Стресс как фактор развития психических болезней

4.1. Стресс и адаптация

4.1. Стресс и адаптация

4.1.1. Роль стресса в психосоциальной модели адаптации

Теории развития психических расстройств ориентировались главным образом на внутренние процессы как на источники психологических проблем. Психоанализ, например, связывал психическую болезнь в основном с вытесненным или неосознанным конфликтом между «Я», «Оно» и «Сверх-Я», который происходит из-за застревания на психосексуальных стадиях развития в раннем детстве. Факторы среды могут сыграть роль «пускового крючка», но главная проблема лежит внутри личности. Подобным образом биомедицинская теория пыталась соотносить симптомы заболеваний с нейромедиаторным дисбалансом, который считается причиной психологического дистресса. Если у больного депрессией выявляется низкий уровень серотонина, то полагают, что именно недостаток серотонина является причиной симптомов депрессии. Оба типа теорий полагают, что причины и источник психических заболеваний заключаются исключительно в особенностях личности.

С другой стороны, социологи и антропологи указывают на важную роль, которую играют общество и культура в зарождении и развитии психологического дистресса, в определении способов его преодоления [293, 423, 471]. Другими словами, источник психического заболевания лежит не столько внутри личности, сколько в условиях среды: в социальной культуре и способах распространения напряжения в обществе. Например, у представителей малообеспеченных слоев общества признаки эмоциональных и социальных расстройств проявляются в более сильной степени из-за неадекватной социализации, под которой понимается усвоение нормативных социальных ролей и поведения.

Антропологи показывают, что формирование анормального поведения есть результат действия скорее культурных норм, чем индивидуальных психодинамических особенностей. Формы приемлемого поведения в одной культуре могут считаться ненормальными и подлежащими исправлению в другой культуре. Показывая важность культуры в происхождении психических заболеваний, антропологи упоминают о существовании заданных культурой болезней или нарушениях, специфических для данной культуры.

Теории стресса и психологической адаптации могут стать связующим звеном между этими разобщенными точками зрения на истоки психических заболеваний. Теории стресса признают важность факторов среды для психического здоровья, но и признают, что существуют индивидуальные различия подверженности стрессу. Так, взгляд на психическое заболевание должен измениться от «вины» исключительно личности или простого действия роли и культурных норм до признания существования множества факторов, вызывающих психический дистресс, из которых кое-какие лежат вне контроля личности.

Одним из примеров средовой модели психологического дистресса являются воздействия таких макропоказателей средового стресса, как уровень безработицы и доступности психиатрического лечения. M. Brenner [261] обнаружил, что в течение года после роста безработицы увеличивалась заполняемость психиатрических больниц и пришел к выводу, что социальная политика, приводящая к росту безработицы, оказывает неблагоприятное воздействие на уровень психического здоровья общества. Далее он предположил, что финансовая стоимость таких последствий от медицинских издержек и снижения продуктивности труда перевешивает любую выгоду от подобных манипуляций в социальной политике.

Однако в других исследованиях отмечается, что спады экономики не обязательно ведут к росту психологического дистресса у населения. Наоборот, неработающие индивиды в этих условиях вследствие отсутствия социальной поддержки, которую обеспечивала им сильная экономика, вынуждены в течение трудного периода времени обращаться к официальным институтам помощи. Итак, экономический спад может лишь выявлять психологический дистресс, а не являться его причиной.

C. Aldwin и T. Revenson [235] изучали это положение в лонгитюдном исследовании психического здоровья личности во время спадов экономики. Они обнаружили, что ни одна теория не способна объяснить те изменения, которые отмечались в этих условиях. Но была установлена закономерность, согласно которой люди с ослабленным психическим здоровьем на начальном этапе спада экономики имели больший риск быть уволенными, и на таких людей неблагоприятно действовал психологический стресс. Однако экономические проблемы приводили к росту психологического стресса и на представителей контрольной группы – психически здоровых лиц. Другими словами, некоторые люди более подвержены стрессу, они более склонны к переживанию стрессогенных событий, и у них может быть выраженная реакция на стресс. Тем не менее, средовый стресс может проявиться даже у очень сильных, устойчивых людей.

Интересно, что высокий уровень психического дистресса у некоторых людей на начальном этапе экономического спада в большей степени вызывался состоянием экономики, даже если лично они не теряли работу. В соответствии с позициями трансакционизма нельзя забывать, что и установки личности по отношению к экономике могут углублять экономический кризис. Когда у потребителей уверенность в будущем низка и они стараются меньше тратить, то недостаточная продажа товаров может вести к дальнейшей безработице. Так, экономические лишения могут приводить к ощущению уязвимости у потребителей, что ведет к дальнейшему развитию экономического спада.

