Тип акцентуации или психопатии

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

1. Гипертимный тип . Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип . Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип . Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип . Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип . Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип . Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип . Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип . Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть. постами, дающими в руки. власть, установить диктат над другим”.

9. Истероидный тип . Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип . Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип . Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — “болезнь”) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия. нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой — душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

azps.ru

Детская патопсихология

8.1. АКЦЕНТУАЦИИ И ПСИХОПАТИИ

Акцентуация характера– это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

При этом у подростков отмечается повышенная чувствительность к определенным психотравмирующим воздействиям при хорошей устойчивости к другим. При каждом типе акцентуаций имеются свойственные только ему, в отличие от других типов, «слабые места».

Акцентуации обычно проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера и несколько сглаживаются по мере взросления. Исследованию акцентуаций посвящены труды К. Леонгарда, А.Е. Личко, А.А. Александрова и др. Частота встречаемости акцентуаций у подростков различна. Среди учащихся обычных школ количество акцентуированных подростков колеблется от 42 до 62%. Среди подростков с отклоняющимся поведением акцентуанты составляют 66%, а среди подростков, совершивших правонарушения, – 87% (исследования Н.Я. Иванова, А.К. Вдови-ченко и др.).

В отличие от психопатий, акцентуации не являются заболеваниями, а относятся к вариантам нормы. Критериями, различающими акцентуацию и психопатию, могут быть следующие признаки:

1) акцентуации ярко проявляются только в подростковом возрасте, а психопатии – в течение всей жизни;

2) проявление особенностей характера при акцентуациях бывает в определенных ситуациях, а при психопатиях – независимо от ситуаций;

3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и возможен возврат к норме; при психопатии социальная дезадаптация бывает значительно чаще;

4) при акцентуации нарушения поведения, декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип пси-хотравмирующей ситуации, при психопатии – при любых психотравмах, а иногда и без видимых причин.

Для диагностики акцентуаций в подростковом возрасте желательно использование методики психодиагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко), но возможно и применение методики Шмишека.

Типы подростковых акцентуаций характера по ПДО:

Типы акцентуированных личностей по К. Леонгарду:

Возможно существование смешанных типов акцентуаций: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный и т. д. У А.Е. Личко вычленяется 20 вариантов таких смешанных типов. Приведем краткие характеристики каждого из основных типов акцентуаций.

Гипертимный тип. Подростки с этой акцентуацией отличаются хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, неудержимой активностью. У них сильно выражены экстраверсия, стремление к неформальному лидерству в компании сверстников. Высокая подвижность нервных процессов приводит к тому, что они легко адаптируются к новой и быстро меняющейся обстановке. Самооценка несколько завышена, планы на будущее оптимистичны и быстро меняются.

Нарушения адаптации возникают при попытке ввести таких подростков в строго регламентированный режим, ограничить их активность, а также при выполнении монотонной деятельности в одиночестве, и проявляются в побегах, нарушениях поведения.

Циклоидный тип. Характеризуется обычно кратковременными (1–2 недели) колебаниями настроения – от повышенного к депрессивному. В фазе пониженного настроения отмечается снижение работоспособности, потеря интереса к школе, увлечениям, компании. Неудачи и мелкие конфликты тяжело переживаются и могут привести к мыслям о своей виновности, неполноценности. В этой фазе плохо переносится изменение жизненных стереотипов (переезд, смена школы и т. п.). В маниакальной фазе циклоидные подростки похожи на гипертимных. Самооценка может показаться на первый взгляд противоречивой: подросток оценивает себя как активного и пассивного, общительного и замкнутого одновременно. При более тщательном опросе выясняется продолжительность перепадов настроения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое может изменяться несколько раз в течение дня по ничтожным и незаметным для окружающих поводам. Подростки этого типа точно чувствуют отношение к себе со стороны других людей и остро на него реагируют. У них высокая потребность в сочувствии, сопереживании со стороны близких. К лидерству эти подростки не стремятся, предпочитают теплые эмоциональные контакты с небольшой группой друзей. К декомпенсации может привести эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, утрата родственников. Декомпенсация проявляется в усилении эмоциональной лабильности, приступах плача, спадах настроения, возможны попытки самоубийства, уходы из дома.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и заниженная самооценка. Среди посторонних, в непривычной обстановке проявляются замкнутость, тревожность. С незнакомыми трудны даже поверхностные, формальные контакты. Со знакомыми бывают достаточно общительными и откровенными. При самооценке подростки этого типа находят в себе множество разнообразных недостатков, особенно в области волевых качеств. К декомпенсации может привести ситуация несправедливого обвинения, неблагожелательного внимания со стороны окружающих. Это приводит к депрессивным переживаниям, иногда нарушениям поведения.

