Тренинг преодоление стресса

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

В нашей жизни достаточно переживаний и стрессовых ситуаций. Чтобы преодолевать тяжелые обстоятельства с меньшими для себя потерями, очень важно научиться правильно на них реагировать.

Сильное душевное напряжение, внутренний дискомфорт, которые разрушают психическое и физическое здоровье человека, могут быть вызваны вечной нехваткой времени, огромной скоростью жизни, большим потоком информации. Причинами стресса могут стать также развод, грядущий переезд, увольнение. Как же помочь себе, если вы находитесь в таком состоянии? Мы предлагаем вам несколько эффективных упражнений для борьбы со стрессом.

Вы идете на бал-маскарад. Там будет ОН — ваш стрессор. Чем можно его напугать?

Ваша проблема требует от вас решительности (хладнокровия, выдержки, активности), которой вам не хватает? «Надевайте» нужную маску. Тренируйтесь, отрабатывайте правильное выражение лица перед зеркалом хотя бы по 10 минут в день, и вы уже не спасуете перед грядущими сложностями.

Выполняя это упражнение, продолжайте делать то, что делали: работать, отдыхать, готовить пищу и т.п. Просто «выключите» стрессовую волну, заставьте себя не испытывать стресс хотя бы несколько минут.

Для начала отведите на упражнение 5 минут. Каждый день прибавляйте по 3 минуты, пока не почувствуете, что стрессовое состояние отступает. Вскоре вы научитесь «выключаться» сразу, как только стресс постарается захватить вас в свой плен.

Метод поможет во время острого приступа волнения. Выполняйте до тех пор, пока нервное напряжение вас не отпустит.

Полностью расслабьтесь. Медленно вдохните — так, чтобы сначала воздухом наполнился ваш живот, а затем — грудная клетка. Так же медленно выдохните, но уже в обратном порядке: первой от воздуха освобождается грудь.

Разбейте лист бумаги на 2 колонки. В левой напишите причину (причины) вашего стресса, а в правой постарайтесь отразить как можно больше плюсов этой ситуации.

Пусть это будут явные мелочи, но они крайне важны для формирования позитивного мышления. Отныне каждый раз, начиная переживать по данному поводу, вспомните те преимущества, которые ему сопутствуют.

Все познается в сравнении, в том числе и степень тяжести проблем и переживаний.

Представьте себе весы, вроде тех, которые держит в руках Фемида. На одну чашу сложите свои стрессоры (неурядицы на работе, вечный цейтнот, конфликты с родными и т.п.). На другую положите все возможные несчастья, которые, слава богу, с вами не приключились (потери близких, болезни и увечья, войны, катастрофы и пр.). Видите, насколько милостива к вам Судьба? Оглянитесь вокруг — миллионам людей повезло гораздо меньше вашего.

У каждого из нас на свете есть места, в которых мы чувствуем себя легко и свободно. Для кого-то это морской берег, для другого — лесная чаща или домик в деревне.

Представьте, что вы перенеслись в такое место. Включите воображение, ощутите, например, шум прибоя, шелест гальки, крик чаек. Расслабьтесь — вы ведь так далеки от своих неприятностей! Сохраняйте это блаженное состояние хотя бы 5 минут, а лучше — 10. Повторяйте так часто, как сможете. Постепенно вашему сознанию понравится освобождаться от тревожных мыслей.

Выберите одно или два утверждения (аффирмации), с которыми вы полностью согласны. Прочувствуйте их и возьмите на вооружение. Произносите их (про себя или вслух), когда почувствуете, что тревога подступает.

• Я живу здесь и сейчас, а здесь и сейчас еще ничего не произошло.

• Всему свое время, и проблемам в том числе. Я решаю проблемы по мере их поступления.

• Я не буду волноваться заранее. Я сильнее надуманных страхов.

• Я не могу поменять ситуацию, поэтому я меняю свое отношение к ней.

• Преодолевая проблемы, я становлюсь сильнее.

Источник: журнал «Лечебные вести», №24, 2011г

www.vashpsixolog.ru

«Кольский Центр Развития Персонала»

Приглашаем на тренинг «Искусство преодоления стрессовых ситуаций»

На тренинге вы научитесь управлять стрессовой ситуацией. Научитесь контролировать свои эмоции. Окружите себя атмосферой комфорта.

