Стресс на организм человека

Как стресс влияет на организм человека

Стресс – это своеобразная реплика организма в ответ на необычные внешние требования. Он – неотъемлемая составляющая жизненного опыта. В различные времена источники будоражащих ситуаций были разные – хищники, эпидемии, завоевательные походы, природные катаклизмы и техногенные катастрофы.

Переживаниям подвержен каждый человек, и стресс оказывает определенное влияние на человеческий организм, невзирая на то, чем он спровоцирован.

Фазы развития стресса

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье различает три стадии его прогресса.

Начальный этап — чувство тревожности, спровоцированное увеличенным синтезом корой надпочечников гормонов, дающих энергию для адаптации к нестандартным обстоятельствам.

Следующая стадия – фаза сопротивления. Если организм приспособился к предъявляемым требованиям, выработка гормона нормализуется. Симптомы тревоги уходят, а степень сопротивляемости организма существенно увеличивается.

Последняя фаза – истощение. После продолжительного воздействия раздражителя, к которому индивид привык, адаптивные способности организма снижаются, возвращается тревожность, и деформации в коре надпочечников и иных внутренних органах становятся необратимыми.

Все три этапа развития стресса постоянно сменяют друг друга: сперва идет реакция удивления из-за отсутствия подходящего опыта, затем человек учится справляться с новой ситуацией, после чего приходит утомление.

Причины стресса: почему возникает стресс

Воздействием стрессовых положений обусловлено появление многих заболеваний. Чтобы научиться нейтрализовать пагубное влияние стресса и обезопасить себя от рецидива, необходимо найти первоисточник психоэмоционального напряжения.

Самыми распространенными причинами стресса являются эмоциональные факторы. Каждая болезнь или травма, физиологические и психологические нагрузки, инфекции и недуги провоцируют напряжение организма.

Есть также много общечеловеческих поводов возникновения и прогресса стресса: слишком быстрый темп жизни, избыточный информационный поток, утрата традиций, перенаселенность, постоянная нехватка времени, уменьшение двигательной активности, неграмотный рацион.

Стресс в малых дозах позитивно воздействует на человека: активизируется образование глюкозы в печени, жир быстрее и эффективнее сжигается, тормозятся воспалительные процессы, увеличивается сопротивляемость организма.

Однако хроническое воздействие стрессоров всегда отрицательно влияет на состояние и возможности всех органов и систем. Эмоциональное внутреннее давление непременно найдет самую слабую точку в организме: нервная система, пищеварительный тракт, иммунитет, а подавленное напряжение обернется болезнью или пагубной привычкой.

Наиболее часто встречающиеся сигналы хронического стресса:

  • непрекращающиеся мигрени,
  • постоянный недосып,
  • недуги сердечно-сосудистой системы переходят в острую форму, появляются повышенное давление и тахикардия,
  • формируются зависимости в различных вариациях, в их числе алкогольная, игровая и наркотическая,
  • повышенная утомляемость, ухудшение концентрации внимания и возможностей памяти,
  • обострение болезней ЖКТ, появление гастрита или язвы,
  • повышенный травматизм,
  • ослабление иммунитета, как следствие – постоянные простуды и вирусные недуги,

    Последствиями постоянного присутствия напряженных ситуаций часто становятся бессонница, раздражительность, немотивированный гнев и депрессия.

    Причем результаты воздействия стресса могут выявиться не сразу, а спустя некоторое время развиться в опасную болезнь. Гормоны, синтезируемые организмом в период жизненных коллизий, необходимы, но количество их не должно «зашкаливать».

    Негативное влияние усугубляется малоподвижным образом существования. Активные элементы еще долго вращаются в организме в высокой концентрации, удерживая организм в состоянии напряжения.

    Как стресс влияет на органы и системы организма

    Если человек занервничал, выработка кортизола в организме сразу стремительно растет; что, в следующую очередь, ставит под угрозу функционирование иммунной системы. При сильной тревожности поднимается уровень адреналина, из-за которого появляется гипертония, активнее становится потоотделение. Усиленный синтез этих гормонов очень затрудняет работу некоторых человеческих органов.

    Воздействие стрессоров на кожу

    Постоянное напряжение провоцирует немало кожных проблем: от обычного акне до экземы и иных форм дерматита. Иногда кожа становится чувствительной и предрасположенной к аллергическим проявлениям.

    Влияние стресса на мозг

    Стресс вызывает постоянные головные боли, что объясняется ростом напряжения в шее и плечах. Поэтому мигрень ослабевает, если человеку удается поспать либо просто расслабиться. Долгосрочное беспокойство вкупе с депрессией может стать причиной болезни Альцгеймера поскольку происходит стимулирование роста белков, ее вызывающих.

    Если стресс индивид пытается снять курением либо спиртными напитками, клетки мозга подвергаются наиболее сильному разрушительному воздействию, что ведет к потере памяти.

