Стресс и способы преодоления

3 Способы преодоления стресса

Поскольку стресс можно определить как совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров), то и способов преодолеть стресс может быть большое множество.

К самым простым из таких способов можно отнести отдых и расслабление — будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки. Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека. [2, c. 228]

Среди прочих выделяют и так называемые активные способы повышения общей устойчивости человеческого организма. Их разделяют на три группы. [1, c. 243]

Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и так далее.

Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами. Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.

Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы «создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод». Распространение кока в Южной Америке (XIVв) и опия на Среднем Востоке (XVIIв.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. [2, c. 230]

Как средство борьбы со стрессом используют и алкоголь, это средство является достаточно популярным в основном за счет особенностей его воздействия на человеческую психику. Воздействие алкоголя разносторонне. Умеренное и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным. [3, c. 96]

Общеизвестно временное антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими особенностями им присуща еще одна, — болезненное пристрастие к употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или другой наркоманией стрессор – просто ягненок.

Обладая антистрессорным действием, алкоголь, должен оказывать определенное влияние на центральную нервную систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя. [3, c. 97]

Таким образом, считается общедоказанным факт того, что алкоголь не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение отрицательных эмоций, человек рискует попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить ситуацию вызывающую дискомфорт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость возникших обстоятельств. [2, c. 235]

Один из лучших способов успокоения считается общение с близким человеком, когда можно, во-первых, «излить душу», то есть разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости. [6, c. 139]

Научно доказан факт, того разделив свои эмоциональные переживания с посторонним, эмоциональное возбуждение человека снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность иногда проявляется в движении, это могут быть хаотические передвижения по комнате. Для того, чтобы быстрее нормализовать эмоциональное состояние после неприятностей, может быть полезна усиленная физическая нагрузка. [5, c. 269]

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора.

Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, то есть суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой. [6, c. 140]

К возможным способам борьбы со стрессом относят релаксацию, концентрацию, ауторегуляцию дыхания и многие другие. [3, c. 98]

studfiles.net

Простые способы преодоления стресса

На современного взрослого человека каждый день взваливается целая куча разнообразных задач, справиться с которыми временами просто невозможно. А жизнь заставляет! Со временем такой бешеный темп выбивает из колеи и приводит к стрессу. Чтобы быстро и легко справляться с подобными проблемами, необходимо знать, какие существуют способы преодоления стресса.

Этот термин переводится с английского языка как «напряжение, давление». Под стрессом психология подразумевает напряжение человеческого организма как защитную реакцию на негативные факторы.

Другими словами, стресс – это ответ организма на большое количество сильных эмоций (позитивных или негативных). В стрессовой ситуации вырабатывается адреналин, который заставляет мозг работать интенсивнее.

Получается, что без такой реакции человеку нельзя, ведь она заставляет его думать. Но все должно быть в меру. Если стрессов будет чересчур много, организм ослабнет и вскоре начнет болеть.

Решение проблемы в ее причине

Чтобы найти решение проблемы, надо взглянуть на причины, которые вызвали ее. Существуют внешние и внутренние причины возникновения стресса. Первые обычно не зависят от человека, и бороться с ними почти невозможно. Современная психология называет такие внешние причины:

  • перемены (смена работы, переезд в чужой город и другие);
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы (наводнения, цунами, авария и т.д.);
  • перемены погоды и температуры;
  • вирусы, микробы и другие факторы.
  • Что касается внутренних причин, то они напрямую зависят от человека. Чтобы справиться с ними, достаточно просто поменять свое отношение к происходящему. К внутренним причинам возникновения стресса психологи относят:

    • самооценку;
    • жизненные принципы, ценности, убеждения.
    • Попробуйте проанализировать причины и, по возможности, избавиться от них. Любой доктор вам скажет, что лучше избавляться от причины болезни, нежели от симптомов.

      Чтобы не пришлось лечить, надо заниматься профилактикой. И психология с этим принципом тоже согласна.

      Дабы минимизировать риск возникновения стресса, возьмите на заметку простые правила:

    • Ешьте в меру. Не «заедайте» свои проблемы.
    • Не употребляйте алкоголь. «Заливать» свое горе тоже не выход, вы сделаете себе только хуже.
    • Избавьтесь от вредных привычек, бросьте курить.
    • Подружитесь с физкультурой. Делайте упражнения регулярно. Во время спортивных занятий вырабатываются эндорфины – гормоны, отвечающие за счастье.
    • Научитесь расслабляться.
    • Избавьте себя от чересчур ответственных задач, беритесь только за то, что сможете выполнить.
    • Научитесь управлять своим временем, чтобы все успевать и при этом оставаться спокойным. В этом вам поможет тайм-менеджмент.
    • Ставьте цели, которых сможете добиться, чтобы после не разочаровываться.
    • Больше отдыхайте. Усталость – это одна из основных причин стресса.
    • Такая простая психогигиена поможет вам минимизировать риск возникновения стрессов.