В программе тренинга:

  • Стресс – из-за чего так много шума? ( стресс-менеджмент; работа мозга; нам необходимы стрессовые ситуации)
  • Факторы, вызывающие стресс ( причина стресса; внутренние и внешние факторы, вызывающие стресс; почему Я?)
  • Контроль над стрессовыми ситуациями ( управление стрессовыми ситуациями и снятие стресса; физический, эмоциональный и духовный способы контроля над стрессом; защита от стресса; удерживаем баланс )
  • Оценка стрессовых ситуаций. Упражнения ( фанатичный контроль; значительные события; как вы реагируете на стрессовую ситуацию; журнал эмоций; проверка физической формы, эмоционального и душевного состояния; чувствуете себя угнетенно? жизненная лотерея; уверены ли вы в себе?)
  • Снятие стресса. Упражнения ( управление своим эмоциональным состоянием; техники и приемы релаксации; способы работы с отношением к самому себе; делаем свою самооценку более адекватной)
  • Что Вы получите от участия в тренинге:

    • узнаете практические техники, помогающие решать и предотвращать стрессовые, конфликтные ситуации;
    • получите алгоритм быстрого выхода из стрессовой ситуации;
    • научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, снимать нервное напряжение;
    • обнаружите собственные внутренние резервы;
    • приобретете умения, которые помогут более быстро и эффективно достигать поставленные рабочие задачи;
    • получите массу приятных эмоций и заряд энергии
    • Обучение проводится с постоянным обращением к профессиональному опыту, минимум теории (30%), максимум практической отработки навыков (70%) в ходе деловых игр, работы с кейсами, мозгового штурма, групповых дискуссий, тематических упражнений.

      Каждый участник тренинга получает практическое пособие.

      Тренинг ведет Лариса Корнилова – бизнес-тренер, коуч-консультант по росту личной эффективности, проводит тренинги с 1995 года, имеет педагогическое образование, в настоящее время главный специалист Кольского центра развития образования, председатель общественной организации «Свободное образование». Специализация: управление персоналом, эффективные продажи, эффективный менеджмент, стресс-менеджмент, командообразование, управление временем, искусство публичного выступления. Эксперт в области образования взрослых.

      В группу тренинга приглашаются все желающие.

      По вопросам записи на тренинг и получения дополнительной информации обращаться по телефону (81536) 66026 (г. Мончегорск).

      kolagmk.ru

      Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния"

      Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

      Задачи:

      • Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
      • Сохранять психическое здоровье педагогов.
      • Оформление: стендовая информация “Первая помощь при остром стрессе”, книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы”.

        Оборудование: листочки, ручки, записи с музыкой природы, магнитофон, мяч, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000), звезды разного цвета, наклеенные на фоне “неба”, карточки с буквами для звуковой гимнастики.

        Участники: педагоги (10-12 человек).

        Условия поведения: кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, в котором стулья стоят полукругом.

        Время проведения: 45 минут.

        Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

        Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно.

        Наш психологический тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

        Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

        В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

        2. Знакомство и введение в тренинг.

        А) Упражнение “Знакомство”.

        (Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая” . Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

        Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.

        А) Упражнение-разминка “Карандаши”

        Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

        После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

        Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

        Вытянуть руки вперед, отвести назад.

        Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

        При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

        Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

        Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить.

        А) Упражнение “Без маски”.

        Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! (Приложение 1)

        Б) Тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” ( по А. И. Тащевой, 2000).

        Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.

        Самое время узнать, как состоит дело со стрессовоустойчивостью у нас. (Приложение 2).

        В) Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

        По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

        Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:

        -смех, улыбка, юмор,

        – размышление о хорошем, приятном,

        – различные движения типа потягивания,

        – наблюдение за пейзажем за окном,

        – рассматривание цветов в помещении, фотографий,

        – “купание” в солнечных лучах,

        – вдыхание свежего воздуха,

        – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

        Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

        Г) Упражнение “Путешествие” (медитация)

        Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

        Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

        И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

        Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

        Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

        Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

        — Какие чувства вы испытываете после путешествия?

        Д) Упражнение “Звуковая гимнастика”.

        Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

        А – воздействует благотворно на весь организм;

        Е – воздействует на щитовидную железу;

        И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

        О – воздействует на сердце, легкие;

        У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

        Я – воздействует на работу всего организма;

        Х – помогает очищению организма;

        ХА – помогает повысить настроение.

        Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.

