Стресс у ребенка 11 лет

Стресс у ребенка: что делать родителям

Детство кажется самым беззаботным временем без тревог и волнений, полным радостных событий. Тем не менее дети могут испытывать нервные перенапряжения на фоне физиологических изменений в организме или непривычных внешних условий. О причинах возникновения стресса у детей и способах борьбы с ними рассказывает педиатр Лусине Хачятрян.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Лусине Хачатрян, педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней МГМУ им. М.И. Сеченова.

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Стресс в этот период – реакция организма на изменение привычного хода вещей, которую дети не могут контролировать самостоятельно. Школа радикально меняет уклад жизни, к которому ребенок уже успел привыкнуть. Режим становится более жестким, появляется много обязанностей, ответственность, неизвестные обстоятельства «новой» жизни. Школа – это первые друзья и первые ссоры, переживания из-за оценок. Формируются внутренние страхи, так как ребенок более осознанно и критично анализирует происходящее вокруг.

утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании и прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки, кусать губы), замкнутость и изоляция, заикание, частые головные боли, беспричинная раздражительность.

Что делать родителям

  • Необходимо подстроиться под школьный режим – ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Это особенно полезно при повышенной утомляемости и ухудшении памяти.
  • Душ комфортной температуры (избегать излишне горячей воды) для улучшения качества сна.
  • Правильное питание и дополнительный прием детских витаминных комплексов – причиной чрезмерной раздражительности зачастую бывает нехватка нужных организму веществ.
  • Больше проводите времени вместе, в том числе за играми. Игры помогают детям перенести свою тревогу на игровые ситуации и снять напряжение.
  • Старайтесь аккуратно говорить о том, что волнует ребенка, и обсуждать возможные проблемы, воздерживаясь от оценки.
  • Регулярные физические нагрузки также помогают снять умственное перенапряжение и повышают устойчивость ребенка к стрессовым ситуациям. Бег, катание на велосипеде, лыжи, теннис, танцы, плавание – выбирайте то, что больше нравится ребенку.
  • МОЖНО ЛИ «ЛЕЧИТЬ СТРЕСС» У РЕБЕНКА?

    Применение лекарств допустимо только в том случае, если препараты разрешены детям и подходят текущим активностям ребенка.

    «Для описанных выше ситуаций подойдет Гомеострес, так как этот препарат с комплексом растительных компонентов способен одновременно устранить и психоэмоциональные, и физические проявления стресса, – отмечает доктор медицинских наук Лусине Хачатрян. – К тому же он нормализует сон, давая организму возможность восстановить свои адаптивные ресурсы и «обнулить» все негативные эмоции, оставшиеся от прошедшего дня. А препараты на основе валерианы и различные успокаивающие чаи подойдут только тогда, когда ребенок не выполняет задачи, требующие повышенной концентрации внимания».

    Дети тоже подвержены выгоранию?

    Нам может казаться, что проблемы детей несравнимы с нашими. Но учебные нагрузки и наши требования тоже выматывают их. Как предотвратить детское выгорание и что делать, если вы столкнулись с ним? Рассказывает психолог Беатрис Миллетр.

    Мой ребенок всегда плачет!

    Почему он кричит? Вроде бы и сыт, и сух, и здоров. Нежели специально изводит? Некоторые родители интуитивно знают, как успокоить ребенка. Многие — раздражаются, а потом мучаются виной. Детский психолог Ирина Млодик рассказывает, как совладать с эмоциями.

    Болезни кожи – послания души

    Юнгианский психолог Энн Магуайр – о том, как наша кожа показывает нам выход из конфликта с собственным внутренним миром.

    Необычное свойство бега: как стать умнее за 40 минут

    После пробежки, в голове проясняется, и само собой приходит решение многих вопросов. Секрет в том, что нервные клетки восстанавливаются, и происходит это через 30-40 минут после начала бега.

    www.psychologies.ru

    Фобии и стрессы у детей

    Консультанты клиники «IsraClinic» будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

    Фобии и стресс у детей причины

    Фобические приступы у детей

    Лечение фобий и стресса у детей

    Лечение детских фобий в Израиле

    Паранойя – это состояние постоянной тревоги, подозрительности, патологической ревности, безумных идей и галлюцинаций. Первые признаки заболевания проявляются незначительными странностями в поведении, изменениями характера – больной проявляет агрессию к окружающим, портит отношения с близкими, начинает увлекаться необычными идеями и отгораживается от всего мира. Родственники больного обращаются к специалистам тогда, когда симптомы становятся острыми, пациент может навредить себе и окружающим.

