Тяжелые формы умственной отсталости

16.Формы умственной отсталости. Их сходство и различия

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойки необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренний(эндогенные), Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

— тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);

— различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будушей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женшиной лекарств, алкоголя

Они могут изменить развитие плода:

— заражение плода различными паразатарными заболеваниями (напри мер, токсоплазмозом);

— при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

— травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.

умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающихв результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при попадении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых проходах Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием при родах умственную отсталость ребенка.

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Среди внутренних причин, обуславливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности.Установлено, примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус­фактор)

Среди причин, обусловливающих возникновение умственнои отсталости выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения) в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.

Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу группа. Выделяются две основные клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз «олигофрения» (от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи­ тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются У детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органических заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). при олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при. олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый (характер. Однако при деменции отмечается прогрессирование заболевая чего нет при олигофрении).

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсиией шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три cтадии умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «груднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

studfiles.net

От Дарвина до Хопкинса. Как аутизм и синдром Аспергера влияют на звезд науки и искусства

Аутизм как способ жить и парадигма нейроразнообразия

Диагноз «аутизм» в массовом сознании по-прежнему остается клеймом наподобие психопатии или умственной отсталости. При этом люди с аутизмом могут прекрасно адаптироваться к жизни в обществе, добиться успехов в профессии и плодотворно заниматься творческой деятельностью. Обычно в таких случаях говорят о высокофункциональном аутизме или синдроме Аспергера. Но с точки зрения современной мировой медицины правильнее пользоваться общим ярлыком — расстройство аутистического спектра (РАС) , куда относятся и относительно легкие, и более тяжелые формы аутизма. Разница между ними не так уж велика. Глубокий неречевой аутист при правильной диагностике и своевременной поддержке может стать «высокофункциональным» профессором и научной знаменитостью (как это произошло с Тэмпл Грандин), а также музыкантом, художником или актером.

Аутизм считается «детским» диагнозом, в то время как синдром Аспергера часто диагностируют в зрелом возрасте. Певица Сьюзан Бойл получила его, когда ей исполнилось 48, а Энтони Хопкинс — почти на пороге 80-летия.

Другие творческие люди с подтвержденным синдромом Аспергера — музыкант Дэвид Бирн из Talking Heads и актриса Дэрил Ханна . Некоторые обнаруживают признаки аутизма в поведении Билла Гейтса, Вуди Аллена, Тима Бёртона и других знаменитостей, хотя официального диагноза никто из них не имеет — или не готов его обнародовать.

Еще в 2001 году Стив Сильберман, один из главных авторов, пишущих на эту тему, называл аутизм «синдромом гика».

Многие сотрудники Microsoft и других корпораций Кремниевой долины являются диагностированными аутистами. Любовь к алгоритмам и развитое абстрактное мышление — одни из типичных характеристик РАС.

В некоторых случаях аутистические черты могут способствовать успехам в сфере научного и художественного творчества. Разброс талантов среди аутистов почти так же широк, как и среди «нейротипиков» (людей, соответствующих относительной психической норме), и отнюдь не ограничивается компьютерным программированием.

В 2004 году психиатр Майкл Фитцджеральд из дублинского Тринити-колледжа опубликовал книгу «Аутизм и творчество» , в которой ретроспективно диагностировал высокофункциональную форму аутизма у Исаака Ньютона, Чарлза Дарвина, Льюиса Кэрролла, Альберта Эйнштейна, Микеланджело, Людвига Витгенштейна и ряда политических деятелей.

Многие считают аутизм современным заболеванием и называют вспышку его распространения «пандемией XXI века». Скорее всего, верно другое: аутисты были среди нас всегда. Просто мы лишь совсем недавно научились это понимать.

Проявления РАС сильно зависят от психических особенностей конкретного человека. Аутизм как бы накладывается на личностные черты и одновременно становится их важной частью. Большинство аутистов не похожи на «человека дождя» из одноименного фильма с Дастином Хоффманом. Они не высчитают корень из трех за одну секунду, не обладают фотографической памятью или какими-то другими экстраординарными способностями (хотя савантов больше всего именно среди аутистов). Но это и не безвольные, замкнутые существа, которые бьются головой о стену и не могут жить без постоянной помощи и надзора.

