Темы про стресс

Урок по теме "Стресс и способы его снятия"

Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и указать его последствия.
  • Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.
  • Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)

    Живя, умей все пережить,

    печаль, и радость, и тревогу.

    I. Повторение изученного материала

    Вступительное слово учителя:

    – На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.

    1. Какие шаги решения проблем вы знаете?

    2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?

    Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

    II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

    Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

    Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

    Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

    Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

    2. Загрязнение среды

    3. Инфекции и т.д.

    а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»

    б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.

    в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

    Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

    III. Тест: «Мой уровень стресса»

    Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

    В последние месяцы ты:

    1. Писал контрольную в школе
    2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
    3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
    4. С тобой произошло что-то волнующее
    5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
    6. Выступал(а) перед классом
    7. Встретился(лась) с новым человеком
    8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
    9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
    10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
    11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
    12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
    13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
    14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
    15. Чувствовал(а) замешательство

    Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

    Шкала оценок:

    • от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
    • от 6 до 10 – средний уровень стресса;
    • от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

    Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

    IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

    – Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.

    а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)

    б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)

    А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые

    (слайд выводится на экран)

    Способы борьбы со стрессом

    1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
    2. Поддержка близких.
    3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
    4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
    5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
    6. Занимайся физкультурой и спортом.
    7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
    8. Радуйся жизни.
    9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.
    10. – Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)

      VI. Обобщение. Подведение итогов

      – Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Урок психологии для старшеклассников

      (Изучается на двух уроках)

      Цель : Познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека; показать различные виды реакции на стресс и пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

      Итак, стресс (от англ. Stress –давление, нажим, напряжение) – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

      Что значит неспецифическая реакция? Это необходимая перестройка, адаптация организма к возникшей трудности. Зависит от устройства нашей нервной системы.

      В повседневной жизни мы сталкиваемся с множествами факторами, которые вызывают у нас стресс и дистресс. Это может быть переживания утраты, разлуки, предательства, кражи, и более прозаические – волнение перед экзаменами, контрольной работы, недостаточный отдых, чувство сильнейшей радости. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся.

      Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. И организм успешно справляется с помощью адаптации – приспособление организма к факторам внешней среды. Этот механизм позволяет поддержать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма).

      Но иногда частота стрессов или интенсивность большая и может наступить период дезадаптации – снижение сопротивляемости организма.

      Последствия таких эмоциональных срывов человек ощущает на физиологическом и психологическом уровнях.

      Физиологические признаки стресса — язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

      Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

      Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс — это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Любой стресс оставляет после себя в организме необратимые химические изменения. Их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

      Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

      Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способы борьбы со стрессом.

      II. Реакции организма на стрессовые ситуации:

      В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс — даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается незначительно кровяное давление, мышцы напрягаются.

      В более сложных видах проявления стресса, организм выбирает реагировать разными способами, в зависимости от ряда особенностей физиологических и психологических.

      Рассмотрим основные реакции организма на стресс.

      ² Бред и галлюцинации – психические расстройства.

      ² Апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, попытка суицида – психологические расстройства, помощь психолога.

      ² Нервная дрожь и плачь – поддержка, даже и не психолога.

      Апатия – это непроживание чувств, боязнь их проживания. Когда стресс воспринимается как серьезная неудача, провал и организм как бы принимает сигнал бессмысленности жизни и замедляет функции. У человека заторможенная речь, беспомощность, пассивность, переходящая в депрессию.

      Первая помощь, дать человеку отдохнуть, поговорить с ним, задавать простые вопросы, чтобы вывести из апатии.

      Если реакция апатии связанна с ожиданием (вспомните случай Норд Оста), психологи организовывают разные полезные деятельности для этих людей – собирать деньги для соков, лекарств, сходить в церковь.

      Выводим человека из пассивного в активном состояние.

      Двигательное возбуждение – когда организм человека запрограммирован на движение и бежит даже по направлению к врагу.

      Вы наверняка помните в фильмах о войне такие моменты, когда солдат в ситуации большего напряжения и угрозы смерти, вставал из траншеи и бежал на встречу врагу.

      Ступор – когда человек затратил много энергии на борьбу с ситуацией, и не остается сил вступать в контакт. Длится такое состояние от 1го до 2х часов. Чем дольше он в этом состояние, тем больше энергии затрачивает.

      Характерно оцепенение – не видит, не слышит. Человек обездвижен.

      Бежит от преследователей и вдруг останавливается, дальше никак.

      Первая помощь: сжимаем его ладони в кулак так, чтобы ногтями упирался в свою ладонь; говорить на ухо очень четко, команды, или простые вещи, то, что его может сдвинуть с места.

      Агрессия — способ организма снять напряжение. Если для окружающих не опасен, оставить его выплеснуть. Или купировать его, чтобы не наносил вред, но дать ему прокричаться, выплеснуть адреналин. Можно помогать ему словами «понятно, что ты злишься, расскажи, как именно». Дать предмет поколотить. В конце – рассмешить.

      Нервная дрожь – нервная неконтролируемая дрожь в организме.