    Проблема детских страхов достаточно распространена, с ней сталкиваются практически все родители. Страхи бывают реальными и беспочвенными – на ребенка могут влиять факторы внешней среды (насилие в семье, сложные отношения со сверстниками) и невротические расстройства (страхи имеют свободную форму, возникают без реальной угрозы и предпосылок). Специалисты отмечают – если ребенок чего-то боится, важно обратиться к психологу, игнорирование проблемы впоследствии может привести к отклонениям.

    Пациенты с пограничным расстройством личности довольно часто проявляют склонность к девиантному поведению, к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ. Также они склонны к самоповреждению и могут угрожать суицидом. Необходимо понимать, что вылечить такое нарушение за один сеанс с врачом не получится – необходимо постоянное наблюдение у психиатра и прием психокорректирующих средств. Также немалое значение следует уделить и психотерапии. Врач-психиатр подбирает фармакологические препараты и назначает психотерапию в зависимости от сложившейся клинической картины.

    Панические атаки сложно назвать определенным заболеванием, это скорее состояние сознания, в процессе которого человек чувствует сильный страх, тревогу и волнение. Существует множество методик для борьбы с паникой, довольно эффективными являются и домашние методы. В частности, рекомендуется принимать контрастный душ, заниматься медитациями, физическими упражнениями, делать массажи и практиковать технику правильного дыхания. Также хороший эффект дают целебные настои из трав, например, сделанные на основе ромашки. Желательно исключить из рациона вредные продукты и алкоголь.

    www.israclinic.com

    Симптомы стресса у детей

    Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна. При стрессе у детей иногда развивается ночное недержание мочи. То есть ребенок не встает в туалет и не терпит рефлекторно до пробуждения, а «делает дело» в штаны.

    Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.

    Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д. Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной. Для ребенка, который живет в стрессе, характерны страхи и кошмары. Он становится излишне суетливым. На небольшие проблемы и препятствия реагирует необычайно бурно.

    Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:

    • смена места жительства (например, семья переезжает в другой город)
    • ссоры или расставания с близкими людьми (друзьями или родственниками)
    • изменения в распорядке дня, к которым крайне тяжело адаптироваться
    • давление со стороны сверстников (если ребенок является «белой вороной» или попал не в ту компанию)
    • подготовка и сдача экзаменов, собеседования в детский сад или другое образовательное учреждение
    • начало и конец учебного года
    • игры за компьютером много часов в день, особенно «стрелялки»
    • У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.

      Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.

      Экологические стрессы

      Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.

      Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша. Дети, которые подвержены экологическим стрессам, чаще болеют инфекционными болезнями, у них развиваются аллергии и стресс-связанные расстройства.

      Влияние стресса на организм

      При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).

      Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

      Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.

      Профилактика стресса у детей

      Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов. Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей. Дети, которые занимаются с раннего возраста спортом или танцами в активном режиме, также спят чуть дольше, чем дети со средней для своего возраста физической нагрузкой. Также сон дольше у гипотоников: людей, для которых характерное пониженное артериальное давление. Максимальная длительность сна у младенцев.

      Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма. Не советуют ложиться спать в негативных эмоциях (в расстроенном состоянии, гневе и пр.). Лучше перед укладыванием в кровать успокоить ребенка и настроить на позитивный лад.

      Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию. Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.

      Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи. Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна. Ни в коем случае нельзя переедать, следите за размером порции ребенка. Сладости лучше вечером не есть, даже если вес тела в норме.

      Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу. Отучайте ребенка весь вечер играть в компьютерные игры. Стрессы и умственная нагрузка в вечернее время суток должны быть минимальны. Уроки лучше делать не менее чем за 4 часа до сна.

      Физическая активность

      Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».

      Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день. Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.

      Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы. Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы. Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.

      Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются. Упражнения такого характера нужно делать 1-2 раза в неделю, чтобы укрепить опорно-связочный аппарат. Это особенно актуально для детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

      Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка. Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается. В противном случае у организма случается так называемый метаболический стресс. Маленький спортсмен может упасть в обморок и т. п.

      Здоровое питание от стресса

      На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

      Дефицит магния как фактор стресса у детей

      На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

      Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

      Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.

      Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.

      Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

      Увеличить уровень магния можно так:

    • ввести в рацион зеленые овощи
    • кушать больше фруктов, злаков и круп
    • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
    • заменить поваренную соль морской
    • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд
    • Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.

      Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

      Снятие стресса у детей

      Родители должны особым образом общаться с детьми, которые испытали или испытывают стресс. Нужно знать ряд правил и придерживаться их, если вы хотите гармонизировать психическую сферу ребенка. Вы должны знать, что стрессовые факторы у детей не такие, как у взрослых. Например, двух-, трехлетнего малыша заставляет сильно нервничать тот факт, что вы оставляете его с чужими людьми, собираясь куда-то (няня, знакомые, которые вы попросили присмотреть за ребенком). Для 4-леток стрессом является каждое утро поход в садик (не всегда, но в частых случаях). 11-летняя школьница, которая первый раз собирается на танцы, также испытывает сильный стресс.

      То, что для взрослых кажется пустяком, для детей является травмирующим психику фактором. Общаясь с ними, вы должны войти в их положение, мыслить понятиями и ценностями ребенка того возраста. Чтобы войти в систему ценностей ребенка, чтобы лучше понять стрессовые факторы, вспомните свое детство. Что заставляло вас переживать, нервничать, расстраиваться?

      Следующее правило: дайте ребенку время на то, чтобы объясниться. Не «наскакивайте» на него с требованиями объяснить, что его беспокоит. Выберите удобное время, например, перед засыпанием, чтобы поговорить по душам. Можете просто слушать, не обязательно говорить самому.

      Если ребенок находится в тревожном состоянии из-за ситуации или событий, которые будут ожидать его в будущем, постарайтесь развеять неизвестность. Человек, не зная, чего ему ждать, фантазирует худшее. Например, если вы готовите ребенка к операции, расскажите последовательность обследований и действий хирурга. Это поможет ему морально подготовиться к предстоящему испытанию и испытывать меньше стресса.

      Объясняйте ребенку, когда именно произойдет та или иная ситуация. Для малышей ничего не говорят слова «я вернусь через трое суток». Нужно сказать «мама вернется, когда ты три ночи поспишь, проснешься, а на утро я уже буду с тобой». Так он будет понимать, когда именно вы вернетесь.

      Нельзя ожидать от своих чад идеального поведения в школе и исключительно максимальных баллов. Завышенные ожидания и требования родителей являются травмирующим психику малыша фактором, он постоянно пребывает в стрессе, пытаясь угодить маме и папе. Не нужно реализовывать через ребенка то, чего вы сами не смогли достичь в жизни. Он не должен повторять (или наоборот — не повторять) ваш путь.

      Ребенок будет меньше всего подвержен стрессам, если будет знать, что родители всегда являются его поддержкой и опорой. И не важно, сколько лет вашему малышу: два или 15. Он должен знать, что вы поможете ему в любой ситуации, должен чувствовать поддержку ближайшего окружения. Самых маленьких детей нужно в буквальном смысле держать за руку. Через телесную поддержку они ощущают и моральную. Нужно поддерживать его словами, например, когда он боится темноты или боится учиться ходить. Более старшим детям рассказывайте, что вы не сомневаетесь в преодолимости любых проблем, в том, что они обязательно справятся со всеми задачами в жизни.

      Детям можно рассказать о своем жизненном опыте. Расскажите случаи, когда вам пришлось испытывать стресс, и что вам помогло. Опыт обязательно должен быть позитивным. Ребенок должен ощущать, что его проблема типична для всех людей, что он не является исключением. Поговорите с ребенком о том, как лучше справляться со стрессом. Продемонстрируйте свои методы управления стрессовой ситуацией. Меньше нервничайте перед своим чадом, чтобы он не перенял ваше беспокойство и манеру негативного взгляда на мир и на будущее.

      Как мы уже отметили, физическая активность является хорошим средством от стресса. Но дети с плотным графиком больше всего подвержены переживаниям и негативным ожиданиям. Такое бывает, когда родители таскают ребенка по большому количеству секций, от которых, кстати, дети часто не получают удовольствия (потому что родители сами решили, чем малыш будет заниматься и водят его на секции по своему усмотрению).

      Никогда не руководствуйтесь логикой «мы заплатили на год вперед за твою музыкальную школу, купили тебе пианино, потому, будь добр, играй и ходи на уроки в музшколу». Доверьте ребенку самостоятельный выбор. Покажите, какие занятия бывают (танцы, шахматы, лыжи, футбол, борьба, создание изделий из бисера, рисование, чтение), пусть он попробует одно, другое, третье, и выберет сам, что ему больше нравится. Тогда такие занятия помогут снять стресс, а не наоборот.

