Умственная отсталость и ее причины

1. Понятие и причины умственной отсталости.

Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом.

Основную часть детей с умственной отсталостью составляют дети-олигофрены.

Олигофрения (малоумие) – это форма умственной отсталости, которая возникает до развития речи у ребенка.

Это группа различных по происхождению и течению болезненных состояний, которые проявляются в общем недоразвитии психики вследствие наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни).

Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком ее своеобразии.

Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично (нетипично, отклонено от обычной нормы).

а) инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные: краснуха, свинка, корь, ветряная оспа, грипп, Боткина);

б) паразитарные заболевания (токсоплазмоз);

в) родовые травмы, асфиксии;

г) патологическая наследственность (венерические заболевания или умственная отсталость родителей, микроцефалия);

д) нарушения хромосомного набора (болезнь Дауна, синдром Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера);

е) нарушения эндокринной системы (сахарный диабет, фенилкетонурия);

ж) несовместимость матери и плода по резус-фактору;

з) алкоголизм и курение матери;

и) интоксикация лекарственными препаратами – некоторыми антибиотиками, рядом нейролептических и противосудорожных препаратов, гормонами, плодоизгоняющими средствами.

В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями – менингитом, менингоэнцефалитом, параинфекционным энцефалитом.

Реже ее причиной могут стать черепно-мозговые травмы, интоксикации.

Все эти факторы воздействуют на нервную систему в период ее закладки, формирования, интенсивной дифференциации (деления клеток и тканей) и миелинизации (формирования костного мозга и нервных волокон), т.е. во время родов, в первые месяцы и годы жизни.

2. Олигофрения и деменция.

Помимо олигофрении, умственная отсталость включает в себя и состояние деменции.

Деменция (слабоумие) – стойкий ущерб или прогрессирующий распад уже развитого до определенной степени интеллекта, памяти, критики, эмоционально-волевой сферы в результате органического поражения головного мозга. Возникает после 3-х лет.

Деменция может возникнуть вследствие шизофрении, эпилепсии, черепно-мозговых травм, менингоэнцефалита, заболеваний обмена веществ.

Более или менее выраженная деменция сопровождает такое прогрессирующее заболевание как мукополисахаридоз. Это наследственное заболевание, связанное с аномалиями хромосом, и выражающееся в нерасщеплении мукополисахаридозов (крахмал в хлебе и картофеле) из-за нехватки ферментов. Недостаток глюкозы приводит к недостаточному питанию мозга.

Другим таким заболеванием является нейролипидоз – утрата нейронами своих функций из-за нарушения обмена веществ в миелиновой оболочке по причине нехватки ферментов. Это также хромосомное заболевание.

Отличия олигофрении и деменции:

1. При деменции интеллектуальная недостаточность возникает на более поздних этапах жизни (после развития речи), т.е. после 3-х лет, когда большая часть мозговых структур уже сформирована, и психика ребенка уже достигла определенного уровня развития. Т.е. распад психики при деменции прогрессирует после некоторого периода нормального развития ребенка.

2. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, стабильным (прогредиентным) характером интеллектуальной недостаточности. Т.е. проявившись в детстве, в дальнейшем олигофрения не прогрессирует. Полностью развитие ребенка не тормозится, хотя его темп и существенно замедлен. Отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Развитие ребенка-олигофрена подчиняется тем же закономерностям, что и развитие здоровых детей.

3. Структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций – моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоций, произвольных форм поведения, абстрактного мышления. В раннем возрасте (до 3-х лет) разграничить олигофрению и деменцию очень сложно, т.к. любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, обязательно сопровождаются отставанием психического развития в целом. Поэтому интеллектуальный дефект, вызванный прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни, имеет сложную структуру, включает как отдельные черты деменции, так и олигофрении (олигофренический плюс).

Деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков.

Если деменция возникает в 3 года, то,

-прежде всего, теряется речь, пропадают навыки опрятности, самообслуживания.

-Затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким).

-Характерным признаком начала деменции становится появление нецеленаправленного (полевого) поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения.

При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено искажение игровой деятельности. Игра становится стереотипной, однообразной.

Если деменция начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долго наблюдается сохранная речь и учебные навыки. Но зато резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, изменяется поведение.

При поражении головного мозга в школьном возрасте выявляется контраст между наличием знаний и навыков, приобретенных до заболевания, и его познавательными возможностями, которые обнаруживаются во время обследования. Обращает на себя внимание фонетически, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, техника чтения и письма, т.е. запас некоторых знаний, усвоенных в школе. Наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений можно услышать полноценные обобщения, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Но ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает ребенка возможности использовать приобретенные ранее сведения.

Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью. Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. Степень и темп деградации личности обычно опережает интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все более суживается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

Различают следующие виды деменции:

резидуальную органическую деменцию, когда нарушения интеллекта представляют собой остаточные явления поражения головного мозга, и

прогрессирующую органическую деменцию, вызванную текущим органическим патологическим процессом в головном мозге. При второй явления интеллектуального распада постоянно нарастают.

Основу УО (умственной отсталости) составляет ряд анатомических изменений головного мозга:

-малые размеры головного мозга,

-недоразвитие отдельных его частей (чаще лобных).

-отклонение от нормы размеров и числа извилин (утолщенные и малочисленные извилины или слишком мелкие, резко извитые).

