситуация (например,соревнование, тренировка, плохое выступление) может способствовать травме в зависимости от спортсмена и от того, насколько «угрожающей» он считает данную ситуацию (см. главу 6). Ситуация, воспринимаемая как угрожающая, ведет к повышению тревожности, что в свою очередь вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания и мышечном напряжении. Все это повышает вероятность получения травмы.

      Однако стресс — не единственный психологический фактор, который влияет на вероятность получения травмы. Как видно из рисунка, свойства личности, предыдущие стрессоры (факторы напряжения) и предпосылки, позволяющие справиться со стрессом, также оказывают влияние на процесс стресса и, следовательно, на вероятность травмирования.

      Более того, в случае получения травмы эти же факторы влияют на процесс реабилитации и восстановления. И наконец, из рисунка видно, что люди с развитыми психологическими навыками и умениями (например, постановка цели, идеомоторные акты, релаксация) лучше справляются со стрессом, что снижает как вероятность получения травмы, так и степень стресса, обусловленного травмой. Рассмотрим более подробно составные этой модели, чтобы лучше понять роль психологических факторов.

      КАК СЛУЧАЮТСЯ ТРАВМЫ — ПРЕДПОСЫЛКИ

      Физические факторы, такие, как мышечный дисбаланс, столкновения на высокой скорости, перетренированность и физическое утомление, являются основными причинами травм. Вместе с тем определенную роль могут играть и психологические факторы. Психологическими предпосылками спортивных травм могут быть особенности личности, уровни стресса (Rotella, Heyman, 1986; Wiese, Weiss, 1987).

      Особенности личности

      Из всех психологических факторов, в той или иной мере связанных с травмами, ученые в первую очередь обратили внимание на характерные особенности личности. Они хотели выяснить, насколько связаны с травмами такие особенности личности, как степень самовосприятия, тип личности (интровертируемый/эк-стравертируемый) и т.д. Например, выше ли степень травматизма среди спортсменов с низкой степенью самовосприятия? К сожалению, данный вопрос остается еще недостаточно изученным и мы не можем сказать, какие особенности личности в большей степени связаны со спортивными травмами.

      Рис. 21.1. Модель взаимосвязи между стрессом и спортивной травмой. Данные Anderson, Williams (1988)

      Было установлено, что уровень стресса является важной предпосылкой спортивных травм. Исследовалась взаимосвязь между повседневными стрессами и степенью травматизма (Anderson, Williams, 1988). Главное внимание уделялось таким стрессовым ситуациям, как потеря близкого человека, переезд в другой город, замужество/женитьба. Вместе с тем изучались и менее стрессовые ситуации, такие, как, например, езда на машине в условиях «пробок» на дорогах. Результаты исследований показали, что спортсмены, чаще подвергающиеся стрессовым ситуациям, как правило, чаще получают повреждения. В этой связи специалисты в области спорта и физической культуры должны знать о коренных изменениях в жизни своих подопечных, стрессовых ситуациях, в которых оказываются спортсмены, и соответствующим образом корректировать тренировочный процесс, а также оказывать психологическую помощь таким спортсменам.

      Взаимосвязь между стрессом и травмами является весьма сложной. В исследовании с участием 452 спортсменов и спортсменок колледжей (баскетболисты, борцы и гимнасты) изучали взаимосвязь между стрессовыми жизненными ситуациями, социальной и эмоциональной поддержкой со стороны членов семьи, друзей и тренеров, умением справляться со стрессовыми ситуациями и количеством пропущенных тренировочных занятий вследствие травм (Smith, Smoll, Ptacek, 1990). На протяжении школьного сезона взаимосвязь между этими факторами не была обнаружена.

      Вместе с тем стрессовые жизненные ситуации были связаны со спортивными травмами у тех групп спортсменов, у которых были недостаточно развиты умения справляться со стрессовыми ситуациями и низкие уровни социальной поддержки. Эти результаты свидетельствуют о том, что если спортсмен, имеющий незначительную социальную поддержку и невысокий уровень умений справляться со стрессами, сталкивается с существенными изменениями в своей жизни, вероятность получения травмы значительно повышается. Эти данные подтверждают модель Андерсона и Уильямса, которая акцентирует внимание на необходимости учета множества психологических факторов во взаимосвязи между стрессом и травмами.

      ОБЪЯСНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТРЕССОМ И ТРАВМАМИ

      Понимание того, почему спортсмены, подвергающиеся значительным стрессам в повседневной жизни, более подвержены травмам, очень важно с точки зрения создания специальных профилактических программ. На сегодняшний день взаимосвязь между стрессом и травмами объясняют две теории.

      Нарушение концентрации внимания

      Согласно одной из теорий, стресс нарушает концентрацию внимания, снижая периферическое внимание (Williams, Tonyman, Anderson, 1991). Нападающий футбольной команды в условиях значительного стресса может получить травму, поскольку не замечает защитника соперника, набегающего на него сбоку. При более низких уровнях стресса у нападающего было бы более широкое поле периферического зрения и, следовательно, он бы во время увидел приближающегося защитника и избежал столкновения и травмы.

      Кроме того, выдвигается предположение, что повышенное состояние тревожности также приводит к нарушению концентрации внимания и нерелевантным мыслям. Например, служащий, бегущий трусцой во время обеденного перерыва, после ссоры с коллегой, может оказаться невнимательным к своему маршруту, не заметить ямки и подвернуть ногу.

      Повышенное мышечное напряжение

      Высокий уровень стресса может сопровождаться значительным мышечным напряжением, которое нарушает координацию движений и повышает вероятность получения травмы (NidefTer, 1983). Например, гимнастка при высоком уровне стресса испытывает чрезмерное мышечное напряжение, что может привести к ее к падению с бревна и травме.

      Преподаватели и тренеры, работающие со спортсменом, у которого происходят значительные изменения в жизни (например, учащийся колледжа, родители которого разводятся), должны пристально следить за его поведением. Если у него наблюдаются признаки повышенного мышечного напряжения или существенные нарушения концентрации внимания во время занятий, целесообразно облегчить тренировочный процесс и подумать об использовании методов, направленных на снятие стресса (см. главу 14).

      Другие объяснения взаимосвязи между стрессом и травмами

      Спортивные психологи, работающие с травмированными спортсменами, идентифицировали факторы, которые, по всей видимости, предрасполагают спортсменов к травме. Ротелла и Хеймен (Rotella, Heyman, 1.986) выяснили, что заявления некоторых тренеров типа «Действуй жестко и всегда выкладывайся на 110 %» или «Если ты травмирован, ты не представляешь никакой ценности» повышает вероятность травмирования спортсменов.

      «Действуй жестко и всегда выкладывайся на 110 %». Многие тренеры используют заявления типа «Выкладывайся полностью или уезжай домой», «Без боли нет успеха», которые символизируют ориентацию на максимальное усилие. Тренеры, поощряющие такое усилие, не акцентируя при этом внимания на возможности получить травмы, тем самым поощряют спортсменов на неоправданный риск (Rotella, Heyman, 1986). К примеру, футболиста команды колледжа могут поощрять и хвалить за то, что он «жертвует» собой в игре с соперниками. Это может продолжаться до тех пор, пока однажды этот футболист не получит серьезную травму.

      Речь идет не о том, что спортсмены не должны играть напористо и жестко в таких видах, как футбол, регби и т.д. Не следует постоянно ориентировать их на максимальное усилие, чтобы спортсмены не рисковали понапрасну (например, игра головой в футболе при низко летящем мяче).

      Следует также отметить, что многие спортсмены уверены в том, что они должны «тренироваться, превозмогая боль» и что всегда «чем больше, тем лучше». Это ведет к перетренированности и возникновению таких травм, как «теннисный локоть», «расколотая голень», «плечо пловца» и др.

      Интенсивные физические тренировки действительно сопровождаются определенной степенью дискомфорта, однако спортсмены и занимающиеся должны отличать естественный дискомфорт вследствие высоких физических нагрузок и высокого объема тренировок от болевых ощущений, которые ассоциируются с началом травмы.

      Бесполезность. Многие люди чувствуют себя никчемными в случае повреждения, причем это чувство может быть обусловлено различными факторами. Во-первых, этому могут способствовать тренеры, как непосредственно, так и косвенно, подчеркивая, что победа значит для них больше, чем благополучие спортсмена. Спортсмен, получивший повреждение, уже не вносит свой вклад в успех команды. Поэтому тренеру такой игрок больше не нужен. Спортсмены хотят быть полезными тренеру и иногда играют, даже получив повреждение, что в конечном итоге приводит к более серьезным травмам. А бывает и так: тренер говорит то, что нужно (например, «Твое здоровье важнее, чем победа»), но когда спортсмен получает повреждение, поступает наоборот. Игрока игнорируют, и он убеждается, что если травмирован, то больше не нужен. У таких тренеров игроки также продолжают играть с травмами.