Это такие же разные люди, как мы, «нейротипики». Но в то же время они видят мир под совершенно другим углом.

Поскольку от аутизма нельзя вылечиться или умереть, его правильнее считать не болезнью, а неврологической особенностью, которая требует скорее принятия и коррекции, чем излечения. Аутизм — это особый способ человеческого существования, вызванный аномалиями в функционировании мозга и нервной системы. Такой подход к пониманию аутизма называют парадигмой нейроразнообразия . В западных странах он постепенно вытесняет парадигму патологии, согласно которой аутистов нужно изолировать и лечить. Некоторые из особенностей аутизма могут быть крайне неприятными и болезненными и для самого человека с аутизмом, и для его близких. Но эти же особенности при благоприятных условиях могут оказаться ценными для интеллектуальной и творческой работы.

Многие аутисты обладают высокой сенсорной чувствительностью и логико-математическими способностями, развитой памятью и невероятным умением концентрироваться на своем занятии. В 2015 году исследователи из Стерлингского университета в серии экспериментов обнаружили взаимосвязь между аутизмом и высокой креативностью. По сравнению с нейротипичными людьми аутисты смогли придумать меньше способов применения предметов и решения задач. Но их способы оказались более креативными и необычными. Это значит, что у большинства аутистов хуже развито так называемое дивергентное мышление, но зато они мыслят более оригинально и, по всей видимости, могут лучше сосредоточиться на задании.

Социальные игры, на которые мы тратим большую часть своего времени, большинству аутистов просто неинтересны. Поэтому они могут отдаваться своим увлечениям — какими бы странными они ни были — и гораздо меньше заботятся о мнении окружающих.

Многие аутисты показывают низкие результаты в тестах на IQ и испытывают трудности в школьном обучении. Это верно даже для таких признанных гениев, как Эйнштейн, который научился читать и писать позже своих сверстников. Но многие проблемы аутистов связаны не с их низкими ментальными способностями, а с недостатками учебных методик, негативным общественным отношением и элементарным отсутствием понимания. Чем больше мы узнаем об аутизме, тем больше оснований снять с аутичных людей клеймо недоразвитости и остановить их дискриминацию.

Согласно международной классификации психических расстройств DSM-5, расстройство аутистического спектра определяется двумя основными характеристиками:

  • Трудности в социальной коммуникации. Трудности с установлением зрительного контакта, аномалии в жестах и языке тела (стимминг), отсутствие интереса к эмоциональной жизни других людей, неумение распознавать и выражать эмоции, неумение поддерживать близкие отношения.
  • Ограниченность, повторяемость в поведении, деятельности и интересах. Стереотипные жесты, монотонная речь, жесткое следование определенным правилам и ритуалам, узкие и фиксированные интересы, высокая перцептивная чувствительность, которая может приводить к сенсорной перегрузке — особенно среди незнакомых людей и в новом окружении.
  • Существует множество теорий, но причины возникновения аутизма нам до сих пор неизвестны.

    У двух разных людей аутизм может проявляться совершенно по-разному. Поскольку это неврологическое отличие, а не совокупность конкретных поведенческих признаков, проявления аутизма сильно зависят от других особенностей психики человека и — в немалой степени — от его социального окружения.

    Исаак Ньютон, который был патологически неспособен поддерживать светскую беседу и целиком посвящал себя научным изысканиям, возможно, демонстрировал те же признаки аутизма, что и человек, коллекционирующий изображения флюгеров или наизусть знающий транспортное расписание своего города.

    В одном случае мы называем это гениальностью, в другом — «узостью интересов» и «ригидностью поведения». Разница в том, что открытия Ньютона оказались ценными и полезными для всего общества. В мире транспортных расписаний, возможно, есть свои Ньютоны и Эйнштейны, но об их существовании мы просто не никогда не узнаем.