-нарушение строения коры больших полушарий головного мозга – уменьшение корковых слоев, неправильное расположение нейронов по слоям, их малочисленность.

-слабое развитие ассоциативных волокон.

-утолщение оболочек мозга, сращение оболочки с мозговой тканью, образовании склеротических очагов, атрофии нейронов.

Аномалиям мозга часто сопутствуют аномалии строения черепа:

-микроцефалия (уменьшенный размер),

-ранее заращение швов и др.

Имеются пороки развития других органов:

-врожденные пороки сердца,

-аномалии желез внутренней секреции.

Особенности ВНД (высшей нервной деятельности) при олигофрении:

1. Нарушается подвижность и сбалансированность нервных процессов, временные связи становятся инертными.

2. Характерна слабость замыкательной функции коры головного мозга: затруднена выработка новых условно-рефлекторных связей, без достаточного подкрепления они быстро исчезают. Это объясняется слабостью процессов возбуждения из-за нарушения функционального состояния нейронов. В то же время старые связи отличаются инертностью, косностью, трудностями перестройки.

3. Для ВНД характерны трудности в выработке дифференцировок, неспособность к быстрому и точному отличию одного явления от другого. Дифференциальные связи формируются очень медленно, быстро и легко угасают. Характерна склонность к частому охранительному торможению как следствие ухудшения функционального состояния нейронов коры головного мозга. Это снижает возможности обучения, умственной работоспособности, формирования новых навыков. При этом активное внутреннее торможение ослаблено.

4. Нарушено развитие второй сигнальной системы, взаимодействие первой и второй сигнальных систем, в процессе овладения учебными навыками умственно отсталые дети опираются в большей степени на наглядный показ и восприятие, чем на словесные инструкции.

5. Недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности. У умственно отсталых детей с опозданием тормозится ряд безусловных рефлексов, так, сосательный и хватательный рефлексы угасают к 2-3 годам, а у некоторых детей-идиотов они сохраняются всю жизнь. Все это создает основу для аномального психического развития ребенка.

studfiles.net

Понятие умственной отсталости, ее формы и причины;

Детей с нарушениями интеллекта и проблемы их обучения и воспитания как предмет олигофренопедагогики

Особенности психического развития

Цель. Развитие системности мышления.

Игровое задание. Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

Цель. Развитие системности мышления.

Игровое задание.Рисуется картинка по любому сюжету – лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Основное содержание темы. Понятие умственной отсталости, ее формы и причины. Классификации умственной отсталости. Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц. Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости. Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

Как известно, клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Причины возникновения умственной отсталости разнообраз­ны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нерв­ной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.).

Вызвать умственную отсталость могут различного рода пато­генные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внут­риутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприят­ное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременно­сти, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормо­ны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на разви­тии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, непра­вильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременно­сти, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная жен­щина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

В период после родов умственная отсталость может быть вы­звана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит. параин-фекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности красну­хой может быть причиной умственной отсталости будущего ре­бенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, рече­вого развития.

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция — это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения, может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения центральной нервной системы при родовом и раннем постнатальном периоде.

М.С.Певзнер, К.С. Лебединская утверждают, что «олигофрения — это один из видов аномального развития ребенка, сложный процесс, при котором нарушение развития в целом зависит от значения, занимаемого той или иной нарушенной функцией в общем психическом развитии ребенка, и от того, на каком этапе онтогенеза наступает нарушение».

При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго­энцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психиче­ских функций. Эти состояния называют деменцией.

Интеллектуаль­ный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисова­нию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выражен­ными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отста­лость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих забо­леваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, дея­тельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

Классификации умственной отсталости

Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале 20-го века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность.

В странах Западной Европы и США эти термины используют­ся лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической прак­тике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (10).

Сопоставление качественной характеристики снижения интел­лекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Соотношения международной и россий ской систем классификации умственной осталости

Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверст­ников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в бо­лее поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интере­суются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происхо­дящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного воз­раста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддер­живать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понима­ют вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у| этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном воз­расте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту по­являются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоцио­нальными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятель­но, без специального коррекционного обучения не формируется.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден иг­рать с более младшими детьми.

Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на заня­тиях по формированию элементарных математических представ­лений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструи­рованию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспи­тываются в условиях массового детского сада, так как их отстава­ние неярко выражено. Но, попадая в массовую общеобразователь­ную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ре­бенку специальную педагогическую помощь, необходимо провес­ти его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвое­ния знаний и навыков, задержку в развитии разных видов дея­тельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практи­ческих ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познава­тельная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуж­даются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывают особенности их психического развития. Для этого существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно, включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нор­мально развивающихся сверстников.

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отстало­стью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII ви­да, где обучение ведется по специальным программам. В неболь­ших городах открыты специальные классы для детей с наруше­ниями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отли­чаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на произ­водстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способ­ными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в ор­ганы местного и федерального управления и т. д.

Имбецилъностъявляется умеренной степенью умственной отста­лости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом! возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутству­ют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно наруше­но звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более позд­ние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, явля­ется неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапа­зон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, они способны овладеть навыками общения, социально бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуж­даются в опеке.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умерен­ной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Идиотия— самая тяжелая степень умственной отсталости. Ди­агностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.Она основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах ге­нетических и пренатальных исследований.