        Е) Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

        (Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

        Здесь есть звезды и учителей нашей школы, помните на одном из прошлых тренингов делали эти звезды, они тоже дарят людям…..

        Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды.

        Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.

        И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “Что ты даешь людям?”_ спросили ее другие звезды.

        Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни или могу предложить вашему вниманию

        Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек.

        С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

        У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

        Я уникальна во всей Вселенной.

        Я единственная в своем роде и неповторимая.

        Таких как я больше нет.

        И так – с каждым человеком.

        Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

        Я верю в себя и в свое будущее.

        Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

        Я – хозяйка своей жизни.

        Я – свободная личность.

        Упражнение “Закончи предложение” .

        – Во время занятия я поняла, что…

        – Самым полезным для меня было…

        – На занятии мне не понравилось…

        – Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы…

        Список используемой литературы:

        1. Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
        2. Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
        3. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер” , 2006 г.
        4. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
        5. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
        6. Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.
        7. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Тренинг «Преодоление стресса»

          Современный ритм и стиль жизни делает стресс нашим постоянным спутником. Конфликты и ссоры, потеря работы, снижение зарплаты, болезни, развод — всё это и многое другое заставляют нас испытывать тревогу и стресс.

          И чем больше мы накапливаем тяжёлых переживаний, страхов, разочарований, обид, тем труднее с ними справляться.

          По статистике, 70% заболеваний связаны со стрессом. Это и сердечно-сосудистые заболевания, и заболевания гастроэнтерологического характера.

          Стресс приводит к снижению иммунитета и как следствие — увеличивается частота простудных и вирусных заболеваний. Особенно это актуально в осенне-зимний сезон.

          Но, если научиться распознавать первые признаки стресса, то многие заболевания можно предотвратить.

          Хронический стресс снижает способность принимать решения, снижает внимательность, приводит к тому, что человек быстро устаёт, переживает апатию, бессилие, потерю интереса. Могут быть нарушения сна (бессонница либо напротив — постоянное желание спать, в зависимости от стадии развития стресса). Могут быть нарушения аппетита, резкая смена настроений, повышенная раздражительность.

          Стресс оказывает серьёзное влияние на качество жизни и на отношения с другими людьми, на профессиональную успешность и на общее самочувствие и самовосприятие.

          Вместе с тем, стресс является также источником вдохновения, творчества, драйва и эмоционального подъёма! Каков будет результат стресса — болезнь или воодушевление, зависит от того, насколько Вы понимаете механизм стресса и умеете использовать его себе во благо.

        8. Замечать первые признаки стресса и предотвращать негативное влияние стресса на здоровье.
        9. Использовать уникальную авторскую методику AGAVA для преодоления стресса.
        10. Восстанавливать своё ресурсное состояние, гармонию и чувствовать себя полным сил и энергии.
        11. Развивать Вашу жизнестойкость и способность эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.
        12. Навыки профилактики и грамотного преодоления стресса позволяют существенно улучшить качество жизни, предотвратить обострение многих хронических заболеваний, заменить тревогу, усталость и бессилие на радость, творчество и вдохновение.

          На тренинге 80% практики — Вы сможете научиться применять простые и эффективные методы самопомощи «на каждый день».

          На тренинге 20% теории — Вы познакомитесь с профилактикой стресса и со стратегиями преодоления трудностей.

          Тренинг проводит практический психолог, опыт работы с методиками преодоления стресса — 17 лет.

          Дополнительно — возможна индивидуальная диагностика Вашего текущего эмоционального состояния и уровня Вашей жизнестойкости.

          Приходите! Новые знания открывает новые возможности!

          psynavigator.ru

          Тренинговое занятие для педагогов дополнительного образования "Стресс-менеджмент для педагогов"

          Цель: систематизировать знания педагогов о причинах возникновения стресса и способах преодоления стресса. Отработать практические приемы преодоления стресса.

          Задачи:

        13. Выявить знания педагогов о способах возникновения и преодоления стресса
        14. Отработать практические приемы преодоления стресса.
        15. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
        16. Способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогов.
        17. Материал: музыка для релаксации, бейджики, тест «Как вы заботитесь о себе?» Памятка для педагогов «Антистрессовая программа поведения» (Приложение 1), мягкая игрушка, доска для записи, маркеры.

          Игра на знакомство «Имя — качество».

          Ведущий предлагает участникам тренинга сделать себе бейджики. Написать тренинговое имя.

