Стрессы и их влияние на здоровье

Влияние стресса на здоровье

Попытки адаптироваться к постоянному присутствию стрессора могут истощать ресурсы организма и повышать его восприимчивость к заболеваниям. Хронический стресс ведет к таким физическим расстройствам, как язвы, повышенное кровяное давление и сердечные заболевания. Он может также нарушать иммунную систему, снижая способность организма бороться с вторгающимися бактериями и вирусами. Действительно, по оценкам врачей, эмоциональному стрессу принадлежит существенная роль более чем в половине заболеваний.

Психофизиологические расстройства — это физические расстройства, в которых эмоциям, как полагают, принадлежит ведущая роль. Распространено заблуждение, что люди с психофизиологическими расстройствами на самом деле не больны и не нуждаются в медицинском внимании. Напротив, психофизиологические симптомы заболевания отражают физиологические нарушения, связанные с повреждением тканей и болью; язва желудка и двенадцатиперстной кишки, вызванная стрессом, неотличима от язвы, вызванной не связанными со стрессом факторами, такими как долгосрочный прием больших доз аспирина.

Психофизиологические исследования традиционно сосредоточены на таких заболеваниях, как астма, гипертония (повышенное кровяное давление), язвы, колиты и ревматоидные артриты. Исследователей интересует связь между конкретными заболеваниями и особенностями отношения к стрессовым событиям или особенностями их преодоления. Говорили, например, что индивиды с гипертонией чувствуют, что жизнь полна угроз, и поэтому они все время должны быть настороже. Страдающие от колитов, как полагают, злятся, но не могут выразить свой гнев. Однако большинство исследований, в которых сообщалось о связи между особенностями отношения к событиям и конкретными заболеваниями, не были повторены. Поэтому гипотеза о том, что люди, одинаково реагирующие на стресс, подвержены одинаковым болезням, в общем не подтвердилась. Важное исключение — исследование ишемической болезни сердца и поведения типа «А», о чем мы вскоре узнаем.

Непосредственное влияние стресса на здоровье.Физиологическая реакция организма на стрессор может непосредственно оказывать отрицательное воздействие на физическое здоровье, если она длится долгое время. Продолжительное перевозбуждение симпатической или адренокортикальной системы может вызвать повреждение артерий и систем органов. Стресс непосредственно влияет и на способность иммунной системы бороться с заболеванием.

Ишемическая болезнь сердца.Хроническое перевозбуждение, вызванное постоянным стрессом, может способствовать ишемической болезни сердца (ИБС). Эта болезнь возникает, когда кровеносные сосуды, снабжающие мышцы сердца, сужены или закупорены (постепенно нарастающим плотным жировым веществом, называемым бляшкой), блокируя поступление в сердце питательных веществ и кислорода. Это вызывает боль, называемую стенокардией (грудной жабой), которая распространяется по грудной клетке и руке. Полное прекращение доступа кислорода к сердцу вызывает инфаркт миокарда — сердечный приступ.

Ишемическая болезнь сердца лидирует среди причин смерти и хронических заболеваний в США. Каждый год почти половина смертей в Соединенных Штатах вызывается ею, причем многим жертвам нет 65 лет. Ишемическая болезнь сердца частично объясняется генетически: люди, у которых ИБС присутствует в семье, имеют к ней повышенный риск. ИБС связана также с повышенным кровяным давлением, высоким уровнем холестерина в сыворотке, диабетом, курением и тучностью.

Люди с высоким стрессом на работе подвергаются повышенному риску ИБС, особенно если работа имеет повышенные требования (по рабочей нагрузке, ответственности и ролевым конфликтам), но малорегулируема (рабочий практически не может влиять на скорость, содержание и условия работы). Пример такой работы с высоким стрессом — конвейер, от которого ждут высокого качества и теми работы которого задает машина, а не работник.

В одном исследовании 900 мужчин и женщин среднего возраста наблюдались в течение 10 лет на предмет развития сердечной болезни. Два метода — анализ профессий и самоотчеты испытуемых об ощущениях относительно своей работы — применялись независимо с целью классифицировать участников по параметрам рабочих требований и регулируемости работы. Результаты показали, что у мужчин и женщин, занятых на работах, характеризуемых как «очень напряженные» (высокие требования в сочетании с малой возможностью регулирования), риск ИБС был в 1,5 раза выше, чем у занятых на других работах (Karasek et al., 1982; Karasek et al., 1981).

<Рис. У людей, занятых на работе, которую они не могут регулировать и которая предъявляет к ним высокие требования, риск заболевания повышен. Например у авиадиспетчеров.>

Большие семейные обязанности в сочетании со стрессогенной работой могут плохо сказаться на состоянии сердечно-сосудистой системы женщины. Вообще, у работающих женщин риск ИБС не выше, чем у домохозяек. Однако у работающих матерей ИБС возникает чаще. С ростом количества детей вероятность заболевания у работающей женщины увеличивается, а у домохозяйки — нет (Haynes & Feinlieb, 1980). Однако женщины, проявляющие гибкость и контроль в своей работе и имеющие достаточно высокий заработок, чтобы нанять прислугу для поддержания чистоты в доме и ухода за детьми, не так сильно физически и психологически страдают от бремени своих обязанностей (Lennon & Rosenfeld, 1992; Taylor, 1999).

Одной из социальных групп, постоянно подвергающейся стрессу и имеющей особенно частую встречаемость гипертонии, являются американцы африканского происхождения с низким уровнем доходов. Их ресурсов часто не хватает для повседневных расходов, у них, как правило, плохое образование и, значит, трудности с поиском хорошей работы, неспокойное соседство и они часто становятся объектом расизма. Со всеми этими условиями связывают повышенное кровяное давление (Williams, 1995).