      Первая помощь – нельзя обнимать и сдерживать человека. Трясти, чтобы он дрожал сильнее. Таки способом, организм встряхивает весь адреналин.

      После этого опустошение, дать ему отдохнуть.

      Истерика – бывает двух видов.

      ² истерика как способ манипуляции – «хочу машину», кидается на пол, нужны зрители.

      Как поступить – лишить зрителей, выдержать 2 – 3 часа. Иначе укрепляем момент. Не читать нотации, после истерики поговорить.

      ² истерика как реакция на стресс – хлестать по щекам, команды дать короткие «выпей воды», без отрицательных команд.

      А теперь, давайте выясним: каковы главные стрессоры для каждого из вас?

      Упражнение «Незаконченные предложения»:

      Я предлагаю вам завершить следующую фразу: «Я переживаю сильный стресс, когда…»

      III. Фазы проживания горя и потери.

      Умение справиться с дистрессом особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с близким человеком: смерть, уход, развод. Для ребенка это может быть потеря любимой игрушки.

      ² Шок, оцепенение – не может быть, что это со мной. Потеря ощущения реальности – не может быть, это не со мной. Это защитная реакция организма. Физиологически: потеря аппетита, сна, желания ходить в школу, детский сад.

      ² Горя, страдания – злость на окружающих, умершего. Сильное чувство вины, трудности с концентрацией внимания и за гаммы чувств. Желание уединиться. На этом этапе, важно для человека поддержка и просить его говорить о своем горе. Когда человек говорит, он проживает свои чувства, не подавляет их и становится легче. Длиться в среднем шесть, семь недель.

      ² Принятия – в среднем через год после утраты наступает. Восстанавливается сон, аппетит, утрата перестает быть главным событием в жизни человека. Он способен жить жизнью, которой он жил.

      ² Восстановления – горе переходит в печаль. Это грустно, но светло, нет сильного страдания.

      Если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с потерей, то вспомните наш сегодняшний урок и верьте в то, что горе пережить можно и нужно.

      IV. Как выйти из стрессовой ситуации:

      ² обратится за помощью к врачу, который выпишет Вам необходимые транквилизаторы, антидепрессанты и другие медикаменты;

      ² попить успокоительный комплекс из трав (ромашка, валериана, пустырник, боярышник, пион);

      ² делать ежедневные прогулки по свежему воздуху;

      ² посетить баню, сауну, бассейн;

      ² отправится в отпуск;

      ² организовать вечеринку и пригласить лучших друзей.

      Очень полезные методы борьбы со стрессом это, релаксация, концентрация, ауторегуляция дыхания. Овладеть ими довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить эти методы.

      V. Закрепление пройденного материала. Практическая работа.

      ² Тест на стрессоустойчивости личности (прил.1)

      Стресс – (от англ. Stress ‑ напряжение) ‑ неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную эвстресс и отрицательную дистресс формы стресса.

      Дистресс- разрушительное, негативное явление.

      Адаптация приспособление организма к факторам внешней среды. Этот механизм позволяет поддержать гомеостаз (постоянство внутренней среды организма).

      Дезадаптация – снижение сопротивляемости организма.

      Депрессия – (от лат. Depressio, подавление) — психическое заболевание. Как правило, возникает после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины.

      Тест на определение стрессоустойчивости личности

      («Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. – М., Геликон, 1995)

      Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

      Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

      school4-dubna.narod.ru

      СТРЕССЫ Виды стрессов Реакции на стресс Как защититься от стрессов. — презентация

      Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЯрослав Коновалов

      Презентация на тему: » СТРЕССЫ Виды стрессов Реакции на стресс Как защититься от стрессов.» — Транскрипт:

      1 СТРЕССЫ Виды стрессов Реакции на стресс Как защититься от стрессов

      2 Целеполагание Цель: Обучение противостояния стрессам Задачи: Познакомить с понятием «стресс», его признаками, видами, стадиями; выработать методы противостояния стрессам Развивать логическое мышление, умение работать в группах, анализировать и сопоставлять, вести дискуссию Воспитывать самостоятельность, толерантность к мнению другого.

      3 СТРЕСС – это реакция организма при воздействии при воздействии на него резких, на него резких,экстремальных Факторов Ганс Селье

      4 ПРИЗНАКИ СТРЕССА Тревога бледность/краснота Страх учащение пульса Неуверенность дрожь Напряжение потливость Растерянность сухость во рту Беззащитность затруднение дыхания Подавленность спазмы желудка Паника расширение зрачков

      5 ВИДЫ СТРЕССОВ Физиологический (действие физических перегрузок, болезни) психологический психологический

      6 СТАДИИ СТРЕССА 1. реакция тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией; 2. фаза сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации; 3. фаза истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. В случае продолжительного стресса истощение приводит к нервному срыву, к болезням «истощения», а иногда и к летальному исходу

      7 БОЛЕЗНИ ИСТОЩЕНИЯ» НЕВРОЗ – нервное заболевание вследствие психического перенапряжения (выделяется гормон адреналин): Инфаркты Гипертония Язвенная болезнь Болезни обмена веществ и внутренних органов Психические заболевания

      8 БОЛЕЗНИ ИСТОЩЕНИЯ» ДЕПРЕССИЯ: ДЕПРЕССИЯ: подавленное, угнетенное настроение, утрата интереса к близким, повседневным делам, работе; бессонница и упадок сил; раздражительность и беспокойство, частые приступы рыданий; отсутствие аппетита или переедание; чувство собственной бесполезности и вины; ощущение безнадежности и беспомощности; мысли о самоубийстве.