      14 способов преодоления

      Если все вышеперечисленные причины не помогли избежать вам ответной реакции организма, не отчаивайтесь, а боритесь с ней.

      Современная психология предлагает самые разнообразные способы преодолеть стресс — каждый сможет найти для себя наиболее подходящий и пользоваться им всегда.

      Во время чаепития организм человека расслабляется и успокаивается, наступает умиротворения и гармония. Лучше всего успокаивают травяной чай и зеленый. Но если вам нравится другой сорт, то, пожалуйста. Главное, чтобы чашечка чая была вам в радость.

      Отличный способ избавления от стресса – заняться любимым делом. Любите вышивать – пожалуйста, прыгать с парашютом – без проблем, петь в караоке – на здоровье. Главное – получать удовольствие от процесса.

      Как известно, состояние стресса мешает человеку сосредоточиться. Чтобы справиться с этой проблемой, можно проделать простое упражнение. Закройтесь в пустой комнате, сядьте боком на стул и поставьте руки на колени. Смотрите в пустоту и попытайтесь расслабиться. Теперь начните считать до десяти и максимально сосредоточьтесь на счете. После этого встаньте, глубоко вдохните и медленно потянитесь.

      Во время усиленных спортивных тренировок наш организм выплескивает весь тот негатив, что его мучает изнутри. Кроме того, вырабатывается эндорфин – гормон счастья. Попробуйте заняться фитнесом и не заметите, как плохое подавленное настроение смениться счастливой улыбкой.

      Очень часто отвлечься от проблем помогают окружающие. Как только начинаешь кому-то помогать, сразу забываешь про свои беды и неудачи, а настроение улучшается. Попробуйте, например, перевести через дорогу бабулю или помогите ей донести тяжелую сумку. Во-первых, вы будете гордиться собой. Во-вторых, искреннее «спасибо» вызывается положительные эмоции.

      Иногда, чтобы успокоится и снизить уровень стресса, достаточно просто изменить темп дыхания. Старайтесь выдыхать вдвое дольше, чем вдыхать. Например, при вдохе мысленно досчитайте до 4-х, а при выдохе – до 8-ми. Старайтесь дышать равномерно, не спеша. При борьбе со стрессом психологи также рекомендуют напевать песни или читать стихи.

      Поиграйте с домашними любимцами, если, конечно, вы любите животных. Они способны чувствовать боль и напряжение человека, а в некоторых случаях, даже исцелять.

      Один из самых приятных способов побороть стресс. Во время секса, как и при занятиях спортом, вырабатывается гормон радости, который и настроение поднимает, и жизненной энергией наполняет.

      Часто причиной возникновения стресса является усталость. Не мучайте себя, если устали – отдохните. Как говорится, работа – не волк, успеете.

      Иногда, чтобы увидеть решение проблемы достаточно проговорить ее вслух или записать на бумаге. Заведите дневник и выливайте все, что вас гнетет, на бумагу, она все стерпит.

      Сортирование проблем

      Часто психология советует: не можешь решить проблему, забудь о ней. Проанализируйте свои проблемы, распределите их на решаемые и не решаемые. Затем разберитесь с первыми, а об остальных просто забудьте.

      Это касается офисных работников и тех, кто работает в помещении. Если вас накрыла волна стресса, прогуляйтесь. Пешие и велосипедные прогулки благотворно влияют на эмоциональное состояние. А свежий воздух поднимает настроение.

      Все мы родом из детства, поэтому игры нас успокаивают. Сходите в тир, на аттракционы, поиграйте в настольную игру, в крокодила или во что-то другое. За этими занятиями вы отвлечетесь от негативных мыслей.

      Говорят, чтобы быть счастливым, надо каждый день обнимать 8 человек. Не стесняйтесь выглядеть ребенком, обнимайте своих близких. От этого все только выиграют.

      Сегодня негативные факторы окружают нас везде. Но чтобы стресс не превратился в более серьезные проблемы, научитесь с ним бороться.

      ostresse.ru

      Стресс — методы борьбы

      Стрессовые ситуации и методы их преодоления

      Как бы нам хотелось, чтобы жизнь приносила только приятные сюрпризы, чтобы радость стала постоянным спутником наших будней. Но, к сожалению, в наш бурный век никому не удается избежать неприятностей, будь то сдача экзаменов, разногласия в семье, потеря работы или проблемы на ней. И часто бывает так, что мы оказываемся совершенно не готовы к таким ударам судьбы и не в состоянии вовремя прийти в себя и достойно их встретить. И тогда начинаются наши проблемы со здоровьем. Причем болеть начинают и душа, и тело…

      Переживая неприятности, человек находится в постоянном напряжении, он ощущает страх, тоску, чувство тревоги. Люди, не привыкшие прислушиваться к своим внутренним ощущениям, а тем более анализировать их, не могут понять, что с ними происходит. В науке это состояние называется «стресс».