Среди многочисленных признаков особо выделя­ются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, не­адекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и пер­вых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им не­доступно осмысление окружающего, речь развивается крайне мед­ленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, простран­ственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и труд­но формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

В России лица этой категории в основном находятся в учреж­дениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

studopedia.su

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

neurofob.com

Умственная отсталость

Умственная отсталость – это снижение шкалы интеллектуальных возможностей, что обусловлено врожденными факториальными моментами. Умственная отсталость выставляется до трех лет, после трех это уже деменция. Классификация является таковой не напрасно, ведь общераспространено, что до 3-х лет интеллект еще способен достичь граничных нормативных показателей и в общности у ребенка его не всегда возможно методично определить достаточно рано, ведь этапы развития имеют достаточно большие временные диапазоны.

Уровень умственной отсталости нередко сильно варьирует и персоны с легкой ее формой способны заниматься простой деятельностью. Важным критерием в подборе режима считается нарушение поведения.

Умственная отсталость: это что такое?

Умственная отсталость имеет происхождение из греческого языка и перевод абсолютно очевиден, а именно имеет дословный перевод как малоумие, от словосочетание малый ум.

Умственная отсталость – это врожденная патология, не бывает ее приобретенных форм, именно это важнейший критерий постановления умственной отсталости. Психика при таких проявлениях развивается неполноценно, она всегда проявляется в раннем возрасте до трех лет. Интеллект нарушается неполноценно в контексте развития психики. Все это сводится к нарушениям в мозгу и быстро социально дезадаптирует пациента. При этом все функционирование задержано и быстро дезадаптируется социальное функционирование. Нередко умственная отсталость способна задеть разнообразные жизненные сферы, в основном имеет проявления в отношения умственной части, но способно сказаться на волевой и инстинктивной сфере, а также в отношении эмоциональных аспектов. Больные нередко неспособны удерживать рациональное эмоциональное волевое состояние. Часто может нарушаться моторика, что весьма затруждает трудоустройство таких персон.

Впервые термин олигофрения был предложен Крепелином, как и множество других проявлений в психиатрии. Он первый описал случай своей пациентки, а после этим занимались и выдающиеся русские психиатры, Корсаков описал Марию Петрову с микроцефалией, которая глубинно описана в его одноименной монографии о микроцефалах. Значение при такой патологии, особенно с граничным интеллектом, имеет отличие умственной отсталости от педагогической запущенности. Важно понять, что деменция – это падение интеллекта от, как минимум, граничной нормы, а вот олигофрения – это изначальное его недоразвитие. Причем в оценке степени роль отыгрывает социальная адаптация, а еще в этом числе непрогредиентность процесса.

Возможность полностью отследить такие патологии не представляются возможным, ведь легкие формы часто пропускаются, в силу легкой обучаемости таких индивидов для простых физических трудов. Нередко местная специфика в далеких селах совершенно подходит для жизни с умственной отсталостью. Распространение немалое: до 10 персон на тысячу населения, при этом 69% относятся к легкой степени, остальные 31% к умеренной и лишь 0,12% к глубокой. Женщины данной патологии менее подвержены, в процентном соотношении это приблизительно 1,7 мужчин к 1 женщине.

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость достаточно распространена и, невзирая на схожесть клиники, причины её настолько разнообразны, что зачастую диву даешься. При этом нет даже направления, на которое первоочередно стоит обратить внимание из-за того, что факторы провокации способны найтись как с внешним влиянием, так же и при многих внутренних патологиях. Отдельные группы резко и комплексно влияют на умственное развитие малыша, а иные лишь частично. Влияние любой первопричины должно состоятся в материнской маточной утробе, в процессе таинства рождения или в первые 3-и года жизненного цикла индивида.

Наиболее распространены интоксикационные процессы, их влияние, несомненно, оказывает значительное негативное воздействие в качестве первопричины. Когда малыш еще в утробе мамочки, то прием ей препаратов, особенно антибиотиков, противогельминтных, цитостатиков, моноклональных антител, анестетиков, многих нейролептиков, снотворных и многих иных, способен привести к тератогенному эффекту с последующем развитием многих патологий и умственной отсталости. К экзогениям также принадлежит алкоголизм, наркомания, токсикомания, интоксикации при инфекциях также способны так воздействовать.

Многие патологии матери имеют сильнодействующее влияние на развитие частей плода, так называемые, сейчас распространенные ТОРЧ-инфекции, к ним принадлежат: краснуха, герпес вирус, цитомегаловирус, токсоплазмоз и иные. Особенно опасно заразиться этой патологией во время беременности, и иметь острую форму этих патологий, поскольку практически все вирусы проходят плацентарный гематологический барьер и имеют способность поражать плод.

В отдельных случаях осложнения простудных заболеваний, любых бактериальных, скарлатина, и вирусных, а особенно новых недавно обнаруженных вирусов способны привести к подобным последствиям. Хронические патологии у мамы также ведут к подобному исходу, в силу неверного метаболизма, тяжелой дистрофии со снижением кровенаполнения и общих сил организма. Нередко умственную отсталость провоцирует сердечная недостаточность, сахарный диабет.

Гинекологические проблемы, которые впоследствии перерастают в акушерские также могут относиться к первопричинам. Неверное развитие плаценты, старение плаценты, отслойка плаценты, многоплодная беременность с патологическим течением, много- или маловодие.

