Стресс в межличностных отношениях

Межличностные отношения

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

www.neboleem.net

§ 9. Конфликты в межличностных отношениях

Вопрос 1. Как ты понимаешь, что такое конфликт? Запиши не менее 5 синонимов к этому понятию.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Синонимы: противостояние, противоречие, ссора, спор, разногласие, разлад, выяснение отношений, грызня, размолвка, раздор, стычка.

Вопрос 2. Заполни таблицу «Плюсы и минусы конфликта». Сделай не менее трёх развёрнутых выводов из неё.

Положительные стороны конфликта: 1) толчок к развитию; 2) стороны лучше узнают друг друга; 3) дает выход пару; 4) выявление скрытых достоинств или недостатков.

Отрицательные стороны конфликта: 1) оскорбления; 2) потеря друзей или близких; 3) материальные и эмоциональные затраты; 4) снижение производительности труда.

В споре рождается истина, выясняются разные точки зрения, Находим лучший или более приемлемый вариант действия. Из-за конфликта возникает психологическое расстройство здоровья, теряются энергия и силы человека.

По вертикали: 1. спор. 2. сотрудничество. 3. компромисс. 4. посредник. 5. избегание. 6. насилие. 7. переговоры. 8. стресс.

По горизонтали: 9. конфронтация. 10. ссора. 11. обида. 12. эгоизм. 13. участие. 14. эскалация. 15. ущерб. 16. договор. 17. кризис. 18. затухание.

Вопрос 4. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта для изучения ситуации, случившейся с незадачливой неряхой Федорой, от которой ушла вся посуда вместе с домашней утварью. (История подробно описана К. И. Чуковским в произведении «Федорино горе».) Рассмотри следующие положения:

1. Кто конфликтует (участники)? Федора и посуда.

2. Объект притязаний (из-за чего возник конфликт). Неподобающие условия содержания и ухода за посудой.

3. Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта). Посуда заявляет, что не согласна более терпеть неисполнительности Федоры и уходит.

4. Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом). Федора опасается потери своей посуды, а посуда того, что больше не нужна хозяйке, и что конфликт может не найти конца.

5. Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта). Нет.

6. Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось). Федора решает удовлетворить требования посуды, а посуда вернуться, по условию того, что Федора выполнит свои обязательства ради взаимной выгоды сторон.

7. Оценка выбранного сторонами способа разрешения конфликта (что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта). Федора получила обратно свою посуду и может использовать ее по назначению, а посуда получила регулярный уход и хорошие условия содержания.

Вопрос 5. Прочитай текст и ответь письменно на вопросы к нему.

Слепой и молоко (басня)

Один слепой от роду спросил зрячего: «Какого цвета молоко? »

Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».

Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»

Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая».

Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?»

Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как зимой заяц-беляк».

Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»

Зрячий сказал: «Нет, белый цвет точно такой, как снег».

Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?»

И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, каким бывает цвет молока.

1) Какие барьеры помешали героям басни понять друг друга?

Слепой никогда не видел белого цвета, и не может знать как он выглядит, так как цвет нельзя пощупать.

2) Какой вывод, полезный для предотвращения конфликта в общении, можно сделать на основе этой басни?

Вежливо объяснить слепому что он не может почувствовать цвет, его можно только увидеть.

Вопрос 7. Составь план на тему «Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации». Чем подробнее получится твой план, тем лучше.

1. Метод уточнения;

2. Метод «заезженной пластинки»;

3. Метод внешнего согласия;

4. Метод «Я – это Я».

Вопрос 8*. Составь памятку переговорщика. Запиши основные правила поведения при переговорах.

1. Взвесить силы свои и своего оппонента.

2. Составить мысленный план ведения переговоров.

3. Вести записи переговоров.

4. Не перебивать говорящего.

5. Не отвлекаться на темы, отличные от темы переговоров.

6. Быть вежливым.

Правила поведения на переговорах:

1. Контролируй восприятие;

2. Не бойся манипулировать;

3. Уделяй внимание интересам, а не позициям.

resheba.com

Одни мирятся с присутствием стресса в своей жизни, другие надеются на то, что рано или поздно жизнь станет спокойнее, и просто ждут. Третьи считают, что управление стрессом не пустые слова, на него можно и нужно влиять. Так или иначе, влияние стресса в тот или иной момент времени испытывает на себе каждый.