Психастенический тип. Подросткам этого типа свойственны нерешительность, склонность к рассуждательству (т. е. к длительным и бесплодным рассуждениям), опасения за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу. Нерешительность проявляется особенно сильно, когда надо сделать самостоятельный выбор. К декомпенсации приводит необходимость принимать быстрые решения, отвечать за других (назначение старостой, руководителем группы сверстников). При усилении тревоги легко возникают навязчивости и ритуалы (см. гл. 7). Самооценка несколько занижена, иногда противоречива – включаются не только реальные черты, но и желанные.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность, тревога о состоянии своего здоровья. Утомляемость особенно проявляется при умственных нагрузках и в обстановке соревнований. К декомпенсации приводит необходимость достигать высоких результатов (занятия в престижных лицеях, гимназиях). При утомлении наступают вспышки раздражительности по ничтожному поводу, усиливается беспокойство о состоянии своего здоровья, может возникнуть невроз.

Шизоидный тип. Отмечается замкнутостью и недостатком интуиции в процессе общения. Трудно установить неформальный эмоциональный контакт, особенно со сверстниками. Эмпатия развита недостаточно. Внутренний мир подростка почти всегда закрыт для других и заполнен фантазиями, увлечениями.

Труднее всего переносятся ситуации, связанные с необходимостью установления эмоциональных неформальных контактов (пребывание в оздоровительном лагере, санатории) либо со стремлением родителей вторгнуться во внутренний мир подростка или ограничить его увлечения.

Самооценка адекватна. В отличие от психопатии, никогда не отмечаются расстройства мышления.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к постепенному накоплению раздражения и поиску объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Бывают приступы злобно-тоскливого настроения. Эмоциональные взрывы частые и продолжительные. Лидерство проявляется как стремление властвовать над сверстниками. Инертность психических процессов проявляется во всех видах деятельности. В качестве компенсации инертности может возникать педантичность, склонность к повышенной аккуратности.

К декомпенсации может привести смена обстановки (изменение места жительства, школы), рождение младших детей в семье. Декомпенсация часто проявляется в усилении жестокости, ревности к младшим членам семьи.

Истероидный тип. Основными чертами являются жажда внимания, восхищения, эгоцентризм. Внешняя выразительность, театральность переживаний не всегда соответствуют реальной интенсивности чувств. У подростков с истероидной акцентуацией часто встречается избыточное фантазирование, как попытка привлечь к себе внимание. Декомпенсация возникает при игнорировании таких подростков со стороны взрослых и сверстников и проявляется в виде нарушений поведения, иногда самооговоров, демонстративных побегов из дома.

Неустойчивый тип. Главная черта этого типа – постоянное стремление к развлечениям, удовольствиям, смене впечатлений. При необходимости исполнения обязанностей, долга, достижения целей (поставленных родителями) отмечается недостаточность настойчивости. Неустойчивые подростки часто попадают в делинквентные компании, в которых занимают подчиненное положение. К своему будущему эти подростки равнодушны, у них нарушена способность к прогнозу дальнейшего развития ситуации. Выраженная декомпенсация и нарушения поведения возникают в условиях безнадзорности и проявляются в бродяжничестве, прогулах.

Конформный тип. Подростки этого типа стремятся к чрезмерному приспособлению к окружающему. Они живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», ничем не выделяться из среды сверстников. Декомпенсация наступает, если подросток попадает в делинквентную среду. Они с трудом переносят новое окружение, крутую ломку жизненных стереотипов; самооценочные суждения доступны им только с опорой на мнение окружающих.

Акцентуации характера, в условиях негативной ситуации развития подростка, могут переходить в психопатии. Этот процесс у подростков находится в тесной зависимости от условий воспитания, семейной ситуации, усилий самого подростка, направленных на компенсацию патологических особенностей личности. Поскольку в подростковом возрасте компенсаторные механизмы часто сформированы недостаточно, возникает заострение психопатических черт. У подростков с возбудимой психопатией учащаются и становятся интенсивными приступы гнева, иногда возникает склонность к самопорезам. У циклоидных и шизоидных подростков чаше возникают депрессивные спады настроения. При эпилептоидной психопатии более частыми и интенсивными становятся приступы измененного настроения (угрюмость, злость, агрессия по отношению к слабым). Для гипертимных и неустойчивых подростков увеличивается (по сравнению с детским возрастом) риск присоединения к асоциальной компании. Возможно употребление алкоголя и наркотиков.