При травматических выразительных поражениях во время моментов беременности, аварии, падения, нападения, побоев, а также при родах с нюансами и осложнениями, при клинически суженном и узком тазе, неверном ведении родов, применении травматических методов родовспоможения, акушерских щипцов, чрезмерного давления на череп при скорых родах или затяжных также может развиться данная патология. Применение наркоза во время родов с развитием гипоксии также способно развить такое состояние, а также гипоксия плода, нередко вплоть до его ишемии. Гипоксические поражения имеют тяжелое восстановление.

Среди эндогенных факторов важнейшую роль имеет наследственная отягощенность, возраст матери, близкородственные браки, генетические, хромосомные и геномные мутации, которые ведут к патологической закладке в работе органов и мозга. Резус конфликт, как и конфликт групп крови способен приводить к умственной отсталости, если не к мертворожденности. Хромосомные заболевания, генетически проявляющие себя в виде трисомии по 21 хромосомной паре – синдром Дауна, по 18 паре – синдром Эдвардса, по 13 паре – синдром Патау.

Отдельные генные патологии, например фенилкетонурия, способны привести к умственной отсталости из-за накопления токсических метаболитов и нарушения обменом белков. Отсутствие гормонов щитовидной железы, тироксина, трийодтиронина также ведет к развитию умственной отсталости – кретинизму, поскольку у детей до трех лет этот гормон отвечает за развитие мозга. Именно поэтому на эти патологии обследуют сразу же в первые миги после рождения малютки.

Но даже рождение здорового крохи без наличия каких-либо сбоев и аномалий не дает защиты или гарантий в будущем. Очень важно избегать инфекций, особенно менингита в столь юном возрасте из-за риска развития умственной отсталости. Неправильное питание, кахектические включения, травмы, интоксикации, отравления, плохое питания, нелицеприятная экология также способны отравить жизнь малютке и не дать ей шанса влиться в здоровое общество.

Симптомы и признаки умственной отсталости

Умственная отсталость всегда врожденная именно поэтому вся симптоматика проявляет себя с раннего периода детства. Психические процессы всегда недоразвиты в таких прискорбных случаях, поэтому все поведение сходится к измененному патологическому эмоциональному поведению.

Интеллект всегда явно нарушен, при этом персона не абстрагирует, не анализирует, с трудностями совершает математические действия и плохо запоминает любые данные. Хотя у некоторых при отдельных проявлениях может наблюдаться гипермнезия.

Психическое недоразвитие проявляется в эмоциональном обеднении, отсутствие нормального настроения и эмоционального реагирование. Всегда наблюдается в осмотре и жалобах значительное интелектуально-мнестическое отставание от одногодок детей, торможение происходит в любом возрасте, малыш позже начнет ходить, позже скажет первое слово, с опозданием разовьются все его нервно-моторные функции.

Такие дети с некими отклонениями не способны общаться с погодками из-за внушительной разницы интеллекта. У взрослых это также может выявляться в дезадаптации к социальным отношениям.

Умственная отсталость у детей затрагивает все сферы когнитивного функционирования, нередко нарушается речь, движения также очень характерны, замедлены и не схожи с типичными для этого возрастного контингента. Умственная отсталость у детей терминуется чаще олигофренией и проявляется разной степени интеллектуальными нарушениями, считается, что олигофрения более типична как готовый диагноз с выясненными причинами, а при криптогенной этиологии чаще называют умственную отсталость.

Умственная отсталость у детей проявляется органическими нарушениями и нередко проявляет себя в педагогической обучаемой и социальной запущенности. Дефект сохраняется и в зрелости, именно поэтому эти персоны имеют необходимость в надлежащем уходе. Позитив в этом лишь один — процесс не прогрессирует, что значит, что ситуационное положение в отличие от приобретенной деменции не ухудшается.

Характеристики умственной отсталости медицински проявляются в неких ожиданиях, что, например, ребенок-подросток способен перерасти ее частично, но, при этом раскладе, не доходя к норме, просто интеллектуально он становится немного более развит.

У взрослых помимо детских нарушений интеллекта проявляются нарушения интимного поведения, нередко половая неразборчивость. Они легко раздражаются, часто ведут себя навязчиво. Отдельно в диагноз выносятся нарушения поведения, которые от мелких проступков могут доходить до полноценных правонарушений.

Умственная отсталость: классификация

Умственная отсталость классифицируется по причинам возникновения или этиопатогенезу. Создал классификацию ученый Сухарев. Одни из первопричин, которые всегда выясняются, являются генетические причины ее возникновения, ведь важно знать, когда человек захочет еще детей, способен ли он с партнером иметь все же здоровое потомство. Именно поэтому настолько важно всегда искать причину возникновения.

