Три ребенка депрессия

Детская депрессия и как с ней бороться

Кто бы мог подумать, что еще пару десятилетий назад даже понятия такого, как детская депрессия, не было. Не только родители, но и медики искренне считали, что детство – пора беззаботного веселья и счастья. И вдруг оказалось, что на белоснежном листе детской судьбы чуть ли не с самого рождения может появиться резкая черная полоса, имя которой – депрессия.

Что за зверь такой — детская депрессия?

«Зри в корень»: причины возникновения детской депрессии

Что же может послужить причиной детской депрессии? Ведь, казалось бы, мы так стараемся сделать жизнь бесценного чада безоблачной! Профессионалы разделяют причины депрессии на несколько основных групп:

  • осложнения после перенесенного инфекционного заболевания (гриппа, пневмонии, ангины и т.д.);
  • хронический или острый стресс (отлучение от соски или груди у малышей, испуг, конфликты со сверстниками в детском саду или школе, тяжелая болезнь или смерть близких, развод родителей, неблагополучная обстановка в семье);
  • метеозависимость или реакция на смену времен года (осенняя или весенняя депрессия);
  • сбой биохимических процессов головного мозга;
  • наследственность.
  • Особенностью детской депрессии является ее неузнаваемость, изменчивость и совершенная непохожесть на депрессию взрослую. Сами дети, особенно маленькие, просто не могут внятно описать свое состояние, а если и описывают, то связывают его исключительно с внешними причинами. Заботливым и ответственным родителям необходимо знать тревожные признаки и симптомы этого заболевания и внимательно наблюдать за душевным и физическим состоянием ребенка.

    «А поворотись-ка, сынку…», или проявления детской депрессии

    В разном возрасте они свои. Груднички могут показать свое состояние родителям беспричинным плачем, расстройством животика, повышением температуры и даже отставанием в развитии. В дошкольном возрасте депрессия может проявляться повышенной плаксивостью, беспричинными страхами и тревожностью, отсутствием аппетита, снижением физической активности и потерей интереса к любимым играм. У младших школьников наблюдаются расстройство сна, рассеянность, снижение успеваемости, робость и неуверенность в своих силах, перепады настроения. Ближе к пубертату ребенок становится замкнутым и угрюмым, приступы грубости могут сменяться приступами самобичевания от осознания собственной никчемности. Утрата воли и энергии проявляется в тотальном безделье и пропусках уроков, вплоть до полного прекращения обучения.

    Родители и педагоги должны знать, что депрессия у детей практически всегда сопровождается жалобами на нездоровье. У малышей это традиционно болящий животик, у ребятишек постарше – головная боль, головокружение, слабость и упадок сил. Отсутствие реальной болезни не исключает настоящего страдания ребенка и является поводом задуматься о его возможном депрессивном состоянии.

    Миром правит любовь: профилактика детской депрессии

    Профилактика и лечение депрессивных состояний у детей напрямую зависят от микросоциальной среды. В первую очередь это обстановка в семье и коллективе (группе детского сада, классе, секции и т.д.). В сложных случаях, безусловно, необходимо обращение к специалисту, но если депрессия выражена не слишком сильно, то она может пройти и при вашем внимательном и толерантном участии.

    Главное – отношение к ребенку близких взрослых. Любовь и участие, интерес к делам, чувствам и переживаниям ребенка, принятие его желаний, его черт характера, то есть таким, какой он есть, а не каким хотим его видеть мы, взрослые. Это самые действенные «витамины» для укрепления душевного состояния ребенка. Не заставляйте детей чувствовать себя одинокими и ненужными, отвлекайте их от тягостных мыслей, развивайте их таланты и активно участвуйте в их жизни. Только тогда радостный смех и блеск счастливых детских глаз докажут вам, что миром правит любовь!

    www.ya-roditel.ru

    Почему возникает депрессия у ребенка 3 лет и как с ней бороться

    Молодым родителям полезно знать симптомы депрессии у детей 3 лет. Болезни «молодеют» с каждым годом, депрессия у детей — это явление частное и требующее неотложного внимания со стороны взрослых и квалифицированной помощи различных специалистов. Современное общество настолько высокоразвитое, что порою человек не может совладать с потоком информации и успешно развиваться в нем, поэтому депрессия становится спутником жизни людей и особенно касается детей в возрасте трех лет. Почему возникает депрессия у ребенка 3 лет? Как лечить заболевание и способы выявления депрессии необходимо рассмотреть.