Условно стресс можно разделить на хронический и острый, связанный с резкими изменениями в жизни.

К событиям, вызывающим острый стресс, относятся:

  • Смена работы,
  • Смена места жительства,
  • Развод, разрыв отношений,
  • Свадьба, брак,
  • Рождение детей,
  • Смерть близких,
  • Тяжелая болезнь самого человека и родственников и другие.
  • Далеко не все события однозначны. Например, развод часто становится причиной депрессий, снижения уровня жизни, вынужденного переезда. Однако через некоторое время после развода многие говорят о том, что развод способствовал позитивным изменениям.

    То же самое можно сказать о смене места жительства, свадьбе, рождении ребенка. Даже если Вы мечтали о переезде в другой город, женитьбе, ребенке, при осуществлении своих планов Вы будете испытывать не только положительные эмоции, но и стресс, поскольку ко всем изменениям нужно приспосабливаться.

    Хронический стресс вызывают:

    • Работа в напряженной обстановке. Она может быть связана:

    — Со слишком высоким уровнем ответственности, например, при пилотировании самолета,

    — С плохими межличностными отношениями,

    — Стремлением делать работу максимально хорошо, без ошибок всегда, любая ошибка становится огромным разочарованием.

  • Конфликтные отношения, например, у мужа и жены или у детей и родителей, которые ссорятся и предъявляют друг другу претензии из месяца в месяц, из года в год,
  • Затяжная болезнь
  • Важные проблемы, решение которых долгое время откладывается
  • Иными словами, в состоянии хронического стресса мы испытываем затяжные психологические и физические нагрузки. Симптомами хронического стресса являются постоянная усталость, неуверенность, раздражительность. Нередко хронический стресс становится причиной депрессии, соматических заболеваний.

    Работа в экстремальных условиях

    Не стоит путать работу в экстремальных условиях с работой в офисе, где человек находится в состоянии стресса из-за межличностных отношений. Работа в экстремальных условиях связана с ситуациями, возникновение которых часто не зависит от человека. Например, пилот самолета может быть вынужден думать о том, как посадить самолет с неработающими приборами, вышедшим из строя двигателем. Диспетчер, занимающийся координированием движения поездов, нередко сталкивается с опозданиями и, соответственно, должен уметь сделать так, чтобы поезда проходили по маршруту, не сталкиваясь с другими. Медсестра, работающая в закрытой психиатрической больнице, нередко взаимодействует с буйным больным. Пожарные, которые постоянно рискуют своим здоровьем.

    Люди, выбирающие перечисленные и иные рядоположенные профессии, связанные с работой в экстремальных условиях, обладают сильной нервной системой и выносливостью. Однако, разумеется, и им необходимо избавляться от стрессовых переживаний и ощущений. В этом им помогают своевременное чередование режима работы и отдыха, наличие интересов, помимо работы, в отдельных случаях — психологическая помощь, профессиональная психологическая разгрузка. Людям со слабой нервной системой в экстремальных ситуациях будет тяжело всегда, поэтому целесообразно выбирать более спокойные виды деятельности.

    Как же защититься от неблагоприятных последствий стресса — беспокойства, тревоги, раздражения, усталости, неуверенности?

    Борьба со стрессом значительно эффективнее, если знать его основные закономерности и причины:

    • Нехватка времени,
    • Неправильная (для самого человека) расстановка приоритетов,
    • Повышенный уровень требований к себе,
    • Регулярное пренебрежение собственными интересами.
    • Дефицит времени — один из самых сильных стрессовых факторов. Вспомните ситуацию экзамена. В обычной жизни решать те же самые задачи значительно легче. Неправильное распределение дел, стремление делать все максимально хорошо приводят к неудовлетворенности, эмоциональным срывам, бессоннице. Большинство людей время от времени нуждается в том, чтобы заниматься собой. Одни это просто не осознают. Другие испытывают чувство вины, когда тратят время на себя. Третьи говорят, что на себя им не хватает времени. Однако время, которое можно посвятить только себе, необходимо каждому. И если его нет, человек также испытывает раздражение.