Генетическая умственная отсталость нередко имеет хромосомные формы. Наиболее часто это патология соматических хромосом, хромосомные формы умственной отсталости имеют распространенность 15,7% среди всех олигофрений. Синдром Дауна, трисомия, вместо двух, по двадцать первой хромосомной паре, то есть ее построение или мозаическая форма болезни с увеличением части хромосомы. Синдром Дауна по статистике характерен для индивидов, заводящих ребенка в старших возрастных категориях. Причем, не зависимо от пола старшего родителя, это связано с накоплением мутантных клеток в зрелом возрасте. При этом, возникают все те же когнитивные нарушения в интеллектуальной и мнестической сферах, с эмоциональной патологией и нарушением влечений. Фенотип, внешний облик у них достаточно характерен, солнечные дети имеют специфические глазные разрезы с эпикантусом, нависающим веком. Маленький подбородок на фоне большого лица и макроглоссию – большой язык, который нередко не помещается во рту. Конечности укорочены по отношению к телу, а ладошка называется «обезьяньей» из-за одной поперечной складки вместо нормальных двух, мышечный тонус низковат, а между пальцами большие щели. Проблемы у таких деток не только на интеллектуальном уровне, также повышенный риск пороков сердца, проблем с желудком, в частности ГЭРБ из-за низкого тонуса пищеводных сфинктеров. Также часто проявляется инфекциями ушей, деструкцией щитовидки и апноэ во сне. В основном у них средний уровень снижения интеллекта, на половину по сравнению со здоровыми, но у отдельных бывает более выраженный дефект.

Синдром Клайнфелтера также хромосомный, но связан он с аномалиями в половой хромосоме. Бывает лишь только у мужчин при удвоении женский Х хромосомы, с сохранением мужской. У них возникает легкая умственная отсталость, но из-за их отличий и женоподобности они впадают в выраженную депрессию и не способны прийти к лицеприятному образу жизни. Таким индивидуумам необходима психологическая поддержка.

Синдром Тернера также хромосомное проявление, возникающее в половой хромосоме, при этом бывает у женской аудитории. Характерным является выпадение одной Х хромосомы, что приведет к общему уменьшению количества хромосом на одну. Такие девочки, как и мужчины при предыдущем синдроме бесплодны и мужеподобны. Умственная отсталость чаще легкая и бывает не у всех, поэтому они невротизируются из-за своих отличий от других девочек.

Также причинами может считаться внутриутробное воздействие, тогда возникают эмбриопатии и фетопатии, что зависит напрямую от временного срока воздействия. Эмбриопатии всегда более тяжелые из-за ранних недельных сроков и нередко ведут к гибели малютки. Во время родов с ишемией и травмами может развиваться ДЦП с умственной отсталостью.

Степени умственной отсталости

Характеристика умственной отсталости наиболее зависима от степеней. Это является критерием, необходимым для вынесения в диагноз умственной отсталости. Постановка степени производится по разным фактором, но основную роль выполняют психологи с их айкъю тестами. По типу методики Векслера с кубиками Кооса или методики матриц Равена.

Умственная отсталость имеет несколько степеней, легкая – это дебильность. Критерии для ее постановления достаточно четкие и простые в применении. Диапазон интеллекта в пределах 50-69, при этом понимания и речь находятся в разных степенях задержки. Нарушения экспрессивной речи присутствуют и в зрелом возрасте. Наблюдаются нарушения трудовой и социальной адаптации, но при верном воспитании такие люди могут создавать семью и выполнять элементарные рабочие функции. При отсутствии нарушений поведения они могут быть ведомы и пассивно подчинямы, поэтому нельзя их допускать в плохие компании. Их легко подговорить к плохим поступкам, антисоциальным и криминальным. Самообслуживание у них полностью сохранено, они способны есть самостоятельно и даже готовить элементарные блюда, также им доступны гигиенические процедуры и даже элементарное обучение. Они способны быть достаточно полноценными членами общества. При наличии расстройств поведения дела могут обстоять хуже, поскольку они способны совершать криминогенные действия.

Виды умственной отсталости средней степени имеют два подвида. Этот тип имеет термин имбецильность. Виды умственной отсталости, занимающие вторую нишу по тяжести делятся между собой на умеренную и тяжелую. Умеренная имеет интеллектуальный диапазон 35-49. Зрительно – пространственные навыки вполне себе сохранены, а вот с речью дела обстоят плохо. Развитие ее очень низкое. Больные очень неуклюжи, но при этом наслаждаются социальными взаимодействиями. Очень стремятся к общению, хотят демонстрировать свои художества или то, чем они занимаются. Могут усваивать мимически – мануальные знаки для облегчения плохого речевого развития. При обследовании выявляются органические мозговые поражения.

Тяжелая умственная отсталость имеет интеллект от 20 до 34 и проявляется более глубокой недоразвитостью и инвалидизацией индивида. Больные не способны на большинство действий самообслуживания, не обучаемы, очень трудны в уходе.

Глубокая умственная отсталость, или идиотия. Это очень тяжелое состояние, ведущее к мучениям родных и самого индивида. Показатели теста IQ ниже 20. Понимание речи абсолютно ограничено, максимум — это способность запоминания нескольких команд. Как правило, эти персоны недвижимы, что ведет к усложнениям ухода и присоединению вторичных инфекций. Больные могут приобрести простейшие зрительно-пространственные навыки. Всегда имеют тяжелые неврологические проявления с эпилепсией, глухотой или слепотой, нередко проявляется атипичный аутизм. Их невозможно задействовать в простейших делах, самообслуживание полностью отсутствует.

Лечение умственной отсталости

Производят лечение зависимо от форм. При легкой учитываются гормональные нарушения и корригируются, также назначается строго специфическое генетическое лечение. Проводится обучение в спецшколах с ориентированием на простую жизненную профессию и обязательным созданием благоприятного микросоциума.

Работа с родителями также отыгрывает свою положительную роль, ведь родителям очень важно объяснить всю значимость адекватного отношения к их крохе.