      «Все болезни от нервов»…Так ли это? Можно почти с уверенностью сказать, что именно так. Существует целое направление, именуемое психосоматической медициной, которое занимается

      поиском подтверждений вышеприведенному утверждению (и, отметим, небезуспешно!). Специалисты в этой области объясняют многие болезни, например, язву, инфаркт, влиянием стрессогенных факторов, а точнее, сопровождающих их отрицательных эмоций. Но жизнь не может быть однотонной, от неприятностей и горя нам никуда не деться. К сожалению, и способ, выбранный Скарлетт («Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»), тоже не всегда приносит желаемое успокоение и разрешение проблем. Парадокс заключается в том, что чем дальше мы гоним стресс, тем сильнее в него погружаемся. Поэтому страшен не сам стресс, а отношение к нему.

      Тест на наличие стресса

      Но все по порядку… Для начала небольшой тест. Ответьте утвердительно («да») или отрицательно («нет») на каждый приведенный ниже вопрос.

      1. В последнее время вы часто испытываете страх?

      2. Ощущаете ли вы себя несобранным?

      3. Трудно ли вам сосредоточиться на чем-то одном?

      4. Испытываете ли вы тревогу без видимых причин?

      5. Трудно ли вам заснуть?

      6. Вы часто раздражаетесь по пустякам?

      7. Замечаете ли вы за собой излишнюю потливость?

      8. Вам часто снятся кошмары?

      9. Вы ощущаете потерю аппетита?

      10. Часто ли вы срываетесь на окружающих?

      11. Часто ли вы ощущаете учащение?

      12. Чувствуете ли усталость, проснувшись утром?

      Вам стоит читать дальше, если хотя бы на половину вопросов вы ответили утвердительно.

      Если признаки стресса выявлены

      Итак, у вас налицо почти все признаки стресса. Что делать?

      Для начала примите поздравления: у вас появилась отличная возможность показать себе, как вы себя любите.

      Далее попытаемся разобраться в причинах и механизме возникновения у вас стресса. Мы уже выяснили, что причинами стресса могут быть различные факторы: потеря работы, материальные трудности, учебные или рабочие перегрузки, в конце концов, неожиданная неприятность. Другими словами, у каждого человека причины могут быть сугубо индивидуальны, ведь каждый из нас абсолютно по-разному реагирует на такие удары судьбы. Одни воспринимают увольнение с работы как хорошую возможность для расширения поля своей деятельности, а для других это крах всей жизни.

      Ученые считают, что наши индивидуальные реакции на стрессогенные факторы зависят от личностных характеристик. Другими словами, от типа темперамента, а также от уровня развития такого качества, как стрессоустойчивость. Но что же делать, если вы ранимый меланхолик, остро реагирующий на каждый косой взгляд, не говоря уже о глобальных проблемах, таких как потеря работы, публичное выступление? Прежде всего, остановитесь, как бы велико ни было ваше желание поддаться буре эмоций. Постарайтесь разобраться в своих ощущениях, задайтесь вопросом, что вы чувствуете, откуда пришло к вам это чувство. Найдите причину ваших переживаний. Если она стала для вас ясна (или вы, по крайней мере, так думаете), разберитесь, что именно вас беспокоит, например, это может быть мнение окружающих, потеря каких-либо материальных благ или что-то другое. Далее постарайтесь определить вашу возможность влиять на сложившуюся ситуацию, подумайте, что вы можете изменить. Здесь важно идти мелкими шагами, ставить перед собой конкретные цели.

      Вероятно, у вас возникнет желание поделиться переживаниями с близкими, друзьями. Помните, что понимание и теплота любящих нас людей оказываются бесценными в ситуации стресса. В другом случае можно начать вести дневник. Попробуйте ваши смутные тревоги или кошмарные предчувствия облечь в словесную форму, вербализировать их. Это хороший способ взглянуть со стороны на свою проблему. И, вероятно, перечитав записи чуть позже, вы найдете наилучший выход из сложившейся ситуации.

      Методы борьбы или преодоления стресса

      Еще более современный и эффективный способ выхода из стресса – обращение к специалисту психологу или психотерапевту. Вы получите возможность квалифицированно решить вашу проблему борьбы со стрессом и, в конце концов, просто выговориться (что само по себе немаловажно).

      Большую услугу окажет вам усвоение техники ауторелаксации (саморасслабления, саморегуляции). Эта техника доступна каждому и не требует особых затрат. Оставшись наедине с собой, попробуйте отключиться от внешних раздражителей (звуков, света), постарайтесь сосредоточиться на своем дыхании, не убыстряйте его и не замедляйте, просто сосредоточтесь на нем. При этом совершенно не нужно принимать позу лотоса или ложиться на пол – примите удобную для вас в данный момент позу.

      Просто почувствуйте свой вдох и выдох. Когда почувствуете, что владеете своим дыханием и своими мыслями, сформулируйте несколько фраз типа «Я спокоен…», «Я могу…», «Я владею ситуацией…».