Понятие уязвимости к стрессу очень важно, так как позволяет связать воедино различные подходы к адаптации. Уязвимость к стрессу может даже воздействовать на личностные и социальные особенности. Индивидуальная подверженность стрессу может происходить из прошлого опыта личности, касающегося случаев выявления ранних травмирующих ситуаций или биологической склонности к депрессии. Итак, это понятие может включать и психодинамический, и биологический подходы к психическому здоровью. Однако подверженность стрессу может базироваться и на статусе личности в социуме, в частности в случае бедности, расизма, низкого экономического уровня жизни и т. д. Ориентируясь на предшествующие исследования экономического стресса, можно сказать, что эти характеристики создают высокую вероятность подверженности влиянию стрессогенных факторов. У людей указанных категорий могут присутствовать определенные негативные реакции, а восстановительный период иметь большую продолжительность. При этом понятие уязвимости отражает, что проблемы личности на самом деле могут быть обусловлены ее социальными и физическими особенностями и тем самым определять единство социальных и адаптационных подходов.

Результатом такого взгляда на проблему является понятие «благополучия личности». Одна и та же среда может быть стрессогенной для некоторых индивидов, так как требует возможностей или преимуществ, которых у них нет, тогда как у других индивидов, имеющих эти способности или преимущества, та же среда может быть комфортной и стимулирующей. Например, кто-то предпочитает работать в предсказуемых условиях, с рутинными заданиями, и ему может быть трудно при попадании в менее организованные условия с хаотичными, непредсказуемыми задачами. Другому человеку будет скучно в первых условиях, а вторые будут провоцировать и стимулировать его. Так, понятие личностного благополучия признается важным в контексте существования многих причин и факторов его порождения. В стрессовых ситуациях необходимо оценивать влияние этих факторов на людей с точки зрения их индивидуальной адаптации.

Итак, подходы к стрессу и его преодолению в теории психологической адаптации признают вклад в ее развитие личности и особенностей среды, а также стремятся к пониманию условий ситуации, умений и ресурсов личности, которые вместе обеспечивают оптимальную адаптацию. Кроме того, трансакционизм придает особое значение тому, что личность и среда не являются независимыми переменными в понимании стресса и преодоления, но взаимно влияют друг на друга, обусловливая как сохранение здоровья, так и развитие болезни.

psy.wikireading.ru

8. Психическая болезнь, психическое расстройство, симптом и синдром, основные виды психических расстройств

Психич. болезни разнообразные расстройства психич. деят-ти и изменения лич-ти, обусловленные патологией ГМ и нередко приводящие к социально-профессиональной дезадаптации больных.

Психич. расстройство — состояние психики, отличное от нормального/здорового. В клинич. пс. — определенная группа симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционир-ю лич-ти. Выделяют: органические психич. расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства лич-ти, расстройства поведения, эмоциональные расстройства и др.

Симптом— одна отдельная конкретная жалоба больного, частное проявление к-либо заболевания, патологического состояния или нарушения к-либо процесса жизнедеят-ти. Симптомы субъективные (больной описывает свои ощущения( боли)) и объективные (получены при обследовании больного( рентгенологический признак «ниши» при язве желудка)).

Синдром – группа признаков (симптомов), кот. в силу возникновения объединяются друг с другом закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

Виды психич. расстройств

1) Экзогенные – обусловлены внеш., находящимися вне организма причинами (психозы, алкоголизм, наркомании и токсикомании).

2) Экзогенно-органические — психич. нарушения при травмах ГМ, психич. нарушения при опухолях ГМ, инфекционно-органические заболевания мозга.

3) Эндогенные — заболевания, характеризующиеся развитием органического процесса в мозге, генез кот. в значительной степени обусловлен эндогенными (генетическими) механизмами, вкл. болезни типа эпилепсии, атрофические процессы, особые формы психозов позднего возраста, сосудистые заболевания и системные наследственные формы патологии ГМ. (шизофрения, аффективные заболевания/ психозы)

4) Эндогенно-органические (эпилепсия, дегенеративные (атрофические) процессы ГМ, деменции альцгеймеровского типа, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, Хорея, Гентингтона, болезнь Паркинсона).

5) состояния, обусловл. патологией развития (умственная отсталость, задержки психич. развития, искажения психич. развития)

6) Психосоматич. расстройства. Психогенные заболевания (Реактивные психозы, посттравматич. стрессовый синдром)

7) Пограничные психические наруш-я (невротич. расстройства, тревожно-фобические состояния, неврастения, обсессивно-компульсивные нарушения, истерич. нарушения невротич. ур-ня, расстройства лич-ти).

9. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические

Генетич. факторы – определяют мозговую структуру, механизмы «инструментов психич. деятельности», диапазон индивидуал. различий. Гены оказывают влияние на строение и биохимич. актив-ть мозга. Психич. расстройства связаны с действием нескольких генов. Генетически обусловленные заболевания обмена вещ-тв — энзимопатиями (в результате мутации генов, отвечающих за синтез к-то из ферментов у чел-а отсутствует или имеется недостаточность). Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – в крови накапливается фенилалонин и продукты его распада. Распознаётся в роддоме. При этом назначают спец. диету, где нет фенилалонина(белка). Если не распознать возможна умственная отсталость. Амавротическая идеотия (болезнь Тея-Сакса) (наруш. липидного обмена) отсутствует фермент гексозоминдаза А. До 6 мес. протекает скрытно. Прояв. в отставании физич. развития, умственной отсталости, нарушении зрения. Со временем слепота. Дети умирают в раннем возрасте. Галактозомия (наруш. углеводного обмена) нарушается работа печени. В крови накапливается галактоза. Приводит к слабоумию ребёнка. Мукополисахаридоз (нарушение обмена соединительной ткани). Генетические факторы лежат в основе болезни Дауда (неросхождение 21 хромосомы).

Биохимич. факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, за специфичность рецепторов, за хар-р взаимодействия нервн. клеток между собой, за активацию и настройку нервных процессов. биогенные амины: дофамин, серотонин, норадреналин. Дофамин обеспечивает целесообразность и целенаправленность поведения за счёт регулирования процессов восприятия, познания и внимания. Чрезмерное повыш. или пониж. ур-ня дофамина может привести к нарушению психич. регуляции процессов взаимодействия организма и окр. среды. Норадреналин выполняет фун-ю активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивает концентрацию внимания, бодрствование, эмоц. фон настроения. Серотонин – инактивация нервн. процессов отвечает за расслабление, покой, сон. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый ур-нь возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют ф-ции ингибиторов.

Нейрофизиологич. факторы (основы залож. Сеченовым и Павловым) материальная основа психич. процессов, т. е. посредством чего осуществл-ся психич. деят-ть чел-а. Любой психич. процесс — восприятие, внимание, память, эмоции — связан с к-то физиологич. переменными. Нейрофизиологич. процессы ориентировки и привыкания определяют что выбирает чел-к из потока раздражителей в кач-ве специфич. и информативных для реализации своих целей пр-ков среды.

studfiles.net

Анализ причин стресса и методы его профилактики 2298

Full Text (PDF, 590 kb)

Citation Google Scholar

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

В свою очередь, истощение защитных функций организма при стрессе, отрицательные факторы различной природы приводят к более частому обострению и неблагоприятному течению психических заболеваний, основной причиной которых является, например, наследственная предрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.)

Болезнь формируется при неблагоприятном для индивида стечении обстоятельств – внешних и внутренних. Здесь может иметь значение вся биография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения, стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.

Сейчас у специалистов, занимающихся проблемой стресса, в ходу сравнительно новые или совершенно новые обозначения для психических расстройств, возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационные неврозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий, синдром сиротства и др. Но практически все то, что мы теперь видим в клинике психических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формы реагирования, что и в далеком прошлом [12].

Серьезное беспокойство в настоящее время вызывает нервно-психическое здоровье детей. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте в России достигла 15 %, а в подростковом возрасте 20–25 %, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15 % [5; 6]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

В настоящее время профилактика стресса проходит по двум основным направлениям:

  • фармакотерапия, направленная на коррекцию физиологической природы стресс-реакции;
  • разработка комплекса важных социотерапевтических факторов, обращенных к личности [4].
  • Начиная рассмотрение психофармакологического аспекта проблемы, важно иметь в виду точку зрения академика А.В. Вальдмана (1979, 1984), утверждавшего, что психофармакологическое воздействие должно быть ориентировано не на подавление эмоций при стрессе, а на механизмы, способствующие развитию негативных проявлений эмоционально-стрессовых расстройств. Особое значение имеют исследования фармакологического воздействия на нейромедиаторные системы, которые активно участвуют в реакции организма на психоэмоциональные стрессы.

    Это определяет стратегию поиска оптимальных средств коррекции нервно-психических патологий, вызванных стрессом. К таким средствам относят, прежде всего, ряд психотропных препаратов, применяемых при лечении различных форм психозов, психотических состояний, невротических и неврозоподобных расстройств, сопровождаемых состоянием напряжения, страха, тревоги и другими симптомами, вызванных стрессом. Начало созданию современных психотропных средств было положено в 1952 г. во Франции, когда обнаружили специфическую антипсихотическую активность аминазина и применили его в психиатрической клинике. Нейролептики, внедренные в психиатрическую практику первыми, занимают центральное место среди психотропных препаратов до настоящего времени. Депримирующее, успокаивающее действие нейролептиков выражается в уменьшении реагирования на внешние воздействия, ослаблении психомоторного возбуждения, подавлении страха и т. п. Фундаментальные исследования в области психофармакологии, выполненные в последние десятилетия, позволили не только решить задачи по созданию новых лекарственных средств борьбы со стрессорами, но и способствовали разработке новых концепций патогенеза психопатологических состояний [11].