    Особенности развития ребенка 3 лет

    Особенности развития малыша третьего года жизни заключаются в интенсивном физическом росте и изменениях в психоэмоциональной сфере. Малыш учится размышлять, открывая для себя свойства объектов и предметов, расширяются сенсорные возможности ребенка, которые обеспечивают перцептивную, моторную и речевую активность. У детей меняется восприятие предметов.

    Изменения в психоэмоциональной сфере обусловлены расширением зон общения ребенка с взрослыми, детьми, детским коллективом, овладением речевыми средствами и развитием их самостоятельности.

    Признаки депрессии у ребенка

    Депрессия у детей характеризуется изменениями в поведении и привычках, не замечать которые родитель не может. Чаще подверженные депрессии те дети, которые относятся к типу темперамента «холерик» и «флегматик». Сангвиники и меланхолики переживают депрессивные состояния быстрее и способны занимать себя различными видами деятельности. Основные признаки депрессии в трехлетнем возрасте это:

  • Замкнутость. Малыш не хочет общаться с людьми, мало разговаривает, проявляет нежелание общения с мамой и отстраняется от нее. При попытках поговорить или занять чем-либо ребенка, он проявляет нежелание и протест и поддается только через долгие уговоры или с помощью мотивации (конфета или новая игрушка) и выполняет действия как тяжелую работу. Малыш чаще проводит время в одиночестве, уединяется в уютные места.
  • Отсутствие аппетита. Ребенок отказывается от еды, порою даже от любимых блюд и не пьет жидкость, при этом не ощущает голода. Порцию не съедает, и заставить съесть полностью невозможно, начинает плакать.
  • Приступы агрессии. Проявление агрессии и жестокого отношения к игрушкам и домашним животным, является признаком депрессии. В этом случае ребенок обижает игрушки, наказывает, причиняет им воображаемые раны.
  • Нарушение сна. Малыш долго не может уснуть, наутро встает поздно. Часто, процесс засыпания сопровождается подергиванием конечностей, вздрагиваниями и вздыханием во время сна. Ребенок становится капризным, но не плаксивым (важно заметить это).
  • Страхи. Проявления страхов в возрасте трех лет является ненормальным явлением и должно привлечь внимание родителей. Малыша одолевает страх одиночества, смерти (как бы удивительно это ни звучало), боязнь темноты.
  • Симптомы депрессии у детей часто совпадают с симптомами различных заболеваний: простуда, кишечные инфекции, анемия и это может привести к ложным диагнозам, поэтому следует самостоятельно разобраться в смене поведении ребенка и только потом обращаться к врачу, Только квалифицированный специалист в области психологии поможет малышу выйти из состояния депрессии.

    Низкая физическая активность. Малыш способен лежать или сидеть целый день, при этом абсолютно ничем не играясь. Походка становится вялой, пропадает подвижность и активность, наблюдаются нарушения координации движений. Проявления слабости мышц нижних конечностей у малыша должно стать сигналом для обращения родителей к врачу.

    Соматические проявления: боль в животе, в ногах и руках, суставах и спине, головная боль, головокружение. Симптомы возникают без причины, и малыш не может справиться с ними самостоятельно. Родителям приходится обращаться за помощью в больницу.