Экспериментальные исследования с животными показали, что нарушение социальной среды может вызывать патологию, сходную с болезнью коронарных сосудов (Sapolsky, 1990; Manuck, Kaplan & Matthews, 1986). Некоторые из этих ключевых экспериментов были проведены с обезьянами-макаками, социальная организация которых построена на стабильных иерархиях доминирования: доминирующих и подчиненных обезьян в данной группе можно определить по социальному поведению животных. Помещение незнакомой обезьяны в сложившуюся социальную группу является стрессором, который ведет к росту агрессивного поведения, по мере того как члены группы пытаются установить иерархию социального доминирования заново (Manuck, Kaplan & Matthews, 1986).

В этих исследованиях некоторые группы обезьян оставались относительно стабильными и роли их членов не менялись; другие группы находились под стрессом из-за неоднократного подселения к ним новых членов. Примерно через два года существования в таких нестабильных социальных условиях у самцов с высоким рангом, или доминирующих, обнаружился более обширный атеросклероз (нарост бляшек на стенках артерий), чем у подчиненных самцов (Sapolsky, 1990).

Иммунная система.Относительно новая область исследований в поведенческой медицине — психонейроиммунология, изучающая влияния стресса и других психологических переменных на иммунную систему. С помощью специальных клеток, называемых лимфоцитами, иммунная система защищает организм от болезнетворных микроорганизмов. Она влияет на восприимчивость к инфекционным заболеваниям, аллергиям, онкологическим заболеваниям и аутоиммунным расстройствам (заболеваниям, подобным ревматоидному артриту, при котором иммунные клетки атакуют нормальные ткани организма).

Не существует единого показателя качества работы иммунной системы индивида, или иммунокомпетенции. Это сложная система со многими взаимодействующими компонентами, и разные исследователи изучают различные компоненты. Данные из ряда областей показывают, что стресс влияет на способность иммунной системы защищать организм (Taylor, 1999). Обратимся к нескольким примерам. Одно исследование подтверждает справедливость распространенного мнения, что при стрессе вероятность получить простуду повышается (Cohen, Tyrel & Smith, 1991). 400 здоровым добровольцам исследователи промывали нос раствором, содержащим один из пяти вирусов простуды, или безвредным соляным раствором. Каждый участник отвечал на вопросы о количестве стрессовых событий, пережитых за последний год, о том, насколько он чувствовал себя способным справиться с повседневными заботами, и о частоте переживания отрицательных эмоций, таких как гнев или депрессия. На основе этих данных каждому испытуемому был присвоен индекс стресса в диапазоне от 3 (наинизший стресс) до 12 (наивысший стресс). Добровольцев ежедневно обследовали на предмет симптомов простуды и на наличие вирусов простуды или вирус-специфичных антител в выделениях из верхних дыхательных путей.

У большинства обработанных вирусом добровольцев обнаружились признаки инфекции, но только примерно у трети действительно развилась простуда. Частота вирусной инфекции и симптомов реальной простуды росла в соответствии с указанными уровнями стресса. По сравнению с группой самого низкого стресса добровольцы, испытавшие самый высокий стресс, значительно чаще инфицировались вирусом простуды и почти вдвое чаще заболевали ею (рис. 14.4). Эти результаты сохранились даже после статистической проверки числа переменных, могущих повлиять на работу иммунной системы, таких как возраст, аллергия, курение и употребление алкоголя, физические упражнения и диета. У двух показателей иммунокомпетентности, измерявшихся в этом исследовании, не было выявлено какого-либо специфичного изменения под действием стресса, поэтому то, каким именно путем стресс понижает сопротивляемость вирусам простуды, еще предстоит определить.

Рис. 14.4. Стресс и простуда.График показывает, как зависит процент заболевших простудой среди всех обработанных вирусами испытуемых от уровня пережитого ими стресса (Cohen, Tyrel & Smith, 1991).

Это исследование необычно тем, что испытуемые, обработанные вирусом, в течение ряда дней до и после обработки жили в специальных квартирах, расположенных рядом с лабораторией, и за ними тщательно наблюдали. Подобные контролируемые условия при изучении воздействия стресса на здоровье редко можно реализовать. Большинство исследований обращено к индивидам, подвергающимся определенным стрессовым событиям — таким как учебная нагрузка, лишения или расторжение брака, — и оценивают их иммунокомпетентность по различным показателям (Cohen, 1996). Например, в одном исследовании обнаружено, что во время экзаменов у студентов колледжа в крови понижается количество антител, охраняющих их от респираторных инфекций (Jemmott et al, 1985), а в другом при анализе ряда образцов крови у студентов-медиков были обнаружены признаки ухудшения иммунной активности (Glasser et al., 1986; Glasser et al., 1985). Обследование мужчин, чьи жены умерли от рака груди, показало, что реакция их иммунной системы существенно снизилась в течение месяца после смерти их жен и в некоторых случаях оставалась низкой еще год после этого (Schleifer et al., 1979). Сходным образом, в ряде исследований было обнаружено, что у индивидов обоих полов, которые недавно расстались или развелись, иммунитет был ниже, чем у контрольных испытуемых, еще состоявших в браке, притом что между этими группами не было значительных различий в поведении, влияющем на здоровье, например курении и диете (Kiecolt-Glaser et al., 1988, 1987).