    David Barth, Vogels («Birds» in Dutch), 2008 (at age 10)

    Стивен Уилтшир с фотографической точностью рисует на бумаге архитектурные пейзажи. Сегодня он — один из самых известных в мире художников-аутистов. В книге «Антрополог на Марсе» Оливер Сакс одним из первых описал его творчество, сравнивая картины Уилтшира с работами других художников с РАС:

    «Джесси Парк, художница, страдавшая аутизмом, рисовала лишь природные аномалии и звездное небо. Шиохиро Ямамура, тоже аутичный художник, рисовал одних насекомых, а Джонни, также художник, страдавший тем же недугом, по свидетельству наблюдавшей за ним психолога Миры Ротенберг, одно время отдавал предпочтение электрическим лампам, а если рисовал что-то другое, животных или людей, то умудрялся составлять их фигуры из тех же электрических ламп».

    Для творчества многих художников-аутистов характерна одна черта: они создают свои картины от отдельных фрагментов и частей, будто кладут кирпичи.

    Это качество, по-видимому, зависит от степени проявления аутизма — для некоторых других художников с РАС оно вовсе нехарактерно. Американская художница Кэти Миллер , к примеру, рисует необычные гиперреалистические портреты и пейзажи с яркими цветами и необычной перспективой. Диагноз «аутизм» ей поставили в 19 лет. В интервью для журнала Marie Claire она говорит, что именно аутизм помог ей полностью сосредоточится на работе и определил многие характерные черты ее произведений.

    Для многих аутистов творчество — важнейший способ коммуникации с внешним миром. Художница из Нью-Йорка Николь Аппель рисует для близких людей портреты их личности в виде предметных композиций. Своему молодому человеку, который увлекается бейсболом, она подарила картину с детализированными изображениями бейсболистов и игровых событий. Студия, в которой она работает, находится прямо в сердце Манхэттена. Это центр Pure Vision Arts , предназначенный для людей с аутизмом и другими ментальными особенностями. Центр также организует выставки работ аутичных художников и продажи их работ.

    В России тоже существуют похожие организации, хотя появились они всего несколько лет назад. Художественные мастерские — немаловажная часть первого в России центра социальной абилитации аутистов «Антон тут рядом».

    В Москве и Санкт-Петербурге уже прошло несколько выставок картин аутистов.

    Nicole Appel, Oysters and Teddy Bears

    Дерек Паравичини страдает не только от аутизма, но и от глубокой умственной отсталости. Это не мешает слушателям и критикам называть его одним из самых талантливых джазовых музыкантов современности.

    Кстати, Моцарт по сегодняшним критериям диагностики наверняка тоже оказался бы в аутистическом спектре. Он обладал очень чувствительным слухом и повышенной возбудимостью, делал непроизвольные движения руками и ногами и не умел поддерживать светские беседы. Его письма свидетельствуют о том, что у него была эхолалия — повторение слов и выражений собеседника, характерное для аутистов. Музыкальная одаренность вообще свойственна многим людей в «спектре». В музыке, как и в математике, можно удовлетворить стремление аутиста к гармонии, порядку и повторяемости.

    В науке и философии можно найти еще больше недиагностированных аутистов, чем в художественном творчестве.

    Судя по всему, высокофункциональным аутистом был Витгенштейн. На это указывает его ранняя дислексия, одержимость речью, неумеренный перфекционизм, неумение лгать и абсолютное пренебрежение социальными конвенциями.

    Многим людям с синдромом Аспергера должно быть понятно стремление Витгенштейна разработать идеальный язык, свободный от двусмысленностей и загадок, которое он реализовал в «Логико-философском трактате».

    Сконцентрированность на одной теме, граничащая с одержимостью — важнейшая характеристика как гения, так и аутиста. Эта черта была очень заметна у некоторых ученых, которые редко могут думать о чем-то другом, кроме своей работы. Сюда же относится и любовь к порядку и систематизации. Между мышлением ученого и аутиста есть много общих характеристик. Возможно, легкий аутизм в сочетании с высоким интеллектом даже способствует плодотворной научной работе.

    На вопрос «как живут люди с синдромом Аспергера» один человек с этим расстройством ответил : это как если бы всех людей в мире собрали на встречу, где подробно рассказывали про эмоции и взаимоотношения, а ты в этот день был у стоматолога. По этой причине сложно представить себе психологический роман, написанный аутистом. Но среди известных аутистов есть и писатели. Это, к примеру, Донна Уильямс, описавшая свой трудный опыт взросления и социализации в книге «Никто нигде» .