    Причины депрессии у детей 3 лет

    Причины депрессии у ребенка могут быть разные: от смены настроения и психофизиологических особенностей организма до стиля воспитания в семье. Разлука с мамой способна спровоцировать у ребенка нервное расстройство. Малыша посещает чувство одиночества, брошенности, он не может понять и объяснить переживания тоски, вместо этого, ребенка посещает депрессия. Даже разлука с мамой на час, при неправильной мотивации, способна нанести удар по хрупкой психике маленького ребенка. С малышом нужно разговаривать и объяснять ему взрослые вещи и явления с малых лет.

    У малыша происходит смена чувств и ощущений с тактильных на социальные. Он учится поведению, развитию и проявлению собственного эго в новой среде. У ребенка появляются первые переживания о себе, своих достижениях, успехах и неудачах. До трех лет малыш был пассивным участником в окружающей действительности, в три года он становится активным деятелем в социальной среде, в этот период и возникает депрессия.

    Потеря или разлука с близким другом, это может быть любимая игрушка или домашнее животное. Разлука с любимой вещью является причиной возникновения тоски и тревоги, что в последствии приводит к детской депрессии.

    Ребенок и депрессия очень сложное явление в психологии и психотерапии, период терапии длится от 2 недель до нескольких месяцев, а полное восстановление психики происходит через месяц после лечения и только при благоприятных условиях жизни и развития малыша. Как помочь маленькому ребенку справиться с депрессией? Роль родителей в процессе лечения.

    Как помочь ребенку выйти из депрессии?

    Самостоятельно маленький ребенок не справится с таким серьезным психическим расстройством, как депрессия, и родители самостоятельно не смогут его вывести с этого состояния, если не имеют образования психолога или терапевта, поэтому в случае проявления депрессивных состояний у малыша, необходимо обратиться к педиатру. Детский доктор разберется с причинами изменениями в поведении ребенка и определит пути лечения.

    Как правило, лечение депрессии у детей заключается в восстановлении психологической и эмоциональной сферы ребенка при поддержке психолога или психотерапевта, выявление страхов, а также восстановление режима дня и питания.

  • Восстановление психологической сферы малыша. Психолог работает с психикой ребенка определенными методами: беседы, тренинги, аутотренинги, песочная терапия и др. Помощь родителей заключается в создании для ребенка комфортной и уютной обстановки, создание ситуации успеха малыша. На этой стадии лечения, ребенку нужно понять, он главный в жизни родителя, что человек это наивысшая ценность в мире и главнее его нет никого, но формировать эти образы нужно осторожно, чтобы не воспитать вместе с этим эгоизм.
  • Восстановление эмоциональной сферы. Для этого взрослые должны помочь малышу принять действительность: объяснить причины происходящих событий, создать комфортную обстановку дома, добавить в жизнь ребенка новые эмоции.
  • Организация правильного режима дня ребенка: четко разграничить время игр и отдыха, сна и бодрствования, и жить только по этому режиму.
  • Сбалансировать питание. Правильное питание, сбалансированный рацион, необходимые витамины и минералы, поступающие в организм ребенка с пищей, способны помочь ребенку восстановить жизненный тонус.
  • Детская депрессия успешно лечится добрыми сказками, мамиными колыбельными и хорошими стихотворениями.
  • Разлука родителей. Маленький ребенок от рождения нуждается как в материнской, так и в отцовской ласке, он ощущает на себе настроение родителей и сильно привязан к ним. Доказано специалистами в психотерапии, когда между родителями начинаются ссоры и разногласия, это негативно влияет на эмоциональное состоянии малыша, притом что малыш может не слышать ссор. Негативные посылы передаются на энергетическом уровне. В этом случае ребенок ощущает тревогу, депрессия появляется с момента осознания, что один родитель ушел из семьи и больше не живет с ним вместе. Чувство одиночества, брошенности постоянные спутники ребенка в этом случае.