    В качестве примера можно привести «катехоламиновую» теорию аффективных расстройств. Психофармакологические исследования показали, что возможность регуляции первичных проявлений эмоционально-стрессовых реакций, тревоги, страха связана с определенными группами нейрорецепторов (серотониновых, ГАМК-бензодиазепиновых, дофаминовых) [там же].

    В динамике развития психопатологий, вызванных стрессом, исследователями выделяются три конкретных стадии, имеющие свои характерные поведенческие проявления, отличающиеся различной чувствительностью к психотропным соединениям: группы ноотропов, транквилизаторов и антидепрессантов. Это открывает возможности целенаправленного эффективного лечебного вмешательства с учетом специфики заболевания.

    Особое место среди средств психофармакологической коррекции отводится фитостимуляторам, например женьшенеподобным растениям, которые способствуют неспецифически повышенной сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Фитостимуляторы, или адаптогены, ускоряют адаптацию к физическим и умственным перегрузкам, холоду и жаре, недостатку кислорода, психическим стрессорам и другим экстремальным факторам жизни. Механизм действия адаптогенов связан с повышением образования энергетических резервов (АТФ и др.) в организме, особенно в центральной нервной системе. Было показано, что адаптогены стабилизируют биологические мембраны, защищают их от распада при перегрузках, стимулируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, ответственную за стресс-реакцию организма (Бурлакова и сотр., 1985).

    Наряду с психофармакологической коррекцией нервно-психических заболеваний в течение последних 20 лет получили большое распространение психологические стратегии защиты от стресса. Проблема профилактики стресса из медицинской переросла в социальную.

    Необходимо мобилизовать усилия общества для снижения факторов стресса и проведения эффективных мер борьбы. Эта задача включает:

  • создание специализированных исследовательских и образовательных центров по профилактике стресса;
  • поддержку общих служб психического здоровья;
  • устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий;
  • повышение способности людей справляться со стрессовыми ситуациями. Особая роль принадлежит старшим в поддержке младших членов семьи во время кризиса или трудностей;
  • разработку специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса;
  • обращение особого внимания на уязвимые группы, такие как молодежь, безработные, крайне нуждающиеся, пожилые, инвалиды и психические больные, поддержка социально незащищенных представителей населения с опорой на центры здравоохранения, школы, деловые круги, общественные и религиозные организации и т. д.
  • Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек-среда» играет психическая адаптация. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации.

    Психологами и медиками разработаны ряд способов и методов профилактики стресса как индивидуального, так и организационного применения.

    К индивидуальным методам можно отнести:

    • регулярный активный отдых;
    • релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
    • тренинг навыков самоконтроля поведения;
    • планирование собственного времени;
    • когнитивная терапия;
    • обеспечение достаточной продолжительности сна и др.
    • Так, рационально-эмоциональная терапия направлена на замену негативных мыслей в стрессовом состоянии позитивными. Существует ряд психологических техник противостоянию стрессу: психоанализ стрессовой ситуации, обучение самоконтролю, методика «сбережения» эмоций (Васильев, 1991; Леонова, Кузнецова, 1993). Целый набор социально-психологических механизмов снижения напряженности связан с использованием приемов «ухода» от напряженности путем «снижения» значения ситуации [2]. Следует отметить, что нельзя устранить стрессы и отрицательные душевные состояния путем ограждения от всего, что потенциально несет в себе опасность негативных переживаний. Определенные отрицательные состояния (раздражение, гнев, и т. п.) являются стимулом к поисковой деятельности, к достижению каких-либо целей и способствует личностному развитию. Поисковая деятельность является своеобразным защитным средством, направленным на изменения неблагоприятной или сохранение благоприятной ситуации вопреки действию стрессогенных факторов [9].

      Таким образом, из понимания природы стресса следует, что стремление избежать стрессы вообще – неверная стратегия поведения. Важно, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно и физически, и эмоционально, поскольку эмоции выступают в роли пусковых механизмов стрессовых реакций.

      Практические выводы отечественных и зарубежных психологов [1; 3] по индивидуальной профилактике стресса заключаются в следующем.

      Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

      Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их нужно создавать искусственно.

      Человек должен справляться со стрессовыми ситуациями с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который поддается нейтрализации.

      Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

      Важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, т. е. расширение накопленной информационной базы, в основе которой моделирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте. Если в случае подсознательного конфликта успех психотерапии во многом зависит от осознания этого конфликта (психоанализ), то осознание причин, например депрессии, эмоционально-напряженное состояние не устранит. Здесь необходима перестройка отношения человека к психотравмирующей ситуации, переориентация личности на систему новых ценностей взамен утраченных, формирование новых интересов, которые не противоречат основной жизненной установке человека и соответствуют его возможностям. Понимание ценностей обеспечивает эмоциональные границы и помогает избеганию тревожности, страха, неуверенности и сомнений.

      Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность и физическая нагрузка. Различные виды физической деятельности являются способом устранения физиологических механизмов стресса. Мышечная работа ликвидирует избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Как следствие, нормализуется работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбуждение нервной системы, нормализуется эмоциональное состояние.

      Комплекс физических упражнений, направленных на профилактику стресса, разделен специалистами на три группы:

    • упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы, состоят из динамических нагрузок (прыжки, бег, ходьба, интенсивные наклоны, приседания и т. п.), изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц (йоговские позы), тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.;
    • упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном напряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления, успокаивающие дыхательные гимнастики и т. п.;
    • упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: гимнастика для головы и шеи, упражнения с глубоким дыханием, чередование напряжений и расслаблений мышечных групп и др.
    • Следует отметить, что к проблеме профилактики стресса следует подходить комплексно и наряду с индивидуальными методиками необходимы меры предупреждения стресса на организационном уровне. К таким мерам относятся:

    • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях;
    • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата на производстве;
    • правильная организация производственной структуры (распределение полномочий и обязанностей с учетом способностей и возможностей конкретного работника);
    • исключение возможных конфликтных ситуаций (максимальное информирование работника о корпоративных отношениях в коллективе;
    • право на планирование рабочего времени, регулярная обратная связь с руководством, консультативная поддержка и т. п.);
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм (оптимальная организация рабочих мест, возможность кратковременного отдыха, питания на производстве и др.).
    • Среди рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Поэтому не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса [13]. Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в производственно-социальных группах носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, восприимчивость человека к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т. е. от того, насколько успешно он умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

      Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении стрессов на производстве состоит в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

      Следует подчеркнуть, что наряду с вышеперечисленным особое место в профилактике стрессов отводится формированию личности человека еще в раннем и подростковом возрасте. Воспитание ребенка необходимо направить на повышение его адаптивных возможностей, развитие и тренировку его волевых качеств, формирование правильной оценки своей личности. При этом необходимо обращать пристальное внимание на налаживание психологического климата в семье, коллективе, основанного на уважительном отношении к человеку, его потребностям и целям. Необходимо активное участие педагогов, психологов, социологов – специалистов, работающих с детьми и подростками, так как эти специалисты занимают здесь, по мнению О.В. Кербикова (1955), такие позиции, откуда «видно потоков рожденье» [5, с. 204].

      Подводя итоги данной статьи, можно отметить следующее.

      Стресс представляет собой адаптационную реакцию организма на значимый раздражитель и является сложным психофизиологическим процессом, включающим сложные взаимоотношения психического и соматического.

      Высокий уровень стресса (деструктивный стресс) становится вредным для организма, способствует развитию психофизиологических расстройств и нервно-психических заболеваний, может привести к общему истощению организма и, в конечном счете, к смерти.

      Эмоциональный стресс – комплексная проблема, порождаемая всей совокупностью политических, социальных, экономических, духовных факторов деятельности общества, поэтому необходимо разработать и принять государственные программы комплексных социальных и медицинских мероприятий по снижению уровня стресса в обществе.

      Для предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса нужны медицинские, производственные и воспитательные меры, такие как:

    • усиление фундаментальных исследований механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу, разработка методов объективного контроля и дозирования эмоционального стресса,
    • создание сети служб для оказания помощи населению в предупреждении и реабилитации последствий стресса, включающих психотерапию, адекватное питание, физические упражнения, водно-воздушные процедуры, прием витаминов, микроэлементов, минеральных веществ, физиотерапевтические процедуры, массаж, музыку, упражнения йоги, медитацию, аутогенную тренировку, прогрессивную мышечную релаксацию,
    • разработка специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса,
    • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях (предоставление рабочим возможности участия в принятии производственных решений, гуманизация сменной и ночной работы и т. д.),
    • технологическая политика, ориентированная на реорганизацию производства, с учетом психологических и физиологических взаимоотношений работающих лиц, устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий,
    • разработка эффективных мер повышения устойчивости к психоэмоциональному стрессу предрасположенных к этому лиц на рабочем месте.
    • psyjournals.ru

      Центральная нервная система. Факторы риска и профилактика заболеваний.

      Добавлена: 07.04.2012 11:40

      Синдром хронической усталости. Также очень распространенное явление в современном мире, актуальное для трудоспособного активного населения (особенно в возрасте 20-45 лет). Крайней степенью синдрома хронической усталости называют синдром «выгорания», который выражается в том, что слабость, усталость, вялость и отсутствие психологического тонуса сменяются ощущением безразличия, безысходности, смертельной усталости и полного нежелания что-либо делать.

      Невроз. По данным ВОЗ, в последние полвека произошел лавинообразный рост количества случаев возникновения неврозов и психопатий – до 83%. В числе причин такой негативной прогрессии называют жизнь в мегаполисах, конкурентный характер современного общества, стремительность производства, торговли и потребления, информационную перегрузку.