      10 ТИПЫ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом.

      11 ТИПЫ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У флегматиков под действием стресса замедляется обмен веществ, что приводит к перееданию, в результате чего могут становиться тучными. У флегматиков под действием стресса замедляется обмен веществ, что приводит к перееданию, в результате чего могут становиться тучными.

      12 ТИПЫ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью.

      13 ТИПЫ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ Сангвиники со своей сильной нервной системой легче всего переносят стрессы.

      14 ТИПЫ СТРЕСС-РЕАКЦИЙ 1. Панический: человек действует беспорядочно, мечется от одного к другому (холерик) 2. Паралитический: человек не знает, что ему делать, проявляет нерешительность (меланхолик) 3. Мобилизационный: человек концентрирует свои силы на преодоление препятствия (флегматик, сангвиник)

      15 ТЫ И СИТУАЦИЯ Ваш приятель не отдал Вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите Холерик 2. Меланхолик 3. Флегматик 4. сангвиник

      16 ТЕСТ «Ваши нервы в порядке?» 1. Хлопаете ли Вы дверью, выходя из квартиры? 2. Раздражают ли Вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли Вы их, ходя по комнате? 3. Теряете ли Вы самообладание в споре?

      17 ТЕСТ «Ваши нервы в порядке?» 4. Прерываете ли Вы собеседника? 5. Размахиваете ли Вы руками, разговаривая? 6. Говорите ли Вы иногда сами с собой?

      18 ТЕСТ «Ваши нервы в порядке?» 7. Дрожат ли у Вас изредка руки? 8. Обижаетесь ли Вы по пустякам? 9. Долго ли не можете вечером уснуть?

      19 КЛЮЧ К ТЕСТУ 9 баллов и выше – ваши нервы на пределе, и вам нужно срочно заняться своим здоровьем; 4-8 баллов – вы «живете на нервах»; 3 балла и меньше – ваши нервы в порядке

      20 ЗАПОВЕДИ для раздражительных Не впадайте в гнев. Иногда нужно и уступить. Делайте хорошее для других. Не переделывайте других. Нельзя быть во всем совершенством! Не все сразу! Всех не перегонишь! Выйдите из своей скорлупы!

      21 КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС? Работа в группах (4 группы) Выработать методы преодоления стресса Презентация рекомендаций

      22 Методы преодоления стресса ВИТАМИНЫ МЫШЕЧНЫЕ НАГРУЗКИ МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ РЕЛАКСАЦИЯ РЕЛАКСАЦИЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ХОББИСОН Разговор «по душам».

      23 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Доклад «Подростки и стресс» Доклад «Как справиться со стрессом при подготовке к экзамену СТРЕСС – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? ПРИМЕНИМЫ ЛИ НАРКОТИКИ И АЛКОГОЛЬ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ? ПРИМЕНИМЫ ЛИ НАРКОТИКИ И АЛКОГОЛЬ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ?

      www.myshared.ru

      Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ожогова Елена Геннадьевна, Якубенко Оксана Витальевна

      В данной статье, представлены результаты эмпирического исследования посвященного изучению уровня психологического стресса и выраженности профессиональной деформации у учителей начальных классов. Установлено, что у учителей начальных классов умеренно выражены признаки профессиональной деформации и психологического стресса при сохранении основополагающих профессионально-педагогических ценностей. С помощью корреляционного анализа установлена прямая умеренная корреляционная взаимосвязь между уровнем психологического стресса и профессиональной деформацией личности, которая указывает, на то, что чем выше уровень психологического стресса , тем быстрее формируется профессиональная деформация личности. В заключение статьи намечены перспективы предупреждения и коррекции психологического стресса и контроля над развитием профессиональной деформацией личности учителя начальных классов.

      Stress And Professional Deformation In Activity Of The Teacher Of Initial Classes

      In given article, results of empirical research of the level of psychological stress devoted to studying and expressiveness of professional deformation at teachers of initial classes are submitted. It is established, that at teachers of initial classes attributes of professional deformation and psychological stress are moderately expressed at preservation of basic professional pedagogical values. With the help of the correlation analysis the direct moderate correlation interrelation between a level of psychological stress and professional deformation of the person which specifies, that the above the level of psychological stress , the is faster formed professional deformation of the person is established. In conclusion of article prospects of the prevention and correction of psychological stress and the control over development by professional deformation of the person of the teacher of initial classes are planned.