    Физическое воздействие на ребенка. Воспитание с применением физических наказаний, прямым путем провоцируют депрессию. В то время, когда малыш активно познает мир, который просто «давит» на него информацией, над ребенком совершают физические расправы. Конечно, малышу приходится сложно, он замыкается, уходит в себя.

    Несколько советов для родителей малышей

    Необходимо четко представлять, что лечение детской депрессии, это борьба с проявлениями страхов и негативного мышления. Маленьким детям необходимо такое внимание, как: больше родительской ласки, объятий, поцелуев, разговоров и рассказов о хороших событиях.

    Можно приобрести для ребенка интересную игрушку, которую бы он мог носить с собой, это позволит малышу чувствовать себя увереннее в ситуациях страха. Нужно больше разговаривать с ребенком, учить выражать свои мысли и ощущения словами. Для того чтобы снизить тревогу малыша, можно организовать арт-занятие, порисовать карандашами или красками с ребенком. Не забывать, что период лечения детской депрессии занимает длительный период, поэтому стоит организовать свой режим дня.

    1popsihiatrii.ru

    Признаки и лечение детской депрессии

    Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

    Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

    Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

    Ранний возраст: от 0 до 3 лет

    Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

    1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
    2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
    3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
    4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
    5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
    6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).
    7. Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

      Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

    8. снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
    9. задержка в прибавке веса;
    10. моторная заторможенность, замедленность движений;
    11. симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
    12. плаксивость, капризность.
    13. При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

      Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

      Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

      В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

      • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
      • стремление к уединению, избегание контактов;
      • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
      • страхи темноты, одиночества, смерти;
      • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
      • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).
      • Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса. Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

        Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

      • Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
      • Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.
      • Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

        Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

      • Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
      • Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
      • Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
      • При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» — лечение у детского психотерапевта.
      • Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

        Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

        Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

        С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

        Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

        Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. Симптомы депрессии в этом возрасте могут быть такими:

      • Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
      • Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и подростковая начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
      • Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.
      • Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

        Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

        Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

        Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

        Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

        Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

        Лечение депрессии у детей

        Лечение депрессии у детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

      • Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
      • Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
      • Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
      • Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
      • Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).

    indepress.ru

    Депрессия у детей: как распознать и вылечить

    Детская депрессия особенно коварна, ведь многие ее признаки часто принимают за капризность, избалованность, возрастной кризис у детей и даже лень. Как понять, что у ребенка депрессия и вовремя помочь ему — читайте в нашем материале.

    Основные симптомы депрессии

    Снижение тонуса организма, желание отстраниться от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов – вот основные признаки заболевания.

    Часто эти симптомы слабо выражены у детей, к тому же малыши не всегда могут сказать о своих чувствах и ощущениях.

    Депрессию у ребенка выдает ухудшение здоровья. Чаще всего это может быть:

    Нередко взрослые обращаются с ребенком к врачам, думая, что причина недомоганий – проблемы со здоровьем. Но медики не находят никаких заболеваний внутренних органов и нарушений систем организма, так как все дело в депрессии, которую достаточно трудно диагностировать.

    Причины депрессии у детей

    Психолог Илона Сеневская рассказывает: «В большинстве случаев расстройства психики у детей не могут появиться просто так. Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира».

    Среди наиболее часто встречающихся причин депрессии, специалисты выделяют следующие:

    Признаки депрессии у детей разного возраста

    Как и у взрослых, у детей бывает временная, хроническая и сезонная депрессия, и в разном возрасте она проявляется по-разному:

  • возраст 1-3 года: снижается аппетит, вес, ребенок становится капризным, слезливым, медлительным;

    Психолог Илона Сеневская рассказывает: «Депрессивный ребенок плачет по любому поводу: замечание, поощрение, обида и даже радостноме событие. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. А при хронической депрессии, становясь старше, могут демонстративно угрожать покончить с жизнью».

    Лечение депрессии у детей

    Депрессивное состояние не проходит само, ни у взрослых, ни у детей. Его обязательно нужно лечить. Причем чем раньше распознать депрессию, тем быстрее ребенок вернется в нормальное состояние.