      Поводом для оптимизма является то, что нет однозначных признаков, по которым можно наверняка сказать, что человек будет находиться под влиянием стресса. Многое зависит от отношения к происходящему, ожиданий, характера. Кроме того, ни для кого не секрет, что при обнаружении тяжелой болезни, возможно, неизлечимой, человек часто резко меняет образ жизни, иначе расставляет приоритеты, начинает делать то, что считает нужным и важным. Никакие дела, ранее занимавшие большую часть времени, его не останавливают.

      Если Вы готовы к неувязкам и неприятностям, они подействуют на Вас значительно слабее, чем на того, для кого они стали неожиданными. В очередной раз подпав под влияние стресса, ответьте на вопрос: стал ли он для Вас неожиданным? Считали ли Вы, что ситуация должна была развиваться иначе? Если стрессовые ситуации являются неожиданными всегда, это повод задуматься о своих ожиданиях, представлении о мире. Возможно, следует воспринимать мир более реалистично.

      Можно или нет контролировать стресс?

      С моей точки зрения, управлять стрессом можно. Кроме того, в этом нет ничего сверхъестественного. Да, нужно приложить усилия, однако они того стоят.

    • Структурируйте по степени важности все, чем Вы занимаетесь в жизни. Теперь определите и запишите, что важно именно для Вас, а не для мужа, детей, родителей, друзей, знакомых, коллег по работе. Эти два списка одинаковые? Если нет, приведите их к общему знаменателю, то есть напишите, как Вы хотите расставить приоритеты. Реально ли жить в соответствии с созданным планом? Если да, переходите к следующему пункту, если нет — расставьте все так, чтобы список Вас по максимуму устраивал.
    • Завтрашний день. Наметьте, что Вам нужно сделать завтра. Теперь оцените выполнение дел с точки зрения времени. Успеете ли Вы сделать все, что запланировано? Если нет, подумайте, от чего можно отказаться, именно отказаться, а не чем пожертвовать.
    • Убедитесь в том, что у Вас остается время на себя (чтение, общение с друзьями, поход в тренажерный зал, бассейн…)
    • Подумайте, как еще Вы можете снизить уровень стресса в своей жизни.
    • Данная схема вполне применима к ситуациям, когда уходит контроль над простыми ежедневными событиями. Сложнее дело обстоит в тех случаях, когда в жизни есть тяжелый постоянный стресс, связанный с продолжительной болезнью, необходимостью жить под одной крышей с нелюбимым человеком и так далее. Однако и здесь можно подумать о том, как изменить ситуацию. Например, если речь идет о совместном проживании, омрачающем существование, подумайте, что можно сделать, чтобы жить в другом месте. На что Вы готовы пойти, что сделать свою жизнь лучше, радостнее?

      Проведите эксперимент: проживите месяц, относясь к каждому дню как творец, человек, контролирующий свою жизнь, а не плывущий по течению. А затем оцените свое состояние по сравнению с тем, что было месяц назад. Вы увидите, что стресс сдаст свои позиции в Вашей жизни.

      www.rodionova.spb.ru

      Конфликты в межличностных отношениях: стадии и меры профилактики

      В статье дается анализ такому явлению, как межличностный конфликт. Рассмотрены наиболее характерные причинны, основные признаки и особенности межличностного конфликта, его разновидности, возможности профилактики и преодоления.

      Что такое межличностный конфликт в психологии ^

      В психологической науке конфликт, который возникает в ходе взаимодействия (общения, коммуникации) одного индивида (или нескольких) с другим (другими), принято называть межличностным.

      Межличностный конфликт это своего рода противостояние участников отдельной ситуации, когда они воспринимают события как психологическую проблему, требующую обязательного разрешения в пользу либо всех, либо же отдельных участников подобного взаимодействия.

      Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.