          Все участники садятся в круг. Каждый участник должен назвать свое имя и качество характера на первую букву своего имени. Например: Наталья — находчивая.

          Информационный блок «Стресс — что это такое»

          Ведущий знакомит участников с содержанием встречи. Тема тренинга «Стресс и способы преодоления стресса». Что такое стресс — это реакция организма на любые воздействия превышающие средний уровень. Это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

          Упражнение «Аукцион» [5].

          Цель: заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.

          Каждый участник по кругу называет по одной причине, которая может вызвать стресс.

          Причины стресса:

        18. перегрузка работой (недозагрузка работой)
        19. конфликт ролей (начальник — подчиненный)
        20. не определены роли (семейный конфликт мужа и жены)
        21. низкая заработная плата
        22. существенные организационные изменения (сокращение, увольнение, новая должность)
        23. личностный фактор (свадьба, карьерный рост, увеличение дохода; развод, смерть).
        24. Тест «Как вы заботитесь о себе?». [5]

          Ведущий предлагает педагогам оценить свой уровень стрессоустойчивости (Приложение 2).

          Упражнение «Вредные советы».

          Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

          Инструкция: Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

          Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

          Каковы были последствия?

          Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.

          Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

          Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

          Информационный блок «Способы преодоления стресса».

          Ведущий рассказывает участникам какие способы преодоления стресса можно использовать, и записывает их маркером на магнитной доске. Самое главное, что позволяет человеку успешно преодолеть состояние стресса и его негативные последствия, — это активная позиция и отказ от «психологии жертвы». Каждый человек должен понять, что в первую очередь именно он сам, а не кто — либо другой отвечает за свое состояние, свои реакции на происходящие события, свое отношение к жизни. Мало понять причины стресса, важно выработать для себя стратегию действий, способных нейтрализовать негативное воздействие факторов, вызывающих стресс.

          Не можешь изменить обстоятельства — измени свое отношение к ним.

          Поэтому развивай установки, которые позволяют снизить стресс:

          • гордость за то, что я делаю хорошо (лучше других);
          • стремление найти повод, для того чтобы над чем-нибудь посмеяться, в том числе и над собой;
          • удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);
          • внимание, помощь и поддержка по отношению к людям, с которыми приходится выполнять общее дело, общую работу.
          • Готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, если вы понимаете, что определенные действия чреваты для вас нервным или физическим перенапряжением, остановитесь и ответьте себе на следующие вопросы:

            А) стоит ли ради этого жертвовать собственным спокойствием и уверенностью в себе?

            Б) улучшит ли это мои рабочие показатели?

            В) улучшит ли это мои отношения с этим человеком?

            Г) стоит ли это того потенциального вреда, который я могу нанести своему здоровью?

            Д) будет ли это так важно месяц спустя?

            Релаксация — мышечное расслабление.

            Во время расслабления снижается потребление кислорода, становится реже частота дыхания, уменьшается кровяное давление, уменьшается мышечный зажим.

            Во время релаксации лучше сделать так, чтобы вас никто не беспокоил. Займите удобное положение в кресле, или на диване, включите приятную музыку, закройте глаза и постарайтесь представить место, где вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

            Пассивное созерцательное состояние, когда человек не оценивает объект созерцания, не высказывает суждений относительно него, а как будто растворяется в нем.

            Лучше это упражнение выполнять сидя в удобном кресле с высокой спинкой и подлокотниками.

            Добейтесь, чтобы дыхание стало ровным и спокойным.

            Тело расслаблено обмякает в кресле, с каждым выдохом оно все больше наполняется ленивой истомой, состоянием приятной пассивности.

            Сознание становится созерцательным, посторонние мысли и звуки удаляются, становятся безразличными.

            Медитация может выполняться в течение 5 — 20 минут.

            Комплекс упражнений включающий дыхательную гимнастику, расслабление основных мышц тела и самовнушение.

            Чередование состояний напряжения и расслабления в основных мышцах. Цель динамической релаксации — «стереть зажимы», которые сопровождают стресс.

            Здоровый образ жизни.

          • спорт;
          • водные процедуры;
          • соблюдение режима труда и отдыха;
          • в конце недели отключайтесь от деловой жизни;
          • берегите свое вечернее время (на Западе считается неприличным решать рабочие вопросы во внерабочее время, вечером или в выходные дни);
          • вовремя ложитесь спать и вовремя вставайте.
          • Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

            Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

            (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

            Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время в вашей жизни.