    Если вы замечаете у своего ребенка признаки депрессии – проконсультируйтесь у психолога, психотерапевта или психиатра. Специалист поможет выявить причину депрессивного состояния и назначит соответствующее лечение.

    Совсем не обязательно это будут лекарства, детей от депрессии обычно лечат с помощью психотерапии:

    • игровая терапия расслабляет, отвлекает, отображает внутренние проблемы;

    Если депрессия перешла в хроническую стадию, ребенку в качестве лечения могут назначить антидепрессанты.

    Чтобы ребенок выздоровел как можно скорее, родителям важно:

  • уделять ему как можно больше внимания,

    А еще — детская дружба спасает от депрессии, как утверждают канадские исследователи.

    www.uaua.info

    Учимся любить, отдавая. Где найти силы?

    Сейчас, в век памперсов, видеонянь и интернет-доставки, молодые женщины куда чаще жалуются на усталость — и физическую, а главное, моральную — чем их мамы и бабушки. В чём же причина? Размышляет Ирина Коган, практикующий психолог-педагог, кандидат психологических наук.

    Телефонная консультация. Молодая женщина в растерянности от мучительных отношений с 2-х летней дочкой (!). Одеваться, гулять, кормить — все со скандалом, криками, слезами, и самое главное — постоянно мокрыми штанами. И это — реакция на мать. С бабушкой — иначе. У матери раздражение, усталость, отчаяние и вместе с тем (как позже выясняется из разговора) чувство вины. С чем мы и начинаем разбираться. «А вы не думали, что это может быть протест?» — спрашиваю я. Мысль о том, что, может быть, ребёнок ей сопротивляется, вызывает отблеск покаянного согласия: «Против чего?»

    Выясняется, что молодая мама не готова к роли матери, имела на этот счет свои представления и ожидания, которые рухнули, как карточный домик. Не имела подобного опыта прежде — а кто с первенцем его имел? Ей хочется погулять, отвлечься, посмотреть что-то интересное, встретиться с подругами — всего, что составляло её прежнюю жизнь.

    Разве прежде молодые мамы не сталкивались с подобными трудностями? Но кажется, что воспринимались они совсем по-другому. В чём причина такой несостоятельности? Неготовность? Незнание? Отсутствие опыта? Всё это испытывали молодые мамы во все времена. Нет, здесь что-то другое. Из разговора с молодой женщиной становится понятно, что причина — эгоцентричная установка, не предполагающая жертвенность, самоотдачу. Чему не в малой степени способствует всё окружающее нас информационное пространство. Современный подход к жизни вытесняет самоотречение, жертвенность. Установка на потребление прочно входит в сознание и жизнь современного человека: на себя, на удовольствия, на желание иметь.

    Чтобы справиться с ролью матери нужна совсем другая установка — установка на отдачу и любовь. Жертвенная любовь, которую при такой готовности и жертвой-то назвать трудно, является простой заботой о любимом человеке, вызывающей вместо усталости радость. Молодая мама должна научиться любить, отдавая — просто потому, что сотворена для этого. Да и понять, что трудности, связанные с заботой о малыше, временны: лет через двадцать вместе с заботами уйдут из родительского дома и дети. Тогда синдром «опустевшего гнезда» будет переживаться значительно сложнее, чем повседневные заботы о малыше.

    Причиной усталости может быть «благоприобретённая» безрадостность: согласитесь, странно видеть как безрадостные, обременённые заботами взрослые пытаются найти радость вне семьи. А тот докучливый источник радости, который «путается» под ногами, игнорируется родителем как чуждый мир, требующий к себе внимания и включения взрослого в свой круг. Взрослый сопротивляется ему, он поглощён своими заботами и переживаниями.

