Умственная отсталость понятие виды

Умственная отсталость и её виды

Что такое умственная отсталость? При определении этого понятия важно уточнить, что олигофрения – это вовсе не заболевание, а комплексное отклонение в развитии. Оно представляет собой необратимую недостаточность умственного и психического развития, связанную с органической патологией мозга. Порок развития может быть врождённым и приобретённым вследствие травмы (деменция). Умственная отсталость у детей и взрослых требует серьёзной социальной адаптации и квалифицированной помощи специалистов.

Виды олигофрении по уровню интеллектуального развития

Дебильность – это умственная отсталость легкой степени. Люди с этой особенностью способны к обучению, основанному на наглядном материале и постоянном повторении. У них развита речь в пределах бытового общения. Благодаря возможности освоения пр остых профессиональных навыков, люди с дебильностью могут быть успешно социализированы: они работают, заводят семьи и ведут собственное хозяйство. Но этому предшествует длительная подготовка в специализированных учебных заведениях. Черты характера людей с этой степенью умственной отсталости более дифференцированы, чем при других, более тяжелых, формах олигофрении. Но, к сожалению, они чаще остальных попадают под «дурное» влияние, так как не обладают критическим мышлением. Максимальный коэффициент интеллектуального развития дебилов колеблется в значениях 50–69.

Имбецильность – это умственная отсталость умеренной и средне-тяжелой степени. Возможности таких людей ограничены навыками самообслуживания, но могут быть обучены выполнению легкой монотонной работы под контролем специалистов. Речь имбецилов проста, социализация возможна только в знакомых условиях, например, в семье или лечебном заведении. Самостоятельно жить люди с данной степенью умственной отсталости не могут. Пределы коэффициента их интеллектуальных возможностей от 35 до 49. В тяжелых формах обучение невозможно. Словарный запас очень скудный – достигает двух-трёх десятков слов. Чаще всего речь затруднена тяжёлыми артикуляционными дефектами, а походка нарушена вследствие сопутствующих неврологических проблем.

Крайне выражена у мственная отсталость при идиотии. Люди с тяжелой степенью олигофрении не осваивают и не понимают речь, но могут издавать нечленораздельные звуки, слоги, произносить простейшие слова, значения которых им неясны. При идиотии исключена возможность формирования навыков самообслуживания. Моторные функции недоразвиты, в большинстве случаев такие люди не могут ходить и даже стоять без посторонней помощи. Передвигаются с трудом, обычно ползком. Поведение идиотов апатичное, малоподвижное. В некоторых случаях вялость сменяется возбуждением с повторяющимися примитивными движениями. Подавляющее большинство умственно отсталых из этой группы рождается с тяжёлыми соматическими и неврологическими нарушениями. Люди с глубокой степенью олигофрении нуждаются в постоянном круглосуточном надзоре и уходе, их социализация исключена. Несмотря на то что умственная отсталость – состояние необратимое и стабильное, правильно подобранная методика работы не исключает положительной динамики в развитии при средне-тяжёлой и крайней степени олигофрении.

www.syl.ru

18. Понятие об умственной отсталости. Виды умственной отсталости. Степени выраженности.

Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD), термином задержка психич. развития (mental retardation) обозначается «общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью адаптивного поведения, проявившееся в период развития». МКБ-10 (F70-F79) – Умст. отсталость (интеллектуальная недостаточность)

Для постановки диагноза задержки психич. развития требуется соответствие 3-м критериям.

— Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического показателя удовлетворяют первому критерию диагноза.

— Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва.

— Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для отличения задержки психич. развития («умственной отсталости») от ряда др. расстройств, для к-рых тж характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить.

Дж. Гроссман разработал систему степеней:

1. F70 – умственная отсталость легкой степени

При легкой степени показатель IQ попадает в интервал 55—59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне школьников 4—5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью У. о. — это их неспособность организовать свой досуг. В легкую умственную отсталость МКБ-10 включают дебильность, легкую умственную субнормалность и легкую олигофрению.