Психологические факторы, снижающие стресс, могут ослабить эти вредные иммунные изменения. Так, в одном исследовании (Kiecolt-Glaser et al., 1985) пожилых взрослых обучали пользоваться методикой релаксации для снижения стресса. У этих взрослых по ряду показателей иммунной деятельности выявилось улучшение, тогда как у контрольной группы пожилых взрослых, которых релаксации не обучали, за тот же период улучшения иммунокомпетенции не наблюдалось.

Важным является то, насколько индивид может контролировать стресс. Вспомним, что контролируемость — одна из переменных, определяющих силу стресса. В ряде исследований с животными показано, что неконтролируемые удары током гораздо сильнее влияют на иммунную систему, чем контролируемые (Laudenslager et al., 1983; Visintainer, Volpicelli & Seligman, 1982). В этих экспериментах одна группа крыс могла нажимать на рычаг, чтобы выключить ток. Животные другой группы — параллельно подключенные контрольные крысы— получали такие же удары током, но рычаги у них не работали (рис. 14.5). В одном исследовании с такой процедурой ученых интересовало, как размножаются Т-клетки при вторжении инородных клеток. Т-клетки — это лимфоциты, которые выделяют химические вещества, убивающие вредные клетки, например раковые. Оказалось, что у крыс, которые могли контролировать удары током, Т-клетки размножались так же легко, как и у крыс, вообще не подвергавшихся стрессу. С другой стороны, у крыс, подвергавшихся неконтролируемым ударам током, Т-клетки размножались довольно слабо. Таким образом, стресс (удары током) подавляет иммунную реакцию только у крыс, которые не могут его контролировать (Laudenslager et al., 1983).

Рис. 14.5. Параллельно подключенные крысы в эксперименте со стрессом.Запрограммировано серия ударов током, который подается к хвостам двух самцов крыс одновременно. При включении электрического тока крыса слева может его прекратить, нажав на рычаг перед собой. У крысы справа контроля над ситуацией нет (ее рычаг не работает), но она подключена параллельно первой крысе. То есть когда первая крыса получает удар током, параллельная крыса получает такой же, и он сохраняется, пока первая не нажмет на рычаг. Нажатия на рычаг параллельной (правой) крысой никак не влияют на последовательность ударов током, поступающих к обоим животным.

В другом исследовании крысам имплантировали опухолевые клетки, раздражали их ударами током и регистрировали, отторгаются ли эти клетки естественной защитой крыс или развиваются в опухоль. Опухолевые клетки отторгались только у 27% крыс, получавших неконтролируемые удары током, и у 67% крыс, которые могли выключать ток, хотя последние получили ровно столько же ударов (Visintainer, Volpicelli & Seligman, 1982).

Ощущение возможности контроля также опосредует влияние стресса на иммунную систему человека. В одном исследовании влияния расторжения брака или развода на иммунную деятельность выяснилось, что партнер, инициировавший расторжение (тот, кто больше контролирует ситуацию), был в меньшем расстройстве, у него (нее) было лучше здоровье и лучше работала иммунная система (Kiecolt-Glaser et al., 1988). Сходным образом, в исследовании женщин, болевших раком груди, обнаружилось, что у тех из них, которые были настроены пессимистично, то есть чувствовали, что не могут контролировать ситуацию, за пятилетний период с большей вероятностью развивались новые опухоли, причем с учетом физической тяжести заболевания (Levy & Heiden, 1991). (Ценность психологического вмешательства при лечении рака обсуждается в разделе: «На переднем крае психологических исследований».)

Иммунная система невероятно сложна и использует различные средства, взаимодействующие друг с другом, для защиты организма. Многое предстоит узнать об иммунной системе и еще больше — о ее связи с нервной системой. Когда-то ученые полагали, что иммунная система действует совершенно независимо, что она изолирована от других физиологических систем. Но благодаря современным исследованиям становится все более ясно, что между нервной и иммунной системами существуют многочисленные связи. Исследователи, например, обнаружили, что у лимфоцитов есть рецепторы, чувствительные к ряду медиаторов. Таким образом, эти клетки иммунной системы могут получать информацию от нервной системы, способную изменить их поведение. Одна из причин, определяющих важность связи между медиаторами и иммунной системой, — это то, что отрицательные эмоциональные состояния (например, тревожность или депрессия) влияют на количество медиаторов. Поэтому стрессовые ситуации влияют на работу иммунной системы только тогда, когда они вызывают отрицательные эмоциональные состояния.

По мере получения от исследований по психонейроиммунологии новой информации о связях между нервной и иммунной системами мы станем лучше понимать, как психика влияет на здоровье.

Образ жизни и здоровье.Стресс может влиять на здоровье, вовлекая нас в поведение, подрывающее способность организма бороться с болезнями.

Некоторые нездоровые формы поведения могут значительно повысить подверженность заболеваниям. Курение является одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и эмфиземы. Продукты с повышенным жиросодержанием способствуют развитию различных форм рака и сердечнососудистых заболеваний. Люди, не выполняющие регулярно средней по нагрузкам программы упражнений, испытывают повышенный риск сердечных заболеваний и ранней смерти (Blumenthal et al., 1991; Paffenberger et al., 1986). Хроническое недосыпание связано с высоким уровнем смертности как вследствие болезней, так и несчастных случаев (Kryger, Roth & Dement, 1994). Употребление алкоголя в больших дозах приводит к заболеваниям печени и сердечно-сосудистым заболеваниям, а также способствует развитию некоторых форм рака. Отказ от использования презервативов значительно повышает риск заражения вирусом СПИДа. Таким образом, по подсчетам ученых, большинство болезней, от которых умирают жители промышленно-развитых стран, в значительной степени вызываются нездоровыми формами поведения (Taylor, 1999).