      Научите спортсменов и занимающихся отличать естественный дискомфорт, обусловленный высокими нагрузками и объемом тренировочных занятий, от болевых ощущений, знаменующих начало травмы

      Болевые ощущения вследствие травмы и дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками

      Шарон Тейлор тренирует команду пловцов, которую в последние годы преследовали травмы, вызванные усталостью. Вместе с тем пловцы команды гордятся своим тяжелым трудом. Воспользовавшись рекомендациями спортивного психолога Кейта Белла (1980), Шарон учила своих пловцов рассматривать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками (боль), как признак развития и прогресса. Для ее команды естественный дискомфорт был не сигналом к прекращению активности, а наоборот, — сигналом к увеличению нагрузки.

      Поскольку подопечные Шарон не совсем правильно интерпретировали рекомендации Белла, Шарон поставила цель научить их отличать дискомфорт, обусловленный физическими нагрузками, от болевых ощущений, обусловленных травмой. Она заменила девиз команды «Без боли нет успеха» на «Тренироваться усердно, но не на грани своих возможностей». Она также изменила расписание тренировочных занятий, увеличив количество дней отдыха, и установила правило, согласно которому никто не должен заниматься плаванием или тренироваться с отягощениями в выходные дни. Периодически тренер обсуждала со своими подопечными разницу между ощущением дискомфорта и ощущениями, связанными с травмой, подкрепляя правильное поведение похвалой и поощрениями. Шарон, кроме того, проинформировала родителей спортсменов о необходимости обращать внимание на хронические болевые ощущения у их детей.

      Со временем подопечные Шарон стали понимать разницу между болевыми ощущениями, обусловленными травмой, и естественным дискомфортом, обусловленным интенсивными тренировочными нагрузками. К концу сезона почти все пловцы команды оказались физически здоровыми.

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ

      Специалисты в области спортивной психологии и тренеры уже давно идентифицировали типичные психологические реакции на травмы. Одни люди расценивают травму как катастрофу (вспомните, например, футболиста Кента Милларда, о котором мы говорили в начале главы). Другие могут расценивать травму как своеобразную передышку, способ отдохнуть от напряженных тренировочных занятий, спасти свое реноме в том случае, если у них не клеится игра, или даже как приемлемое оправдание своего прекращения дальнейших занятий спортом.

      Наиболее типичной реакцией большинства людей на спортивную травму является реакция огорчения Кублер-Росса (KublerRoss, 1969). Люди, получившие травму, проходят процесс, включающий пять этапов (Hardy, Crace, 1990):

      После травмы у большинства людей наблюдается фаза отрицания. Находясь в состоянии шока, они не верят, что получили травму. После осознания реальности происшедшего наступает фаза гнева. Спортсмены начинают ругать себя и окружающих.

      Затем наступает фаза «заключения сделки»: спортсмен пытается обосновать избежание реальности ситуации. Например, травмированный бегун может пообещать себе тренироваться еще более усердно или всегда быть приветливым с окружающими, если ему «повезет» быстро восстановиться. Во время четвертой фазы происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Понимая, что он больше не сможет продолжать занятия, спортсмен впадает в состояние депрессии и испытывает неопределенность в отношении своих будущих занятий. Пятая фаза — фаза принятия, когда спортсмен выходит из состояния депрессии и готов сосредоточить все свои силы на процессе реабилитации и возвращения к физической активности.

      У большинства спортсменов наблюдается подобные реакции на травму, однако скорость и легкость «прохождения» всех пяти этапов могут существенно колебаться. Если один человек «проходит» эти этапы за 1—2 дня, то другому могут потребоваться недели и даже месяцы.

      Все эти пять фаз могут не быть одинаково важными для спортсмена или занимающегося.

      У большинства людей наблюдается типичная реакция на травму, однако скорость и легкость «прохождения» фаз этой реакции могут существенно колебаться

      Другие реакции на полученную травму

      Другие психологические реакции спортсменов и занимающихся на травмы приведены в табл. 21.1 (Petitpas, Danish, 1995).

      «Утрата собственного лица» имеет особенно большое значение для спортсменов, которые видят себя только в спорте.

      Спортсмены, которых травма может привести к окончанию спортивной карьеры, требуют специальной, часто продолжительной психологической помощи.

      Признаки «ненормальной» реакции на травму

      Как вы можете определить, является ли реакция спортсмена на травму «нормальной» или нет?