    Мама едет в поезде с пятилетним сыном, ей не надо готовить, убирать, куда-то мчаться, и сама ситуация создаёт условия для поддержания доброго, радостного общения с ребенком. Но, увы. мать остается «отрезанной» от ребёнка своими безрадостными думами, не входит в его мир, подчёркнуто игнорирует все его предложения, так как он мешает ей жить в своих взрослых заботах. Душевный мир малыша закрыт для неё — мать и сын становятся параллельными, непересекающимися вселенными.

    И никто-никто из соседей по поезду не может её заменить! Конечно, катать вместе с малышом машинки и разделять его радость от игры взрослому трудно. Но разве это главное в отношении взрослого к ребёнку? Радость совместного бытия желанна детям, но, к сожалению, недоступна многим родителям. Дети — существа семейные.

    Посмотрим на детей другими глазами

    Как же открыть очарование детства? На детей нужно по-другому смотреть. Если смотреть на них суетливо, авторитарно, ничего не увидишь — отсюда раздражение и усталость. Нужно посмотреть на детство иначе: как на мир, где нет фальшивых интонаций, где царит простота и открытость, доверие взрослым и ещё что-то, чего мы не знаем. Посмотреть на ребенка, как на семя, в котором заложены все зачатки будущего цветка, дерева, колоса. В детях всё самое сокровенное уже есть, и в этом они не отличаются от взрослых. Конечно, у них ещё нет опыта, знаний, нет сложившегося мировоззрения, но в главном мы равны, и хотя это вовсе не исключает иерархию отношений, все же заставляет признать в детях заслуживающих внимания собеседников.

    Работая с детьми, я предложила им описать самый счастливый день своей жизни. Шестилетняя Маша рассказала как она с мамой и сёстрами пошла гулять и вдруг увидела . закат, его красота была поразительной! Дети, как и взрослые, могут воспринимать окружающий мир, проникая в его сущность. Интересно, что большинство сочинений детей на тему «Мой самый счастливый день» так или иначе были связаны с совместным семейным времяпровождением.

    К несчастью для родителей часто внутренняя жизнь ребёнка заслоняется тем, что кажется более насущным: здоровьем, материальным обеспечением, интеллектуальным развитием, образованием! А то, что происходит в душе малыша, ускользает от их внимания. Отсюда вырастает несерьёзное отношение к личности ребёнка, по существу её игнорирование. Не развитую, подавленную в детстве личность ждет в будущем множество взрослых личностных проблем.

    Наблюдая за одной молодой мамой , я увидела как по-особому она обращается с каждым своим ребёнком. Чуткая мама подмечает, который из ее деток именно сейчас нуждается в ней — она оставляет всё и обращает к нему всю свою любовь и ласку. Это может длиться всего несколько минут, но такое личное, адресное общение действует поразительно быстро и эффективно. Ребёнок уже не чувствует себя обиженным, обделённым вниманием. Он обретает чувство своей значимости, понимает, что он нужен, что его любят. Его личность подчёркнуто и безусловно принимается, а значит, раскрывается и развивается.

    Секрет таких диалогических отношений с ребёнком в том, что взрослый является не подавляющим авторитарным воспитателем, а скорее мудрым, сопровождающим по жизни посредником, создающим условия для развития духовного «Я» ребёнка.

    Откуда взять силы на детей?

    Это вопрос не столько физиологии, сколько духовной сферы. Мы по опыту жизни знаем, как важны состояния духовного подъема, ведущего человека к его преображению. Включаем ли мы духовную область в свою повседневную жизнь?

    К сожалению, именно бытовая сторона жизни воспринимается многими как основная часть жизни семьи. Когда быт становится главным, он поглощает все стороны человеческой жизни, «заедает» человека, приводит к усталости, а порой даже разрушает семью.

    Выход из ситуации возможен через прощение, верность, терпение, уважение к другим, уступчивость, преодоление в себе своих примитивных желаний. Без этой духовной вертикали семья может быть легко разрушена.