При благоприятных (для каждого типа психопатии) условиях окружающей среды подросток может занять такое место, которое приводит к относительной компенсации отклоняющихся особенностей личности: например, занятия в туристической или военно-спортивной секции для гипертимных подростков, возможность ограничить общение со сверстниками у шизоидов, занятия в драматическом кружке для истероидов и т. п.

Задачей психолога при работе с такими подростками является поиск наиболее благоприятного вида деятельности, правильная профориентация, нормализация семейных отношений. У подростков с сенситивным и психастеническим типом психопатий возможны реакции гиперкомпенсации,

стремление развить в себе противоположные черты характера. С этой целью они занимаются в секциях борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Такой выбор можно одобрить, если это стремление самого подростка, а не его родителей.

bookwu.net

Психопатия — патологическое состояние и поведение личности, от которого страдают и сам человек, и окружающие его люди. Если черта характера зашкаливает так, что серьезно мешает жить и тебе, и другим, — это психопатия, это область психиатрии. При этом «психопатия» сегодня не самый распространенный термин, в настоящее время в психиатрии и патопсихологии чаще говорят не о психопатии, а о «расстройстве личности».

Психопатию, как патологическое состояние личности, следует отличать от психопата — человека с буйным, неадекватным и непредсказуемым поведением. У психопата расстройства личности — нет, психически он здоров.

  • Возбудимые психопаты
  • Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга)
  • Психастеники
  • Истеричные психопаты
  • Эпилептоидные психопаты
  • Паранойяльные психопаты
  • Неустойчивые личности
  • Шизоидные личности (патологически замкнутые)

Психопатию, как расстройство личности, можно рассматривать и как сильно выраженную акцентуацию характера. Однако, в отличие от акцентуации характера, психопатия стабильна (не исчезает со временем), тотальна (проявляется в любой жизненной ситуации) и приводит к социальной дезадаптации. Существуют критерии (называются «Критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова»), которые позволяют оценить степень выраженности характера и решить, насколько это еще норма или уже патология:

  1. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. «Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
  2. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, акцентуации проявляются не всегда и не везде, то это не патология, не психопатия.
  3. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Если же особенности характера не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, тем более, если даже способствуют адаптации — это акцентуация, а не психопатия

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия. (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Менее выраженные случаи называются Акцентуация характера. Тут черта характера может быть не так ярко выражена, как при психопатии, она больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как особенность или даже как странность. Явная акцентуация в быту называется — Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).

Такое разграничение неточно, приблизительно, тут нет четких границ. И все же если какой-то человек готов наступить «на горло собственной песне», чтобы достичь своей заветной цели и стать лидером в городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это паранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то это уже паранойяльная акцентуация. А когда кто-то уже идет по судьбам многих людей, превращая их в средство, в «тесто» свирепой истории, — тут явная паранойяльная психопатия. Но еще раз: все это очень приблизительно, и можно легко ошибиться. Грани подвижны. Рисунок личности — это психотип в норме, психопат — это психопатический психотип. Акцентуация — посредине.

www.psychologos.ru

Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков

Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте

Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течении жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде.

О.В.Кербиков(1962) вывел три критерия психопатий — это тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выражаемость до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Говоря об относительной стабильности, следует учитывать три обстоятельства: во-первых, подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются. Во-вторых, каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования (шизоид с первых лет жизни – любят играть одни; психастеники – в первых классах, когда появляется чувство ответственности и т.д.) В-третьих, существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью и т.д. Все эти трансформации происходят в силу как биологических, так и социальных причин.

Для того чтобы разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы Бехтерев в 1886 году упоминал о “переходных ступенях между психопатией и нормальным состоянием”, что “психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется”.

Леонгард предложил понятие “акцентуированной личности”, но т.к. личность – понятие слишком широкое, включающее в себя интеллект, способности, мировоззрение и т.п., целесообразнее было бы взять характер. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, а личность уже при повзрослении. В детском возрасте В.В.Ковалева(1981) предложила термин “акцентуированные черты”, т.к. еще не сформирован тип характера.

При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда, он обнаруживаются только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

Эти нарушения возникают либо в силу биологических пертурбаций во время глубокого пубертатного периода, либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к “местам наименьшего сопротивления” в характере. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов “слабые места”.

Если же психическая травма, не адресуется к месту наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно ограничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существенно социальную адаптацию.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже очень повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера не являются психиатрическим диагнозом, т.к. это вариант нормы.

Акцентуации по степени выраженности бывают явные и скрытные.

1) Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход от явной к скрытой);

2) Развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказывающихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

3) Возникновение не для акцентуированного характера преходящих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

4) Трансформация типов акцентуаций характера в силу констуциональных заложенных механизмов или влияний среды

5) Формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды.