      В табл. 21.2 приводятся признаки «ненормальной» реакции на спортивные травмы (Petitas, Danish, 1995). Если инструктор по физической подготовке или тренер обнаружат у кого-нибудь такие симптомы, они должны обсудить возникшую проблему с врачом.

      Таблица 21.1. Психологические реакции, связанные со спортивными травмами

      • «Утрата собственного лица»Когда спортсмены больше не могут принимать участия в соревнованиях вследствие травмы, они часто испытывают «утрату собственного лица», то есть они «теряют» часть себя, что серьезно влияет на самовосприятие.
      • Страх и тревожностьПри травмировании у спортсменов могут наблюдаться высокие уровни страха и тревожности. Они беспокоятся о том, смогут ли восстановиться, не получат ли повторной травмы и т.п. Поскольку травмированные спортсмены не могут тренироваться и принимать участие в соревнованиях, у них много времени для того, чтобы волноваться.
      • Утрата уверенности в своих силахМногие спортсмены, получив травму, теряют уверенность в себе. Снижение уверенности может привести к снижению уровня мотивации, отрицательно повлиять на уровень физической активности, атакжепривести к дополнительной травме, поскольку спортсмены стараются компенсировать утрату уверенности, прилагая чрезмерные усилия.
      • Снижение уровня физической активности Ввиду снижения уверенности всвоихсилах, а так-же пропущенных тренировочных занятий уровень результатов спортсменов, перенесших травму, может снизиться. У многих спортсменов возникают определенные трудности ввиду сниженного уровня результатов после перенесенной травмы.
      • Данные Petitas, Danish, (1995)

        Таблица 21.2. Симптомы возможной «ненормальной» реакции на спортивные травмы

      • Чувства гнева и беспокойства
      • Навязчивый вопрос: «Когда можно будет вернуться в строй»?
      • Отрицание (например: «Травма — незначительная»)
      • Слишком раннее возвращение к спортивной деятельности, ведущее к повторному травмированию
      • Чрезмерное хвастовство о достижениях Чувство вины перед командой
      • Подробное описание незначительных физических недомоганий
      • Быстрая смена настроения Заявления о том, что восстановлен и я не произойдет

      Данные Petithas, Danish (1995)

      РОЛЬ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ТРАВМ

      В последние годы были достигнуты значительные успехи в реабилитации спортивных травм, а также повреждений, возникающих в процессе занятий физической культурой. В первую очередь следует отметить активное восстановление, менее инвазивные хирургические методы, а также тренировочные занятия с использованием отягощений. Новые психологические методы, в частности, холистический подход, предусматривающий одновременное излечение души и тела, также ускоряют процесс восстановления.

      Холистический подход предусматривает одновременное излечение души и тела

      Психология восстановления

      В исследовании, целью которого было определить, как использование психологических методов содействует процессу реабилитации повреждений, ученые попытались установить, используют ли спортсмены, которые довольно быстро (менее 5 нед) восстанавливаются после травм колена и лодыжки, бальшее количество психологических методов и умений, чем те, у которых процесс восстановления длится более 16 нед (levleva, Orlick, 1991). Ученые проводили опрос, определяли отношение, наличие социальной поддержки, использование положительной внутренней речи, идеомоторных актов, постановки целей и т.д. Оказалось, что спортсмены, у которых процесс восстановления протекает быстрее, чаще используют постановку целей, положительную внутреннюю речь и идеомоторные акты, чем спортсмены, у которых процесс восстановления длится дольше.

      Полученные результаты свидетельствуют о том, что психологические факторы играют важную роль в лечении травм. Эти результаты подтвердил опрос тренеров. Визе, Вайс и Юкельсон (Weise, Weise, Yukelson, 1991) попросили тренеров привести основные характеристики спортсменов, которые лучше всех и которые хуже всех «справляются» с травмами. Тренеры отметили, что их различают такие характеристики, как готовность слушать тренера, сохранение положительного отношения к процессу реабилитации и самой травме, а также внутренняя мотивация (то есть мотивация самого спортсмена на восстановление).

      В другом исследовании было установлено, что неспособность взять на себя ответственность за процесс реабилитации, неприятие факта повреждения и невыполнение режима реабилитации являются признаками «ненормальной» реакции на травму (Gordon, Milios, Grove, 1991). В этом исследовании в качестве положительных психологических реакций на травму тренеры указывали советы врача, приятие физических ограничений.