      Причины и признаки возникновения ^

      Понятие межличностного конфликта имеет ряд особенностей и характерных признаков:

      • присутствие объективных противоречий – они обязательно должны быть значимы для каждого конфликтующего;
      • необходимость преодоления противоречий как средство налаживания взаимоотношений между участниками конфликтной ситуации;
      • активность участников – действия (или их отсутствие), направленные на достижение своих интересов, либо уменьшение противоречий.
      • Причины межличностных конфликтов весьма разнообразны и зависят от социально-психологического контекста конкретной ситуации, особенностей отдельного индивида, характера отношений между людьми и т.п.

        Классификация причин может быть представлена таким образом:

      • Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.
      • Взаимозависимости – выступают в качестве причин конфликтов в ходе реализации отношений, связанных с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.
      • Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.
      • Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.
      • Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.
      • Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.
      • Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.
      • Причины конфликта могут меняться в зависимости от специфики его участников. Так, в подростковом возрасте характерными для личности становятся:

      • повышенное чувство собственного достоинства (если оно задевается, подросток склонен защищать его через конфликтное взаимодействие);
      • однозначность и ультимативность нравственных оценок и критериев (критикуется все и вся, что не соответствует ценностям подростка);
      • необъективный уровень притязаний – завышенный или заниженный (стремление что-то доказать всему миру или же необоснованный пессимизм и неверие в собственные возможности);
      • максимализм во всем (нет «золотой середины», что часто приводит к напряжению отношений с другими).
      • Все о психологии конфликта читай здесь.

        В семье причины межличностных конфликтов также специфичны: от банальной несовместимости характеров или полоролевых отличий, до несовпадения в понимании семейных традиций и ценностей (воспитании детей, разделении ответственности, обязанностей и прочего).

        Структура межличностного конфликта достаточно проста и понятна. Конфликтологи выделяют такие ее элементы:

      • Участники – все те, кто, так или иначе, задействован в процессе конфликта. Типы участников: те, кто вступил в конфликт напрямую, «группы поддержки» противоборствующих индивидов, нейтральные люди (их конфликтующие пытаются перетянуть на свою сторону), влиятельные личности (лидеры групп, начальники, моральные авторитеты).
      • Предмет – мнимая или существующая объективно проблема, из-за которой происходит ссора (раздор) сторон-участников конфликта.
      • Объект – ценность определенного рода (духовная, материальная, социальная), которая находится в сфере интересов конфликтующих участников и которой они стремятся обладать или ее использовать.
      • Микро- и макросреда, в которой и протекает конфликт на различных стадиях и сферах: на внутриличностном, личностном, социальном, пространственно-временном уровне.
      • Типология и виды межличностных конфликтов имеют много разновидностей. В зависимости от характера проблем, которые затрагиваются, конфликты бывают:

      • ценностные (конфликты по поводу значимых представлений и базовых ценностей личности);
      • интересов (конфликты затрагивают несовместимые и противоречивые интересы, стремления и цели участников в определенной ситуации);
      • нормативные (конфликты возникают при нарушении правил и норм поведения в ходе взаимодействия индивидов).

      В зависимости от того, какова динамика конфликта, их подразделяют на:

    • острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;
    • затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;
    • вялотекущие (не интенсивные, вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.
    • Стадии и последствия ^

      Каждый конфликт обязательно проходит определенные стадии и этапы, которые характеризуются степенью интенсивности, длительности и последствиями:

    • Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п. Если преодоление внутреннего неудовольствия не осуществляется, развивается следующий этап.
    • Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.
    • Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.
    • Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.
    • Пути решения межличностных конфликтов показывают намерения участников конфликта, стратегии построения взаимоотношений в напряженной ситуации:

    • Наступательная стратегия проявляется в силовом сценарии разрешения конфликта. Тут выиграет только тот, кто действует в своих интересах и навязывает их другой конфликтующей стороне. Средства достижения результата – доминирование над другими, эмоциональное давление, хитрости и манипуляции.
    • Стратегия избегания и ухода. По сути, конфликт не разрешается, но происходит снижение его напряженности путем игнорирования или изменения отношения к предмету конфликта. Либо же, здесь происходят уступки одной из сторон конфликта, отход от своих интересов для сохранения взаимоотношений.
    • Стратегия договора. Происходит выбор оптимального решения конфликта через процедуру переговоров и достижения взаимовыгодного результата.
    • Каковы истинные причины супружеских конфликтов? Узнай здесь.