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте

I. Гипертимный: С детства отличаются большой подвижностью, общительные, болтливые, чрезмерно самостоятельные, склонны к озорству, недостаточное чувство дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачняется вспышками раздражимости, гнева, агрессией. Хорошее настроение у этого типа сопровождается хорошим самочувствием. Спят чаще немного, но по утрам встают бодрыми. Имеют хороший аппетит. При сильных нагрузках долго сохраняют силы. Однако душевное напряжение с вынужденным бездельем переносится плохо.

Специфические подростковые поведенческие реакции у гипертимных подростков выражены достаточно сильно. В силу эмансипации с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К этому ведут мелочный контроль, повседневная навязчивая опека.

Склонность к самовольным отлучениям.

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремление к лидерству.

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомых.

Склонны к групповым формам делеквентного поведения. Алкоголизация предоставляет для них серьезную опасность, также к другим дурманящим средствам.

Реакция увлечения у гипертимных подростков отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное – непостоянством хобби.

II. Циклоидный тип: у типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели. Субдепрессия может сменяться обычным состоянием или периодом подъема, периоды подъема реже, чем субдепрессивным и не такие яркие.

Слабые места: непереносимость одиночества, однообразная и размеренная жизнь, кропотливый труд, неразборчивость в знакомых. В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненных стереотипов. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая леность первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющая необходимость усвоить в короткий срок сессии гораздо большего, чем в школе – это ломает учебный стереотип. Переутомление и астения затягивают субдепрессивный период, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес – ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Увлечения отличаются нестойкостью. В периоды подъема либо возвращаются к своим увлечениям или ищут новые.

Выраженные нарушения несвойственны. Но в периоды подъема склонность к алкоголизации. В субдепрессивном периоде возможен суицид: поведение в виде аффектных попыток или истинных покушений на самоубийство, если в это время подросток подвергся психическим травмам, укрепивших его в мыслях о своей неполноценности. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно.

III. Лабильный тип: В детстве не выделяются среди сверстников. Часто болеют в детстве.

Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Все наделены эмоциональной лабильностью (подростки). Настроение меняется часто, а повода для коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только резкие перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, желание к одиночеству или к шумным компаниям. Соответственно меняется отношение к будущему. Но эти подростки способны испытывать глубокие чувства. Способны на преданную дружбу.

Чуткие ко всякому роду знакам внимания. Утраты тяжело переносятся.

Реакция эмансипации выражаются умеренно. Тяга к группированию подвержена изменениям настроения. В группе не претендуют на роль вожака. Им чужды азарт, коллекционирование, совершенствование своей силы, ловкости, умений.

Хобби у них долго не длятся.

Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, иногда даже проявляют интерес к гомосексуальным связям.

Самооценка отличается искренностью

“Слабое место” — является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними.

IV. Астено –невротический тип: Тип, где области психопатий и неврозов соприкасаются. Отношение личности к своим переживаниям, нарушениям как к болезненным, чуждым.

Заболевания хронические соматические – среди таких подростков акцентуации встречаются чаще у болеющих туберкулезом, пневмонией.

С детства проявляют неврастенические признаки – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание.

С наступлением полового созревания черты сглаживаются. Или может впервые развернуться в подростковом возрасте.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражимость, склонность к ипохондричности. Утомляемость при умственных занятиях. Раздражение по любому поводу изливается на окружающих. Аффектные вспышки связанны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживаются возрастные раздражители в процессе утомления.

Склонность к ипохондризации является типичной чертой. Тщательно прислушиваются к своим телесным ощущениям.

Стремление к эмансипации от старших, тяга к группированию со сверстниками. Тянутся к товарищам, скучают без них, но от них быстро устают, ищут одиночества.

Самооценка обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

V.Сенситивный тип: с детства – пугливость, боязливость. Боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Не любят подвижных игр, шумных компаний, застенчивые. Но с теми, к кому они привыкли очень общительны. Отличаются послушанием. Школы пугаются. Учатся старательно, но боятся экзаменов, проверок, отвечать перед всем классом.

Чрезвычайно впечатлительны и резко выраженное чувство собственного недостаточности. Эмансипация выражено слабо.

Рано формируется чувство долга, т.к. подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. У себя видят много недостатков.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, а именно там где чувствуют свою неполноценность.

Разборчивы в выборе приятелей, привязчивые в дружбе. Старших больше предпочитаю в качестве друзей.

Увлечение – истинные, гармонирующие с характером и контрастные их настроению, обуславливающие реакции гиперкомпенсации (главное не цель, а результат).