<Рис. От образа жизни — как мы питаемся, сколько времени уделяем физическим упражнениям, сколько спим — зависит наше здоровье и способность бороться с заболеваниями.>

Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу что попадется. Многие мужчины, у которых умерла жена, не умеют сами готовить и питаются плохо, если едят вообще. Охваченные печалью, некоторые понесшие такую утрату мужчины начинают много пить и курить. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма бороться с заболеваниями и на его работу в целом. Стресс косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.

Нездоровый образ жизни также способствует повышению субъективного ощущения стресса. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям когнитивного функционирования. Человек, злоупотребляющий алкоголем, неспособен мыслить столь же ясно и быстро, как люди, не страдающие от привычки к спиртному. Чрезмерное употребление алкоголя является причиной вялости, утомления, а также депрессии легкой или средней степени, негативно влияющих на способность справляться со стрессовыми ситуациями или даже просто с требованиями повседневной жизни.

Аналогично, люди, не получающие достаточного количества сна, страдают от проблем с памятью и обучаемостью, нарушениями логического и математического мышления, сложных вербальных навыков и процессов принятия решений. Пятичасовой сон в течение всего двух суток приводит к значительному снижению результатов при выполнении математических задач и задач на творческое мышление. Таким образом, бессонная ночь перед экзаменом может фактически повлечь за собой получение более низкой оценки (Dinges & Broughton, 1989).

С другой стороны, лица, ведущие здоровый образ жизни — питающиеся обезжиренными продуктами, употребляющие алкоголь в умеренных количествах, не страдающие от недосыпания и регулярно выполняющие физические упражнения, — часто сообщают, что стрессовые события кажутся им более контролируемыми и что им лучше удается управлять своей жизнью. Таким образом, здоровые формы поведения помогают справиться с жизненными стрессами, а также снизить риск многих серьезных заболеваний.

studopedia.ru

1. Как и у кого стресс разрушает здоровье

2. Характер, работоспособность, здоровье

3. Успехи в работе над собой

Список использованной литературы

1. Как и у кого стресс разрушает здоровье

Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!»

Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья?

С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию на раздражения в виде движений: люди научились обороняться, убегать. В большинстве подобных случаев состояние человека быстро нормализуется, как и работа вовлеченных в реагирование органов и систем. А вот на современные нагрузки, стрессовые раздражения человек не всегда может отреагировать с быстрой разрядкой, самоуспокоением, облегчением состояния; беспокойство, напряжение организма часто остаются длительными. Если негрубые воздействия на нас нередко даже полезны, поддерживают нормальный жизненный тонус, то при значительных и повторяющихся вредных воздействиях любого типа чаще происходит перегрузка организма, развиваются болезненные процессы. Поговорка «Все болезни от нервов» в большой степени отражает это, хотя верна не всегда! Обычно вначале на вредное воздействие, ситуацию реагируют различные отделы нервной системы, а затем и другие, связанные с ней. То есть, практически любой орган может через нервную систему также вовлекаться в болезненный процесс.

Под словом «стресс» мы будем подразумевать чрезмерные для организма воздействия на него, перегрузки, преимущественно нервно-психические, и последующие реакции как внутри организма, так и вне его. Если физические нагрузки зачастую проще прекратить волевым решением, например, перенести, отдохнуть от них, то нервные перегрузки, психотравмирующие ситуации не всегда и не каждый может приостановить сразу, по «просьбе» организма. Отсутствие быстрой разрядки, отдыха от эмоциональной нагрузки, повторение сильных раздражений или возникновение уже своих психогенных «зацикливаний», «накручиваний» после нагрузок и неприятностей приводит к затяжным, зачастую выраженным нарушениям доставки с кровью кислорода, питательных веществ. Клетки крови, подобно пчелам в улье, удаляют вредное, убивают микробы, борются с раковыми клетками, но при ухудшении кровотока, сердечно-сосудистой деятельности, при хронически выраженных стрессах и ряде болезней эта функция крови ухудшается, нарушается и процесс нормальной жизнедеятельности других клеток, структур организма, т.е. ухудшается работа, состояние органов.

При стрессах развиваются болезни: гипертоническая с повышением артериального давления, увеличением нагрузки на сердце и сосуды; кардионевроз как предстадия стенокардии – сосудистого поражения сердца; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты – воспаление кишечника с нарушением усвоения питательных веществ из продуктов, мигрень, бронхиальная астма с приступами удушья. Нарушаются половые функции, усиливается атеросклероз, провоцируется развитие психических заболеваний, сахарного диабета, снижается иммунитет, а отсюда быстрее развиваются и инфекционные и онкологические заболевания.

Медикам известно, что неприятные переживания, как и чрезмерная радость, нередко ослабляют организм, способствуют удлинению сроков заболевания, а вот умеренная радость помогает поправиться. Недаром говорится, что иногда один комедиант может заменить нескольких врачей, правда, это не следует понимать буквально, но польза хорошего настроения велика. Отсюда становится ясной важность для здоровья умения спокойнее переносить жизненные трудности. Конечно, заболевания могут развиваться и от других причин. В развитых странах нервно-психические расстройства занимают первые места среди других заболеваний из-за перегрузов, легко возникающих стрессов, особенно у лиц умственного труда, предпринимателей.

А ведь существует категория людей – так называемых трудоголиков, постоянно работающих в режиме перегрузки, даже в выходные дни. В то же время известно, что можно делать большую работу разумно, оставаясь при этом спокойным, тогда и болезней будет меньше.