      Лучше, если предложения будут содержать конкретные действия и формулироваться в позитивном ключе (без частицы «не»). Повторите ваши «заклинания» несколько раз, постарайтесь убедить себя в них. Для примера можно вспомнить героиню всеми любимого фильма, которая не без помощи своей подруги-психолога занималась аутотренингом, чтобы найти свое семейное счастье.

      Еще один хороший способ борьбы со стрессом и его последствиями – переключение, т.е. занятия спортом, рукоделием, активный отдых. Выбор за вами!

      Если вы почувствовали хоть толику оптимизма и ситуация уже не кажется столь плачевной – это замечательно. Но хочется еще раз напомнить: стресс – вещь серьезная и неизбежная. Поэтому нужно заранее себя готовить к появлению всяческих неприятностей или хотя бы постараться предвидеть их, а если удастся – избегать. И, наконец, страшен не сам стресс, а негативное отношение к нему. Если вы научитесь контролировать свои чувства хотя бы в минимальной степени, стрессовая ситуация может подвигнуть вас на покорение невиданных вершин.

      Стресс и его последствия

      Итак, сделаем некоторое обобщение. Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.

      Причины стрессовых состояний:

      Перегрузки, связанные с работой, учебой;

      • Разлука или потеря близких, болезнь;

      • Завышенные требования к себе;

      • Разногласия, конфликты в семье и на работе;

      allshans.ru

      Стресс и пути его преодоления

      Процесс адаптации часто бывает сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

      Стресс — это психологический процесс приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

      Различают несколько видов стресса:

    • физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;
    • психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;
    • информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;
    • управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых (особенно в условиях недостатка времени) решений;
    • эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.
    • Основные источники стрессовых ситуаций:

    • 1. Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и пр.
    • 2. Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое — с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.
    • 3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, индивид не получает от последнего того, что необходимо, по его мнению, для работы), служебные конфликты и пр.
    • 4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.
    • 5. Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.
    • 6. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.
    • 7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.
    • Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу обычно дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс.

      В своем развитии он проходит следующие стадии:

    • напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;
    • сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения профессиональных обязанностей);
    • истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.

    Здесь организм находится в состоянии мобилизации всех своих сил для сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает его возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

    Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

    Как правило, люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними ресурсами и успешно справляются с проблемами.

    Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию, а какие — нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.

    В краткосрочном периоде более эффективно дать выход эмоциям (гневу, тревоге, слезам) — в одиночестве или с сочувствующими лицами; в долгосрочном — решать проблему кардинально. Для этого сначала осуществляют мероприятия организационного характера в виде, например, снижения нагрузки, обогащения труда, улучшения его условий, должностной ротации или наращивания ресурсов, необходимых для преодоления стресса (так называемое первичное вмешательство).

    Если результат не достигается, возникает вторичное вмешательство — повышение способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для этого используются следующие способы:

    1. 1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе соответствующих методов, например последовательной мышечной релаксации (упражнениям по расслаблению и напряжению мышц), аутотренингу, самовнушению и т.п.
    2. 2. Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы:
      • отрицание (игнорирование негативной информации, уход от реальности);
      • принятие обстоятельств такими, каковы они есть (но остаются тревога, страх);
      • вытеснение неприятных переживаний (забывание или переключение на другое);
      • замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной, перенос чувств на другой объект, поиск «козла отпущения»;
      • рационализация (выгодное для себя толкование ситуации, в том числе противоречащее реальности, например внушение себе мысли о малой значимости проблемы (девальвация), незаинтересованности в ней, нежелании либо невозможности что-то сделать в силу сложившихся обстоятельств; снижение требований к себе и другим);
      • подавление (блокировка) внутренних процессов;
      • компенсация (отвлечение от основных проблем успехами в других областях);
      • оправдание себя и обвинение во всех проблемах окружающих;
      • показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою;
      • регрессия (переход к более простому способу действий с целью избежать решения проблем с позиций зрелого человека (курение, пьянство, грызение ногтей, возвращение к детскому состоянию);
      • эмоциональное выгорание — полное или частичное исключение эмоций.
        1. 3. Полноценный отдых.

        Наконец, в острых случаях или когда вмешательства оказались безуспешными, наступает необходимость третичного вмешательства — помощи врачей, консультантов-психологов, священника.

        Руководитель должен бороться с источниками стресса у подчиненных: неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными или физическими перегрузками, гарантировать им надлежащий уровень вознаграждения, помогать в реализации способностей, предоставлять самостоятельную и интересную работу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат, справедливо вознаграждать, обеспечивать информацией.

        studopedia.ru

        Способы преодоления стресса

        Стресс как неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования, его психологическое, физиологическое и социальное обоснование. Классификация и типы стрессов, причины их возникновения, способы и основные методы борьбы.

        Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

        Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

        Размещено на http://www.allbest.ru/

        Дак что же такое стресс? Актуальный вопрос в наши дни, границы понятия «стресс» очень сильно изменились ведь этот термин звучит повсюду — на работе и дома, в кругу друзей и средствах массовой информации. Сложно составить нужную картину понятия «стресс». В разных профессиях стресс объясняется по-разному, например, специалисты менеджмента подразумевают под стрессом воздействие социальных факторов, врачи — физиологические механизмы нагрузок, обыватели — все, что мешает им жить, а в психологии чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие[16].

        В данной курсовой работе мы рассмотрим понятие стресса как явления, его виды и, наконец, предложим методы борьбы с ним.

        Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

        — выявить характерные признаки и виды стресса,

        — рассмотреть причины возникновения стресса,

        — рассмотреть способы борьбы со стрессом.

        Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографический список составляет 15 наименований.

        Стресс одновременно является физиологическим, психическим и социальным явлением. Он характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. По Г. Селье стресс — это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм [9].

        Организм противопоставляет воздействиям среды, прежде всего, свою сильнейшую способность гибко приспосабливаться. Стресс и есть набор приспособленных реакций, предназначенных на всякий случай, который получил название — общий адаптационный синдром (ОАС).

        Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [10].

        Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. При нарушении равновесия процессов и систем организма параметры внутренней среды нарушаются, тогда организм начинает болеть. Это болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное функционирование организма. Если же сохранить равновесие внутренней среды при помощи прежних параметров не получается, то организм может попытаться задействовать другие параметры и изменять их для достижения желаемого результата. В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального, т.е. проявляться в виде заболевания. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда это динамическое, а не статическое равновесие, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

        Человек существо биосоциальное поэтому стрессорами для него могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Из этого следует, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Ко всему выше сказанному необходимо добавить понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическая адаптация — это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

        Психическая адаптация включает в себя кроме удовлетворения и реализации актуальных потребностей ещё два аспекта:

        а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

        б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [1,4].

        Г. Селье в своих исследованиях доказал, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Из этого автор сделал вывод что стресс — это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это — приспособительная реакция организма. Она протекает в три фазы:

        1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

        2) максимально эффективная адаптация (стадия резистенции);

        3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

        На первой стадии — стадии тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.

        Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса — непривычным требованием окружающей среды и силой ответа — изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго — месяцами и даже годами.

        Тогда неизбежно наступает третья стадия — стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением [9,15].

        С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Автор приводит следующий пример: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимый, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым [9].

        Позднее Г. Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress — истощение, несчастье, горе, недомогание, нужда) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи [9,15].

        Все это можно подытожить таким образом: стресс — это умение организма приспосабливаться к окружающей среде, по другому его можно назвать общим адаптационным синдромом. Стресс — это ответ организма на экстремальное воздействие. Это воздействие может быть как положительным (эустресс), так и отрицательным (дистресс). Рассматривать более подробно мы будем дистресс, так как он создает опасность для нашего психического и физического здоровья.

        Физиологический стресс, связан с физическими нагрузками. Однако характер стрессовых реакций и динамика их развития практически не зависит от характера стрессора.

        Эмоциональный стресс — напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно — сосудистой, пищеварительной и других систем.

        Информационный стресс — состояние информационной перегрузки, когда индивид:

        — не справляется с поставленной задачей;

        — не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.

        Посттравматический стресс — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

        Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками), изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психологическая травма является тяжёлой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

        Течение проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый человеком стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события, и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и флешбеки. При этом человек усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, человек не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечнососудистой, пищеварительной и эндокринной систем.

        В зависимости от продолжительности стрессовых реакций выделяют острый (кратковременный) и хронический стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье [2,4,6,14].

        Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Шок, острый стресс, почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный.

        Долговременный стресс — постепенная мобилизация и расходование «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы «подстраиваться» к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно «отключаются» процессы адаптации и реадаптации. Хронический стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.) [1].

        Стрессы различны у них разная классификация, но все они взаимосвязаны. Так, например, эмоциональный стресс приводит к физическому и в сумме они могут переходить из острого стресса в хронический. Даже не значительные неприятности могут приводить к хроническому стрессу, для того чтобы этого не произошло нужно научиться использовать методы для преодоления стрессовых состояний.

        3. Способы преодоления стресса

        Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции. Согласно гипотезе У. Джеймса, каждому физиологическому состоянию организма более или менее детерминировано соответствует определенное состояние сознания, причем влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального на первый взгляд утверждения У. Джеймса «мы плачем не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому что мы плачем» вытекает достаточно подтвержденный на практике эмпирический вывод. Если усилием воли изменить, во-первых, паттерн возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, а во-вторых, свои мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет.

        В 1930-х годах Иоганн Шульц, проинтегрировав опыт как западной, так и восточной психотерапии (в частности, систему йогов), создал свое направление самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (АТ). Упражнения аутогенной тренировки, по Шульцу, разделяются на две ступени — начальную и высшую.