    Исследователи предполагают, что высокофункциональными аутистами были Эмили Дикинсон, Вирджиния Вулф, Уильям Батлер Йейтс, Герман Мелвилл и Ганс Христиан Андерсен (хотя насчет каждого из них есть некоторые сомнения).

    Большинство аутистов замкнуты в достаточно узкой сфере своих интересов. Но внутри этой сферы они могут сделать невероятно много. Даже легкая форма аутизма может стать источником сильных страданий, не говоря уже о постоянных неудобствах социального характера. Но аутизм не ограничивает творческие способности, а в некоторых случаях даже усиливает их. Мы должны это запомнить, если хотим понять людей с этим расстройством, которых с каждым годом по всему миру становится всё больше и больше.

    knife.media

    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

    Умственная отсталость как форма нарушения интеллекта: классификация, виды и причины формирования

    Согласно современным научным представлениям, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

    Любая вредность, действующая на организм, не закончивший своего формирования, физиологического роста, может привести к общей или частичной задержке его развития. Достаточно длительное и сильное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в его дифференцировании, а, следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность и формы умственной отсталости зависят от времени влияния повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов, локализации и распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности. Умственная отсталость характеризуется рядом общих клинических признаков. Ведущий признак — общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии — врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет — страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы [47].

    Итак, понятие «умственная отсталость» (олигофрения, малоумие) в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого) [10].

    Олигофрения (от греч. olygos — малый, phren — ум) представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующуюся общим необратимым недоразвитием мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

    Олигофрения — особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio — искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития [38].

    При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Действия вредоносного фактора в большой мере уже остановилось, и ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).

    В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

    1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

    2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

    3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость [17].

    Дебильность (лат. — слабый, хилый) — легкая степень умственной отсталости. Среди всех умственно отсталых лиц, лица с дебильностью составляют около 85-90%. Несмотря на общий признак умственной отсталости — недоразвитие всей психики в целом — лица с дебильностью и по своим личностным, и по социальным особенностям имеют свою индивидуальность, что существенно отличает их от страдающих имбецильностыо или идиотией. Они часто поступают в массовую общеобразовательную школу, но уже в самом начале своего обучения успевают очень плохо, не могут полноценно усвоить даже элементарный учебный материал. В ряде случаев неплохая механическая память, усидчивость, настойчивость родителей и усилия педагогов позволяют больным освоить программу начальной школы, обучение в старших классах им недоступно. Справляясь с программой каждого класса массовой школы за 2-3 года, лица с дебильностью заканчивают не более 3-4-х классов и переводятся на обучение во вспомогательные школы. Такие лица приобщаются к тому или иному виду неквалифицированного труда, все трудовые процессы выполняют механически, чисто подражательно. Их интересы сконцентрированы преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей, их мало занимает общественная жизнь, еще в меньшей степени интересуют отвлеченные вопросы и события.

    Лица с дебильностыо все же способны обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, учитывая предшествующий практический опыт, они проявляют достаточную целенаправленность и активность. Чем легче степень дебильности, тем большим словарным запасом и набором отдельных понятий оперирует больной. Большинство больных с дебильностыо с возрастом все более правильно оценивают складывающуюся ситуацию, лучше контролируют свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей. При умеренной и легкой дебильности они достаточно хорошо адаптируются к повседневным требованиям, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, не нуждаются в помощи психиатра, «растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными».

    Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью (лат. — слабый, незначительный). Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников. Ориентируясь в знакомой обстановке, совершенно теряются в новой ситуации. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность. Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях.

    Идиотия (греч. — невежество) является наиболее тяжелой степенью умственной отсталости. У больных с идиотией практически не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода [17].

    Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т. н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых [15].

    По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы:

    легкую (IQ в пределах 40-69),

    умеренную (IQ в пределах 35-49),

    тяжелую (IQ в пределах 20 — 34),

    глубокую (IQ ниже 20) [17].

    Данное традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, является условным. Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой.

    Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность.

    Клиническая картина умственной отсталости проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Особенно это положение касается тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша [9].

    Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями [9].