Медикаментозное лечение легкой степени умственной отсталости:

• Нейрометаболитики с дегидратирующим и цереброваскулярными эффектами: Пирацетам, Дианола Ацеглумат, Пиритинол, Аминалон, Фенибут, Гинкго билоба, Семакс, Билобил, Глицин, Бемитил, Идебенон, Кортексин, Ницерголин, Ацетиламиноянтарная кислота, Сальбутиамин, Мексидол, Етирацетам, Меклофеноксат, Биотредин, Пикамилон, Ролзирацетам, Нейробутал, Церебролизин, Винпроцетин, Женьшень, Анирацетам, Церебрамин, Оксирацетам, Ксантинола, Мелатонин, Прамирацетам, Никотинат, Дупрацетам, Винкамин, Лецитин, Навтидрофурил, Циннаризин.

• Транквилизаторы и нейролептики, Эглонил, Галоперидол, Аминазин, Секдуксен, Сибазон, Галоприл, Трифтазин.

• Противосудорожные Вальпроаты и Карбамазепины, общеукрепляющие витамины, адаптогены и имуностимуляторы.

Средняя степень помимо предыдущего еще и требует особых стационарных условий для восстановления адаптивных возможностей, адаптация при правильных действиях успешна.

Глубокая умственная отсталость лечится с ориентировкой на сопутствующие проблемы.

vlanamed.com

Умственная отсталость: эндогенные и экзогенные причины нарушений интеллекта

Умственная отсталость: эндогенные и экзогенные причины нарушений интеллекта

1. Причины возникновения умственной отсталости

1.1. Эндогенные причины

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

На сегодняшний день насчитывается более четырехсот причин возникновения умственной отсталости, среди которых выделяют:

1. Генетические причины : хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна),частичная делеция короткого плеча хромосомы 4,микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др. А так же дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом,синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли. Дисфункция отдельных генов: число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек

. 2. Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы. Так же значительная недоношенность,нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);

3.Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;

4. Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей;

5.Умственная отсталость неясной этиологии.

1.Причины возникновения умственной отсталости.

К причинам эндогенного происхождения относятся следующие группы причин.

1. Изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины умственной отсталости. Генные мутации — изменение внутренней структуры генов. Хромосомные мутации — изменения структуры хромосом.

Распространенность хромосомных болезней среди новорожденных составляет — 0,5%. У человека мутации возникают постоянно — это естественный процесс, происходящий в ходе жизнедеятельности. Кроме того, они происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация: электромагнитные излучения, гаммаи рентгеновы лучи, корпускулярные излучения: быстрые нейтроны, альфа-частицы). Вредоносными могут стать химические вещества (инсектициды, фунгициды, гербициды, формальдегид, ароматические углеводороды, противоопухолевые средства). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток.

2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты . Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. Фенилаланиновая эмбриопатия возникает в том случае, если у матери имеет место фенилкетонурия, т. е. содержание фенилаланина в ее крови превышает 30 мг/л.

Многие клиницисты выделяют в отдельную группу следующие причины эндогенного происхождения.

3. Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными расстройствами, не расхождением половых хромосом.

4. Возраст родителей . Частота рождений детей с трисомиями 13, 18 или 21 у женщин в возрасте 30-34 лет составляет один случай на 510, в возрасте 35-39 лет 1 на 185, в возрасте 40-44 лет 1 на 63, а старше 45 лет 1 на 24. Частота трисомий зависит и от возраста отцов. Основной причиной возрастного фактора является старение половых клеток, увеличение частоты мутаций (из-за снижения устойчивости хромосом к химическим воздействиям, падения активности ферментов, гормональных нарушений и др.).

Среди причин, вызывающих нарушение созревания плода, известно более 400 внешних факторов (Д.Н. Исаев). Так как во внутриутробном периоде центральная нервная система (ЦНС) плода особенно чувствительна, то ее повреждения встречаются часто и приводят в итоге к психическому недоразвитию (70-90%). Нарушение психического развития ребенка может оказаться следствием взаимодействия многих вредностей, действующих внутриутробно (перинатальный период), в течение родов (натальный период) и в раннем постнатальном периоде.

Влияние вредных факторов в перинатальный период.

Для возникновения умственной отсталости очень важно время поражения плода, степень благополучия его развития и наличие неповрежденных тканей, способных компенсировать повреждения или замедление развития, вызванные инфекционным агентом. Чем раньше действует вредность на плод (первый триместр), тем, скорее всего, произойдет выкидыш, замершая беременность или возникнут тяжелые пороки развития.

Среди наиболее распространенных причин психического недоразвития в перинатальном периоде выделяют следующие:

1 . Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно — сосудистой недостаточностью, болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.

2. Несовместимость по Rh-фактору и по факторам АВО. Примерно у одной из восьми женщин Rh-фактор в крови отсутствует. Дети этих женщин могут пострадать от Rh-несовместимости, если у мужей этот фактор имеется. Rh-позитивный плод, получивший этот фактор от отца, провоцирует выработку антител в крови матери. Эти антитела, проникая в кровоток ребенка, разрушают его эритроциты. Возникающий в результате эритробластоз приводит к нарушению ЦНС, что в дальнейшем может проявиться в умственной отсталости, нарушении слуха и других неврологических симптомах. Эритробластоз встречается у одного из 150-200 новорожденных.

Причиной умственной отсталости может стать также несовместимость и по факторам крови АВО.