      Нужно укреплять чувство уверенности ребенка в себе. Люди, которые в себе не уверены, рассматривают всё происходящее как препятствие, причем то, которое нельзя преодолеть. Уверенные люди отвечают на вызовы в жизни, пытаясь решить все задачи и достичь целей. Покажите ребенку, что в нем есть то, за что стоит уважать и любить самого себя. Поощряйте малыша, когда он достигает целей, особенно тех, к которым сильно и долгое время стремился.

      Не всем детям определенные занятия даются с первого раза. У малыша может быть плохая память и внимательность. Но всё это поправимо, просто воспитанию и обучению таких детей нужно уделять больше времени и дарить им всю любовь и ласку. Нельзя несколько раз напоминать ребенку, если у него что-то не получилось. Например, крайне неправильным будет воспитание, при котором ребенку всю неделю напоминают, что он разбил стакан, накрывая на стол, ругают его за это несколько дней.

      Нужно показывать детям, что вы их любите (вне зависимости от их успехов в школе и в секциях). Это защищает психику малыша от стрессов. На самом деле любому человеку независимо от возраста важно знать, что есть люди, которые его любят, ценят и принимают таким, каким он является. Дети, уверенные в любви родителей, почти не беспокоится о соперничестве, которое является одним из основных стрессовых факторов в школе (гимназии, лицее).

      www.eurolab.ua

      Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика

      ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация

      Вершинина Светлана Викторовна,

      к-т мед. наук, старший научный

      Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

      Рябоконь Ирина Владимировна,

      сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО

      Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].

      Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «. стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. » [1].

      В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].

      * В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

      Симптомы стресса у детей

      Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

    • перепады настроения;
    • нарушения сна;
    • ночное недержание мочи;
    • физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
    • проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
    • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.

      Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

      Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

      У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

      Причины и источники стресса у детей

      Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.

      К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

      У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

      Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

      Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

      Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

      При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.

      При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].

      У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].

      Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

      Стресс сам по себе очень важен для выживания.

      Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].

      В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].

      Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

      Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов

      В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.

      NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

      Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

    • приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];

      Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

      Стрессы часто приводят к нарушениям сна. Даже после краткосрочного стресса, на фоне которого имел место плохой сон в течение нескольких ночей, ребенок может сосредотачивать свое внимание на неспособности спать, тем самым «закрепляя» проблему.

      У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

      Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

      Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

      Профилактика стресса у детей

      Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

      Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.

      Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

      Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость

      Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

      Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

      Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

      Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

      Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

      Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

      Здоровое питание- защита от стресса

      Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

      Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

      В современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. Лидером стал дефицит магния [22, 24, 27, 28].

      Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

      Питание и его связь с физкультурой

      До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

      Дефицит магния — причина и следствие стресса

      Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.

      Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

      Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

      При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

      У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание «плохих» жиров, и формируется резистентность к инсулину, что в итоге ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [28].

      Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне

      Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

      В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).

      При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

      Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

      Их приток в клетку приводит к:

      Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне

      Дефицит Mg2+ приводит к:

      Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

      Другие важные функции ионов Mg2+

      Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

      1. Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
      2. Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота — NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
      3. Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
        • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
        • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
        • При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].

      Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

      Первая причина: неправильное питание

      Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

      Многолетнее неправильное питание с использованием большого количества поваренной соли, в т.ч. и скрытой (колбаса, сосиски и другие полуфабрикаты), рафинированных продуктов, в которых резко снижено содержание магния, ортофосфорная кислота (сильногазированные безалкогольные сладкие напитки), а также психостимуляторы и другие психоактивные вещества (энергетические напитки), активно принимаемые тинейджерами, подростками и людьми в возрасте до 30 лет, формируют дефицит магния как у взрослых, так и у детей [24]. Глутамат и аспартат — основные пищевые добавки, входящие в состав большин¬ства полуфабрикатов и «фаст-фудов» — нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что может усугубить эмоциональные расстройства [25].

      Вторая причина: сезонные колебания

      В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

      При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

      Магний – антистрессовый элемент

      Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

      Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост — необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

      Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

      Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

      Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка

      Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

      В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].

      Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

      Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

      * доза препарата в зависимости от возраста ребенка представлена в табл. «Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В, и Магне В, форте в зависимости от группы населения».

      Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.

      Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].

      Прием цитрата магния (Магне B6 форте) — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [19-20].

      Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния

      При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

      medi.ru

      Стресс у ребенка: 10 причин, почему ваш ребенок расстроен

      Взрослые часто произносят наивную фразу: «Хорошо быть маленьким, никаких забот!» Однако они забывают, что дети постоянно подвергаются негативному воздействию стрессов, вызванных школьными оценками, конфликтами с родителями и сверстниками. По статистике, у 72% детей частые беспокойства становятся причиной проблем с поведением, а у 62% ухудшается физическое здоровье: появляются головные боли, расстройства желудка и другие симптомы ВСД. В этой статье мы рассмотрим 10 негативных факторов, подавляющих настроение ребенка.