        В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно, влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа аутогенной тренировки являются шесть навыков:

        — вызывать ощущение тяжести в конечностях;

        — вызывать ощущение тепла в конечностях;

        — нормализировать ритм сердечной деятельности;

        — нормализировать ритм дыхания;

        — вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

        — вызывать ощущение прохлады в области лба.

        Идея И. Шульца о сознательном управлении тонусом скелетной мускулатуры и стенок кровеносных сосудов с помощью словесных формул и зрительных образов присутствует во всех модификациях аутогенной тренировки.

        Высшая ступень аутотренинга Шульца фактически являлась модифицированным вариантом раджи-йоги и была доступна лишь отдельным пациентам. На этой ступени люди обучались вызывать у себя «особые душевные состояния». Пациенты, осваивающие классический вариант аутотренинга, на данном этапе последовательно обучались способности ярко представлять перед внутренним взором вначале какой-нибудь цвет, затем заданный объект и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т.п.). В заключение занимающиеся аутотренингом, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов.

        К настоящему времени аутогенная тренировка полностью прошла практическую апробацию и широко используется в медицине, психотерапии, спорте, военном деле, педагогике и других областях человеческой практики. Стандартный сеанс аутогенной тренировки состоит из трех частей:

        базового самовнушения покоя и отдыха;

        выхода из состояния релаксации.

        Согласно мнению А.С. Ромена, автора первой отечественной фундаментальной монографии, посвященной аутотренингу, все имеющиеся варианты аутогенной тренировки можно условно разделить на три группы.

        Самовнушение на фоне гипнотического состояния с последующей

        реализацией его как постгипнотического задания.

        Самовнушение на фоне физических или дыхательных упражнений.

        Так называемое «чистое» самовнушение, когда в процессе самовнушения занимающийся не пользуется каким-либо дополнительным воздействием[5].

        Биологическая обратная связь.

        Под биологической обратной связью (БОС) понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них. Традиционно считалось, что возможности сознательной регуляции многих физиологических систем организма весьма ограниченны. Только в результате многолетней практики некоторым индийским йогам удавалось замедлять ритм сердца, управлять тонусом периферических кровеносных сосудов или влиять на биоритмы мозга. До недавнего времени считалось, что человек может произвольно управлять только скелетной мускулатурой, а гладкие мышцы и железы регулируются вегетативной нервной системой, не подчиняющейся контролю сознания. Для ускорения обучения навыкам саморегуляции некоторые исследователи стали разрабатывать различные технические устройства, которые позволяли бы пациентам непосредственно наблюдать за своими физиологическими процессами. Поэтому еще в 80-х годах XX века в практику аутотренинга стали внедряться различные модели кожных электротермометров, которые значительно ускоряли процесс освоения навыкам саморегуляции. Фактически эти первые достаточно простые устройства являлись прототипами современных приборов биологической обратной связи, позволяющих людям реально контролировать определенные физиологические показатели.

        Серьезный прорыв в освоении этого метода начался после создания современных компьютерных технологий, позволяющих пациенту реально увидеть то, что прежде увидеть было невозможно, показатели сердечного ритма, электрической активности мозга или кожно-гальванической реакции. Оказалось, что если человеку предъявить эти параметры на экране компьютера и обучить его некоторым приемам саморегуляции, то он сможет сознательно влиять на прежде непроизвольные процессы своего организма, снимая стрессы, улучшая состояние сердечно-сосудистой системы, восстанавливая поврежденные мышцы или преодолевая алкогольную зависимость. Согласно одному из определений, «биоуправление — это комплекс идей, методов и технологий, базирующихся на принципах биологической обратной связи, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных патологических состояниях и в целях личностного роста».

        В соответствии с основным положением биологической обратной связи для того, чтобы человек научился влиять на какой-то физиологический или биохимический процесс, он должен получать информацию о результатах своих действий. Следует отметить, что в последнее время все большую популярность в мире приобретают компьютерные приставки для игрового биоуправления, с помощью которых пациент обучается управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажи игры. Выиграть соревнование человек может только в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. В результате лечебный сеанс превращается в увлекательное занятие, которое нравится и взрослым и детям.

        К настоящему времени имеются убедительные доказательства высокой эффективности метода биологической обратной связи при снижении уровня стресса и лечении таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, синдром Рейно, мигрень, алкоголизм и наркомания. Кроме того, метод биологической обратной связи показал высокую эффективность при лечении фобий, тревожности, бессонницы и депрессии. При этом самым важным достоинством метода биологического самоуправления является то, что в нем пациент из пассивного объекта врачебного вмешательства превращается в активный субъект, который сам определяет уровень своего физиологического состоянии и свое выздоровление.

        Дыхание — уникальная функция человека, обладающая рядом важных особенностей.

        Во-первых — это второй по жизненной важности процесс нашего организма (после работы сердца).