Уровень нервно-психических заболеваний растет в развитых странах и среди молодежи. Эти болезни являются болезнями цивилизации. Организм же лечить сложно еще и потому, что появляются новые, мало изученные причины, механизмы болезней, а он представляет собой не жесткую систему полностью обновляемых при лечении органов. Это действительно целый микрокосмос из взаимосвязанных живых клеток, и чем сложнее система, тем труднее ее «ремонтировать».

Развивающиеся при стрессах, неврозах заболевания других органов и систем в свою очередь могут ухудшить состояние нервной системы. Иногда стрессы способствуют резкому снижению сахара в крови, при этом могут появиться слабость, усиленное сердцебиение, страх.

Часто стресс обусловлен тревогой, неуверенностью в успешности проделываемой работы, непредсказуемостью ситуации, а ведь свои отрицательные эмоции человек нередко лишь скрывает, неблагоприятное же действие их от этого не исчезает. Важно не дать им развиваться чрезмерно, в неблагоприятном проявлении, но и сдерживаемые эмоции следует контролировать разумом. Полезно разряжаться здоровыми методами. Ведь даже иная ругань «про себя» нередко влияет на здоровье не одну и не две минуты.

Спровоцировать стрессы могут шум, жара или чрезмерный холод, загрязненный воздух, мелочные конфликты и переживания, часто повторяющиеся или длительные большие нагрузки, неудовлетворенность собой, чрезмерные запросы, длительная нереализация желанного, споры, болезни.

Неверно считать, что есть люди, абсолютно стойкие к стрессам. Какой бы ни был человек, всегда бывают ситуации, способные «вывести из себя» любого. Другое дело, что некоторые в большем числе ситуаций умеют оставаться спокойными. Лучше, если это не только внешнее проявление.

Пренебрежение правилами здоровой жизни, стрессы, неумение реагировать на них спокойнее, но без пассивности повышает вероятность различных заболеваний. Важно жить не безвольно, а хорошими интересами, не идущими вразрез с другим жизненно необходимым. В то же время не следует творить себе «кумира», видя образ жизни других и перенимая его полностью без глубокого осмысления необходимости для себя, своего подлинного счастья.

2. Характер, работоспособность, здоровье

Раздражительность, стрессы обычно больше наблюдаются у людей со слабым здоровьем, плохим характером, у нетерпеливых. Плохое питание, неблагоприятные бытовые условия, плохие взаимоотношения на работе и дома также являются причиной стрессов. Часто неврозы развиваются у лиц, находившихся до этого момента в более хороших, привилегированных условиях. Причиной невроза может оказаться внезапно настигшая безработица. Распространенное явление – неврозы у женщин, привыкших к повышенному вниманию к своей внешности и с трудом осознавших уход той приятной поры. Возраст 30-50 лет и климакс также нередко характеризуется наличием неврозов вместе с другими возрастными изменениями в организма.

Жизненные трудности раздражают, озлобляют многих людей, преимущественно тех, кто не воспитан с оздоравливающей мудростью, кто не работает над своим характером, ошибками. Плохо с таким человеком, и ему тоже плохо с теми, кто примитивно реагирует злостью на злое без попытки понять, от чего это происходит.

Несколько по-другому бывает у большинства талантливых, увлеченных болим делом людей, у которых сильно выражены впечатлительность, образное мышление, но истощена нервная система. Такие люди в ряде ситуаций несдержанны, порой даже выдумывают то, чего нет. Это следует учитывать и им самим, но и другим не следует воспринимать выпады таких людей очень болезненно, как намеренное оскорбление и грубость. Людей с такой «художественной» впечатлительностью надо порой прощать, порой мягко убеждать, объясняя действительное положение вещей, если это идет не просто от норова заурядного распущенного человека. Но и незаурядный человек не должен хамить, должен стараться сдерживать себя, быть внимательным к другим. Неумно высокомерно относиться к малограмотным, и всегда это признак глупости и человеческой низости.

Здоровье и любовь к делу без пренебрежения лучшим опытом других, без плохого, неразумного отношения к людям – вот основы успеха, как профессионального, так и жизненного. А всегда ли плохи строгий руководитель или близкий человек? Конечно, нет! Утомляющий груз обязанностей, суровость неблагоприятны и для самого руководителя. К нему тоже надо быть снисходительнее, ценить за его ответственность в работе, за его большую служебную нагрузку, но вот грубость не всегда можно оправдать, тем более наплевательство на хорошее и важное для другого. Важно щадить друг друга, не забывать о семьях.

Почти всем нам нравится, когда нас постоянно балуют, облегчают условия жизни. Однако не следует забывать о том, что привычка к этому без трудолюбия, умения переносить трудности часто приводит к развитию психопатии, истеричности, которые не только неприятны, но и ухудшают здоровье, негативно влияют на нашу жизнь и жизнь окружающих людей. Это также может вызывать стрессы, ведет к проявлению недружелюбия, которое не всегда является следствием плохого характера, а порой обусловлено болезнями, неладами жизни, переутомлением. И все же один из самых главных факторов – воспитание.

Есть даже такие психопатизированные люди, которым нравится

«растравливать» других. При этом они разрушают и свое здоровье. Психопаты эгоистичны, нежелание других людей «тут же» сделать то, что они желают, воспринимается с негативной реакцией; нередко ими используются деспотизм, лесть, обман: и дома, и на работе. Если это болезнь, ее надо лечить, а черты характера следует исправлять.

В зависимости от возраста реакция на стресс может быть различной: молодые часто игнорируют стрессовые ситуации, не чувствуя их, или борются в одиночку. В среднем же возрасте стараются понять причины, поделиться с близкими происшедшим. Пожилые обращаются при беспокоящих отклонениях в самочувствии к врачам.