            Какие ваши ощущения до и после упражнения?

            Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

            Упражнение «Мыльные пузыри».

            Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.

            Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», — вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».

            На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные.

            Это будет выглядеть так:

            Упражнение «Застенчивый булочник» [6]

            Подробно упражнение представлено в Приложении 3. Здесь отображены основные моменты.

            Цель: способствовать развитию каждого из участников и группы в целом (сплочение, повышение доверия друг к другу, развитие внутригрупповых отношений).

            Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает послушать сказку.

            В одном городе жил булочник. Каждый день он вставал рано утром, замешивал тесто, выпекал ароматные булочки, а потом продавал их в своем магазинчике. И хотя он пек и продавал булочки много лет подряд, каждый день он сомневался и переживал, достаточно ли хорошо он поработал и удались ли сегодня булочки.

            Жители города часто заходили в булочную. Одни хвалили товар, другие критиковали: то соли мало, то изюма, кому-то сахару в избытке, кому-то недостает: Некоторые вообще ничего не говорили. Но все приходили опять. И несмотря на это булочник продолжал переживать, так что иногда ему даже казалось, будто в его жизни ничего радостного нет. Однажды в булочную пришел молодой лесовик из соседней березовой рощи. Он сказал, что очень хочет попробовать булочки, но у лесовиков не бывает денег, поэтому ему нечем заплатить. Зато него есть целый мешок разных самоцветов. Булочник сразу предложил лесовику несколько душистых булочек за маленький самоцветик.

            — Хорошо, — ответил лесовик. — Только я не могу отдать самоцветы за что-либо материальное. Поэтому я подарю тебе три самоцвета, если ты назовешь мне три своих положительных качества.

            Булочник был очень застенчив и поэтому сказал:

            — Мне очень трудно это сделать. Можно я сначала узнаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

            Я прошу каждого из вас помочь булочнику и назвать три своих положительных качества. Не старайтесь придумывать их, назовите первое, что придет в голову, не ориентируйтесь на чужие оценки. Если кому-то тоже будет трудно назвать свои качества, назовите три дела, в которых вы преуспели.

            Итак, булочник услышал ваши положительные качества, и это помогло ему назвать лесовику свои. Он получил в подарок самоцветы и подарил лесовику несколько сладких булочек.

            Лесовик ушел. А спустя несколько дней появился опять. Оказывается, он собрался жениться, а слух о вкусных булочках уже разнесся по всему лесу. И теперь гостям на свадьбу нужно много булочек. Заплатить же лесовик опять может только самоцветами, и не за булочки, а за рассказ булочника о трех хороших событиях, которые совсем недавно случились в его жизни.

            Стеснительный булочник опять задумался и спросил:

            — А можно я сначала послушаю, что расскажут о своих хороших событиях другие люди?

            Чтобы помочь булочнику, я прошу вас рассказать о трех хороших событиях, которые были у вас совсем недавно — сегодня, вчера или на днях. Это может быть получение письма, телефонный звонок хорошего человека, понравившийся фильм, посещение театра: Приятным событием может быть какое-то достижение свое или близких, сопереживание другим людям.

            Это может быть и очень неприметное событие — купание воробья в луже, игра котенка, пение птиц, лучи солнца из-за туч: Назовите ваши переживания, связанные с этими приятными событиями.

            Булочник передает вам большую благодарность, он услышал ваши приятные события, и это помогло ему рассказать о своем хорошем.

            Итак, он получил от лесовика самоцветы и подарил ему свои вкусные булочки. Но к вечеру лесовик вернулся.

            — Выручай, — сказал он. — Гостям не хватило угощенья. Грибы и ягоды им надоели, теперь все хотят сладких булочек.

            И опять лесовик попросил булочника назвать три события его жизни, но теперь те, которые позволяют ему гордиться собой. И конечно, рассказать, почему ими можно гордиться:.

            И снова стеснительный булочник попросил помощи: как на этот вопрос ответили бы другие люди?

            Давайте вспомним, какие три события в вашей жизни позволяют вам гордиться собой и почему. Иногда это бывают приятные, но незначительные события, иногда трудные, но успешно преодолеваемые проблемы. Неважно, какие из них вспомнятся сейчас:

            И опять булочник принял вашу помощь, справился со своим заданием, получил самоцветы и насыпал целый пакет булочек для гостей лесовика.