    Так как стресс является провокатором возникновения гипертонии, он становится и источником недугов сердца. Продолжительное напряжение нарушает нормативный уровень сахара в крови и ведет к сахарному диабету второго типа и утрате сосудами эластичности.

    Стрессоры способны изменить ритм сердца и увеличивают вероятность инсульта либо сердечного приступа.

    Последствия для желудка и кишечника

    Пищеварительная система весьма чувствительна к воздействию стресса, еда не усваивается должным образом. Меняется объем желудочной секреции, нарушая кровообращение в кишечнике. Постоянная тревожность может поменять состав микрофлоры и вызвать серьезные болезни ЖКТ.

    Роль стресса для иммунитета

    Под воздействием стрессовых факторов иммунная система снижает защиту, и организм становится беззащитен перед вирусами, бактериями и раковыми новообразованиями. Хронический стресс ведет к тому, что иммунитет не в состоянии достаточно адекватно реагировать на гормональные всплески; а это провоцирует воспалительные процессы в человеческом организме.

    Профессиональный стресс

    Усиленному влиянию стрессоров на организм больше подвергаются жители мегаполисов. Хронический стресс часто появляется на фоне сверхурочной и напряженной работы.

    Его основные причины:

  • высокая интенсивность труда или его монотонность,
  • авралы и изначально недостаточные сроки выполнения задания,
  • неправильное питание,
  • режим работы, не подходящий конкретному индивиду,
  • конфликты с руководством либо коллегами,
  • опасные условия деятельности.
  • Работник, подвергающийся влиянию профессионального стресса, быстро выгорает как ценный специалист.

    Как справиться со стрессом

    Стресс считается первопричиной уменьшения длительности жизни, люди, находящиеся в состоянии перманентного напряжения, не могут выполнять даже ежедневные обязанности. И чему хорошо бы научиться – это адекватно отвечать на трудности.

    Здесь важно не изменять резко жизненных условий, не бросать рутинных привычных дел. Их монотонность благотворно влияет на настроение.

    День предпочтительно начинать с физических нагрузок. Помогут йога и медитация, тай-чи и иные техники, проверенные веками. Очень важен полноценный достаточно продолжительный отдых.

    Особое влияние стоит уделить питанию. Меню следует сформировать из низкокалорийной и свежей пищи, наполненной витаминами и полезными веществами. Количество кофеина, никотина и алкоголя нужно свести к минимально возможным дозам.

    Бальзамом для души часто становится общение. Необходимо регулярно бывать в театрах, на концертах живой музыки, в музеях. Нужно найти то, что доставляет радость и наслаждаться жизнью.

    nash-organizm.ru

    Влияние стресса на организм человека

    Вряд ли в наше время найдется человек, который ни разу в жизни не прибывал в состоянии стресса. Практически каждый, независимо от возрастной категории, пола или социального статуса, может оказаться в стрессовой ситуации. Если еще в XX веке стресс называли «эпидемией столетия», то в XXI он стал почти хронической проблемой.

    Причины появления стресса

    Стресс является ответной реакцией организма человека на влияния экстремальных факторов, нарушающих привычный жизненный ритм. Причем он, в отличие от депрессии или тревоги, всегда является следствием влияния определенных причин. Несмотря на то, что условия жизни человечества за последние несколько столетий существенно улучшились, список факторов, которые приводят к стрессовой ситуации, пополняется каждый год.

    В целом, по природе происхождения, причины этого состояния делят на физиологические и психологические. К первым относятся все, что оказывают влияние на физическое состояние организма: плохое питание, недосыпание, переутомление, перемена погоды (например, перепады температуры воздуха и атмосферного давления) и другие подобные факторы. Причем, при воздействии этих причин, одни люди вмиг подвергаются перенапряжению, а другие стойко их преодолевают.

    Такие различия объясняются второй группой факторов — психологическими. Они провоцируются сильным эмоциональным всплеском. Подоплёкой этого чаще всего являются психологические проблемы, такие как: неуверенность в себе, сложная коммуникация с обществом и т. д. Следует отметить, что это касается не только критических или опасных ситуаций, но и чрезмерных положительных эмоций.

    Стресс также может быть вызван внешними или внутренними источниками. К факторам внешней среды относятся все жизненные ситуации, которые человек не способен контролировать, например, экологическое состояние окружающей обстановки и в целом метеорологические условия, а также проблемы взаимодействия с социумом: конфликты, семейные трудности или развод, загруженность на работе и другие. К внутренним причинам стресса относятся проблемы со здоровьем, разочарования и прочие факторы, которые без посторонней «помощи» воздействуют на состояние человека.

    Конечно, структурировать список стрессовых рычагов можно по-разному, но, в любом случае, они ведут к одному: ухудшению физического и психологического здоровья человека.

    Результаты пребывания человека в стрессовой ситуации

    Многие специалисты сходятся во мнении, что краткосрочное пребывание человека в стрессе благоприятно воздействует на организм, поскольку оно активизирует жиросжигание, образование глюкозы, а также укрепляет общую сопротивляемость организма различным проблемам. Однако хроническое состояние стресса негативно сказывается как на физическом, так и психологическом здоровье.