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ожогова Елена Геннадьевна, Якубенко Оксана Витальевна,

      Текст научной работы на тему «Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога»

      ?Ожогова Е.Г., Якубенко О.В. Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2017. -№1 (8) январь — март. — URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2017/m5-statya-2017-1/738-00268. — ISSN 2413-4066

      Ожогова Елена Геннадьевна

      Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск oeg80@yandex.ru

      Якубенко Оксана Витальевна

      Кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск j akubenko_ov@mail. ru

      Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога

      Аннотация. В данной статье, представлены результаты эмпирического исследования посвященного изучению уровня психологического стресса и выраженности профессиональной деформации у учителей начальных классов. Установлено, что у учителей начальных классов умеренно выражены признаки профессиональной деформации и психологического стресса при сохранении основополагающих профессионально-педагогических ценностей. С помощью корреляционного анализа установлена прямая умеренная корреляционная взаимосвязь между уровнем психологического стресса и профессиональной деформацией личности, которая указывает, на то, что чем выше уровень психологического стресса, тем быстрее формируется профессиональная деформация личности. В заключение статьи намечены перспективы предупреждения и коррекции психологического стресса и контроля над развитием профессиональной деформацией личности учителя начальных классов.

      Ключевые слова: стресс, психологический стресс, профессиональная деформация, профессиональное здоровье, психологическая профилактика.

      Под психологическим стрессом в научной литературе понимают такое эмоциональное состояние, в основе которого лежит несоответствие между психогенными факторами (конфликты, профессиональное перенапряжение, ситуация неопределенности, повышенная ответственность) воздействующими на организм человека и психоэмоциональными ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями как страх, гнев, неуверенность, удрученность и другие [1].

      Деление стресса на физиологический, эмоциональный, психологический весьма условно. В любом виде стресса присутствуют и физиологические и психологические компоненты.

      Любой вид стресса сопровождается рядом отрицательных проявлений: поведенческих — непродуманные, непредсказуемые поступки, скованность или чрезмерная подвижность, суетливость; познавательных — нарушение критичности мышления, ускорение речевого темпа, нарушение памяти и внимания; эмоциональных — резкая смена настроения,

      повышенная тревожность, чувство беспомощности, затрудненная релаксация и др; физиологических — учащение частоты сердечных сокращений и ритма дыхания, изменение артериального давления, повышение потоотделения.

      Несмотря на вышеуказанные отрицательные симптомы стресса, его эволюционно-биологическое значение носит позитивный характер и связано с адаптацией психики человека к новым условиям. Переживание и преодоление стресса — это проверка адаптивных ресурсов человека [1-3].

      Конечно, уровень психологического стресса в деятельности педагога значительно ниже, чем у представителей экстремального типа профессий (военные, полицейские, пожарные, сотрудники МЧС, пилоты гражданской авиации). Как отмечают Б.В. Овчинников и А.И. Колчев, по напряженности труда профессиональная деятельность учителя занимают 11 место. [3, с. 205] Однако, именно в педагогической профессии, сама атмосфера носит стрессогенный характер и накопление стрессового напряжения, даже средней степени интенсивности может служить одним из факторов формирования негативных профессионально обусловленных психических состояний педагогов и психических расстройств — синдрома «психического выгорания», неврозов, профессиональных кризисов и деформации личности [2-4].

      Деформация личности педагога в профессиональной деятельности педагога является не менее актуальной проблемой, чем психологический стресс на рабочем месте [5].

      Проявление профессиональной деформации личности могут проявляться в ярко выраженной агрессивности, демонстративном поведении, догматизме, эмоциональной отстраненности, равнодушии, стереотипном восприятии профессиональной реальности, менторской манере общения вне работы, например, в семейном кругу. Важно подчеркнуть, что эти особенности личности носят устойчивый характер, и проявляются как в профессиональной деятельности, так и во вне профессиональных сферах жизни педагога (семья, общественная деятельность) [6].

      Рассмотренные понятия — «психологический стресс» и «деформация личности» позволили нам сформулировать проблему, каков уровень психологического стресса и профессиональной деформации личности у современного педагога? Существует ли взаимосвязь между психологическим стрессом и развитием профессиональной деформации личности?

      В ноябре 2016 года на базе Омского государственного педагогического университета нами было проведено экспериментальное исследование. Обследовано 63 педагога начальных классов, проходивших профессиональную подготовку по профилю «Психология и педагогика начального образования». На момент исследования педагоги работали учителями начальных классов в школах г. Омска и Омской области. Средний возраст испытуемых 36,5 лет. Среднее значение педагогического стажа по выборке 12,4 лет.

      В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методы и методики: 1) методика «Шкала психологического стресса PSM-25»; 2) методика «Профессиональная деформация педагогов», автор Е.П. Ильин; 3) метод беседы.

      Для обработки результатов применялись методы количественного и качественного анализа. Результаты изучения уровня психологического стресса у педагогов представлены на рисунке 1.