            Долго не видели лесовика в городе. Через несколько месяцев он пришел и сказал, что приглашает булочника на крестины своего первенца-лесовенка. А чтобы накрыть стол для гостей, он просит булочника назвать три события из его будущей жизни, о которых он мечтает.

            И снова застенчивый булочник просит:

            — Можно я сначала послушаю, как отвечают на этот вопрос другие люди?

            И я снова обращаюсь к вам. Пожалуйста, назовите три положительных события, которых вы ожидаете в вашей будущей жизни. Неважно, каков их масштаб и как скоро наступит их время. Просто назовите каждое событие и обозначьте то позитивное переживание, которое его будет сопровождать.

            Благодарю вас за помощь героям сказки. Булочник и лесовик передают вам большое спасибо.

            Крестины удались на славу. На праздник собрались все лесные жители — от лис и медведей до леших и кикимор. И все хвалили аппетитные булочки.

            В разгар праздника булочник набрался смелости и спросил лесовика, откуда у него так много самоцветов?

            — Это очень просто, — ответил лесовик. — Всякий раз, когда какой-нибудь человек называет свое положительное качество или рассказывает что-то хорошее, что было или ожидается в его жизни, в недрах земли рождается новый самоцвет. А если вспоминается событие, которым можно гордиться, появляются самые крупные самоцветы. Ночью, когда земля становится влажной от росы, камни выходят на поверхность, и уже к утру можно заметить, как они поблескивают из-под корней травы. Вот так и появляются сапфиры, изумруды, алмазы:

            Скажите, трудно ли было подобрать три своих положительных качества? Почему?

            Легко ли вспомнились ситуации, которые воспринимались как новые и хорошие? Если трудно, то почему?

            Легко ли вспомнились события, которыми можно гордиться? Если трудно, то почему?

            Легко ли было сформулировать, о чем мечтаешь? Как вы думаете, почему?

            Упражнение «Итоги тренинга»

            Цель: получение обратной связи от участников группы.

            Что принес вам сегодняшний день?

            Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

            Какие открытия вы сделали для себя?

            Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

            Заполнение анкеты обратной связи

            Нужен ли этот тренинг?

            Как вы считаете, на каком этапе конкурса его лучше проводить?

            Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

            Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).

            Продолжите фразу: «Было бы лучше, если бы в ходе тренинга:»

            Список литературы.

          • Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.:Питер,2007г.
          • Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.,1999г.
          • Леванова Е.А., Волошина А.Г. Игра в тренинге. — СПб.: Питер, 2008г.
          • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,Владос,
          • 1999г.
          • Монина Г.Б., Лютова — Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. — СПб.Речь,2007г.
          • Газета «Школьный психолог», №12/2008г. Тренинговое упражнение «Застенчивый булочник».

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий психолога по психологической профилактике педагогов)

        Занятие №1 из цикла занятий психолога, по психологической профилактике педагогов, по тематике «Эмоциональное выгорание», особенно материал будет полезен для педагогов, которые часто испытывают или находятся в стрессовом состоянии.

        Предварительный просмотр:

        Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

        из цикла занятий «Помоги себе сам»

        Цель – сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье педагогов

        • Научить определять предстрессовое состояние

        • Научить педагогов рационально использовать психическую энергию

        • Научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

        Схема занятия (по Вачкову И.) :

        Упр. «Улыбка по почте». Стоя в кругу, участники держатся за руки. Необходимо «почтальону» передать улыбку при этом совместить с легким пожатием руки. «Получатель» приняв «письмо» широко улыбается.

        Какое настроение, какие ощущения в данный момент, какой вкус во рту…

        Упр. «Выбери свой рисунок». Участники, сидя в кругу, выбирают любую по вкусу «свою» картинку. Мини сочинения участников – обоснование выбора картинки.

        Наш цикл занятий носит название «Помоги себе сам». Первое занятие «Пути преодоления стресса»

        «Помоги себе сам»

        Упр. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения) .Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.

        Часто педагоги при подготовке к аттестации находятся в состоянии стресса. Что такое стресс? (ответы участников)

        Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование

        Это приправа для жизни…

        (Перечень совместный с педагогами)

        *боль в спине, желудке и т. п.

        артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, раку, лейкемии…

        *раздражительность и беспокойство

        потеря уверенности в себе, соматическим (физическим) заболеваниям, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

        За время, прожитое в группе, мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.