Суицид: повторяющиеся вспышки таких мыслей без осуществления каких-либо попыток; в критических ситуациях происходят инстинктные суицидные действия, лишенные всякой демонстративности.

К алкоголизации не склонны.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

Слабым местом является отношение к ним окружающих, которое служит долгими переживаниями.

VI.Психастенический тип: в детстве проявляются незначительной и ограниченной робостью, пугливостью.

Критический период для развертывание характера в первых классах. Первые требования к чувству ответственности.

Главными чертами в подростковом возрасте является нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий ритуалов, представлений.

Тревожная мнительность. Ярко выступает тревога за мать.

Психологической защитой являются ритуалы, приметы. В некоторых случая даже формализм и педантизм.

Нерешительность и рассуждательство.

Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Склонность к самоанализу распространена размышлениями по поводу мотивов своих поступков и действий.

Спорт и ручные навыки даются плохо.

Эмансипация отсутствует, вместо этого привязанность. Тяга к сверстникам в робких формам.

Увлечения – интеллектуальное хобби. Сексуальное развитие опережает физиологическое.

Суицидальное поведение в трудных ситуациях отсутствует. Вместо этого навязчивость, мудрствование.

Самооценка не всегда бывает правильной. Часто тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая противоположные.

VII.Шизоидный тип: Им присуще такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоположных черт холодности и утонченности, упрямства и податливости.

Шизоидные черты выявляются в раннем возрасте. У подростков усиливается замкнутость, отгороженность бросается в глаза. Сами чаще всего страдают от одиночества.

Быстрая истощаемость в контакте. Неспособность к сопереживанию, холодность. Неумение убеждать своими словами других.

Внутренний мир закрыт от посторонних, избранным лишь иногда приоткрывается. Внутренний мир заполнен увлечениями и фантазиями.

Эмансипация может терпеть опеку, но попытки вторжения в их мир вызывают бурную реакцию.

Реакция группирования выражена слабо.

Увлечения отличаются силой, устойчивостью и необычностью(интеллектуально-эстетическое хобби). Увлечениями делятся с немногими. Увлечения мануально-телесного типа направлены на стремление сгладить телесные недостатки.

Сексуальные фантазии таят, переживания скрывают.

Суицидальное поведение не свойственно. Серьезные правонарушения могут совершать во имя группы.

Самооценка отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудность контактов, непонимание со стороны окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений может достичь крайности (психопатий).

VIII. Эпилептоидный тип: Главная черта – склонность к дисфории, тесно связанная с ними аффектная взрывчатость, напряжения инстинктивной сферы, тугоподвижность, тяжеловесость, инертность. Дисфории затянутые отличаются злобно-тоскливой окраской. В одиночестве достигают успокоения. Поводом для аффектных разрядов служат даже всякие мелочи.

В подростковом возрасте ревность в период дисфории заостряется.

Склонны к сексуальным эксцессам, половое влечение сопряжено с садискими наклонностями. Могут вступать в гомосексуальные связи.

Напряженность вместе с тем необычность влечений проявляется в особой манере алкоголизации.

Проявляют склонности к суициду, причиной которого может явиться ревность. Мстительность присуще подросткам этого типа. Они не прощают обид, в результате мщения испытывают радость от наблюдений за своим коварством.

Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к властвованию.Увлечением являются азартные игры.

Самооценка носит однобокий характер. Трудный тип для социальной адаптации. При скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы.

IX. Истероидный тип: главной чертой является – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, избирательная внушаемость.

Лживость, фантазирование направлены на приукрашение своей персоны. Кажущая эмоциональность оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.

Истероидные черты с ранних лет. Не выносят дети, когда хвалят других. Игрушки быстро надоедают, желают привлечь к себе взоры.

К подростковому возрасту заострение истерических чувств.

Суицид демонстративный – демонстративное желание привлечь внимание или желание избежать наказание. Как правило, истероидному типу свойственно “бегство в болезнь”.

Алкоголизация носит демонстративный характер

Сохраняют черты детских реакций: оппозиций и имитаций. Эмансипация имеет бурное проявление – побеги, конфликты и т.д.

Претензии на лидерство в группировках. Увлечения в области эгоцентрического хобби.

В сексуальном поведении много театрализованных игр.

Самооценка далека от объективности.

X. Неустойчивый тип: безволие, когда дело касается учебы, труда. В детстве непослушание, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Им свойственно заикание, ночной энурез.

С первых классов нет желание учиться, повышенная тяга к развлечениям, удовлетворению, праздности. Рано проявляется тяга к выпивке.