      Лечение травм и восстановление

      Результаты исследований показывают, что пришло время использовать холистический подход, который дополняет методы физиотерапии психологическими приемами, способствующими восстановлению после травм.

      Психологические аспекты реабилитации повреждений вытекают из понимания реакций на травму. Однако одного понимания процесса реагирования на травму недостаточно. Осуществлению процесса реабилитации, в частности, способствуют такие психологические методы:

    16. установление взаимоотношений с травмированным человеком;
    17. информирование травмированного человека о том, как протекает процесс реабилитации;
    18. обучение специальным психологическим навыкам и умениям, направленным на осуществление реабилитации;
    19. подготовка травмированного человека к возможным рецидивам в процессе реабилитации;
    20. обеспечение социальной поддержки.
    21. Реализацию этих методов должен взять на себя спортивный психолог.

      Чтобы обеспечить полное восстановление, необходимо учитывать как физические, так и психологические аспекты реабилитации

      Установление взаимоотношений с травмированным человеком. Человек, получивший травму, очень часто теряет уверенность, испытывает гнев, разочарование и становится уязвимым. Все эти эмоции затрудняют взаимоотношения с травмированным человеком. Очень важно попытаться понять, как чувствует себя человек, получивший травму, а также попытаться проявлять эмоциональную поддержку. Звоните ему, посещайте его, интересуйтесь, как идут у него дела. Однако не следует демонстрировать чрезмерный оптимизм относительно быстрого восстановления. Необходимо делать акцент на моральной поддержке всей команды («Это неприятный случай, Мэри, и тебе придется много поработать, чтобы восстановиться.

      Но с тобой вся команда, и мы поможем тебе вернуться в строй»).

      Старайтесь установить взаимоотношения с человеком, получившим травму.

    22. пытайтесь понять, что он ощущает
    23. обеспечивайте эмоциональную поддержку
    24. проявляйте положительное, оптимистичное, но реальное отношение к травме
    25. Информирование травмированного человека о том, как протекает процесс реабилитации.

      Если вы работаете с человеком, который впервые получил травму, очень важно объяснить ему, чего следует ожидать в течение процесса восстановления. Постарайтесь объяснить потерпевшему сущность травмы. Например, если у борца — учащегося средней школы сломана ключица, вы можете взять ветку и показать на ней, как «выглядит» его травма.

      Объясните потерпевшему, что он не сможет участвовать в соревнованиях в течение около 3 мес. Также отметьте (это очень важно), что через месяц он будет чувствовать себя намного лучше. В связи с этим у него может возникнуть желание слишком рано вернуться к обычному режиму тренировочных занятий, что чревато отрицательными последствиями.

      Очень важно наметить осуществление процесса восстановления. Например, травмированному борцу можно порекомендовать через 2—3 нед начать занятия на велоэргометре, через 2 мес приступить к выполнению упражнений с полной амплитудой движения, а затем начать занятия силовой направленности и продолжать их до тех пор, пока восстановится обычный уровень силовых возможностей в поврежденном участке. Только после этого он сможет постепенно начать заниматься борьбой, выполняя вначале специальные борцовские упражнения и затем постепенно переходя к контактной борьбе.

      Обучение специальным психологическим навыкам и умениям, направленным на осуществле ние реабилитации. Наиболее важными психологическими навыками и умениями с точки зрения реабилитации являются (Hardy, Crace, 1990; Petitpas, Danish, 1995; Wiese, Weiss, 1987):

      • положительная внутренняя речь;
      • визуализация или идеомоторные акты;
      • тренировка релаксации.
      • Метод определения целей включает определение даты возвращения к соревновательной деятельности, количество специальных терапевтических занятий, количество упражнений силовой направленности, выполняемых во время восстановительных занятий и т.п. Спортсмены с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию выполнять во время восстановительных занятий ббльший объем работы, чем рекомендуется. Это может привести к повторному травмированию. Поэтому крайне важно акцентировать внимание на необходимости строго придерживаться определенных задач (целей) и не выполнять больший объем работы только потому, что спортсмен чувствует себя намного лучше в какой-то из дней.

        Люда с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию «перерабатывать». Восстанавливающийся спортсмен не должен превышать задания программы, даже если в какой-то из дней почувствует себя намного лучше

        Использование внутренней речи играет большую роль в появлении чувства утраты уверенности в себе после повреждения.