        • Научимся определять предстрессовое состояние

        • Научимся рационально использовать психическую энергию

        • Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

        упр. «Способы быстрого снятия стресса».

        Перечень ответов участников:

        ДРД (диафрагмально – релаксационное дыхание)

        • Упражнение «Улыбка на весь день». Проводить это упражнение желательно утром, после пробуждения, т. к. оно настраивает на бодрое, жизнерадостное настроение на весь день. Кончики губ растягиваем до ушей и в таком положении напеваем мелодию веселой песни, при этом голова закинута назад. Затем, достаем подбородком до груди, и все повторяем сначала.

        • Упражнение «Улыбка для себя». Расслабляем мышцы лица, таким образом, снимаем мышечное напряжение. Оживляет умственную деятельность. Эмоции: удивления, гнева, страха, презрения, отвращение, блаженства, ярости, радости.

        2 . Мышечная релаксация .

        • Упражнение «Лимон» Расслабляем мышцы кисти, рук для снятия мышечного напряжение. Визуализация давки лимонного сока

        • Упражнение «Кукла – марионетка» . Это упражнение для снятия телесных зажимов, внутреннего напряжения. Все части тела двигаются в разные стороны – свободно (начиная, с головы и заканчивая пальцами ног) .

        • Упражнение «Тише едешь дальше будешь» . Это упражнение для тренировки психической пластичности: свобода и сила. Попытка войти в образ другого человека, смена ритмов движения при этом пластичность и непрерывность.

        3. Диафрагмально-релаксационное дыхание как основа здорового образа жизни.

        упр. "Шарик". Представляем мысленно как надувается и сдувается шарик у нас в животе. Вдох — шарик надувается, выдох — шарик сдувается. Упражнение выполняется в медленном темпе. Повторить несколько раз.

        4. Направленная визуализация в сочетании с музыкотерапией. Музыкальная композиция из трех тем «Зеленая поляна — Парящий орел — Осенний лес», тематика от грустной-минорной переходит в энергичную мажорную. Психолог читает небольшой описательный текст.

        5. Аутогенная тренировка «Я буду! Я смогу! » Участники громко проговаривают слова с уверенностью и бодростью "Я буду! Я смогу! "одновременно ударяют себя в грудь кулачком.

        \ какое настроение на данный момент

        \ какой способ от стресса более доступен и реален в оказании помощи

        \какие чувства испытали при проживании и прослушивании музыкального фрагмента

        \совпали ли ваши ожидания по поводу занятия

        \что понравилось в занятии

        \за кого вы порадовались

        \что огорчило на занятии

        \все ли удалось на занятии выполнять с легкостью

        \что хотелось бы повторить на следующем занятии

        «Гармония психических и физических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

        Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться»! »

        На следующем занятии будут предложены игровые способы преодоления стрессовых ситуаций.

      • Упр. «Свеча пожеланий». Участники по кругу передают свечку с пожеланиями.

      Раздаточный материал. Памятка для участников «Резюме»

      nsportal.ru

      Занятие с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?»

      Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое «Я», познает собственную уникальность.

      Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков.

      Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

      Занятие с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?»

      Кузнецова Елена Александровна,

      педагог-психолог МБОУ ППМС

      «Центр диагностики и консультирования

      «Гармония» п. Чернь Тульской области

      Предмет (направленность): психология

      Возраст детей: 10-15 лет

      Место проведения: вне класса.

      Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.

      В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.

      Тренинг знакомит подростков с понятием "стресса", эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

      Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.

      — актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;

      — выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;

      — познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;

      — обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.

      Необходимые материалы: табличка с надписью «СТРЕСС», листы бумаги А4, карандаши или шариковые ручки.

      Время проведения : 1 час 20 минут – 1 час 30 минут.

      1. Организация пространства (2 минуты)

      Участникам предлагается занять свои места за круглым столом, где каждый имеет возможность видеть всех.

      2. Приветствие (15 минут)

      Ведущий представляется, рассказывает немного о себе: Ф.И.О., профессия, интересы и увлечения, а затем предлагает участникам познакомиться.

      Упражнение «Имя + качество» (10 минут)

      Участники игры по порядку называют свое имя и одно качество, которое им нравится в себе, свое достоинство. Вариант выполнения упражнения – с использованием приема «снежный ком», когда перед называнием себя, участник повторяет имена и качества участников, произнесенные до него, а только затем свое имя и качество.