      Возраст. Каждому серьезному психическому заболеванию соответствуют свои характерные годовые промежутки наибольшей вероятности возникновения. Например, синдром хронической усталости развивается чаще всего в возрасте 20-50 лет.

      Пол. Женщины более подвержены психическим заболеваниям, таким, как депрессия, аффективные расстройства, маниакально-депрессивный психоз, нарушения пищевого поведения, панические расстройства, фобии, тревожные состояния, пограничные и истерические нарушения, суицидальное поведение.

      Ограничьте потребление алкоголя. Считается, что лучший и самый быстрый способ «снять стресс» — это выпить бокал-другой спиртного напитка. В корне неверно! Любой алкоголь, превышающий максимальную допустимую дозу, воздействует на организм негативно, искажает восприятие, а после протрезвления заставляет вас чувствовать себя хуже, чем раньше. А уж последующая неизбежная борьба с алкогольной зависимостью обернется серьезными психологическими проблемами со 100%-й вероятностью.

      Держите под контролем тяжелые хронические заболевания. Регулярно проходите обследования у своего лечащего врача, следите за динамикой основных показателей (давления при гипертонии, уровня сахара в крови при сахарном диабете и т.д.). Выполняйте все рекомендации врача, старайтесь не допускать ухудшения ситуации. По возможности общайтесь с людьми, страдающими таким же заболеванием, найдите группу поддержки. Помните, что сила духа и психологическое равновесие играет в борьбе с серьезными заболеваниями такую же важную роль, как и лечение.

      Ни в коем случае не употребляйте наркотики. Там где есть наркотики (даже слабые), нет места здоровой психике и тем более душевному равновесию. Лучший совет: не употребляйте наркотиков вовсе; не пробуйте, даже из банального любопытства, воспринимайте их в качестве личного табу. Если же все-таки такая проблема у вас есть, наберитесь решимости и избавьтесь от зависимости. Не стесняйтесь обращаться за помощью в специализированные центры и к профильным специалистам: в ряде случаев без помощи специалистов не обойтись.

      zdravo.by

      14.1. Здоровый образ жизни

      14.1. Здоровый образ жизни

      Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он служит важнейшим условием осознанного поддержания психосоматического здоровья человека, высокой его работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных экологических, психологических, техногенных и социальных факторов среды, продления долголетия.

      По определению Г.И. Царегородцева и И.А. Гундарева, «ЗОЖ – это жизнедеятельность человека, обеспеченная в соответствии с гигиеническими нормативами рациональным режимом труда, быта и отдыха, а также жильем, питанием, медицинским обслуживанием, способствующими укреплению адаптационных способностей человека и представляющими ему возможность полноценного выполнения социальных функций и достижения активного долголетия» [220, с. 10]. Но помимо объективного, материального аспекта, по мнению авторов, ЗОЖ имеет и субъективный личностный аспект. Последний включает осознанную активную установку человека на то, чтобы основные проявления его жизнедеятельности не противоречили научно обоснованным гигиеническим нормам и требованиям.

      Тесная, гармоничная взаимосвязь особенностей активности организма и личности конкретного человека в обеспечении его здоровья и социального комфорта определяет представление о ЗОЖ как типе повседневной жизнедеятельности индивида, а также социальной группы, нации, человечества в целом, который обусловлен всей конкретно-исторической системой взаимодействия социальных, психологических (личностных) и биологических (видовых, популяционных, организационных) факторов и который направлен на повышение уровня здоровья как исходной предпосылки гармонического развития человеческой жизнедеятельности [130, 152, 165].

      По мнению Б.Н. Чумакова [221], ЗОЖ можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

      ЗОЖ человека представляет собой содержание и организацию различных форм его активности, отражающих мотивационно-потребностные, программно-целевые, информационные, энергетические и другие особенности его проявления (функционирования) как индивида (субъекта деятельности) в конкретных и типичных условиях существования. Он включает в себя такие формы активности, как психолого-физиологическое обеспечение жизнедеятельности, учебной и трудовой деятельности, физической активности, общения и т. д.

      Понятие ЗОЖ следует рассматривать в трех аспектах: как характер активности (интеллектуальный, физический, физиологический, социальный), как сферу активности (учебную, трудовую, спортивную) и как форму активности (производственную, культурную, общественную, медицинскую и др.). Образ жизни представляет собой не только вид активности, но и способ переживаний жизненных ситуаций. С ним связано понятие «условия жизни», которую Б.Н. Чумаков характеризует как «деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини– и макросреде, быт и обустройство своего жилища» [221, с. 22]. Образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни опосредованно влияют на состояние его здоровья.

      Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни, – эти понятия объединены четырьмя категориями: экономическая отражает уровень жизни, материальное благополучие человека; социологическая – качество жизни; социально-экономическая – уклад жизни; психологическая – стиль жизни. Указанные категории влияют на состояние здоровья человека и определяют направления формирования ЗОЖ.

      Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирования ЗОЖ – это многоэтапный процесс, который предполагает многоуровневую и многостороннюю деятельность по созданию возможности оздоровления всех сторон жизнедеятельности каждого человека, различных социальных групп и общества в целом. Важную роль в этом приобретают социально-культурные, психологические и воспитательные меры для перестройки нездоровой ориентации населения, обусловленной культом неразумных, примитивных удовольствий, достигаемых любой ценой. Именно поэтому обращается внимание на необходимость учета ценностных ориентаций на здоровье, и в частности, на различную и даже подчас противоположную социальную и личностную ориентацию ЗОЖ [152].

      Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией, нарушениями режима питания, трудными жизненными ситуациями.

      Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от различных социально-экономических, психологических, политических и экологических ситуаций.

      В современной жизни и производственной деятельности дефицит активности, вредные привычки, избыточный вес, недостаточное физическое развитие, влияние вредных факторов среды приводят к нарушению функциональной надежности организма и психики, в результате чего снижается резистентность к стресс-факторам и повышается вероятность заболеваний психосоматической природы. В условиях все возрастающей сложности, напряженности, а в ряде случаев и опасности жизни и деятельности человека забота о сохранении здоровья, предупреждения соматических и психических расстройств определяют особое значение разработке и внедрению положений, принципов здорового образа жизни, пониманию и следованию им каждым человеком.

      Состояние здоровья человека, его функциональная надежность, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов жизни и деятельности являются одним из главных условий предупреждения стресса, снижения его проявлений и последствий. Следование здоровому образу жизни, формирование и поддержание высокой мотивации к овладению и использованию основных принципов и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья рассматриваются в качестве обязательных условий и способов профилактики состояния стресса.

      Здоровье как социально-биологическая основа жизни есть результат осознанной потребности поддерживать физическое и духовное благополучие человека путем создания и развития функциональных ресурсов организма и психики, их экономического и адекватного расходования при реализации различных форм активности (жизнедеятельности, трудовой деятельности) и полного восстановления функциональных систем и работоспособности человека [180].

      Как отмечает Г.С. Никифоров [165], современная медицина относит около 85 % всех заболеваний к классу психосоматических, этипопатогенетические механизмы развития которых связаны с психогенными расстройствами и психической регуляцией этого процесса. Свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. Обобщая данные многих авторов, В.И. Гарбузов [по 165] группирует черты личности, связанные с различными психосоматическими заболеваниями.

      Итак, болезнь угрожает

      – решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, склонным брать на себя слишком много; чрезмерно и напряженно работающим; отличающимся повышенным чувством ответственности, долга;

      – добросовестным до педантичности, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;

      – предрасположенным к застреванию на отрицательных эмоциях, к стремлению во всем обвинять себя, сдержанных до скрытности, жестко контролирующих свои эмоции вплоть до подавления;

      – трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни; неустойчивым в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других и т. д.

      Автор выделил также «психосоматический профиль», то есть те личностные характеристики, которые присущи людям, идущим по пути к психосоматической патологии. Это ущемленность чувства собственного достоинства, эгоцентричность (эгоизм), сужение интересов (однобокость устремлений, переживаний), тенденция к фанатизму, чрезмерная напряженность притязаний, несоответствие притязаний возможностям, агрессивность, постоянная демонстрация сверхмужественности, «супермэнства», истероидность (все на надрыве, с перехлестом и ожесточением).

      Отсюда следует, что лица с психосоматической патологией характеризуются такими личностными чертами, которые предрасполагают к развитию состояния стресса. В связи с этим для профилактики стрессовых реакций и психосоматических расстройств необходимо использовать методы коррекции неблагоприятных личностных черт, избегать трудных ситуаций, провоцирующих проявление перечисленных черт и, наконец, учитывать эти личностные особенности при психологическом отборе специалистов к деятельности в условиях экстремальных воздействий.

      Здоровье населения рассматривается как показатель благополучия нации, как фактор, оказывающий непосредственное влияние на производительность труда, на характер межличностных отношений, на развитие общественного сознания, на индивидуальное совершенствование. Подобный комплексный подход нашел свое отражение в содержании понятия «здоровье», данном Всемирной организацией здравоохранения как состояние полного душевного и социального благополучия [180]. По данным специалистов, уровень здоровья определяет на 50–52 % образ жизни, на 18–20 % зависит от генетических факторов, на 20 % – от экологических факторов и на 7—10 % – от организации, способов и средств лечения. Таким образом, физическое и психическое здоровье, в том числе степень подверженности стрессу и характер последствий от него, зависят прежде всего от разумного, здорового образа жизни и условий труда.

      Здоровый образ жизни характеризуется рядом факторов.