3. Внутриутробные инфекции : многие инфекции передаются от матери плоду, однако лишь малая их часть вызывает умственную отсталость. Они становятся причиной поражения ЦНС плода в 4-5% случаев тяжелой — и 1 % легкой умственной отсталости. Среди микроорганизмов, вызывающих умственную отсталость, чаще всего встречаются вирусы, простейшие (протозоа) и спирохеты. У 5% беременных инфекционное поражение плода вызывают вирусы. Инфекция, попавшая в материнский организм, в ряде случаев не дает внешних признаков заболевания у беременной, но при этом может поражать плод. Вероятно, это связано с тем, что ЦНС плода из-за недостатка кислорода, нарушенного питания и незрелости гемато-энцефалического барьера — более благоприятная среда для микроорганизмов. Примером может быть вирус краснухи, который в разные сроки беременности действует по-разному. При этом предполагают, что основной механизм повреждения ЦНС плода — аноксия (недостаток кислорода), в результате чего останавливается клеточное деление, что приводит к возникновению уродств или ограничению роста органов. Вероятность поражения плода зависит также от плаценты, которая не пропускает к нему возбудителей многих острых инфекций. Однако эффективность этого плацентарного барьера различна. Возбудители сифилиса, токсоплазмоза и некоторых других микроорганизмов проникают через это препятствие, а также могут попадать из околоплодной жидкости. Плод защищается от инфекций антителами матери. Тем не менее, и этот механизм не всегда эффективен. Так, беременная, будучи иммунной, к определенному заболеванию, все же способна передать возбудитель эмбриону.

Вирус гриппа. Краснуха — если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15% до 20%.

Цитомегалия (ЦМВ) : вызывается вирусом слюнных желез, попадающим от матери к плоду, который приводит к воспалению мозга и его оболочек, что завершается смертью или тяжелым заболеванием эмбриона. От 1 % до 2% умерших младенцев обнаруживают цитомегалию.

Врожденный сифилис : сифилитическая спирохета передается плоду через плаценту матерью, зараженной во время беременности. Она не проникает в эмбрион до пятого месяца беременности. В сороковых годах XX века 4% умственной отсталости связывали с сифилисом. Применение антибиотиков для лечения сифилиса резко уменьшило поражение плода. Увеличение в десятки раз числа больных сифилисом в последние десятилетия привело к возрастанию риска появления врожденного сифилиса.

Листериоз: листерии, обладающие способностью проходить плацентарный барьер, поражают преимущественно нервные ткани плода. Это может приводить к его гибели или к септицемии и менингоэнцефалиту, оставляя грубые органические поражения ЦНС. После рождения в связи с этим возникает тяжелая умственная отсталость. Редко описываются случаи врожденного туберкулеза.

Токсоплазмоз : токсоплазма — одноклеточный паразит — передается от животных человеку предположительно через их мясо. Распространенность врожденного токсоплазмоза от 5-7 на 10 000 нормальных младенцев. Инфицируются младенцы до рождения и после родов. Примерно 10% зараженных младенцев умирает через один-два месяца. У многих из выживших детей имеются множественные пороки развития и умственная отсталость.

4. Химические вредности, приводящие к интеллектуальному дефекту, — свинец, алкоголь, лекарственные препараты. В период органогенеза с начала третьей и до конца десятой недели любой вредный фактор может привести к смерти эмбриона или появлению пороков развития. Яды могут повлиять на ЦНС и позже, не подвергая разрушению органы, завершившие свое развитие. Частота пороков , у умерших в перинатальном периоде развития, составляет от 21 до 42%.

К лекарственным веществам, имеющим тератогенное действие, относятся: -гормональные препараты половых желез, надпочечников, поджелудочной железы (инсулин);

— препараты, подавляющие обмен веществ; препараты, избирательно разрушающие раковые клетки;

-антибиотики; галлюциногены; и др.

Некоторые наркотические вещества (ЛСД), контрацептивные средства, чрезмерное курение также оказывают тератогенное действие. Кроме того, белково-калорийная недостаточность и голодание матери, а также дефицит поступления в ее организм некоторых витаминов (А, В, Е, фолиевой и пантотеновой кислоты) ставят под угрозу интеллектуальное развитие будущих детей.

Тератогенное действие разных веществ различно. Сульфонамиды, например, повреждают мозг, вызывая желтуху плода. Препараты, препятствующие свертыванию крови, могут привести к кровоизлияниям в мозге и к его стойким повреждениям. Повреждения плода зависят и от способа, и от времени действия вещества. Различные реакции на один и тот же агент у разных плодов могут быть связаны с их генетическим своеобразием.

5. Физические факторы: радиационные воздействия на беременных женщин при диагностических, терапевтических, профессиональных или случайных рентгеновских облучениях при катастрофах на атомных электростанциях могут вызвать тератогенный эффект и умственную отсталость. Это воздействие зависит не только от стадии развития зародыша, но и от дозы, вида и мощности ионизирующего облучения, а также от индивидуальной чувствительности. Возникновение пороков под влиянием ионизирующего облучения связано с прямым повреждением плода, а также с нарушением метаболизма и проницаемости клеточных мембран в организме будущей матери. Наиболее часто при этом наблюдаются пороки нервной системы, глаз и черепа.

Механические воздействия, вызывающие пороки: амниотические сращения, чрезмерное давление матки или опухоли на плод при маловодии или крупной миоме.

6. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.

7. Влияние недоношенности (менее 1500 года) и перекошенности на психическое развитие ребенка определяется не только недостатком массы тела, но и продолжительностью беременности. Частота неврологических и психических нарушений у таких детей составляет не менее 20%.

Влияние вредных факторов в натальный период.

В 9% случаев умственной отсталости причиной поражения мозга становятся вредности, что связывают с гипоксией. Недостаток кислорода в процессе родов может быть обусловлен тяжелыми болезнями матери (сердечно-сосудистой недостаточностью, заболеваниями крови и т. д.). Асфиксия плода обычно сочетается с родовой травмой, чему способствуют быстрые или затяжные роды, узкий таз, лицевое предлежание, ягодичное предлежание плода, недоношенность и переношенность плода, несоответствие родовых путей женщины и размеров плода.

Влияние вредных факторов в постнатальный период.

В первые годы жизни наиболее частой причиной поражения ЦНС и умственной отсталости оказываются энцефалиты, тяжелые интоксикации, черепно-мозговые травмы, состояния клинической смерти. Заболевания, сопровождающиеся тяжелым истощением (токсическая дизентерия), сменяющие друг друга инфекции (от 5 до 25%) также могут оказаться причиной отставания в развитии особенно у недоношенных или детей, перенесших тяжелую родовую травму.

Социальные и культурные факторы.

Личный опыт, среда и особенно семейное окружение оказывают серьезное влияние на развитие интеллекта и личности ребенка. Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом предопределяют его дальнейшую жизнь. Для оптимального психомоторного развития формирование навыков должно происходить в чувствительные (критические) периоды жизни. Обнаружено, что для освоения цвета, формы, звука и материала предметов наиболее подходящее время — от 2,5 до 6 лет. В то же время слишком раннее форсированное обучение навыкам чтения и счета, до того момента, когда ребенок способен их воспринять и получить удовлетворение от своих достижений, в дальнейшем может привести к нарушению способности обучаться или даже к ограничению интеллектуальных возможностей.

Препятствием развития ребенка могут стать условия депривации (сенсорной, когнитивной, социальной, эмоциональной), в которых он не сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным.

Наибольшее значение социальные и культурные, а также семейные и психологические факторы имеют для возникновения легкой степени умственной отсталости. Влияние частичной депривации может сказаться на тех детях, которые ослаблены врожденными вредностями или рано перенесенными болезнями, следующими одна за другой.

Изучение зависимости психического развития детей первого года жизни от отклонений в течение беременности и родов, а также от культурного уровня семьи (по образованию родителей) выявило зависимость психического развития детей от образования родителей и обратную — развития детей от выраженности перинатальной патологии , связь серьезного влияния семейно-психологических факторов на формирование психики детей раннего возраста, особенно в случае их сочетания с соматическими вредностями.

В происхождении тяжелой степени умственной отсталости участвует комплекс наследственных (хромосомные аберрации, гены большого действия) и серьезных внешних факторов (травмы, нейроинфекции). Эти факторы оказывают сильное негативное воздействие на формирование мозговых структур, а также на развитие плода в целом.

Дети, перенесшие травмы головного мозга (сотрясения, ушибы, и т.д.), отличаются повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень их умственной отсталости бывает чаще всего

не очень значительной. Однако из-за очень большой утомляемости,

которая приводит к неустойчивости внимания и забывчивости,

дети, несмотря на свою сообразительность, оказываются иногда не в состоянии справиться даже с выполнением

Подход, разделяющий причины умственной отсталости на два вида, подчеркивает важные этиологические различия между органическими и культурно-семейными причинами умственной отсталости:

1 . К виду органической умственной отсталости относятся генетические и конституциональные факторы, такие как хромосомные аномалии, моногенные аномалии и нейробиологическое влияние.

2. Предполагаемыми причинами культурно-семейной умственной отсталости являются неблагоприятное экономическое положение и генетическая наследуемость интеллекта.

3. Социальные и психологические причины умственной отсталости заключаются в разнообразных влияниях окружающей среды, а особенно в качестве физической и эмоциональной заботы о ребенке и стимулирования ребенка на стадии младенчества и раннего детства.

1. Власова, Т.А., Певзнер, М.С.О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1973,175 с.

2. Кузнецова, Л. В., Переслени, Л. И.,Солнцева Л. И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002.

3.Лебенская,К.С.,Лебединский. В.В. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте: Учеб. пособие для вузов. – 7-е изд.,испр. и доп.- М.: Академ. Проект; Трикста, 2011.- 303 с.

4. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.-104 с.

5.Петрова, В.Г.,Белякова,И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . – 2-е изд., стереотип.-М.: Изд. Центр «Академия»,2004. – 160 с.

6.Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. — метод. пособие/Составитель Е.А. Калмыкова. — Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. –-121 с.

7.Стребелева,Е.А.,Венгер.А.Л., Екжанова,Е.А. и др./ Под ред. Стребелевой , Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М.: Изд. Центр « Академия»,2002. — 312 с.

8. Фернандес, Р. , Самуэльс, М. Неврология. / Под редакцией М. Самуэльса. Пер. с англ. — М.: Практика, 1997.

9.Шаповалов. И.А. Специальная психология: Учеб. пособие. –М.: ТЦ Сфера,2005. -224 с.

infourok.ru