В подростковом периоде стремятся высвободится из под родительской опеки.

Неспособны сами себя занять. Увлечения информативно-коммуникативного типа.

Сексуальные влечения не отличаются силой. Учеба часто забрасывается, учащаются побеги из дома.

Суицидальная активность неустойчивая. Неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий стереотип.

Слабое место – безнадзорность.

Самооценка – приписывают себе конформные, гипертимные черты.

XI. Конформный тип: Психопатий этого типа не существует. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению.

Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, благонравие, склонность к ходячей морали, консерватизму. При этом низкий интеллект, как правило. Не критичность сочетается с конфликтностью. Не любят новое, не любят перемен, сложно адаптируются. Неинициативны.

Самооценка может быть не плохой. Конформный тип служит для наслоения других типов.

Слабое место – чрезмерная податливость, привязанность.

Опасность для них представляет хронический алкоголизм.

XII. Смешанный тип: Смешанные типа делятся на два класса – это промежуточные и альгамные.

childpsy.ru

Акцентуация и психопатия: Как их различить?

Под акцентуацией подразумевается ряд типологических особенностей характера, которые в некоторых случаях настолько ярко проявляются, что могут оказаться очень близки к такому заболеванию, как психопатия, — а это уже патологическая аномалия. Известно, что типы акцентуаций имеют схожесть с подобными типами психопатий. Акцентуации отличаются от психопатий тем, что для них не являются характерными определенные признаки психопатий, такие, как стабильные черты характера в течение жизни, однотипность проявлений, касающаяся всех ситуаций, дезадаптация в социальном плане. Наиболее выраженной акцентуация считается в период, когда происходит формирование характера. В более взрослом возрасте акцентуации сглажены. Бывает так, что в обычной жизни особенности характера, вызванные акцентуацией, совершенно незаметны, но их проявление происходит в определенной обстановке или какой-либо ситуации.

В некоторых случаях нарушения социализации представляет собой временное явление, иногда они полностью отсутствуют. Также для акцентуации типично возникновение определенных нарушений лишь в конкретных случаях, когда складывается сложная для личности обстановка. Каждый тип акцентуации имеет свои собственные провоцирующие факторы. Таким образом, ученые выделяют слабые места, имеющиеся у различных групп нарушений. Специалисты отмечают, что акцентуация характера считается проявлением крайнего варианта нормы. В этом случае, у человека может наблюдаться усиление некоторых черт его характера, что, в свою очередь, делает такого индивидуума более уязвимым к определенным психологическим факторам.

Способность противостоять другим моментам у человека при этом не теряется. Акцентуация может быть явной и скрытной. Явная акцентуация представляет собой некое пограничное состояние между патологией и нормой. В данном случае, характерные особенности являются более или менее постоянными, и их выраженность не является препятствием к социальной адаптации. Обычно нарушение поведения бывает временным, и оно довольно быстро компенсируется, то есть, явная форма плавно переходит в скрытную. Вариантом нормы является скрытая акцентуация, при которой в обычной обстановке типы акцентуации не определяются, иногда они присутствуют в слабо выраженном виде. Более выраженными акцентуации становятся под влиянием факторов, травмирующих психику.

Ученые выяснили, что акцентуация характера может быть обусловлена как наследственными признаками, так и во многом зависит от того, какие методы воспитания были использованы родителями. К закрепляющим акцентуации факторам относится гиперопека, потворствование ребенку во всех его капризах. Также, акцентуации способствуют такие причины, как жесткое воспитание, требование от ребенка излишней для возраста самостоятельности, эмоциональное отвержение, недостаточность внимания к проблемам и интересам ребенка. Нередко причиной развития акцентуации становится противоречивое воспитание, когда взрослые члены семьи применяют различные методы, и придерживаются иных взглядов. Также, если ребенок воспитывается в условиях, где присутствует культ болезни или повышенной моральной ответственности.

Чтобы выявить причину, необходимо определить, какой именно тип акцентуации имеется у человека. Существуют несколько основных типов, отличающихся своими признаками. Например, при гипертимном типе люди активны с самого детства, они любят командовать, не испытывают застенчивости, но в то же время недисциплинированны и неусидчивы. При циклоидном типе поведение чередуется, может наблюдаться депрессивное состояние, и былые развлечения не кажутся интересными. При лабильном типе имеется выраженная склонность к частой смене настроения под влиянием любой мелочи. В то же время развита интуиция, благодаря которой человек определяет, как к нему относятся окружающие. При астроневрическом типе признаком является постоянная раздражительность, часта ипохондрия, утомляемость. Бывают резкие вспышки, сменяющиеся раскаянием.