      0 10 20 30 40 50

      Рис. 1. Уровень выраженности психологического стресса у учителей начальных

      Таким образом, у испытуемых педагогов преобладает низкий (46,0%, п=29) и средний (25,4, п=16) уровень психологического стресса. Это указывает, что обследованные нами педагоги умеют находить выход из стрессовых ситуаций, устойчивы ко многим стрессогенным факторам и обладают хорошо развитыми адаптивными способностями.

      С помощью беседы установлено, что испытуемые используют эффективные копинг-стратегии: планирование решение проблемы, принятие ответственности, переоценка проблемной ситуации (когнитивная реструктуризация), поиск социальной поддержки [3].

      При анализе источника психологической напряженности выявлено, что он связан не с профессиональной деятельностью, а другими жизненными проблемами. Вместе с тем, у 28,6% (п=18) учителей начальных классов установлен высокий уровень переживания психологического стресса, который проявляется в повышенной тревожности, напряженности, тотальной погруженности в работу, повышенной утомляемости и усталости, эмоциональной нестабильности, нарушение сна, физическом недомогании (нарушение ритма дыхания, кишечные расстройства, головные боли и др). Эти педагоги, в первую очередь нуждаются в психологической помощи.

      Далее мы исследовали уровень развития профессиональной деформации. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.

      Рис. 2. Уровень выраженности профессиональной деформации у учителей начальных

      Так, полученные результаты имеют сходную тенденцию, как и при изучении уровня психологического стресса. У испытуемых преобладает средний (44,4%, п=28) и низкий (39,7%, п=25) уровень выраженности профессиональной деформации личности. Полученные количественные показатели проявляются в том, что педагоги устойчивы к воздействию негативных факторов профессии, и ее специфических особенностей. У них сохраняется личностно-ориентированная позиция к субъектам труда, сохранение профессиональной идентичности и профессиональной позиции, незначительное искажение в структуре профессиональных качеств личности, адекватное отношение к работе и ответственной отношение к профессиональным обязанностям, следование требованиям профессионально-педагогической этики и деонтологии. Однако у 15,9% (п=10) испытуемых мы установили признаки высокого уровня выраженности профессиональной деформации. Это проявляется в негативном отношении к субъектам труда, утрате гуманистической позиции, узости профессионального мышления, утрате индивидуального целостного подхода к личности ребенка, искажение структуры профессионально важных качеств, возникновению отрицательных качеств: бесцеремонность, грубость, хамство, утрата чувства такта, эмоциональная черствость, безответственность, чрезмерная категоричность, демонстративность, бюрократизм, снижение уровня эмпатии и др [5;6].

      Таким образом, полученные результаты уровня выраженности профессиональной деформации у учителей начальных классов показывают, что у испытуемых педагогов умеренно выражены признаки профессиональной деформации, при сохранении основополагающих профессионально-педагогических ценностей.

      Заключительным шагом нашего исследования было установление взаимосвязи между уровнем психологического стресса и выраженностью профессиональной деформации личности. С этой целью нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента линейной корреляции по г-Пирсону. После проведения расчета было получено эмпирическое значение коэффициента корреляции г=0,4 при р=0,001. Установленная прямая умеренная корреляционная связь указывает, на то, что чем выше уровень психологического стресса, тем быстрее формируется профессиональная деформация личности.

      Таким образом, для профилактики профессиональной деформации и предупреждения хронизации психологического стресса педагогам рекомендовано проведение

      психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. На наш взгляд, общие направления профилактической и коррекционной помощи могут быть представлены следующими блоками.

      1. Со стороны государственной задачи профессиональной помощи педагогу — повышение престижа профессии, улучшение условий жизни и материального положение педагога, а также создание здорвьесберегающей среды в образовательном учреждении [7; 8].

      2. Со стороны организационно-управленческих аспектов профессии — грамотное планирование руководителем нагрузки. Не следует перегружать педагога дополнительными профессиональными мероприятиями и злоупотреблять профессиональными полномочиями. Руководитель должен оказывать помощь в профессиональном развитии (повышение квалификации, аттестация) педагога и поддержку в жизненных трудностях [9; 10].

      3. Со стороны индивидуального развития — повышение уровня стрессоустойчивости личности, овладение эффективными копинг-стратегиями и приемами релаксации, профессиональный самоанализ и другими.

      Ссылки на источники

      1. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ ред.Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1999 — 752 с.

      2. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 260 с. — Библиогр.: с. 255257.

      3. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2006. — 480 с.

      4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

      5. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. — М.: Академический проект; Екатегинбург: Деловая книга, 2005. — 240 с.

      6. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов; М-во внутрен. дел. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

      7. Мурзина Н.П., Чердынцева Е.В. Методология и технология профессионализации будущих педагогов в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума. — Омск: ОмГПУ, 2015. — С. 96 — 101.

      8. Фролова П.И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов /П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. — 2016. — № 59.- С. 165-168.

      9. Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов /О.В. Якубенко // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.