      Упражнение «Приветствие инопланетян» (5 минут)

      Затем участникам предлагается «особым психологическим образом» поприветствовать друг друга. Для этого все подростки выходят в пространство, образованное внутри столов, поставленных в форме квадрата и передвигаются в любых направлениях до того, как прозвучат слова ведущего. После слов ведущего, который определяет способ приветствия участниками друг друга, подросткам необходимо предложенным способом поздороваться со всеми участниками данной игры.

      3. Введение в тему (15 минут)

      Упражнение «Ассоциации к слову «СТРЕСС» (5 минут)

      Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.

      Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

      — Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову «Стресс» негативно окрашены?

      — Как для вас выглядит «Стресс»?

      Упражнение «Конфетки – бараночки»

      (деление на две подгруппы) (2 минуты)

      Участникам предлагается разделиться на две группы, по очереди рассчитываясь на «конфетки» и «бараночки» (по подобию как на первый и второй). В результате данного упражнения среди участников игры образуются две подгруппы для выполнения следующего задания.

      Упражнение «Скульптура стресса» (8 минут)

      Участникам образованных подгрупп предлагается занять в помещении место, отдаленное от другой подгруппы. Затем подростки обеих групп получают задание: с использованием всех участников своей подгруппы сделать одну скульптуру под названием «Стресс». На выполнение данного задания отводится 5-8 минут.

      После сигнала ведущего об окончании задания, одной из подгрупп предлагается показать свою скульптуру, а участникам другой группы дается задание: «Представьте, что вы пришли в музей скульптур, связанных с жизнью человека. Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете эту (сделанную другой подгруппой) скульптуру? Что вы понимаете, видя эту работу? Что в этой скульптуре кажется вам самым важным?

      Далее подгруппы меняются местами: одна – демонстрирует «скульптуру», а другая представляет себя в музее и обсуждает увиденное.

      4. Основная часть (30 минут)

      Беседа «Почему стресс – это плохо/вредно?» (3 минуты)

      Далее ведущий предлагает участникам подгрупп занять места рядом друг с другом и организовывает обсуждение по следующим вопросам:

      — Что такое стресс?

      — Какие эмоции и чувства за ним стоят?

      — Откуда он берется? Почему появляется?

      — Ваше отношение к стрессу?

      — Стрессовые ситуации – это какие?

      — Какие ситуации для вас стрессовые?

      Мозговой штурм « Стресс – это плохо (хорошо), потому что…» (5 минут)

      Далее участникам ранее образованных подгрупп предлагается выполнение следующего задания методом «мозгового штурма»: найти «плюсы» (одной подгруппе) и «минусы» стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.

      В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания.

      Затем участникам предлагается занять свои места за столами для выполнения следующего задания.

      Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут,)

      Для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание : «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

      Обсуждение : каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.

      Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)

      Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание : «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

      Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.

      Мини-лекция «Эффективные приемы и техники борьбы со стрессом» (10 минут)

      В результате мини-лекции участники игры знакомятся и проигрывают такие приемы преодоления стресса как:

      нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «4-4-6», дыхание животом, прием «Пушинка на носу»,

      мышечные техники – прием «кулак – нога»,

      визуализация – «ресурсный образ», «заполнение серебром и золотом», упражнение «вверх по радуге»,

      рационализация – прием «предметы в аудитории»,

      словесные действия — аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, голосовые техники (прием «а-у-о-ы-и-е»),

      плач и смех как способы снижения напряжения,

      прогулка на природе,

      посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку,

      По мере знакомства подростков с различными приемами и техниками преодоления стресса на доске оформляется схема «Стресс и эффективные способы его преодоления».

      5. Завершение (15 – 20 минут)

      Упражнение «Мой способ» (4 минуты)

      Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.

      Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

      Упражнение «Громкость телевизора» (1 минута)

      С участниками игры проводится упражнение, направленное на снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса. Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Подросткам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук «А». Далее в течение 1 минуты подростки то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего.

      Обсуждение результатов упражнения: обмен мнениями о механизме «громкий звук – «снятие напряжения».

      Упражнение «Путаница» (10-15 минут)

      Это упражнение используется в конце игры для ее завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет развивать сплочение классного коллектива. Описание: все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

      Обсуждение: «Всем вместе часто легче справляться со стрессовой ситуацией, чем по одиночке!».

      nsportal.ru