      О причинах конфликтов в организации читай далее.

      Профилактика и принципы поведения в конфликте ^

      Недопущению конфликта и его профилактике способствует предварительная оценка любой напряженной ситуации во взаимоотношениях и реагирование на нее:

      1. Управление конфликтной ситуацией должно включать обязательные встречи участников конфликта, где выявляются причины конфликта и пути его преодоления.
      2. Необходимым принципом поведения в конфликте является постановка общих целей конфликтующих, которые понимаются и принимаются всеми. Так формируется сотрудничество.
      3. Важным принципом поведения является согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково доверяет как одна, так и другая сторона противоборства. Решение посредника безоговорочно и обязательно для выполнения всеми участниками конфликта.
      4. Видео: Как возникает межличностный конфликт

        Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

        Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

        gopsy.ru

        Психология межличностных отношений

        Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

        Межличностные отношения включают:

        1) восприятие и понимание людьми друг друга;

        2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

        3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

        Компоненты межличностных отношений:

        1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

        а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

        б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

        2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

        а) симпатии или антипатии;

        б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

        в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

        3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

        Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

        Виды межличностных отношений:

        1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

        а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

        б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

        в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

        2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

        3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

        4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

        На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

        Этапы развития межличностных отношений:

        1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

        2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

        3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

        psyera.ru

        Каждый человек на своем жизненном пути вступает во множество отношений. Отношения приносят не только радость и удовлетворение, а иногда и конфликты и разочарование. Разногласия и противоречия в межличностных отношениях и являются причиной обращения к психологу. Чем ближе отношения и чем значимее люди друг для друга, тем болезненней воспринимаются конфликты. Многие, столкнувшись с такими болезненными моментами, или испытав боль еще в раннем детстве, когда были наиболее уязвимы, начинают бояться близких взаимоотношений, и во взрослой жизни избегают вступать в отношения и не доверяют окружающим.

        В паре и семье могут возникать разные проблемы: от борьбы за власть и отсутствием взаимопонимания, до сексуальной неудовлетворенности и измены. Несмотря на то, что рекомендуется обращаться за консультацией специалиста, как только возникает недовольство в отношениях, в среднем, пары не обращаются к психологу, пока не пройдет несколько лет неудовлетворительных отношений. Важно помнить, что, чем больше времени прошло с появления проблемы, тем сложнее восстановить гармонию и взаимопонимание. Бываю случаи, когда пара уже решилась на развод, и на терапию приходит с целью закончить отношения с уважением и без злобы.

        Наиболее распространенные проблемы межличностных отношений:

        • Отсутствие взаимопонимания в паре или в семье
        • Измена партнера
        • Разрыв отношений, развод
        • Конфликты в семье или в паре
        • Проблемы с созданием пары
        • Сексуальная неудовлетворенность в паре
        • Отсутствие друзей
        • Проблемы взаимоотношений с коллегами на работе
        • Взаимоотношение с начальником или подчиненными
        • Постоянные конфликты с окружающими
        • Проблемы в общении
        • Страх близости, избегание близких отношений.
        • Человек не сможет быть в мире с другими до тех пор, пока не научится быть в мире с самим собой.

          При работе с парами наиболее эффективной является психотерапия, где участвуют обе стороны отношений. Успешная терапия зависит от мотивации каждого партнера и его вовлеченность в процесс. В процессе работы оба партнера научаются лучше слушать и слышать своего собеседника, а также находить новые способы поддержать друг друга. Цели терапии устанавливаются под руководством психотерапевта, и, для их достижения, каждый партнер должен быть готов признать и осознать свою роль в отношениях.

          Отдельно стоит отметить, что во время психотерапии, редко возникают конфликты, но в этом случае терапевт всегда остается нейтральным и не принимает ничью сторону.

          Специалисты центра работают не только с семейными отношениями, но также дружескими или романтическими, с взаимодействием на работе и в любом окружении. Многие люди проводят на работе большую часть времени, и там также возникают разногласия, как с коллегами, так и с руководством или подчиненными. Специалисты центра помогут разобраться в сложностях взаимоотношений, найти оптимальные возможности для выхода из конфликтной ситуации.

          Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.

          Стоит отметить, что корни практически всех межличностностных конфликтов, разногласий, обычно лежат внутри человека. Обратиться к ним и найти причины возникающих противоречий — путь к положительным изменениям в выстраивании доброжелательного взаимодействия с окружающими. Здесь также важно умение отстаивать свои границы, и уважать границы других людей.

          Если у вас возникли проблемы межличностных взаимоотношений, специалисты центр помогут вам определить причину сложившейся ситуации и найти вместе с вами способы решения проблемы. Пусть взаимоотношения обогащают и радуют вас, вместо того, чтобы огорчать и создавать стресс в вашей жизни.

          psygrad.moscow

          МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

          Найдено 10 определений термина МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

          МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

          Межличностные отношения

          Отношения межличностные

          Перспективы межличностных отношений и сама возможность их возникновения на первом этапе, как правило, определяются способностью потенциальных партнеров скоординировать предстоящую совместную деятельность. Вполне понятно, что вероятность и качество такого рода координации напрямую зависят от общности интересов и целей, исходных установок, а также характерологических особенностей субъектов взаимоотношений. Именно по этой причине действительно похожие в том или ином отношении люди гораздо быстрее и проще вступают в межличностный контакт. Так, например, на многолюдной вечеринке, где большинство гостей не знакомы друг с другом, любители танцев также легко находят друг друга и организуют совместную деятельность по приятному времяпровождению, как и любители преферанса и «горячительных» напитков. Однако изначальная скоординированность совместной деятельности еще не является гарантией качества и прочности межличностных отношений.

          В современной социальной психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой залогом по-настоящему прочных межличностных отношений является взаимный обмен — каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу от этих отношений. В США был проведен целый ряд исследований, направленных на выявление типичных вложений и вознаграждений, ассоциирующихся с межличностными отношениями. В ходе одного из них «. психологи попросили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями. Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера, несмотря на то, что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые гендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии»1.

          На основании анализа результатов ряда подобных исследований социальными психологами было выделено шесть типов вознаграждений, обычно ожидаемых людьми от межличностных отношений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Следует добавить, что вложения или затраты в контексте межличностных отношений, как правило, сводятся к этим позициям, в силу чего их правомерно рассматривать как своего рода «отношенческую валюту». Каждый из этих видов вознаграждений может быть оценен по двум параметрам: «специфичность-универсальность» и «конкретность-символичность». Следует отметить, что «измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно любовь — вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение. Второе измерение, конкретность отражает различие между материальными, или осязаемыми вознаграждениями — вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать, и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет или социальное одобрение»1. При оценке паритетности обмена, а следовательно, и перспектив конкретных межличностных отношений необходимо учитывать два обстоятельства.

          Во-первых, хотя каждый из шести типичных видов «отношенческой валюты» отчетливо тяготеет к определенному полюсу описанных шкал, он подвержен и противоположному влиянию, которое может усиливаться в определенных условиях. Так, например, деньги, в большинстве случаев являющиеся конкретным материальным вознаграждением, могут выступать как выражение социального одобрения, т. е. приобретать черты вознаграждения символического. С другой стороны, объятие или поцелуй могут быть приятны, даже если они исходят от малознакомого и субъективно незначимого человека (скажем, в ситуации публичного награждения), иными словами выступать в качестве универсального вознаграждения.

          Во-вторых, обмен ресурсами в процессе межличностных отношений часто носит непрямой характер — партнер, вкладывая универсальные ценности, ожидает получить взамен специфические, или наоборот. Типичным примером такого рода является брак по расчету.

          В силу изложенных причин оценка справедливости обмена в контексте межличностных отношений всегда крайне субъективна и подвержена сильным колебаниям, однако, именно она определяет степень удовлетворенности партнеров отношениями.