      1. Режим труда и отдыха – строгий, ритмичный, умеренно напряженный режим является одним из важнейших условий высокой работоспособности и функциональной надежности человека. В многочисленных работах физиологов, гигиенистов, психологов обоснованы принципы и рекомендации по построению режимов с учетом продолжительности, периодичности, интервальности периодов труда и отдыха в зависимости от содержания и условий деятельности, пола, возраста, квалификации и т. д. Установлено, что при соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть вырабатывается динамический стереотип в виде системы условных рефлексов. Закрепляясь, они обеспечивают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и функциональные возможности для реализации деятельности.

      Режимы труда и отдыха должны отражать особенности функциональных состояний и работоспособности человека, а также характер их динамики в течение рабочего цикла. Кроме того, режимы необходимо проектировать с учетом биологических ритмов организма (циркадиадных, недельных, месячных и т. п.), а также особенностей колебательных процессов социальных и физических датчиков времени (смена уровня социальной активности, работа СМИ, смена света и темноты, метеофакторов и т. д.).

      Построение режима труда и отдыха должно отвечать ряду требований: выполнению различных видов деятельности в строго определенное время, рациональному чередованию работы и отдыха, регулярному и полноценному питанию, соблюдению гигиены сна и т. д. [221].

      Неправильно построенный режим или его нарушения (чрезмерные нагрузки, неполное восстановление после них, недостаточный и неполноценный отдых) приводят к истощению функциональных резервов, нарушению состояния профессионально важных функций и качеств, снижению работоспособности и мотивации, ухудшению самочувствия и настроения, что сопровождается снижением качества деятельности, появлением ошибок, нарастанием психической напряженности и развитием стресса.

      2. Сон – эффективный способ снижения физического и умственного напряжения, способ физиологической и психологической защиты от чрезмерных нагрузок, эмоциональных нарушений, переживаний, явлений астенизации или перевозбуждения. Сон предупреждает истощение первичных клеток, способствует накоплению энергии, повышает защитные возможности организма. Хроническое недосыпание приводит к ухудшению функционального состояния организма, уменьшает резистентность к экстремальным воздействиям и стрессоустойчивость, развитие неврозов.

      Гигиенические рекомендации предусматривают потребную продолжительность сна (7–9 часов), отход ко сну в 22–23 час. и подъем примерно в одно и то же время (7–8 час. утра), соблюдение тишины, приток свежего воздуха, прием пищи (за 2–3 часа до сна) и т. д.

      3. Отказ от вредных привычек – борьба с «факторами риска» (особенности поведения или неблагоприятные внешние условия), которые пагубно влияют на организм, способствуют развитию функциональных расстройств, появлению заболеваний, не являясь, как правило, их непосредственной причиной. Среди наиболее распространенных и опасных факторов риска – курение, чрезмерное и регулярное употребление алкоголя, в ряде случаев самолечение, а также прием наркотиков. Систематическое курение приводит не только к риску развития рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и других систем организма, но и к нарушению обменных процессов, возникновению гипоксических состояний, снижению сопротивляемости организма к вредным факторам среды, ухудшению психической деятельности, – одним из следствий этих изменений является предрасположенность к стрессовым расстройствам.

      Хорошо известно также неблагоприятное влияние и последействия устойчивой и чрезмерной приверженности к алкоголю, его употребление сопровождается особенно выраженными нарушениями психической деятельности, которые проявляются в ухудшении функций познавательных процессов, агрессивными или депрессивными реакциями, дезинтеграцией личностных свойств, снижением адекватности поведения и другими расстройствами, что приводит к уменьшению стрессоустойчивости.

      4. Закаливание – развитие неспецифической резистентности и повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям высоких или низких величин температуры, барометрического давления, содержания кислорода в воздухе и т. д. за счет тренировки системы терморегуляции, развития компенсаторно-приспособительных физиологических механизмов. У людей, закаленных к холоду, повышается способность к теплообразованию: увеличивается выработка тепла, быстро возникает задержка тепла за счет сокращения сосудов кожи с периодическим их расширением и увеличением притока крови. Температура кожи выравнивается, вместе с тем повышается обмен веществ. У людей, выносливых к действию высокой температуры, улучшается процесс теплоотдачи, усиливается потоотделение, увеличивается количество жировых веществ в поту, способствующих более равномерному распределению на коже пота и его испарению с поверхности тела. Указанные способности содействуют сохранению постоянства температуры тела, улучшению общего самочувствия, развитию функциональных резервов профессионально важных систем организма и психических качеств и тем самым повышению стрессоустойчивости.

      Для получения выраженного эффекта закаливания целесообразно использование комплекса процедур, включающего конвекционное охлаждение – воздушные и солнечно-воздушные ванны, а также кондуктивное воздействие – обтирание, обливание холодной водой, ножные ванны, купание в бассейне, контрастные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Особенно важно при этом соблюдение температурного режима воздуха и воды [205].

      Особое значение в совокупности факторов здорового образа жизни, способствующих профилактике состояния стресса, придается организации рационального питания, физическим упражнениям и активному отдыху.

      psy.wikireading.ru

    Опубликовано в рубрике Дети