Если имеет место сенситивный тип, то человек отличается стеснительностью и пугливостью с детства. Но, в знакомой обстановке он всегда уверен в себе и привязан к своим близким. При психастеническом типе личность бывает очень мнительной, склонной к рассуждательству, навязчивым опасениям. Как самозащиту, человек использует лично придуманные ритуалы. Шизоидному типу свойственна определенная замкнутость, которая сочетается с недостатком интуиции. Также человек не способен сопереживать, поэтому имеет репутацию черствой и холодной личности. Эпилептоидный тип отличается тем, что у индивидуума периодически возникает тоскливо-злобное настроение, и в это время ему нужен объект, на котором можно было бы сорвать злость. Также имеется истероидный тип акцентуации, характеризующийся жаждой внимания к своей персоне.

Лечение данной проблемы неразрывно связано с имеющимися основными заболеваниями. Известно, что ряд травмирующих факторов, например, черепно-мозговые травмы, полученные повторно, могут формировать психопатии, возникшие на фоне акцентуации. Хотя сами по себе акцентуации не классифицируются, как психическое расстройство, но имеется ряд признаков, которые схожи с расстройством личности, поэтому специалисты предполагают, что между ними имеется связь. Акцентуация считается психологической проблемой, связанной с поддержанием нормального поведения в обществе.

Чтобы назначить соответствующее лечение, врач должен принимать во внимание, что акцентуированный пациент реагирует на ряд специфических психогенных воздействий. В то время, как при расстройстве личности происходит влияние абсолютно во всех жизненных сферах. Установлено, что в максимальной степени проявление акцентуации происходит лишь на определенном жизненном этапе, нередко это происходит в подростковом возрасте. Со временем проявления акцентуации сглаживаются сами по себе, и человек может контролировать свое поведение, поэтому специального лечения не требуется

www.psyportal.net

Тип акцентуации или психопатии

Согласно определению, которое дано в труде А. Е. Личко, «акцентуацией характера считается крайний вариант нормы, при которой отдельная черта характера человека чрезмерно выражена, вследствие чего может быть обнаружена частичная уязвимость к психогенному воздействию». При этом, следует отметить, стойкость к другим психогенным явлениям совершенно не страдает и остается прежней.

Для сравнения, есть смысл дать краткое определение того же термина, ссылаясь на высказывание Б. Г. Ананьева:

«Чертами характера человека есть или могут стать исключительно существенные отношения к обстоятельству процесса жизнедеятельности, либо собственному действию. Принципиальные, жизнерадостные, честные, требовательные, строгие, чуткие, общительные и иные черты характера человека могут быть определены, как присущее данной личности отношение к окружающему миру, людям, к своей персоне».

Согласно интенсивности выражения их, психолог А.Е. Личко выделил два типа акцентуаций: скрытые и явные. Явные акцентуации – крайние варианты тех или иных норм. Любая из черт характера в этом случае четко выражена на протяжении всех лет жизни человека. В данной ситуации не может наступить декомпенсация при отсутствующей психической травме. Скрытыми акцентуациями называют обычные или привычные варианты норм. Черта характера в этом варианте проявлена в случае, когда человек переносил психическую травму. При этом, может не наблюдаться хроническая дезадаптация.

В том случае, когда акцентуации характера являются крайними вариантами привычных норм, психопатию есть смысл называть патологией человеческого характера. Следуя утверждению П. Б. Ганнушкина по данной теме, можно считать, что «психопатия – это аномалия характера личности, которой определяется психологическое обличие индивидуума, накладывая отпечаток его общее душевное состояние».

С целью более глубокого изучения явления, именуемого психопатией, есть смысл рассмотреть ряд других определений данного термина.

Согласно мнению Балля, «психопатическая личность – постоянный обитатель областей, находящихся на грани душевного здоровья и душевного заболевания, словно неудачная биологическая вариация, слишком далеко уходящая от некого четко определенного уровня, считающегося средним».

Ученый с фамилией Шнейдер считает, что «к психопатическим личностям можно отнести таких ненормальных индивидуумов, от психических отклонений которых могут пострадать они сами, либо общественность».

Психолог Крепелин о понятии «психопатические личности» упоминает в своих трудах на примере инфантильных индивидуумов. Зачастую, пытаясь дать наиболее точное определение упомянутому ранее термину, Крепелин оперирует понятиями парциального, неравномерного инфантилизма, проявляющегося, по его словам, в области воли и чувств человека. Если верить словам ученого, психопатическая личность вполне может создавать «впечатление взаимодействия с чем-то недоразвитым, детским, например, склонным к повышенной внушаемости, преувеличениям, фантазиям». У индивидуумов, которые признаны истериками, психопатия выражается в склонности к фантазиям, побеге в вымышленный мир. У индивидуумов, с неустойчивой психикой, психопатия выражается в виде слабой воли и чрезмерной чувствительности к различным раздражителям.