    Самыми распространенными признаками хронического перенапряжения, с точки зрения физического здоровья, являются:

  • частые головные боли;
  • постоянное недосыпание;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой и ЖКТ;
  • повышение давления и тахикардия;
  • появление плохих привычек, в том числе зависимостей (алкогольной, наркотической и др.);
  • ослабление иммунитета.
  • Причем влияние стресса на здоровье сначала может быть незаметным, но, рано или поздно, оно приводит к негативным последствиям.

    Негативное воздействие стрессовой ситуации на организм человека начинается с выработки кортизола, в результате чего страдает иммунная система. На следующем этапе нервного перенапряжения увеличиваются выбросы адреналина в кровь, которые приводят к гипертонии, повышенной потливости и нарушениям работы некоторых органов.

    Постоянное пребывание в стрессе сказывается на состоянии кожи, физическом тонусе, способности концентрировать внимание и запоминать информацию, что впоследствии приводит к снижению трудоспособности. Очень часто длительное пребывание человека в стрессе выливается в злоупотребление алкоголем, запрещенными препаратами, частому курению и прочим негативным привычкам, которые на время притупляют реальное восприятие ситуации. Последняя, необратимая стадия стресса — это отмирание клеток головного и спинного мозга.

    В психологическом плане стрессовое состояние, в основном, отражается на взаимодействии человека с социумом. Оно может проявляться в общении с членами семьи и близкими людьми, профессиональной деятельности или интимной жизни. Чаще всего психологическими последствиями перенапряжения становятся повышенная конфликтность, приступы гнева или, наоборот, апатия. В результате, постоянное давление на человека приводит к неврозам, душевным болезням или даже суицидальным наклонностям.

    Таким образом, если человек постоянно пребывает в стрессовой ситуации, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг действия, и, как следствие, теряет дееспособность.

    Внимание! Малоподвижный образ жизни еще больше обостряет негативное влияние стресса на организм.

    Фазы протекания стресса

    Решение любой проблемы, помимо определения причин ее возникновения, требует понимания стадий развития стресса. От этого зависит принятие правильного выбора лечения. Стресс не является исключением. Самое популярное на сегодня описание этапов прогресса этой болезни сделал в 1936 году учёный Ганс Селье. Всего он выделил три стадии, которые постепенно перетекают друг в друга.

    1. Первый этап. Организм пребывает в шоковом состоянии. Чувство тревоги усиливается. В этот период организм пытается преодолеть раздражающие факторы, вырабатывая больше энергии.
    2. Второй этап. Считается «фазой сопротивления»: организм начинает создавать своего рода иммунитет, выработка гормонов, которые усиливали стрессовое состояние и угнетали человека, сокращается. Человек становится более спокойным и уравновешенным, исчезает тревога.
    3. Третий этап. Под влиянием стресса организм человека истощается. Психоэмоциональное состояние ухудшается, сопротивление факторам стресса снижается. Ощущение тревоги начинает возрастать. В случае длительного пребывания в состоянии стресса происходят физиологические изменения.

    Продолжительность стадий индивидуальна для каждого человека. Более того, они индивидуальны для любой конкретной ситуации и могут длиться от нескольких минут до недель.

    Преодоление стрессовой ситуации

    Безусловно, понимая, как негативно влияют стрессы на здоровье, важно своевременно и правильно приступить к их лечению. Прежде всего, человек должен осознать свое болезненное состояние и научиться держать его под контролем. Это даст возможность избежать некоторых последствий.

    Существует много эффективных приемов как избавиться от стресса, которые помогают восстановить нормальное психоэмоциональное состояние. Основные рекомендации:

    • «выпустить пар»: покричать, отколотить боксерскую грушу и т. п.;
    • заняться дыхательной гимнастикой, которая помогает возвратить организм в частичную гармонию;
    • заняться физическими упражнениями: они способствуют избавлению от ненужных стрессовых продуктов, которые накапливаются в тканях, а также помогут отвлечься от проблем;
    • проводить больше времени с близкими людьми, поскольку они – самая лучшая поддержка и опора в любых жизненных ситуациях; главное – ничего не держать в себе;
    • найти новое хобби: музыка, танцы, пение и другие виды досуга позитивно влияют на душевное состояние и уменьшают силу воздействия стресса на организм;
    • приобщиться к различным видам психологической терапии: анималотерапии (общение с животными), фитотерапии, йоге и другим духовным практикам.
    • Важно! Также хорошо помогают при стрессе массажи, SPA-процедуры и прочие подобные занятия, которые способствуют расслаблению организма.

      Пребывание в постоянном состоянии стресса не только уменьшает любовь к жизни, но и приводит к тяжелым заболеваниям и даже смерти. Поэтому важно работать над своим психологическим здоровьем, учиться не доводить организм до состояния стресса или, как минимум, правильно преодолеть этот период.