        Во-вторых, дыхание — это, пожалуй, единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. В отличие от работы желудка, печени или почек мы можем в определенных пределах управлять своим дыханием и через него оказывать воздействие на деятельность других внутренних органов.

        В-третьих, ритм дыхания тесно связан с состоянием скелетной мускулатуры, и его правильное использование позволяет быстрее и полнее овладеть навыками мышечной релаксации.

        В-четвертых, соотношение вдоха и выдоха влияет на настроение человека.

        Таким образом, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменять в нужную сторону свое настроение. Эти факты объясняют, почему во всех восточных духовных и телесных практиках (начиная от йоги до карате) дыхательные упражнения обязательно входят в базовые навыки.

        В настоящее время дыхательные упражнения широко применяются в различных комплексах упражнений, направленных на уменьшение уровня стресса.

        Одним из наиболее простых способов использования антистрессорного потенциала дыхания является концентрация внимания на нем. Поэтому для уменьшения стресса часто применяют упражнение «Медитация на дыхании», которое позволяет отвлечь мысли от источника стресса и переключить внимание человека с психотравмирующей ситуации на процесс дыхания.

        Существует два основных способов дыхания: грудное и брюшное.

        Брюшное дыхание (животом) считается более физиологичным, хотя, может быть, выглядит и не так эстетично. Тем не менее брюшное дыхание оказывает явно выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Кроме того, оно более эффективно при нейтрализации стрессов высокой интенсивности. Такой эффект достигается как за счет более выраженных мышечных усилий, так и благодаря задержке дыхания в фазе выдоха. Биологическая опасность связанная с нехваткой кислорода обесценит психологическую.

        В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация», где показал, что наши психические проблемы и наше тело взаимно связаны друг с другом: тревога и беспокойство вызывают мышечное напряжение, а напряжение мышц, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. В результате у человека, часто переживающего стрессы, формируется так называемый «мышечный корсет», который он постоянно носит и который служит причиной психического напряжения. Дело в том, что мозг, получая дополнительную порцию возбуждения от напряженных мышц, еще больше возбуждается и посылает обратно к мышцам новые приказы.

        Разорвать этот порочный круг можно, научившись расслаблять свои мышцы, так как, по мнению Джекобсона, расслабление мышц несовместимо с тревогой. Поэтому Джекобсон предложил людям обучаться мышечному расслаблению для того, чтобы расслабить свое напряженное сознание. Им была разработана техника произвольного расслабления мышц при аффективных состояниях, которая способствовала снятию эмоциональной напряженности, а также использовалась для предупреждения возникновения этих состояний.

        А.М. Свядощ рекомендует использовать данный метод в качестве симптоматического средства при тревожных состояниях, неврозе тревожного ожидания, неврозе страха и различных фобиях.

        Следует отметить, что основная трудность, которая возникает при освоении данного метода, — это проблема произвольного расслабления скелетной мускулатуры. Для преодоления этой трудности Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием.

        Рациональная терапия издавна применяется для уменьшения эмоционального стресса (в частности, в спортивной практике), однако эффективность ее не всегда высока. Это связано, в частности, с невозможностью на сознательном уровне регулировать процессы, связанные с активацией симпатической нервной системы и желез внутренней секреции. Кроме того, как указывают некоторые авторы, попытки повлиять на взволнованного человека при помощи уговоров оказываются безуспешными из-за избирательности восприятия эмоционально значимой информации, ибо находящийся в состоянии эмоционального возбуждения человек из всего информационного потока выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Тем не менее рациональная терапия может быть использована в комплексе с другими методами на заключительном этапе коррекции эмоционального стресса, когда общий уровень возбуждения уже снижен до приемлемого уровня. Высокотревожным людям рациональная психотерапия помогает снижать субъективную значимость ситуации, переносить акцент на осмысление деятельности и формирование уверенности в успехе, а лицам с низким уровнем тревожности она, напротив, помогает повышать внимание к мотивам деятельности, усиливая чувство ответственности.

        Нейролингвистическое программирование (НЛП) как метод психотерапии базируется на исследовании оптимальных способов достижения успеха в самых разных сферах жизни и представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальт-терапия), В. Сатир (семейная терапия) и М. Эриксона (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гриндер и Р. Бэндлер добавили свое представление о структуре человеческого языка. Основатели НЛП подчеркивали важность языка как основного средства коммуникации и структурирования индивидуального жизненного опыта. Одним из ведущих терминов здесь является понятие «якорь», под которым понимается стимул, связанный с определенным психологическим состоянием и являющийся его триггером. «Якорь» может иметь различную модальность и быть тактильным, визуальным или аудиальным. Для того чтобы человек мог впоследствии получать доступ к позитивным ресурсам (например, смелости, спокойствию, уверенности), специалист по НЛП должен предварительно активировать память своего пациента, вызвать нужное состояние, после чего «связать» его с определенным «якорем». После такого «связывания» одно только предъявление соответствующего «якоря» будет вызывать необходимые позитивные эмоции («ресурсы» — по терминологии НЛП), что позволит человеку в дальнейшем минимизировать страх, тревогу и другие негативные эмоции и успешно преодолевать психотравмирующие события.