Интересным фактом есть то, что отсутствие одного критерия психопатии, уже напрочь отвергает возможность данного отклонения. По сей причине, с определением диагноза в сфере психиатрии следует быть предельно осторожным.

Классификация видов психопатии

В мире насчитывается всего лишь несколько вариантов классификации данного отклонения. Их главным отличием есть критерии, согласно которым определяется присутствие или отсутствие психопатии у того или иного индивидуума. Есть возможность вести классификацию психопатии согласно степени тяжести:

• умеренные психопатические признаки.

Есть смысл делить виды упомянутого отклонения по критерию причины возникновения:

1. Конституциональная (другими словами истинная, генуинная, «ядерная»). В процессе возникновения такого рода отклонения решающим фактором есть наследственность. К конституциональным, зачастую относят циклоидную психопатию, шизоидную психопатию, а также психастенический и эпилептоидный ее виды.

2. Приобретенная (причиной есть психопатические или патохарактеро-логические факторы развития). В варианте с психопатическим развитием отклонения, главным толчком можно считать следы неправильного воспитания в детстве, негативные внешние влияния окружающего мира и т.п. В данной ситуации проявляются возбудимые, истероидные, неустойчивые виды психопатических отклонений.

3. Органическая. Отклонение, названное таким образом, склонно развиваться вследствие воздействия на головной мозг индивидуума пренатального, натального или раннего постнатального (в первые 2-3 года жизни) патологического фактора. Это интоксикация, инфекция, черепно-мозговая травма и т.п. В данном случае, как следствие органических поражений мозга человека чаще всего могут возникать повышенная возбудимость и неустойчивость. Соответственно, возбудимая и неустойчивая психопатия.

Разными авторами предлагается большое количество отличающихся друг от друга типологий психопатии и акцентуации человеческих характеров. Для примера, можно использовать один из вариантов — согласно классификации, предложенной психологом А. Е. Личко:

За исключением особых видов психопатии, Личко склонен выделять т. н. смешанные виды, к примеру: гипертимно-неустойчивую психопатию, или же сензитивно-психастеническую психопатию, а также некоторые другие.

Не менее известным психологом, Э. Г. Эйдемиллером предложена иная классификация, отдаленно напоминающая своими чертами шкалу Личко. В разработанной Эйдемиллером классификации присутствует главная отличительная черта от всех иных классификаций – способ идентификации индивидуумов согласно словесному портрету и описанию характера.

Весьма оригинальный способ классификации различных типов характеров человека предлагает психолог Д. Дриль. Ученым, за время его практики, подробно исследовано асоциальное поведение людей, которых он выводит в отдельный ряд «нервных истериков, подвластных алкоголизму и страдающих от эпилепсии». Он также проводит анализ отдельных болезней, уголовных дел, причин совершенных преступниками деяний и пытается построить связи между данной моделью поведения и особенностью характера. Помимо этого, Дрилем охарактеризованы отдельные персонажи, являющиеся главными героями художественных произведений (примером их могут служить типы таких героев, как Рудин, Обломов и др.). Ученым дана общая характеристика «оскуделым натурам».

Внимание Ф. Шольца привлекают, в основном, патологии в характере детей, процесс формирования акцентуации характера и психопатии, соответственно к различным методам воспитания, зависимость от наследственности. Ф. Шольц использует упрощенные названия, упоминая тот или иной тип характера человека. Примером этому может послужить его классификация детских характеров, как-то: капризные, боязливые, спесивые, ветреные, любопытные и скрытные дети, беспокойные, жадные, склонные к разрушениям и другие. Ученым предложены инструменты регулирования тех или иных черт характера в период их формирования. Предложены методы воспитания детей, обладающих противоположными типами характера.

Г. А. Харитоновым и В.В.Пушковым рассмотрены причины зависимости психопатического расстройства у людей подросткового возраста по возрастному и половому критерию. Ученые обращают внимание в своих трудах, в большей степени, на изучение различных условий воспитания детей, присутствия, при этом, у них органического нарушения.

С целью исследования и проведения диагностики акцентуации характера и психопатии, используется ряд методик, основные из которых таковы:

ПДО (метод патохарактерологического диагностического опросника), ряд методов идентификации акцентуации и психопатии по Эйдемиллеру, методика Леонгарда-Шмишека, методика MMPI.

www.mirprognozov.ru

Опубликовано в рубрике Дети