      Только при соблюдении этих рекомендаций можно говорить о полноценной жизнедеятельности.

      zelv.ru

      «Стресс и его воздействие на организм человека»

      Этот конспект урока поможет ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами); рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье; на уроке учащиеся сформулируют общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья, ведь просто необходимо вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, воспитывать адекватное поведение на различные ситуации в жизни и желание вести ЗОЖ.

      Просмотр содержимого документа

      ««Стресс и его воздействие на организм человека» »

      «Ореховогорская основная общеобразовательная школа»

      тема «Стресс и его воздействие на организм человека»

      Учитель: Кузьминых Светлана Геннадьевна

      Тема: «Стресс и его воздействие на человека».

      Цель: Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами);

      Рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье;

      Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

      Вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью;

      Воспитывать адекватное поведение на различные ситуации в жизни и желание вести ЗОЖ.

      — Доброе утро, семиклассники! Рада приветствовать вас на уроке ОБЖ. Я вам положила кружочки трёх цветов, которые будут нужны в конце урока, ими вы покажите, как прошел урок.

      — Чтобы начать новую тему вспомним, что вы уже знаете. Ответьте на несколько вопросов:

      — Что значит Ч.С. природного характера?

      (Ч.С. природного характера – это опасные природные явления или процессы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери.)

      — Как вы считаете, какое главное правило человека, попавшего в опасную ситуацию? (Не паниковать!)

      — Что значит паника? (Беспокойство, волнение. Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей.)

      Сообщение темы и цели урока.

      Тема урока: «Стресс и его воздействие на человека».

      Записать в тетрадь тему.

      — Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием СТРЕССА, со стрессовыми факторами (стрессорами).

      Страх – это один из стрессовых факторов. Это очень сильный испуг.

      Рассмотрим влияние стресса на человека и его здоровье. Сформулируем общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранению здоровья.

      IV. Изучение нового материала.

      Канадский патолог Ганс Селье (1907-1982г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий (записать в тетрадь).

      — Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс?

      Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).

      — Как вы себя чувствовали?

      Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.

      Пример: Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию?

      (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; ДРУГИЕ ЗАМРУТ, ОСТОЛБЕНЕЮТ, из них не выдавишь ни слова).

      — Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни.. (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.)

      А когда действия стрессоров суммируется и накапливается, становится больше в данный период жизни, тем выше будет уровень стресса.

      -Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает в себя сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление и остановка пищеварения, увеличение уровня сахара в крови).

      3. Общий адаптационный синдром.

      — В этих изменениях Селье выделил три стадии:

      Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.

      В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

      Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.

      Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

      Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

      Вот как стресс может сделать человека счастливым.

      Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

      Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.

      — Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

      — Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)

      4. Стресс во благо.

      Но, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред.

      При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

      Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом, роды женщины).

      Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его видим». А.Шопенгауэр.

      Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

      У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

      Пришло время отдохнуть.

      Цель: Снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.

      Точечный массаж: 1. постукивание пальчиками обеих рук; 2. другу по парте постучать по спине.

      Анализ: Как вы чувствуете себя после такого массажа? Приятно или нет было выполнять эти упражнения? Поднялось ли настроение?

      5. Влияние стресса на организм человека.

      — Прочитайте текст, который лежит перед вами, и найдите информацию о том, как влияет стресс на человека. После мы с вами запишем в тетрадь.

      Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

      Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

      Записать в тетрадь:

      Влияние стресса на организм человека:

      — вызывает болезнь сердца;

      — приводит к увеличению кровяного давления;

      — нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;

      — ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

      — истощает психическую энергию организма;

      — приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      — Нам необходимо знать, как бороться со стрессом, сейчас мы познакомимся с …

      6. Общие принципы борьбы со стрессом.

      Вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;

      Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)

      Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;

      Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);

      Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;

      Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);

      Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;

      Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);

      Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);

      Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;

      Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

      Несмотря на то, что мы можем бороться со стрессом, все же не соблюдаем эти принципы.

      Для этого надо уметь снять…

      7. Снятие нервно-психического напряжения:

      Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)

      Скомкать газету и выбросить;

      Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;

      Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;

      Громко спеть любимую песню; (а-а-а)

      Смотреть на горящую свечу;

      Вдохнуть глубоко 10 раз;

      Погулять по лесу, покричать;

      Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

      Эту памятку приклейте в тетрадь и при необходимости, пользуйтесь ею.

      V. Итог по уроку.

      — Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

      — Благодаря каким знаниям вы сможете это сделать? (принципы и памятка)

      — И к какому выводу мы с вами пришли?

      Вам и всем людям необходимо учиться овладевать эффективными методами борьбы с повседневными стрессорами, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

      Высокий уровень здоровья и счастливая жизнь стоят этого.

      VI. Домашнее задание.

      Написать мини-сочинение «Как я борюсь с переживаниями». Не менее 10 предложений. Отразите в нем своё отношение к происходящим событиям в жизни и как вы стараетесь перебороть страх или волнение (назовите способы какими вы пользуетесь).