    Итак, в зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм — синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания — монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом.

    Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары.

    Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта [15].

    В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой, 1956).

    Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

    Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

    Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы [17].

    Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

    Итак, умственная отсталость как форма нарушения интеллекта — это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.

    studbooks.net

    Дети с умственной отсталостью. Типы и причины умственной отсталости

    Торможение развития умственных способностей и отклонения в психике в медицине диагностируется как умственная отсталость. Не всегда дети с таким недугом рождаются в неблагополучных семьях. Первичными причинами заболевания может явиться множество факторов.

    Причины врожденной и приобретенной УО у детей

    Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.

    1. Тяжелая наследственность.
    2. Генетический сбой развития.
    3. Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
    4. Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
    5. Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
    6. Тяжелая психическая или физическая травма.
    7. В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.

      Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.

      Виды умственной отсталости

      • F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
      • F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
      • F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.

      Особенности развития детей с умственной отсталостью

      Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

    8. Безразличное отношение к окружающему миру.
    9. Отсутствие интереса к предметам и людям.
    10. Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
    11. Заторможенность освоения речевых навыков.
    12. Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
    13. Излишняя замкнутость или нежелание общения.

    Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

    В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

    Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

    Диагностика умственной отсталости

    Большинство родителей, ослепленных любовью к ребенку, не замечают болезнь на ранней стадии. Основные признаки наличия отклонений в развитии детей выявляют педагоги детских садиков и школ. Для точной диагностики умственной дети направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

  • Проверяется логика мышления и память.
  • Тестируется умение пользоваться речью.
  • Наблюдается моторная реакция на определенные действия.
  • Воспитательный процесс

    Родители больных детей, предпринимающие всевозможные попытки лечения и терпеливо занимающиеся с малышами, герои. Особенно трудно приходится мамам и папам при уходе за детьми с глубокой формой умственной отсталости. Неприспособленность к жизнедеятельности обрекает родителей на доскональный уход за детьми и усиленное внимание.

    Не только квалифицированная помощь медиков дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. Чаще всего, благодаря безмерным стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве.

    Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи больным ребенком. Немаловажную роль в развитии маленьких детей играет общение. Навыки социальной приспособленности закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве. Частые прогулки и возможность общения детей со сверстниками дает надежду на способность нормальной жизнедеятельности в будущем.

    Умственной отсталости у детей — это не всегда окончательный приговор для изоляции от общества и невозможности полноценной жизни. Повседневное обучение и усиленное внимания обезоруживают любую болезнь.

    pedsovet.su

    Основные психические функ-ции умственно отсталого ребенка (стр. 1 из 2)

    Тема работы: Основные психические функции умственно отсталого ребенка

    1. Введение. стр. 2

    2. Определение умственной отсталости. стр. 3

    3. Критерии оценки умственной отсталости. стр. 4

    4. Деменция как форма умственной отсталости. стр. 6

    5. Олигофрения. стр. 8

    6. Заключение. стр. 10

    7. Литература. стр. 11

    Современные массовые наблюдения над умственно отсталыми детьми показывают, что это дети с меньшей окружностью черепа, меньшего роста, с меньшей емкостью груди и мышечной силой, с пониженной моторной одаренностью, пониженной сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям, повышенной утомляемостью и истощаемостью, с замедленными ассоциациями, пониженным вниманием и памятью, пониженной способностью к волевому усилию и т.д. Делом будущего является исследование положительных особенностей, своеобразия ребенка.

    Дефектология дает направление педологическому исследованию. «Изучая педологию умственно отсталого ребенка, мы видим ясно, что отличие его от нормального – не только количественное, но и качественное и что он, следовательно, нуждается не в более длительном пребывании в школе, не в нахождении только в классах с наименьшим числом детей и не в соединении с себе подобными по уровню и темпу психического развития, а в специальной школе, со своей программой, со своей особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим персоналом.» 1

    Данные американской и германской статистики трудового устройства умственно отсталых говорят о том, что окончившие вспомогательную школу могут быть строителями, а вовсе не обречены на роль «не мешать строить другим». Со стороны психологической также неверно отрицать наличие творческих процессов у умственно отсталого ребенка. Чтобы достигнуть того же, что и нормальный ребенок, умственно отсталый ребенок должен проявить больше творчества. Например, овладение четырьмя арифметическими действиями есть более творческий процесс для умственно отсталого, чем для нормального школьника. Школа должна не только применяться к недостаткам такого ребенка, но и бороться ними, преодолевать их.