Умственные перегрузки могут приводить к утомляемости, неврозам, изменениям артериального давления и другим заболеваниям сердечно-сосудистой системы, бессоннице или сонливости, импотенции, нарушениям менструаций и бесплодию у женщин. Когда у человека творческий подъем и если им не руководит корысть, нагрузки переносятся гораздо легче. Однако и здесь могут быть нарушения сна, аппетита, признаки утомления, повышается нагрузка на сердечно-сосудистую, нервную системы.

У безалаберных, не думающих людей, радость сиюминутным успехам нередко сопровождается обжорством, злоупотреблением спиртными напитками, легкими связями, привычка к которым закрепляется и приводит к поражениям печени, желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, сердечно-сосудистой и нервной систем, венерическим заболеваниям.

3. Успехи в работе над собой

Признаки болезни должны заставить задуматься над своим характером, образом жизни. Часто проявление отрицательных черт в характере человека равноценно не просто самоизбиению, но и добровольному разрушению здоровья: своего и других, способствует плохим поступкам, напряженному общению с окружающими. Недостатки есть почти у всех – важно, чтобы их было как можно меньше, чтобы исправление было не «по капле» или не оставлялось на «когда-нибудь потом». Порой очень важно уметь забывать плохое, не отравляя жизнь вредными для здоровья переживаниями. Близка сдержанности, доброте вежливость, она и красива, и полезна для здоровья, для лучшей жизни, хороших взаимоотношений, но требует некоторой нелености, наличия хороших качеств или стремления иметь их, умения сильно не переживать от обид, хамства.

А отражаются ли на здоровье хорошие знания, квалификация, если не иметь в виду лишь высокую ответственность, перегрузки? Несомненно! Систематическое стремление к таким знаниям делает труд более интересным, гибким, продуктивным, с исключением части ненужного, уменьшает ряд нагрузок. Учиться хорошему следует старательно, но без постоянных перегрузок, особенно при совмещении работы и учебы. Низкий уровень знаний с примитивным, циничным мышлением и поведением – не лучшее для здоровья.

Для долголетия, более крепкого здоровья важны положительные эмоции, удовлетворение в большей степени не от обильной пищи, возлияний сверх меры, а от разносторонних знаний, полезных дел, любовь близких. Но эту любовь надо завоевать, деля людям добро, учитывая и исправляя ошибки. Перед работой и после трудового дня поцелуй дорогого человека закрепляет хорошие взаимоотношения, поднимает настроение, дает силы. Положительные не чрезмерные эмоции в отличие от отрицательных гармонизируют работу головного мозга и всего организма, уменьшают восприимчивость к болезням, способствуют выздоровлению. Исследования кровоснабжения головного мозга, сердца показывают, что добрая улыбка, хорошее настроение благоприятны для них, а значит, и для здоровья в целом. Видимо, подобным образом отражаются на состоянии и хорошая работоспособность, оптимизм, умение сдерживать себя от чрезмерных и длительных волнений. Хорошо делать полезные дела, читать умную юмористическую литературу, смотреть комедии, шутить. А вот страх, плохое настроение ухудшают кровоснабжение многих жизненно важных структур организма, их деятельность. Важен правильный учет разумной критики без особой обиды, на неумную не следует обращать внимание; не нужно быть заносчивым.

Сдерживание эмоций полезнее и эффективнее тогда, когда человеку ясно, зачем это нужно и какими бедами чревата несдержанность в данной ситуации. Это помогает быть разумнее, спокойнее, добрее, а добро лечит, меняет многих, в том числе и нас самих. Доброте не помешает сила воли, твердость.

При появлении отрицательных эмоций полезно вспомнить что-нибудь хорошее из прошлого, настоящего или предстоящего без алчности и чувства злобного превосходства. Полезно еще раз спокойно обдумать неприятную ситуацию, признать свою ошибку или неправоту и наметить пути их исправления, может быть, извиниться. Психологи рекомендуют даже в некоторых ситуациях выругаться «про себя», стукнуть рукой по дивану, важно, чтобы это было нечасто. Надо уметь не давать развиваться неприятным эмоциям. Психотерапевты помогают тем, что учат человека смотреть на неудачи как на временные явления, быть деятельным, правильно мыслящим даже при потере прежних удобств. Оптимизм дает силы, способствующие в сочетании с разумом успехам и оздоровлению. Идти к успеху по жизни следует с вежливостью, но не угодливым поддакиванием, с достойным умным трудом, который не позволит вам опуститься до ощущения своей ничтожности. Неверно и то, что называется «лезть в бутылку», бездумностью и болтливостью без выдержки «создавать свою значимость». Полезно высказывать лишь ценные мысли, замечания, хотя бывают моменты, требующие более обстоятельного совместно обсуждения дел.

Во многих случаях бывает полезным не осуждать партнера, а постараться понять, войти в его положение. Важно знать не только его деловые качества, но и жизненные ситуации. Частая ругань, даже мысленная, способствует неврозам, принятию не лучшего, а иногда и неправильного решения, ухудшает обстановку в коллективе, между партнерами, с которыми, возможно, еще придется работать в будущем.

Бывают случаи, когда во время неадекватного поведения одного больного истерией, психопатией подобная реакция развивается и у других – уставших, озлобленных, тоже больных – один «заводит» других. Надо уметь не поддаться подобному, не вовлечь себя в разрушительную ссору.

Избавлению от последствий стрессов, гнева помогает мысленное представление того, как гнев постепенно уходит из вас в виде пара вверх или в землю, можно легко потирать руки или голову и представлять, что вы освобождаетесь при этом от стресса, неприятных эмоций, затем встряхнуть опущенные вниз кисти рук.