      Анализ работы учащихся, оценивание.

      Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

      Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

      Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

      Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

      kopilkaurokov.ru

      Стресс и его влияние на организм человека

      Рассмотрение реакции приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Оценка влияния стресса на поведение человека, его работоспособность, здоровье и взаимоотношение с окружающими людьми. Самые распространенные заболевания от стресса.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      В современном мире человек постоянно сталкивается со стрессами. Они влияют на его поведение, работоспособность, здоровье и взаимоотношение с окружающими людьми.

      С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Негативное влияние стресса пагубно сказывается на нормальном функционировании всего организма и часто становится толчком для возникновения тяжелых болезней, а последствия стрессов могут быть довольно серьезными. Если не вести активную борьбу с этим заболеванием, то влияние стресса на здоровье перейдет в тяжелую хроническую стадию.

      Самые распространенные заболевания — ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь пищеварительных органов, бронхиальная астма, опухоли — принято считать болезнями стресса, число которых может достигать 90% патологии современного человека.

      экстремальный стресс здоровье взаимоотношение

      Что такое стресс. Его виды и фазы.

      Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

      Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

      Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

      Стрессы можно разделить на:

      Эмоциональные (положительные или отрицательные)

      Физиологические и психологические

      Кратковременные и долгосрочные

      Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы.

      Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса — шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

      Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных.

      Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу Селье. Он показал, что в связи с активностью гормональной системы, при травмах и горе, во время радости, в жаре и на холоде и т.п., в коре надпочечников выделяются гормоны помогающие человеку адаптироваться к изменениям среды. Стресс протекает в три стадии. Первая и вторая соответственно тревога и адаптация вполне нoрмальны, и скорее полезны, чем вредны. Но если изменения окружающей среды происходят слишком часто, а сотрудникам офисов крупных и средних компаний это знакомо, то наступает третья стадия стресса — истощение. Истощение это прямой путь к болезням — психосоматическим заболеваниям.

      Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

      Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.

      Реакция борьбы или бегства (т.е. — естественная реакция на стрессор) иногда называется стресс-реакцией (или стрессовой реактивностью). Эта реакция заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, увеличении содержания натрия, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

      Автор теории стресса канадский психолог Г.Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Разработав теорию стресса, Г.Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

      Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

      Причина стресса может быть внешней и внутренней. Внешние причины — это наши жизненные изменения, всё, что не находится под нашим контролем, или же находится в малой степени. А внутренние причины — коренятся в нашем разуме, по большей части они рождены нашим воображением. Это разделение мы делаем просто для удобства, поскольку они все взаимосвязаны. Итак, небольшой список причин стресса.

      Внешние причины стресса.

      Большие изменения в жизни.

      Трудности в отношениях.

      Неспособность принять неопределённость.

      Негативный внутренний диалог.

      Стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

      Признаки стрессового напряжения

      1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

      3. Ухудшается память.

      4. Слишком часто возникает чувство усталости.

      5. Очень быстрая речь.

      8. Повышенная возбудимость.

      10. Потеря чувства юмора.

      12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

      14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

      15. Невозможность вовремя закончить работу.

      Причины стрессового напряжения .

      1. Постоянная нехватка времени.

      3. Частое курение.

      4. Чрезмерное употребление алкоголя.

      5. Дома, в семье постоянные конфликты.

      6. Постоянное ощущение неудовлетворенности жизнью.

      7. Появление комплекса неполноценности.

      8. Чувство неуважения к себе.

      Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с т. зр. его личных ощущений).

      Влияние на организм.

      Стресс оказывает огромное влияние на состояние здоровье человека. Это проявляется в заболеваниях различных органов и систем, и в целом ухудшении самочувствия. Как правило, на физиологическом здоровье человека стресс сказывается следующим образом:

      Появляются сильные головные боли;

      Наблюдаются недосыпания хронического характера;

      Учащается сердцебиение, развиваются болезни сердечно-сосудистой системы. Велика вероятность обострения гипертонической болезни или возникновение инфаркта миокарда;

      Ухудшается внимание, снижается работоспособность и появляется быстрая утомляемость;

      Наблюдаются сбои в функционировании желудочно-кишечного тракта, следствием которым может явиться возникновение или обострение гастрита и язвенных болезней;

      Возможен рост злокачественных опухолей;

      Ослабевает иммунитет, делая организм уязвимым к различного рода вирусным и инфекционным заболеваниям;

      В значительных количествах происходит выработка гормонов, что, в свою очередь, негативно отражается на работе внутренних органов нервной системы;

      Возможны клеточная дегенерация спинного и головного мозга, дистрофия мышц.

      Стресс влияет не только на физиологическое, но и психологическое здоровье. Находясь в стрессовом состоянии, человеку становится трудно жить, так как каждое действие стоит ему неимоверных душевных усилий. Человек может испытывать апатию ко всему, не исключено, что он даже утратит интерес к жизни. Последствия стресса могут быть неутешительными:

      Агрессивность, приступы гнева, нетерпимость и раздражительность;

      Эмоциональная неустойчивость, неврозы, депрессия;

      Сомнение в собственных силах, неуверенность в себе.