    1. — Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии. – М.: МГУ, 1929.

    Определение умственной отсталости

    Умственная отсталость – это, в основном, необратимо-константная аберрация (от лат. aberratio – отклонение ) психоэволюции-психопрогресса субъекта и, в первую очередь, ментально-интеллектуальная аберрация-аномалия индивида, которая выражается в формах-матрицах деменции, олигофрении, дебильности и других феноменах психической недоразвитости, связанных с деструкциями центральной нервной системы, дефектами-нарушениями в сенсорно-моторной сфере, нарушениями-отклонениями-аберрациями в локально-кортикальных отделах мозга и другими генетико-биологичесиким аберрациями. 1

    Умственная отсталость – задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. Проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике, социальном функционировании, способности к обучению. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь спектр психических расстройств. Рассматривается как синоним олигофрении. Фенотип сходен с олигофениями, хотя каждый синдром имеет особые черты (например, типичное лицо при болезни Дауна или аутизм при измененной Х хромосоме).

    Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности, хромосомными, могут развиваться и при поражении отдельных генов. Нарушения обмена приводят к течению дефекта при умственной отсталости, а также в присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология.

    Экзогенными причинами являются воздействия вирусов, психоактивных и нейротических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до

    1. — Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: «Современное слово», 1998.

    3 лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

    В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетичесокой задержки, которые проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения.

    Выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости – от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, например, нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс. При генетически обусловленной умственной отсталости характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например, мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, или глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы или выступающие надбровные дуги и т.д.

    Не фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гефреническую или параноидальную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные или маниакальные эпизоды.

    Диагностика умственной отсталости основана на выявлении по нижеследующим критериям.

    Легкая умственная отсталость

    Уровень когнитивных способностей соответствует возрасту 9 – 12 лет. Социальное функционирование ограничено, но возможно в любой общественной группе.

    Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни. Возможно достижение полной независимости в уходе за собой (прием пищи, комфортное поведение), домашних навыках. Основные затруднения – в школьной успеваемости, задержка обучаемости чтению и письму. Возможна частичная компенсация благодаря социальному окружению. Мышление предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Возможно обучение неквалифицированному ручному труду. Эмоциональная и социальная незрелость. Соответствует дебильности.

    Умеренная умственная отсталость

    Уровень когнитивных способностей соответствует возрасту 6-9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.

    Отставание в развитии понимания и использования речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным е понимание при невербальном сопровождении. Часто сопровождается аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией. Соответствует имбецильности.

    Тяжелая умственная отсталость

    Уровень когнитивных способностей соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий.

    Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.

    Глубокая умственная отсталость

    Уровень когнитивных способностей соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи или кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Соответствует идиотии.

    Другая умственная отсталость

    Соматические (тяжелые соматические заболевания) или сенсорные проблемы (глухота, слепота) препятствуют оценке интеллектуального уровня.

    Неуточненная умственная отсталость

    Нет достаточной информации для установления интеллектуального уровня. Поведенческие нарушения а) минимальные или отсутствуют; б) значительные, требующие внимания или лечебных мер (случаи умственной отсталости с атипичной структурой дефекта, психопатоподобным расстройствам; в) другие; г) не определены.

    Деменция как форма умственной отсталости

    По особенностям клиники и динамики можно выделить две формы органической деменции у детей. Одна из них представляет собой следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Основанием для диагноза деменции в таких случаях является явный контраст между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми при проведении обследования. При знакомстве с такими детьми обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматическим и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма и т.д., запас некоторых знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Но ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствуют приобретению новых знаний, но и лишает возможности использовать приобретенные ранее сведения, которые имеются у ребенка. Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

    Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все более суживается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

    mirznanii.com

    Умственная отсталость и шизофрения

    Какие существуют виды умственной отсталости? Идиотия – это глубокая тяжелая степень врожденной или рано приобретенной умственной отсталости. Дебилы — это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. Умственная отсталость неясной этиологии. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. Что такое дебильность, олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Симптомы умственной отсталости усугубляются в зависимости от степени заболевания.