      10. Горина А.В., Фролова П.И. Участие в социальной проектной деятельности как средство профилактики профессиональной деформации личности будущего специалиста / А.В. Горина, П.И. Фролова // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, изд-во Краснодарского университета МВД России, 2016. — С. 39-42.

      Candidate of psychological sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University, Omsk

      Candidate of medical sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University, Omsk

      Stress And Professional Deformation In Activity Of The Teacher Of Initial Classes

      Abstract. In given article, results of empirical research of the level of psychological stress devoted to studying and expressiveness of professional deformation at teachers of initial classes are submitted. It is established, that at teachers of initial classes attributes of professional deformation and psychological stress are moderately expressed at preservation of basic professional -pedagogical values. With the help of the correlation analysis the direct moderate correlation interrelation between a level of psychological stress and professional deformation of the person which specifies, that the above the level of psychological stress, the is faster formed professional deformation of the person is established. In conclusion of article prospects of the prevention and correction of psychological stress and the control over development by professional deformation of the person of the teacher of initial classes are planned.

      Keywords: stress, psychological stress, professional deformation, professional health, psychological preventive maintenance.

      cyberleninka.ru

      Стресс и стрессоустойчивое поведение Текст научной статьи по специальности «Психология»

      Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Соломахо Э. П., Климачева Е. В.

      В статье раскрываются основные положения теории стресса и анализируются методы формирования стрессоустойчивого поведения. Использование этих методов и приемов в практической работе педагогов, психологов и других специалистов, оказывающих психологическую помощь в стрессовых ситуациях, повышает эффективность работы, облегчает эмоциональное напряжение людей.Substantive provisions of the stress theory and methods of the stress-free behavior formation are analyzed in the paper. The use of these methods and techniques in practical work of teachers, psychologists and other experts rendering psychological help in stressful situations, increases an overall performance and relieves an emotional pressure of people.

      Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Соломахо Э.П., Климачева Е.В.,

      Текст научной работы на тему «Стресс и стрессоустойчивое поведение»

      ?СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

      Э.П. СОЛОМАХО, профессор кафедры педагогики и психологии МГУЛа,

      Е.В. КЛИМАЧЕВА, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии МГУЛа

      Проблема стрессоустойчивости человека актуальна для России, так как последние десятилетия значительная часть ее населения живет в ситуации жесткого психологического и психофизиологического хронического стресса. Часто основные силы уходят на экономическое выживание, последствия острого и длительного хронического стресса порой бывают скрыты, отсрочены во времени и поэтому тяжелы. Быстрое «эмоциональное сгорание», переутомления, ранние инфаркты, инсульты, обмороки и другие соматические проблемы являются, как правило, последствием прошлых стрессов. От стресса не убежать и не спрятаться. Рано или поздно он настигает нас. Возникает вопрос: что же делать? Мы убеждены, что прежде всего нужно научиться противостоять стрессовой стихии, строить индивидуальные системы защиты.

      В мировой психологической теории и практике вопросу стресса уделяется огромное внимание уже в течение многих десятилетий. Первым дал определение стресса Ганс Селье, канадский физиолог начала XX в. Он ввел термин «стресс» для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое сверхсильное воздействие. Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обозначаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке, вошло в справочники, учебники, энциклопедии и в повседневную жизнь. Ученый утверждает, что стресс — это не просто нервное напряжение. Это состояние может быть связано с приятными и неприятными переживаниями. Теория стресса, предложенная Г. Селье, может быть обобщена в четырех положениях. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания внутреннего равновесия (гомеостаз). Стрессоры (сильные внешние раздражители) нарушают это

      равновесие, на что организм реагирует неспецифической (независимой от вида стрессора) защитно приспособительной реакцией. Возникающий процесс стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Тревога сопровождается мобилизацией резервов, включением защитных механизмов, большинство стрессов разрешается на этой стадии. При продолжении действия стрессора возникающее сопротивление неизбежно вызывает расходование адаптационных резервов. Последующая стадия- истощение. При этом сопротивляемость организма временно или необратимо снижается. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, их истощение может быть необратимым, что ведет к потере здоровья, быстрому старению.

      Термин «стресс» в современной психологической литературе употребляется для обозначения состояния человека в экстремальных условиях на биохимическом, физиологическом, психологическом (эмоциональном) уровнях. Менее употребим термин «дистресс», обозначающий наиболее разрушительные, сверхсильные последствия стресса.

      На бытовом уровне стрессом часто называют любое психологическое (эмоциональное) напряжение. Но Ганс Селье утверждал, что полная свобода от стресса означает смерть. Под психологическим стрессом мы понимаем высокую степень психологического напряжения, оказывающую сильное отрицательное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающими (причем дистресс — это разрушительный стресс). Стрессовая ситуация и поведение в ней человека характеризуются следующими особенностями. Преобладающими стресс -факторами являются психологические факторы (профессиональные и семейные деструктивные конфликтные взаимоотношения).

      Фактор не является стрессогенным сам по себе. Таким он становится в оценке его конкретным человеком.