      Положительное влияние стресса

      На первый взгляд, может показаться, что стресс несет с собой исключительно разрушающее воздействие, негативно сказываясь на состоянии здоровья. Однако на самом деле, стрессовые состояния обладают положительными качествами и порой несут отличную службу для человека:

      В период стресса человеческий организм вырабатывает гормон адреналин, заставляющий искать выход из сложившейся ситуации и предпринимать какие-либо действия;

      Стресс мотивирует к налаживанию отношений с окружающими, при этом повышая в крови уровень окситоцина, именуемого гормоном привязанности;

      Если стрессовое состояние кратковременно, то оно способно улучшить рабочую память, которая используется человеком для решения различных задач;

      Преодолевая стрессовые ситуации, человек становится выносливее.

      Таким образом, влияние стресса на человеческий организм неоднозначно, но если быть объективным, то, конечно, отрицательных последствий данного состояния больше, нежели положительных. А потому стоит быть всегда на позитиве, не принимать все близко к сердцу, полноценно отдыхать и тем самым избегать стресса в любых его проявлениях.

      Методы профилактики стресса.

      Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

      Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

      Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись, домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

      Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

      1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную “позу кучера”.

      3. Послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

      4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

      7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.

      Очень важно, чтобы инициатива таких “переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

      Способы борьбы со стрессом.

      Любого среднестатистического человека интересует, что делать при стрессе и как противостоять негативному внешнему влиянию.

      Среди основных методов снятия стресса выделяют:

      Довольно длительным расслабляющим эффектом обладает метод релаксации. Для этого необходимо мысленно расслабиться, все дела и проблемы оставить «за дверью». Приняв положение лёжа, разводим ноги в стороны, так, чтобы носки ступней были повёрнуты друг к другу. Руки отводим в стороны и делаем глубокий вдох, далее выдох, длительностью 5-7 секунд. Постепенно представляем, как тело расслабляется от ног до коленей, от таза до грудной клетки, от плеч до головы. Причём расслабиться надо так, чтобы присутствовало ощущение невесомости. Делая глубокие вдохи и продолжительные выдохи,

      Лучшим средством от стресса является медитация. Данный метод хорош тем, что оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект на нервную систему. Для медитации необходимо сесть в удобную позу, расслабить мышцы, делая глубокий вдох и выдох, представить красивый пейзаж или любимое место отдыха. Неважно, какой образ или место представляет человек, главное, чтобы картина вызывала положительные эмоции.

      Дыхательные техники считаются одним из лучших средств от стресса. Контроль над дыханием помогает взять себя в руки и снизить уровень тревоги в экстремальной ситуации. Выполнять упражнения с дыханием нужно либо стоя, либо лёжа, для полноценной работы лёгких и диафрагмы. Наверно, каждый замечал, что в стрессовой ситуации изменяется ритм дыхания, таким образом, регулируя дыхательный процесс, можно успешно противостоять напряжению. При длительном выдохе происходит расслабление тела и успокоение нервной системы. Правильный ритм регулировки воздуха, медленный темп вдоха и выдоха обеспечивает эффективное расслабление.

      Мышечное напряжение вызывает дискомфорт в теле и усугубляет негативное влияние внешних раздражителей. Мышечные зажимы, места наибольшего напряжения, блокирует энергетический потенциал организма. Человек, постоянно подвергающийся стрессам, имеет сгорбленную осанку, во время ходьбы его плечи и кисти рук зажаты. Существует несколько техник мышечного расслабления:

      релаксация по Якобсону;

      мышечное расслабление по Джексону.

      Мышечная релаксация по Якобсону проводится в сидячем положении. Необходимо полностью расслабить все мышцы тела, почувствовав невесомость и лёгкость в суставах и конечностях. Закрыв глаза, человек поочерёдно расслабляет и напрягает группы мышц, начиная с головы, заканчивая ступнями.

      Американский психолог Э. Джекобсон предложил свою технику по расслаблению. Для этого необходимо поочерёдно напрягать и расслаблять мышцы, сосредотачиваясь на релаксации. Сначала напрягаются доминантные части тела, например, у левши доминантной является левая сторона. Всего учёный выделил 16 главных групп мышц, эффективное расслабление которых помогает избавиться от накопившихся негативных эмоций и стресса.

      Одним из действенных способов преодоления стресса считается метод визуализации. Многие психологи советуют при длительном эмоциональном напряжении взять лист бумаги, изложить на нём суть личной проблемы (или изобразить в виде рисунка) и сжечь, визуализируя, что вместе с дымом уходит внутреннее напряжение. Эта, на первый взгляд, простая техника позволяет с помощью визуализации вытеснить накопившийся негатив. При визуализации можно представлять приятные образы, вспоминать весёлые события, главное, чтобы мысли имели положительную окраску.