    Из плена быта помогут вывести и семейные традиции, праздники, вечера, встречи — любой вид деятельности, демонстрирующий семейную общность, одухотворяющая, сближающая людей, сменяющая усталость на радость! Это не исключает личного отдыха, в котором нуждается любой человек, взрослый и маленький — уединение нужно, чтобы прийти в себя, отдохнуть, собраться с мыслями.

    Есть ряд факторов, которые разрушают духовную сторону жизни семьи. Один из них — отсутствие некоторой дистанции, позволяющей видеть человека в его полноте, разглядеть в человеке его духовное начало. Порой она так коротка между членами семьи, что за ней трудно разглядеть личность, сохранить к ней уважение, исключить дух порицания. Безусловное уважение к человеку в человеке, даже если это маленький ребёнок, рядом с которым живёшь — необходимейшее условие для раскрытия высшей стороны его личности.

    Фактором, подавляющим духовную сторону жизни, может оказаться и дисциплина, возведенная в ранг самодавлеющей ценности. Дисциплина призвана лишь регулировать поведение, но вовсе не подавлять духовную жизнь детей, а потому обращаться к ней лучше лишь как к инструменту, призванному пробуждать духовную глубину жизни ребенка.

    Правильная организация — залог успеха

    Хаотичность всегда вносит в нашу жизнь не только внешний беспорядок, но и порождает внутренний — это источник конфликтов и потери сил. В организации жизни есть нехитрые моменты, которые могут помочь семье.

  • Помните, элементарное планирование позволит перестать беспокоиться за ворох несделанных дел.
  • Старайтесь исключить лишнее, то, без чего можно обойтись. Это может освободить время для отдыха, для того, чтобы прийти в себя.
  • Находите возможность побыть в уединении и тишине, чтобы собраться с силами и отдохнуть, не забывайте давать такую возможность и детям.
  • Необходимо научиться на что-то не обращать внимания, например, перепалки и ссоры между детьми.
  • Было бы несправедливым не указать на нервно-психические перегрузки, вызванные всем строем современной жизни: дети, как чувствительные приёмники, улавливают дух времени.
  • В подтверждение сказанного хотелось бы рассказать о беседе с мамой пятерых детей. Для неё критерий усталости — чувство раздражения. Это сигнал к тому, что пора отдохнуть, что было запланировано слишком многое, от чего-то необходимо отказаться или привлечь на помощь детей. «Домашние дела нескончаемы! Лучше не помыть полы — дети важнее, здесь нужно расставить приоритеты», — говорит она. Общение с раздражённой мамой на пользу никому не пойдёт. Днём она старается минут пятнадцать просто полежать — помогает восстановить силы. Кроме того, это полезно для детей: они берегут маму. «Главное — настрой, — говорит молодая женщина. — Сколько семей не могут иметь детей! Нужно радоваться тому, что они есть. Иногда стоит просто посмотреть ребенку в глаза и всё становится на свои места: в них столько любви».

    www.7ya.ru

    Три ребенка депрессия

    Для многих педагогов и родителей актуальной темой бесед с психологом становится проблема детской депрессии. Эта тема охватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейных детей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод или смерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы по этой теме на сегодняшний день явно недостаточно. В этой статье будет дан небольшой обзор работ, представленных в книгах: Иовчук Н.М., Северный А.А. «Депрессия у детей и подростков» и Дробинская А.О. «Школьные трудности нестандартных детей».

    Когда-то психиатры спорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ведь ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.

    У детей трудно выделить подобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. Депрессия у ребенка всегда «маскирована»: это и тревожность, и школьная неуспеваемость, и нарушения отношений со сверстниками, и беспокойство за свое здоровье, и страх за близких. Именно «маскированность», атипичность является наиболее характерной чертой детской депрессии.