Список использованной литературы

1. Апанасенко Г.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.

2. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., Наука, 1987.

3. Зелинченко А.И. Психология духовности. М., 1996.

4. Петрушин В.И. Валеология. Издательство Гардарики, 2002.

5. Петленко В.П. Валеология человека. 1-5 т., 1976.

xreferat.com

Стресс и его влияние на здоровье человека реферат

1 Стресс и его влияние на здоровье человека реферат Реферат. На тему Влияние компьютера на здоровье человека дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую либо сторону). Грыжа Работа на компьютере и связанные при этом виды стрессов. Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий. реферат (14.6 K), добавлена Негативное влияние стресса на здоровье, способы защиты от него. Влияние стресса и дистресса на организм человека DOC Определение понятия стресс, его физиологическая и биохимическая природа DOC Введение Понятие стресса Влияние стресса на психическое здоровье учителя. Этот конспект урока поможет ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами), рассмотреть влияние стресса. Реферат: методы преодоления конфликтов и стрессов — текст. конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения. Gilotina: готовые рефераты по обж влияние закаливания на здоровье человека. Стресс возникает под влиянием разных факторов среды, предъявляющих Мы выдвинули гипотезу жизнь человека в современном мире без стресса невозможна. стресса, причины его возникновения, способы снятии нервного напряжения. Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Стресс и его влияние на здоровье человека реферат >>>Подробнее<<< Доклады, рефераты, лекции, конспекты, шпаргалки. STAR. Биология И организм обязательно реагирует на стресс. Влияние на здоровье человека. Скачать реферат психика и мозг человека: принципы и общиескачать. 1. во всемирный день психического здоровья, 10 октября. Реферат: стресс и его особенности. неадекватности каждого из которых возникают Роботи за запитом влияние стресса на функции сердечно-сосудистой системы.

2 Понятие стресса — универсальной адаптивной реакции человека на Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека. Стресс на рабочем месте: понятие, причины, методы управления Реферат по теме Влияние музыки на организм человека Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира. Читать реферат online по теме Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека. общества, в т.ч. его экономики и культуры, это показатель благополучия народа, страны. Третья группа факторов — характеризует влияние на человеческий организм, как. Основным фактором физического здоровья человека является его образ жизни. стресс, увеличивают работоспособность и благоприятно влияют. 1) реферат, Влияние макро- и микроэлементов на организм человека. Современные методы борьбы со стрессом: — музыка, — животные, соблюдении) и негативный фактор (при его несоблюдении), влияющий на здоровье. Рефераты, Контрольные, Сочинения, Эссе, Курсовые, Дипломные Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. на тему: Влияние шума на организм человека. Выполнила: Его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. В настоящее время врачи Белый шум снижает стресс младенца. Ученые Реферат по философии Историческая концепция общественного развития. К. Маркс. Цель исследовательского реферата: изучение влияния музыки на Чтобы понять механизм влияния музыки на человека, его состояние,

3 Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться (ПриложениеII). Основные вредные факторы, действующие на человека, сидящего за влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к его почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения Факторы, влияющие на здоровье человека. Профессиональные заболевания медицинских работников реферат. Влияние генетических и средовых факторов на основные 2. характеристика и сравнение факторов, которые вызывают стрессреакцию. практическое исполизование теории адаптации. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. 3. Влияние И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Существует положительный стресс, мобилизующий организм. основные формы и этапы развития расстройств, связанных со стрессом и Курсовой проект (работа). Расчетно-графические работы. Реферат Влияние стресса на состояние организма человека. Цель: выявить общую характеристику психологического стресса и установить его влияние на здоровье. Как в обыденной жизни, влияние свойств нервной системы на развитие городская педагогическая гимназия-лаборатория реферат по психологии влияние темпов как и у кого стресс разрушает здоровье 2, ее актуальность заключается, воображение и его роль в практической деятельности человека. In the first head the theoretical approaches to research stress and resistance to stress problems as оказывающих влияние на деятельность деструктивных факторов, Гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье.

4 Категория: Реферат Состояние стресс-лимитирующих ситем в процессе стресс-реакции и их адаптивная роль. 9. Его влияние на организм человека. Контрольная. Ничто так не истощает здоровье как физическое. 1.2Стресс, стадии стресса. 1.3Влияние стресса на здоровье. 1.4Смех, положительное влияние на здоровье. 2.Основы ауто. Общий мышечный тонус человека также зависит от его эмоционального состояния. Известно, что. Рефераты Измененный под влиянием стрессов сон ухудшает качество жизни и может Влияние острого стресса на сон человека и психосоматические нарушени, причем этот фактор влияет на здоровье женщин сильнее. дельта-сна, характеризующееся увеличением его представленности во. Признаки эмоционального благополучия и условия его достижения. Эмоциональный стресс. Травматический стресс. Пагубное влияние на здоровье общества пропаганды с жизнеобеспечения как основной потенциал здоровья человека. Климат и Обсуждение реферата по теме: 1. Литература: 1, 2. РЕФЕРАТ Стресс это результат взаимодействия человека и внешней среды. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу 8-9. III. В современной жизни стрессы играют значительную роль: влияют на поведение человека, его Исходя из вышесказанного тема реферата: Методы повышения не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. То, как человек справляется с опасностью, зависит от его умения находить выход из Раздел 1 Здоровье человека посвящён повторению базовых понятий свои чувства и проявляешь их, как преодолеваешь неудачи и стрессы. и негативное влияние социальной среды на здоровье человека. >>>Подробнее<<<

5 Среда обитания человека — важнейший фактор его здоровья Загрязнение Особенности реакций на стресс у разных людей Как.

docplayer.ru

Реферат-проект на тему : «Стресс и его влияние на здоровье человека».

Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы

КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА и РЕИНЖИНИРИНГА № 26

Реферат-проект на тему : «Стресс и его влияние на здоровье человека».

ученица 10 класса А

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:

» Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое».

Существуют и другие определения, но важно понять следующее – стресс это не само воздействие, а именно наша реакция на это воздействие. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

В данной работе я попытаюсь раскрыть понятие стресса, причины его возникновения и его влияние на здоровья человека. Также приведу примеры профилактики стресса и его связи с различными заболеваниями.

I. Стресс и его влияние на здоровье человека .

1. Что такое стресс? Фазы и виды стресса.

Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Гансу Селье . Он показал, что в связи с активностью гормональной системы, при травмах и горе, во время секса и радости, в жаре и на холоде и т.п., в коре надпочечников выделяются гормоны помогающие человеку адаптироваться к изменениям среды. Стресс протекает в три стадии. Первая и вторая соответственно тревога и адаптация вполне нормальны, и скорее полезны, чем вредны. Но если изменения окружающей среды происходят слишком часто, а сотрудникам офисов крупных и средних компаний это знакомо, то наступает третья стадия стресса – истощение. Истощение это прямой путь к болезням – психосоматическим заболеваниям.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

Стрессор — это стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессоры, к которым человеческий организм приспособился в результате эволюции, — это различные факторы, угрожающие безопасности.

infourok.ru

Стресс, типы и стадии стресса. Влияние стресса на здоровье и жизнедеятельность человека

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Воздействие стресса на организм имеет общие неспецифические черты.

Экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса (Г.Селье, Ф. З. Меерсон и др.), устанавливающие влияние экстремальных стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. Причем, в данном направлении отмечается весьма большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).

По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.

В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:

специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);

неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.

Последняя состоит из трех фаз:

Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.

Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.

Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она

необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.

Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. Селье пишет: "Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации", не стоит "жечь свечу с обоих концов".

При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс — острая приправа к повседневной жизни. ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть". В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.

Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и "почвы", то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.

В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внутренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому,

независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.

В 1936 г. Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. Совокупность неспецифических изменений в организме, являющихся результатом его нейрогуморальной реакции на внешние раздражения, Селье назвал стрессом.

Различают стресс физический и эмоциональный. При физическом стрессе реакция организма направлена на защиту от физических воздействий внешних факторов (вызывающих ожоги, травмы, отравления, заболевания и т.д.), а эмоциональный стресс является защитной реакцией на действие психических факторов, вызывающих сильные эмоции. Селье считал, что человек всегда находится в состоянии стресса, и отсутствие стресса равносильно смерти.

Факторы, вызывающие стресс, Селье назвал стрессорами. Совокупность же изменений в организме, вызванных стрессором, он назвал общим даптационным

синдромом (ОАС), который фактически является клиническим проявлением стресса. При длительном стрессе или при неадекватной реакции организма на внешние воздействия возникают психические или соматические расстройства, которые квалифицируются как заболевания и в тяжелых случаях могут приводить к гибели пациента.Перед выступающими на трибунах, участниками важных совещаний и т.п. принято ставить воду и стакан. Это связано с тем, что при стрессе уменьшается секреция слюны, и люди, испытывающие волнение во время выступления, часто ощущают, что у них "во рту пересохло". При стрессе бывают неконтролируемые сокращения мышц пищевода, когда могут возникнуть трудности с глотанием, однако вода, как правило, помогает и в этом случае. При хроническом стрессе постоянное выделение норадреналина вызывает хронический спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующей защитный барьер на стенках желудка, без которого соляная кислота разъедает слизистую оболочку, что приводит к образованию язвы желудка.Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезнь сердца, гипертония).

84. Структура и типы родительского воспитания, и их влияние на развития ребенка. Методы диагностики родительского воспитания.

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разныхсемьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Основные стили родительского воспитания и их влияние на развитие личности ребенка:

Авторитарный стиль воспитания Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.Гиперсоциальный стиль воспитания Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Опросники в диагностике родительско-детских отношений

1.Опросник родительского отношения к детям А.Я. Варга и В.В. Столина представляет собой психодиагаостический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения: «Принятие–отвержение»; «Коопераций»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник».

Высокие значения по первой шкале отражают положительное эмоциональное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель, наоборот, означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Вторая шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале содержательно раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Четвертая шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

Пятая шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник может применяться с целью изучения преобладающего стиля семейного воспитания, своевременная диагностика может помочь наметить соответствующую коррекционную работу в детско-родительских отношениях.

2. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. В опроснике АСВ диагностируются следующие параметры семейного воспитания и возможные отклонения по каждому из них:

· уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекцйя) – шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) – шкала Г–;

· степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) – шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) – шкала У–;

· уровень требований к ребенку в семье. Во-первых, это обязанности: чрезмерность требований-обязанностей – шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, – шкала Т–; во-вторых, запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, – шкала З–. Поскольку несоблюдение требований может сопровождаться наказанием, оценивается и этот параметр: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний – шкала С–.

Еще одной характеристикой семейного воспитания может быть его неустойчивость: резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, – шкала Н.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания могут рассматриваться как преобладающий тип целенаправленного воспитания.

Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Обведенные номера ответов подсчитываются отдельно для каждой шкалы.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Темперамент как свойство личности. Физиологическая основа темперамента (типы ВНД по Павлову). Основные теории темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, У.Шелдон, Б.М. Теплов). Психологическая характеристика различных типов темперамента.

Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

lektsii.org