      Многим людям избавиться от накопившегося стресса помогает популярный американский метод «крика в пространство». Зарубежные психологи считают, что выплеснув негатив с помощью крика, можно быстро избавиться от эмоционального напряжения и успокоиться. Крик может сопровождаться физическими манипуляциями, такими, как, битьё посуды или удары в боксёрскую грушу, так в полной мере выплескивается накопившийся негатив.

      Напряжение и стресс могут полностью уничтожить наше здоровье и благосостояние. Стресс может полностью изменить человека, как и внутренне, так и внешне, если мы допустим это. Борьба против ежедневных стрессов может вызвать болезнь. Но борьба против трагических ситуаций может вызвать смерть.

      Это жизненно важно и необходимо всячески снимать нервное напряжение и стресс. Для вас это должно стать каждодневной нормой, так же, как, например, почистить зубы. Давайте себе отдых, периодически устраивайте «перерывы». Проведите пять или десять минут, делая что-то любимое, приятное, что поможет вам расслабиться, особенно, в то время когда вы работаете. Но также делайте более длительные перерывы. Расслабление и удовольствие должно стать приоритетом в вашей жизни; семейные пикники, чтение, музыка, спортивные соревнования, и так далее — это вам необходимо. Возможности неограниченны, а также вы принесёте огромную пользу вашему здоровью. И если вся ваша семья также принимает участие в отдыхе и развлечениях вместе с вами, то каждый извлекает выгоду для себя из этих приятных событий, проведённых вместе!

      И снова находите способы расслабиться. Убегите от рутинной ежедневной работы и используйте извлечённую энергию в ваших интересах. Вы никогда не сможете полностью избавиться от стресса и нервного напряжения, но, определённо, вы можете облегчить этот груз. Принятие мер предосторожности может облегчить отрицательные воздействия стресса и нервного напряжения на ваш организм, ваше здоровье и благополучие.

      revolution.allbest.ru

      1. Стресс жизни. Причины стресса

      1.1. Причины стресса

      1.2. Организационные факторы стресса

      2. Проявление стресса

      3. Жизненно важная роль стрессов

      4. Опасность стрессов для здоровья

      5. Приемы поведенческой антистрессовой защиты

      6. Методы профилактики стресса

      6.1. Противострессовая «переделка дня»

      6.2. Первая помощь при остром стрессе

      С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как "реакцию борьбы и побега".

      Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

      Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

      Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

      1. Стресс жизни. основные причины.

      Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

      Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

      Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

      1.1. Причины стресса

      Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

      Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

      К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на:

      К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности :

      · быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;

      · одиночество или перенаселение.

      У человека, кроме таких факторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

      В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

      · неопределенность трудового задания;

      · недогрузка или перегрузка;

      · ответственность за людей;

      · несправедливая оценка труда;

      · плохие условия труда.

      1.2. Организационные факторы стресса.

      Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

      1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

      Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

      2. Конфликт ролей.

      Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

      Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

      Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

      3. Неопределенность ролей .

      Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

      4. Неинтересная работа.

      Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

      5. Существуют также и другие факторы.

      Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

      2. Проявления стресса .

      Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

      2. Слишком частые ошибки в работе.

      6. Мысли часто улетучиваются.

      7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ).

      9. Работа не доставляет прежней радости.

      11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

      13. Постоянное ощущение недоедания.

      14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.

      В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной "удар" может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

      1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влияния ратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий и новой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы, которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой: "гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников", в результате повышается секреция гормонов — АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.

      Еще Селье описал характерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:

      1) увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.

      2) острую инволяцию (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.

      3) развитие кровоточащих язв в желудке.

      2-я стадия стресса — стадия резистентности или адаптации — характеризуется восстановлением равновесия между ката — и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал "эустрессом", т.е. "хорошим стрессом".

      3-я стадия — называется стадией истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

      1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является — тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

      При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

      Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

      3. Жизненно важная роль стрессов

      Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии — способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономных адаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробном периоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицит О2, в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а это ускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и ее кровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода, напротив, снижается, и его развитие тормозится.

      Роды формируют стресс не только у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиеся в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность и периодические охлаждения могут способствовать физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Регулярно плавающие дети начинают ходить на 3 месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас в 3-4 раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.

      Умеренные стрессы могут способствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечивают обезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенных требований к организму человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургом сложных операций, при публичных выступлениях. Отсюда можно предположить, что недостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором, неблагоприятным для здоровья.

      4. Опасность стрессов для здоровья

      Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать:

      a) безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей);

      b) высокая интенсивность или продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивных резервов;

      c) личностные или биологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;

      d) использование для защиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.

      Неблагоприятное влияние на здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам. Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем не менее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозить деятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.

      К эмоциональным признакам хронического стресса относят:

      · повышение тревожности и антипатию к людям,

      · появление раздражительности, усталости и рассеянности.