        Спортсмены должны научиться «выключать» отрицательные мысли («Мне никогда не станет лучше») и заменять их реальными и положительными («Я сегодня чувствую себя еще не совсем хорошо, однако я строго следую разработанному плану реабилитации и со временем полностью восстановлюсь»).

        Визуализация или идеомоторные акты широко используются в процессе реабилитации. Травмированный спортсмен может представить себя в игровой ситуации, тем самым сохраняя высокий уровень игровых навыков и способствуя своему скорейшему выздоровлению. Он может также представить удаление поврежденной ткани и образование новой здоровой ткани, что ускорит процесс реабилитации. Иевлева и Орлик (levleva, Orlick, 1991) обнаружили, что использование идеомоторных актов ускоряет процесс лечения травм колена.

        Тренировка релаксации может быть использована для снятия болевых ощущений и стресса, которые обычно сопровождают серьезные травмы. Методы релаксации можно также использовать для снижения общих уровней напряжения, а также для ускорения засыпания.

        Обучение травмированного человека справляться с рецидивами. Процесс реабилитации разных людей протекает поразному, причем довольно часто бывают рецидивы. Поэтому крайне важно подготовить травмированного человека к возможному возникновению рецидивов. Во время фазы установления взаимоотношений с травмированным человеком сообщите ему о возможности возникновения рецидивов. Одновременно старайтесь поддержать его положительное отношение к процессу восстановления. Рецидивы — вполне нормальное явление, поэтому не следует впадать в панику.

        Кроме того, необходимо периодически осуществлять переоценку целей реабилитации. Чтобы помочь травмированному человеку справляться с постигшей его неудачей, посоветуйте ему в случае рецидивов сообщить об этом людям, которые пользуются у него авторитетом. Обсуждая с ними свои проблемы, он может получить необходимую социальную поддержку.

        Подготовьте травмированного человека к возможным рецидивам в процессе восстановления Обеспечение социальной поддержки. Социальная поддержка может иметь различные формы. Это может быть эмоциональная поддержка со стороны друзей и любимых, информационная поддержка со стороны тренера (например, «Ты на верном пути») или материальная поддержка (со стороны родителей, например).

        Травмированные спортсмены нуждаются в социальной поддержке. Им необходимо знать, что о них беспокоятся товарищи по команде и тренер, им необходимо, чтобы люди выслушивали с вниманием их проблемы, им необходимо слышать рассказ о том, как другие спортсмены восстановились после такой же травмы. Адекватная социальная поддержка не происходит автоматически.

        Как отмечалось выше, спортсмен, как правило, получает адекватную социальную поддержку сразу же после травмы и значительно реже и меньше — на последних стадиях восстановления. Не забывайте, что спортсмену, перенесшему травму, социальная поддержка нужна на протяжении всего процесса восстановления.

        Психологические факторы влияют на распространенность травм, реакции на травмы и процесс восстановления. Такие психологические факторы, как стресс, могут быть предпосылками травм спортсменов и занимающихся.

        Специалисты в области физической культуры и спорта должны выявлять условия, предрасполагающие к травме, особенно у людей с низким уровнем социальной поддержки и недостаточными уровнями развития умений и навыков справляться со стрессовыми жизненными ситуациями. При выявлении высоких уровней стресса необходимо использовать специальные методы, направленные на снятие стресса, а также внести соответствующие изменения в тренировочный процесс. Спортсмены должны научиться отличать естественный дискомфорт, обусловленный тренировочными нагрузками, от боли, обусловленной повреждением. Они должны понимать, что отношение к занятиям по принципу «без боли нет успеха» может привести к травмам.

        У травмированных лиц наблюдаются различные психологические реакции, которые, как правило, включают 5 этапов: отрицание, гнев, «заключение сделки», депрессию, принятие и реорганизацию. У них часто наблюдают также повышенную тревожность и чувство страха, сниженную уверенность в себе, снижение уровня физической активности.

        Работая с травмированным спортсменом, следите за появлением симптомов «ненормальной» реакции на травму.

        Психологические основы реабилитации включают такие аспекты: установление взаимоотношений с травмированным человеком, его информация о сущности травмы и протекании процесса восстановления, обучение специальным психологическим навыкам и приемам, таким, как определение целей, идеомоторные акты, релаксация, подготовка травмированного человека к возможным рецидивам в процессе реабилитации и обеспечение социальной поддержки.

        Специалисты в области физической культуры и спорта должны проводить специальные занятия, направленные на профилактику травм, помощь получившим травму и обеспечение психологических условий, которые бы способствовали процессу восстановления.

        bmsi.ru