        Если стресс человека вызван внутренним конфликтом, то для его разрешения Целесообразно использовать технику «Интеграция конфликтных частей», которая помогает нахождению гармонии между двумя конфликтующими «субличностями» человека. В этом случае априорно делается предположение о том, что наличие двух противоположных потребностей является следствием существования, как минимум двух «частей» личности, которые имеют различные намерения и конфликт между которыми вызывает у вас стресс.

        Занятие физкультурой и спортом являются существенным фактором профилактики и коррекции психологического стресса. В первую очередь, это обусловлено тем, что физическая активность является естественным, генетически обусловленным ответом организма на стрессор (стратегии «борьбы или бегства»). Кроме того, занятия физкультурой и спортом отвлекают сознание человека от проблемной ситуации, переключают его внимание на новые раздражители, снижая тем самым значимость актуальной проблемы. Дополнительно спорт активизирует работу сердечно-сосудистой и нервной системы, сжигает избыток адреналина, повышает активность иммунной системы [3,7,8,12,13,15].

        Данные методы преодоления стресса актуальны и на сегодняшний день. Многие из них изветсны еще с древних времен и доказывают свою надежность временем, а другие новы, но хороши тем, что с их помощью преодолеть стресс и уравновесить свое эмоциональное состояние удается намного быстрее.

        Таким образом, стресс — это проблема человечества, все более громко заявляющая о себе с ходом постоянного и непрекращающегося развития цивилизации, требующая гораздо более тщательного и глубокого изучения. Порой мы даже не обращаем внимания на стресс, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения различных психосоматических заболеваний. Стресс — наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.

        Методы преодоления стресса, описанные в данной работе, помогут людям справится с ним удобным для них путем.

        Библиографический список

        стресс психологический социальный

        1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре — СПб.: Речь, 2004. — 166 с.

        2. Элкин, А. Стресс для «чайников» / А. Элкин — М.: Вильямс, 2006. — 320 с.

        3. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрбах — СПб.: Питер, 2002. — 240 с.

        4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык — М.: Наука, 1983. — 368 с.

        5. Лобзин, В.С., Решетников, М.М. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников — М.: Медицина, 1986. — 280 с.

        6. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2003 — 592 с.

        7. Марищук, В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса/ В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов — М.: Сентябрь, 2001. — 259 с.

        8. Ромен, А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека / А.С. Ромен — Алма-Ата: Казахстан, 1970. — 199 с.

        9. Селье, Г Стресс без дистресса / Г. Селье — М.: Прогресс, 1982. — 68 с.

        10. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.

        11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко — Ростов-н/Д: Феникс, 2008. — 672 с.

        12. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К.В. Судаков — М.: Горизонт, 1998 — 268 с.

        13. Цзен, Н.В., Пахомов, Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 138 с.

        14. Щербатых, Ю.В. Психология стресса Учебное пособие / Ю.В. Щербатых — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

        15. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции Учебное пособие / Ю.В. Щербатых — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

        16. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога Справочники / С.Ю. Головин — Минск: Харвест, 1998. — 409 с.

        Размещено на Allbest.ru

        Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

        Понятие и предпосылки возникновения стресса, его физиологическое и психологическое обоснование, классификация и типы, отличительные признаки и характеристика. Западные и восточные методы борьбы со стрессом, их сравнительное описание, эффективность.

        Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

        Виды стресса и основные причины их возникновения. Активизация всех защитных систем организма человека. Как протекает стресс. Основные мифы и реальность, сопровождающие стрессовое состояние человека. Наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.

        Понятие стресса как неадекватной реакции на внешние и внутренние раздражители. Процесс возникновения стресса в повседневной жизни, субъективное отношение человека к ситуации и способы преодоления затруднений. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.

        Понятие стресса, причины его возникновения, влияние на организм человека. Методы профилактики и способы борьбы со стрессами. Организационные и личностные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Предрасположенность к стрессовому напряжению.

        Сущность и содержание стресса, направления и особенности исследования данного явления ученым Г. Селье. Виды стресса и его стадии, внешние проявления, физиологическое и психологическое обоснование, последствия. Рецепты для поднятия жизненного тонуса.

        Характеристика и особенности стрессов, их физиологический аспект, суть модели, причины возникновения и основные признаки, анализ процесса реагирования. Практические рекомендации по предотвращению стрессов. Методы борьбы со стрессом и профилактика.

        Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

        Понятие стресса, биологические, теоретические и практические основы. Состояния стресса. Стресс не только зло, но и благо для психологического разнообразия жизни. Диагностика стрессов, способы их преодоления и лечения. Релаксация по методу Бенсона.

        knowledge.allbest.ru

    Опубликовано в рубрике Дети