      К поведенческим проявлениям хронического стресса отнесены:

      · переедание или потеря аппетита,

      · снижение качества работы и повышение числа невыходов,

      · учащение несчастных случаев,

      · более частые курение и прием алкоголя.

      К соматическим признакам стресса относятся:

      · аритмии сердца и сердцебиение,

      · боль и чувство сжатия грудной клетки,

      · боли в животе и понос,

      · снижение полового влечения и импотенция,

      · нарушение менструального цикла,

      · покалывание в руках и ногах,

      · боли в области головы, шеи, спины, поясницы,

      · ощущение "комка" в горле,

      · двоение в глазах,

      · ухудшение зрения, кожные сыпи.

      Оценивая диагностическую роль этих явлений, отмечается, что — усталость, безнадежность, депрессия — более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти. Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов.

      Женщины, обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорным факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами. Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный "тип А" , характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессам и развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами "типа Б". Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность, настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.

      Люди делятся на экстерналов и интерналов.

      Экстерналы характеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностях других людей или "рока", низкой мотивацией достижений, стремлением подчиняться другим людям.

      Интерналы же предпочитают конструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источник в себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый — в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развития собственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двух условиях:

      а) наличии объекта подражания;

      б) предоставлении родителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.

      Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей для оценки склонности к стрессам часто используются психологические методы, например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовых предпочтений — тест Люшера.

      5. Приемы поведенческой антистрессорной защиты человека

      Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

      Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения".

      Д. Карнеги (1980) приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда — о том, чего нет".

      Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.

      В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого". Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием "собственного потолка достижений", сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.

      Формирование оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие "смеховой культуры". Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: "Веселье от всех бед спасенье", "Шутка — минутка заряжает на час", "Веселого болезнь боится", "Улыбка дарит нам продленье века, злоба старит человека". Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плач угнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничить определенными методами.

      Внезапное и сильное эмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ и медленными дугообразными движениями языка по небу.

      Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.

      Практически каждый человек может при желании научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людей мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.

      Такие упражнения являются основой аутотренинга – учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем (1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методики аутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия на психическое состояние человека подробно изложены в соответствующих руководствах.

      При возникновении стресса и, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор "музыкальной фармакопеи" П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду "К радости" Л. Бетховена, при депрессии — "Короля гномов" Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная — тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и — за счет бессловесного контакта с внешним миром — ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.

      Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, "смоются" стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.

      Цветовая культура человека также является фактором, способным повлиять на его настроение и психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый — успокаивает; черный — "давит", страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный — возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый — защищающий, "уютный", но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий — успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый — возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой — делает человека более миролюбивым и безмятежным. Фиолетовый — вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.

      В общении людей друг с другом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Одиночество — младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2 раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза — от дорожных катастроф и самоубийств.

      Дейл Карнеги (1992), крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличает стремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться слушать.

      Имя человека — говорит Карнеги — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.

      "Не судите, да не судимы будете" — гласит библейская мудрость, которую Карнеги интерпретирует словами: "Человеку свойственно обвинять кого угодно, только не самого себя. Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаются домой".

      Г. Селье (1979) считает, что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения и избегать дружбы с "трудными" людьми.

      Одним из регуляторов общения человека с другими людьми, животными и природой в целом является совесть — своеобразная внутренняя самооценка, самопредупреждение и самоосуждение. По сути своей это явление отождествляется с подсознательным страхом, стрессорной реакцией человека на собственный поступок. Совершая зло, человек т.о. разрушает сам себя не только психологически, но и чисто физически, т.к. стресс сложным образом меняет состояние внутренних органов, иммунитета и крови. Не удивительно, что стрессолог Селье высказал идею альтруистического эгоизма как единственного способа длительного выживания человека. Делая добро другому человеку или животному, заботясь о слабых, больных, увечных и проявляя великодушие, можно смягчить внутреннюю тревогу и обрести душевный комфорт.

      "С горем переспать — горя не видать" — говорит русская пословица. Великую антистрессорную роль играет ежедневный сон. Также, можно регулировать свои стрессы с помощью движения.

      6. Методы профилактики стресса.

      Образ жизни — это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

      Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

      Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая “переделка”дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода.

      6.1. Противострессовая “переделка” дня.

      Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возратившись домой с работы или учебы , сразу же проводить релаксацию.

      2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

      3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

      5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

      6. Погуляйте на свежем воздухе.

      6.2. Первая помощь при остром стрессе.

      Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

      Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

      1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

      2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

      3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

      4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)”по косточкам”, как описано в пункте 3.

      5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

      6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

      7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

      8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

      9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

      10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

      Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

      Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

      Таким образом, у человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

      1. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: “Дело ЛТД”, 1994. — 702 с.

      2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу.

      Г.Селье. Стресс без болезней. ) — Спб, ТОО “Лейла”, 1994. — 384 с.

      any-book.org