    Педагоги и родители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью («ножки уморились, ходить не хотят», «руки, ноги тяжелые», «трудно ходить, еле портфель дотащила»), изменением внешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первые месяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов. Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключает настоящего страдания, которое переживает ребенок, а свидетельствует о расстройстве его эмоциональной сферы и должно служить взрослым сигналом детского неблагополучия.

    Эти недомогания могут быть либо крайне разнообразными, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, ограниченными одной постоянной жалобой. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобы на боли в животе, а у детей младшего школьного возраста — на головную боль. Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании о чьей-то болезни или смерти усиливается тревога, и совершенно незнакомые даже с элементарными симптомами болезни, они пользуются медицинскими терминами, где-то услышанными и заключающими очевидную угрозу: рак, СПИД, проказа, коллапс, менингит и т.п.

    У многих детей ярко выражено проявление тревоги и страха, нарастающее, как правило, в вечернее и ночное время. Неопределенная, беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее: «Вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму? Вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи? Как жить дальше, когда умрут родители?» Высшей степенью тревожности становится общий, диффузный, беспредметный страх, когда все окружающее таит угрозу и представляет опасность.

    Возможны и так называемые панические расстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения, тошноты, озноб, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и часто сопровождается выраженным чувством страха смерти, боязнью замкнутого пространства.

    Проявления депрессии в разных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, капризность и замедленность движений.

    В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья, а вместе с этим могут проявляться и типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка.

    У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», «ничего не интересно», «невыносимо», «хочется плакать», «камень на сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частых признаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.

    Отмечаются также повышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речи появляются младенческие интонации.

    Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «вектор вины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишь меня?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякое замечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства.

    Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье.

    Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

    В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «не могу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может продолжаться года 3-4.

    Самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. К чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности: «мучаю маму, и отец поседел», «я самая больная, плохая, мне стыдно с детьми», «я грязная и не умею учиться». Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, может стать грубым и непослушным, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью телевизора, в перечитывании много раз прочитанных книг, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и т.д. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремиться избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу.

    Родители, педагоги, одноклассники не могут объяснить изменение характера подростка и падения его успеваемости, расценивая эти проявления как лень, распущенность или находя этому причины в ссоре с приятелями, влиянии дурной компании. Соответственно, к такому подростку подходят с дисциплинарными мерками — требованиями, наказаниями, порой очень жестокими.

    Уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным, драчливым, нетерпимым. В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жесткость и прямолинейность.

    На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей).

    Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя).

    Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.

    Первым условием грамотной поддержки страдающих депрессией детей является ранняя квалификация и диагностика расстройства. Преградой этому часто служат искаженные родительско-детские отношения, крайними проявлениями которых являются нечувствительность к переживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания или, напротив, стремление защитить или изолировать от сверстников, дать отдохнуть от занятий.

    Если депрессия выражена несильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Сам ребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг. Он и при внимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что его беспокоит, а в лучшем случае, попытается объяснить свое состояние внешними причинами.

    В любом случае, если неблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на две недели, даже если его причина кажется совершенно понятной и «естественной», стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненное состояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь.

    И родители, и педагоги должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана эта помощь, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможности неблагоприятных последствий.

    Прямым мягким убеждением следует прививать ребенку мысль о том, что его состояние является болезненным и, следовательно, может быть излечено. Как показывает опыт, сам вопрос лечения является болезненным и для детей, и для родителей, поскольку детям кажется, что нужно прекратить на длительное время учебу, найти у себя соматическое заболевание, а взрослые не доверяют врачам. Переубеждение депрессивного ребенка требует времени, настойчивости, предельной корректности, а главное, активного эмоционального сопереживания.

    Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений в школе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственном классе. При многолетнем совместном обучении сверстники, как правило, не только не обижают и не унижают одноклассника, но обычно опекают и защищают его. Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формах психических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибком отношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делают успехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся.

    Желательно также активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь реализоваться природным способностям и интересам детей. При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему проблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.

    www.rondtb.msk.ru