          Оценивать справедливость обмена в межличностных отношениях люди учатся с раннего детства. Первоначально в дошкольном возрасте основной мерой справедливости является принцип равенства. Как правило, оно касается универсальных и конкретных видов ресурсов — справедливо, если праздничный пирог делится поровну. В дальнейшем дети осваивают более сложный принцип — принцип относительных потребностей, который уже распространяется и на символические и специфические виды «отношенческой валюты». Например, они усваивают, что младшим братьям и сестрам требуется больше внимания, поскольку они «маленькие» и сильнее нуждаются в заботе и ласке. В конечном итоге, большинство индивидов усваивают принцип паритетности в отношениях, который «. опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам»2. На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:

          1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.

          2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.

          3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.

          4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

          Целый ряд исследований подтверждает обоснованность теории справедливости: «В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса»1. На житейском уровне с данным феноменом сталкивался практически каждый, кому доводилось одержать «чистую» победу в той или иной семейной баталии. Как правило, люди, даже если они убеждены в собственной правоте, после подобного «триумфа» испытывают эмоциональный дискомфорт и потребность, если не извиниться, то сделать что-то приятное для поверженного партнера, тем самым восстанавливая нарушенный баланс в отношениях.

          Если же по тем или иным причинам нарушенная справедливость в отношениях не восстанавливается, либо нарушается снова и снова, то в отношениях наступает кризис, который может привести к конфликту. Все сказанное о конфликте в соответствующей статье настоящей «Азбуки» вполне применимо к межличностным отношениям, однако, стоит упомянуть о типологии типичных поведенческих реакций людей, неудовлетворенных межличностными отношениями, разработанной американским социальным психологом К. Разблат и ее коллегами. Она включает в себя четыре позиции: проговаривание, лояльность, безразличие и уход.

          «Проговаривание происходит, когда человек включается в активное обсуждение возникающих проблем, пытается искать компромиссы, обращается за помощью, старается изменить себя, партнера или ситуацию — иначе говоря, прилагает всяческие усилия к тому, чтобы улучшить взаимоотношения (проговаривание в большинстве случаев является наиболее зрелой и конструктивной линией поведения, близкой по смыслу поиску решения в логике “выигрыш-выигрыш” в модели К. Томаса — В. И., М. К.). Под лояльностью подразумевается пассивное, но оптимистическое ожидание улучшения ситуации. Лояльность представляется консервативной реакцией, направленной на сохранение сложившегося порядка вещей (подобная позиция часто означает фактический отказ от отстаивания собственных интересов, что соответствует стратегии “проигрыш-выигрыш”, правда при этом следует иметь в виду, что в силу специфики межличностных отношений пренебрежение собственными интересами одного из партнеров далеко не всегда означает автоматическое удовлетворение интересов другого — В. И., М. К.). .

          Безразличие выражается в пассивном равнодушии к гибнущим взаимоотношениям. . Эта реакция наиболее характерна для человека, который не был удовлетворен своими взаимоотношениями и раньше, а также осуществил в них мало вложений, (подобная позиция, в рамках которой по сути дела, игнорируются интересы обеих сторон, наиболее близка стратегии “проигрыш-проигрыш” — В. И., М. К.).

          Уход связан с активным завершением взаимоотношений. . Это происходит, когда взаимоотношения сложились несчастливо, человек сравнительно мало в них вложил или когда у него имеются приемлемые альтернативы» (уход может представлять собой как инфантильную реакцию слабой и незрелой личности, целью которой является “бегство от проблемы”, так и совершенно адекватный и оптимальный способ разрешения сложившейся ситуации, в последнем случае уходу, как правило, предшествует проговаривание, в результате которого стороны приходят к совершенно осознанному и обоснованному выводу о бесперспективности дальнейших отношений — В. И., М. К.)»1.

          При всей универсальности теории справедливости и ее практической значимости в целом ряде специфических межличностных отношениях, таких как любовь и дружба, присутствуют не менее значимые переменные.

          Практический социальный психолог должен быть вооружен крайне многообразными взаимоуточняющими и взаимодополняющими методиками исследования характера межличностных отношений в реально функционирующих сообществах уже хотя бы потому, что, если говорить о его конкретных профессиональных задачах, именно та психологическая реальность, которая традиционно описывается через термин «межличностные отношения», должна являться и является основным предметом его изучения и интереса.

          vocabulary.ru