    Когда говорят, лёгкая умственная отсталость у взрослых, то подразумевают обобщенное понятие, которое объединяет различные по происхождению патологические формы психической деятельности. К ним относят формы умственной отсталости, при которых мозг человека повреждён генетическими, органическими или интоксикационными вредностями. Умственная отсталость отличается от приобретенного слабоумия тем, что она появилась не из-за снижения функций психики вследствие заболевания, а из-за первоначального недоразвития.

    Так лица с легкой дебильностью, или умственной отсталостью, которая считается «пограничной», могут прожить жизнь, ни разу не посетив психиатра. Эта категория умственно отсталых людей сохранила способность к освоению некоторых профессиональных навыков, пусть невысокой квалификации.

    Такая проблема, как лёгкая умственная отсталость у взрослых, не мешает им сохранять адекватность поведения в привычной для таких людей обстановке. При лёгкой степени дебильности, человек может хорошо ориентироваться в окружающей его обстановке, быть достаточно осведомлённым в происходящих процессах, и даже проявлять хитрость.

    Нередко человек с лёгкой формой умственной отсталости страдает повышенной сексуальностью и распущенностью. Одним из наиболее существенных признаков, лиц с умственной отсталостью, можно назвать их недостаточное критическое отношение, как к себе, так и к возникшим ситуациям.

    Как бы то ни было, лёгкая умственная отсталость у взрослых позволяет им жить, работать, любить и быть любимыми. Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Идиотия является показанием для признания больных детей инвалидами с детства и определения их в дома-интернаты. В 19 веке D. Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность».

    Среди больных преобладают дети и подростки в возрасте от 5 до 20 лет. Мальчики болеют олигофренией чаще, чем девочки. Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей.

    При умственной отсталости, обусловленной токсоплазмозом проводится специфическое лечение токсоплазмоза. При олигофрении церебрально-органического происхождения в случае наличия ликвородинамических и сосудистых нарушений показана дегидратирующая терапия.

    Дошкольники, младшие, средние и старшие школьники, подростки, лица, люди с умственной отсталостью нуждаются в комплексном лечении реабилитации, передается ли умственная отсталость по наследству.

    Умственная отсталость и шизофрения

    Психиатрия и специальная психология лиц с умственной отсталостью требует детального рассмотрения в следующих статьях. Мы знаем, как лечить умственную отсталость, как лечить слабоумие.

    Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей.

    В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Дети с легкой степенью умственной отсталости в России обучаются в коррекционных школах VIII вида по специальной коррекционной программе.

    Умственная отсталость тяжелая (F72) – Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Умственная отсталость глубокая (F73) — У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов.

    Начав ходить, они передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. При тяжелой форме умственной отсталости, дети малоподвижны. Развитие интеллекта определяют наследственность и окружающая среда. В большинстве случаев причину умственной отсталости установить не удается.

    Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Но нужно иметь в виду, что IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости.

    И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости. Существует еще один важный фактор, который необходимо не упустить из вида, работая с ребенком, имеющим диагноз умственной отсталости. В основном это касается детей, лишенных опеки родителей и имеющих опыт проживания в учреждениях.

    Характеристики людей с легкой умственной отсталостью

    В первую очередь, ребенка с УО необходимо обучать навыкам самообслуживания, общения, самоорганизации. И еще один очень важный пласт в работе с ребенком с УО – это формирование «социального опыта». Необходимо много вкладываться в обучение ребенка общению с разными людьми во внешнем мире и тому, как проявлять себя разными способами.

    Во многом он синонимичен современному понятию умственной отсталости. Умственную отсталость как врождённый психический дефект отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат.de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат.mens — ум, разум). Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    На вопрос: «Как определить умственную отсталость, как выявить», — отвечаем. Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Специфическое лечение умственной отсталости у детей возможно лишь при некоторых формах олигофрении с установленной этиологией. Мы работаем 21 год и знаем, как лечить олигофрению в Саратове, как вылечить умственную отсталость у детей в России.

    ladnokilasunfer.ru

Опубликовано в рубрике Дети