      1. Быстрое развитие ребенка

      Если 30 лет назад в детском саду малыши складывали кубики и рисовали картинки пальцем, то сегодня усиленно занимаются чтением, математикой, иностранными языками, учатся компьютерной грамоте и приобретают первые деловые навыки. Родители отдают их в центры раннего развития, надеясь воспитать маленьких гениев. Однако постоянные нагрузки – испытание для неокрепшей психики: дети попросту не успевают адаптироваться.

      2. Школьные нагрузки и контрольные

      Современные академические нагрузки, частые тесты и контрольные оказывают на детей нешуточное давление. Вспомните, как вы боялись получить плохую оценку и зубрили непонятные математические формулы. Если ребенок отказывается ходить в школу, плачет, нервничает, плохо ест и спит – это не обычные капризы, а серьезные признаки стресса.

      3. Внеклассная деятельность

      Уровню активности современных детей может позавидовать любой взрослый. Каждый их день распланирован: поход в школу, в спортивную секцию, на курсы языка, к репетитору по алгебре или на танцы. Однако спорт и искусство должны снимать стресс, а не добавлять его. Если ребенок устает, поговорите с ним: возможно, он захочет уменьшить нагрузки или заняться саморазвитием в более спокойных условиях.

      4. Недостаток физической активности

      Во многих школах сокращают часы физкультуры, опасаясь за здоровье учеников. В этом действительно есть логика: непомерные нагрузки много раз становились причиной серьезных заболеваний и даже смерти детей. Однако спорт – естественный выход для стресса, и если у ребенка зашкаливает количество нерастраченной энергии, это может сделать его беспокойным и даже агрессивным.

      5. Влияние медиа и просмотр взрослого контента

      Дети регулярно видят сцены секса и насилия по ТВ, в интернете и кино, но им сложно самостоятельно сформировать к этим вещам правильное отношение. Действительно, родителям стало труднее контролировать контент, который потребляет ребенок, да и делать это нужно осторожно, без фанатизма. Вместо того чтобы прятать компьютер, планшет или смартфон, достаточно регулярно говорить с любопытным ребенком об актуальных проблемах, доступно объясняя события окружающей действительности.

      6. Издевательства и насмешки

      Если раньше конфликты со сверстниками происходили исключительно в школе и во дворе, то сегодня список потенциально опасных мест пополнился социальными сетями. Люди в интернете более жестоки и раскованны. Касается это и детей. Послать оскорбительный комментарий можно в один клик, не особо беспокоясь о последствиях. И если взрослые меньше обращают на них внимание, то подростки с ранимой самооценкой по-настоящему страдают от насмешек. Запущенные случаи издевательств в интернете могут даже стать причиной депрессии у ребенка.

      Сегодня каждый третий ребенок от 6 до 17 лет имеет в своей комнате хотя бы один электронный девайс, который мешает вовремя уснуть. Зависимость от социальных сетей и компьютерных игр – одна из главных причин бессонницы у детей и подростков, а систематические проблемы со сном вызывают ухудшение памяти и снижение настроения.

      8. Хронические заболевания

      Увы, хронические заболевания у детей – не редкость. Некоторые из них долгое время протекают бессимптомно, другие досаждают частыми рецидивами. Так или иначе, ребенок чувствует не только физический, но и психологический дискомфорт, ведь ему хочется играть со сверстниками, развлекаться, учиться. Постоянные походы к врачу и прием лекарств – испытание, с которым непросто справиться даже взрослому.

      Почти 1,5 миллиона детей каждый год переживают развод родителей, что само по себе является тяжелой психологической травмой. Выясняя отношения или решая неурядицы, взрослые часто забывают спросить мнение ребенка, и это не может не отразиться на его эмоциональном благополучии. Страхи, комплексы, замкнутость, вспышки гнева – лишь немногие последствия распада семьи.

      10. Стрессы родителей

      Даже если вы старательно скрываете собственные стрессы, обмануть ребенка вряд ли получится. Дети обладают удивительной проницательностью и сенситивностью. Даже младенец способен почувствовать эмоции мамы и папы, глядя на их напряженные лица. Конечно же, это не значит, что вы должны отворачиваться или прятаться. Хотите, чтобы ребенок был счастлив? Станьте счастливыми сами.

      ru.likar.info