      Возможные реакции человека на стрессовую ситуацию можно разделить на три группы: сознательное овладение ситуацией и преобразование ее в конструктивное поведение; импульсивная реакция, ухудшающая и не разрешающая отношения с близкими и другими людьми, дающая лишь разрядку негативных эмоций; уход от ситуации, защита (часто несознательная) от негативных чувств, связанных с ней.

      Результатом конструктивного поведения в стрессовой ситуации являются: позитивные изменения в ситуации, улучшения отношений с вовлеченными в нее людьми, самопознание, новый опыт, повышение самоуважения, уверенность в себе, увеличение и изменение своего поведенческого репертуара.

      При неконструктивном поведении (уход от решения проблемы, неадекватное, импульсивное реагирование) характерны: ухудшение ситуаций и отношений; понижение или неустойчивость самооценки, самоуважения, уверенности, примитивизация поведения (сокращение поведенческого репертуара).

      Большинство стрессовых чувств, эмоций можно разделить на две группы -страх и гнев (разного уровня интенсивности). Страх проявляется в тревожности, беспокойстве, чувстве вины, самоедстве, боязни конкретных ситуаций, чувстве беспомощности, безысходности. Гнев порождает раздражительность, обиду, зависть, злость, месть, ненависть.

      По характеру индивидуальных реакций людей на стрессовые факторы выделяют два психологических типа. Они характеризуются следующими особенностями. У первого типа выявляется большая уязвимость перед стресс — фактором, низкий стрессовый порог. Показатели работоспособности и самочувствия снижаются даже при небольшой интенсивности стресс — фактора. Этому типу присущи склонность к конкуренции, борьбе, высокий уровень притязаний, стремление быть всегда на высоте, завышенные требования и нетерпимость по отношению к ок-

      ружающим. Для второго психологического типа характерна меньшая подверженность влиянию стресс — факторов, высокий порог к стрессам, склонность к компромиссу, способность быстро адаптироваться к ситуации (гибкое, разнообразное поведение), способность к самоанализу (умение анализировать проигрыш), спокойное и разумное отношение к другим.

      В контексте вышесказанного остановимся на понятиях «стрессоры» и «потребности». В каждой ситуации человек реализует (сознательно или бессознательно) ту или иную потребность, намерение. При благоприятных условиях потребность реализуется насыщаясь, «растворяясь», теряя свою актуальность. Человек получает возможность «строить» новые потребности. Стресс — факторы срывают благоприятный цикл зарождения, насыщения, «растворения» потребности. На психику человека негативно влияют нереализованные намерения, планы, желания. Стрессогенными являются не сами по себе события (ситуации, личностные особенности), а связанные с ними препятствия для реализации человеком значимой потребности, утрата достигнутой жизненной позиции.

      Существует несколько моделей поведения человека в стрессовой ситуации, в зависимости от его реакций на стрессор. Так, негативные эмоции, вызванные стрессором, повышают вероятность импульсивных, автоматических реакций, деструктивных ответов на ситуацию. Человек становится рабом своих эмоций. («Я» — не хозяин своего поведения, «эмоции ведут меня»). В этом случае человек действует в рамках автоматизированного поведения. У такого человека можно наблюдать следующие деструктивные реакции: агрессию, неоправданные уступки, уход от ситуации, обесценивание ее, зацикливание на негативных чувствах, регрессию. Человек сам не выбирает ответную реакцию. За него это делает эмоция. Эмоция автоматически вызывает реакцию.

      Конструктивное поведение можно представить схематически «Я»- ситуация. При этом человек выходит из состояния, когда его «ведут». Его поведение становится

      обдуманным, учитывающим поступающую информацию. Нет деструктивного влияния негативных эмоций. Человек сам начинает активно влиять на ситуацию, проясняет ее и свои взаимоотношения с вовлеченными в нее людьми.

      В тренинговых и коррекционных занятиях с поведенческими реакциями работа ведется в двух направлениях: через осознание участниками тренингов, семинаров неконструктивного поведения, коммуникативной некомпетентности, отработку конструктивных навыков в режиме «здесь и теперь».

      Практическая реализация нашего теоретического исследования проблемы стресса нашла отражение в программе занятий «Стресс и стрессоустойчивое поведение», проводимых совместно с психологами Центра психолого-педагогической поддержки и реабилитации г. Королева. Значимая роль в программе отводится освоению методов релаксации и снижению стрессовых реакций (ступора, двигательного возбуждения, страха, агрессии). В процессе тренинга дается установка на принятие возможной неудачи и программирование успеха. Используются эффективные методы изменения мышления и современные технологии психологической защиты, в основе которых — приемы, мобилизующие адаптационные резервы организма в целях преодоления ситуации разрушающего стресса. Для абитуриентов, студентов, молодых специалистов особенно актуален тренинг «Учимся сдавать экзамены». Его цель — психологическая подготовка к сдаче экзаменов, зачетов с наименьшими эмоциональными потрясениями, тренировка психологической устойчивости и овладение приемами эффективного распределения внимания, улучшения памяти, активизации мышления.

      Совместно с врачом — психотерапевтом Центра психологической реабилитации «Исток» г. Москвы С.Л. Шарминой разработана и успешно реализуется обучающая программа «Экстренная психологическая помощь и профилактика посттравматических расстройств (ПТСР)». Программа адресована педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми и подростка-

      ми и призванным оказывать экстренную психологическую помощь. Программой предусмотрен курс лекций и практических занятий. В лекционном курсе рассматриваются психофизиологические проявления острого стресса и его влияние на жизнедеятельность, особенности адаптации и психологическая помощь в период преодоления посттравматических стрессовых расстройств (сверх-сильный стресс, отстроченный во времени стресс и т.д.). Большое внимание уделено теории развития ПТСР и ее психофизиологическому отличию от острого стресса.

      Особое место в данном лекционном курсе отводится проблеме взаимосвязи ПТСР и суицидальных намерений, у детей и подростков взаимозависимости внутриличностных конфликтов и предсуицидальных поведенческих реакций, а также системе долгосрочной психологической поддержки и психотерапии при суицидальных намерениях.

      Не менее пристальное внимание создателей программы обращено на проблему детей и подростков «между миром и войной». Намечены пути и методы психологической помощи при адаптации человека из зоны боевых действий к жизни в мирных условиях; особенно остро поставлены акценты проблемы «детей катастроф» и влияние длительных страхов на психологическое развитие детей и подростков. Актуальна психологическая помощь в ситуации выраженных страхов при необходимости проведения медицинских процедур.

      В психотерапевтической и коррекционной работе превалирующими методами являются современные НЛП психотехнологии (нейролингвистическое программирование), гештальт- терапия, методы десенсибилизации (психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз), проективные, апперцептивные приемы (зависимость восприятия от прошлого опыта).

      На практических занятиях преподаватели, психологи познают пути коррекции эмоционального стресса, технологии психологической защиты, контроля и управления поведением в условиях острого стресса и дистресса (отсроченного стресса).

      Освоение современной психодиагностики острого стресса и посттравматических реакций дают участникам семинаров и лекций возможность своевременно на современном уровне анализировать, классифицировать эмоциональные расстройства в соответствии с основными диагностическими стандартами европейских стран (МКБ -10). Осваиваются следующие диагностические методики ПТСР у взрослых и их модификации для детей и подростков: «клиническое интервью», «шкала влияния травматического события», «миссисипский опросник ПТСР», «Родительская анкета оценки травматический переживаний».

      Мы осознаем, что наша практическая деятельность — малая толика психологической помощи в ситуации все возрастающего количества природных, техногенных катастроф, резких и негативных перемен в жизни и обществе. Однако помочь молодым людям преодолеть их неумение решать свои сложные проблемы с минимальными психологическими издержками- первоочередная на сегодняшний день задача психологов и педагогов.

      1. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии по-сттравматического стресса. — СПб.: Изд- во Питер, 2001.-268 с.

      2. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. — Минск: Харвест, 2000. — 475 с.

      3. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. — М.: Эксмо, 2000.-281 с.

      4. Пушкарев А.Л и др. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Институт психотерапии, 2000. — 110 с.

      5. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. — М.: Институт психотерапии, 2001. — 314 с.

      6. Ксандария В. Тренинг по управлению стрессом. -М.: Эксмо, 2002. — 268 с.

      7. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. — М.: Смысл, 2000. — 175 с.

      8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 231 с.

      9. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. — СПб.: Изд -во Речь, 2002. — 161 с.

      10. Бодров В.А., Информационный стресс. — М.: Персе, 2000. — 322 с.

      11. Тушканова О.А. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. -Волгоград: Центр психологии, 2001. — 65 с.

      12. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. — М.: Класс, 1998. -486 с.

      13. Пчелинцева Е.В. Коррекционно — профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. — М.: Изд -во Гном, 2000. — 31 с.

      14. Тащаева А.И., Гриднева С.В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. — М.: Генезис, 2002. — 75 с.

      15. Менделл Д., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. — М.: Генезис 2000. — 155 с.

      16. Аршад С. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. — США: Гуманитарно благотворительный центр Сострадание. 2000. — 36 с.

      СЕКТЫ — ФАКТОР УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

      Л.Н. КОНЯГИНА, ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики МГУЛа

      Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с традиционной Православной церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. «Секта» слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило», «метод», «учение», «школа». Древние античные ученые этим словом обозначали философскую партию или школу, придерживающуюся нетрадиционного, особого от господствующего в то время учения, или же политическую партию меньшинства.

      В христианскую эпоху слово «секта» стало применяться, прежде всего, к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учениях от вселенской церкви.

      Секты были преимущественно явлением западной религиозной реальности. В России же, до тех пор пока она шла своим путем исторической православно-монархической государственности, секты были явлением редким аномальным. До 19 века в России можно вспомнить незначительные движения, группы.

      cyberleninka.ru