2. F71 – умственная отсталость умеренная

Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40—54 баллов и умственный возраст приблизительно 6—8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ. навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых мастерских, где доход не зависит от уровня выработки. В умеренную умственную отсталость МКБ-10 включают имбецильность, умеренную умственную субнормальность (лакунарная деменция) И умеренную олигофрению.

3. F72 – умственная отсталость тяжелая

Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25—39 баллов, чему соответствует возраст от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми вступают в контакт. В тяжелую умственную отсталость МКБ-10 включают тяжелую умственную субнормальность (глобарная деменция) и тяжелую олигофрению.

4. F73 – умственная отсталость глубокая

У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3 года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но нек-рые могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения. В глубокую умственную отсталость МКБ-10 включают идиотию, глубокую умственную субнормальность (тотальное слабоумие и психический маразм) и глубокую олигофрению.

studfiles.net

Умственная отсталость

Горинов В. В., д.м.н., профессор

Согласно современным научным представлениям, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Любая вредность, действующая на организм, не закончивший своего формирования, физиологического роста, может привести к общей или частичной задержке его развития. Достаточно длительное и сильное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в его дифференцировании, а, следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность и формы умственной отсталости зависят от времени влияния повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов, локализации и распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности. Умственная отсталость характеризуется рядом общих клинических признаков. Ведущий признак — общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии — врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет — страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что умственная отсталость представляет собой не снижение функций психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удается выявить остатки прежних навыков и знаний. У лиц с приобретенным слабоумием речь более развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкое несоответствие между интересами и устремлениями больного до развития слабоумия и после этого.

При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод в периоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов могут быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.

Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, в зависимости от различных причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей.

Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники. На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

Клиническая картина умственной отсталости проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Особенно это положение касается тех случаев, когда имеет место биологическое повреждение зародыша.

Больные нередко обращают на себя внимание уже своим внешним видом: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидро-цефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Нередко имеются дефекты слуха, зрения, речи, пороки развития внутренних органов.

Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи. Большинство этих лиц начинают говорить после 4 лет. Медленное развитие речи иногда является выражением недостаточного развития моторики и неспособности владеть своими движениями. В таких случаях понимание речи начинается раньше, чем умственно отсталые лица начинают говорить (немота без глухоты). В других случаях недостаточность речи больше связана с дефектом высших психических функций, чем двигательных. Речь при этом бедна запасом слов, построение фраз детское. Часто отмечаются неправильное соотношение между отдельными частями предложения, аграмматичное построение фраз, отсутствие в них спряжения и склонения. Такую речь дополняют неправильное произношение отдельных звуков, бедность интонаций, затруднения при переходе от слога к слогу, от слова к слову. При достаточно развитой устной речи может быть недоразвита способность к чтению и письму.

Для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память), так и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям).

Процесс восприятия часто ограничен различными дефектами органов чувств, но и при хороших зрении и слухе восприятие внешних впечатлений затрудняется из-за недостаточности активного внимания. При тяжелой умственной отсталости страдает и пассивное внимание. При всяком психическом напряжении умственно отсталые лица устают гораздо быстрее, чем их здоровые в психическом отношении сверстники.

Отмечаются и заметные нарушения памяти. Они могут быть обусловлены неспособностью удержать в памяти воспринятые образы или устанавливать связь с прошлым опытом. Дат же в случаях хорошей механической памяти больные способны к восстановлению только отдельных деталей, они не воспроизводят сложной картины событий, сложного комплекса впечатлений, что связано с недостаточностью ассоциативного процесса, способности к умозаключению. Наряду с явной недостаточностью смысловой памяти иногда наблюдается хорошая изолированная память на имена, числа, даты, мелодии.

Вследствие недоразвития высших психических функций отмечаются затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия. Запас знаний всегда ограничен. Вследствие затруднения усвоения отвлеченных понятий больные не улавливают их переносного смысла. Неспособность к абстракции может проявляться уже и в том, что счет производится только в именованных числах или при помощи подсобных предметов, счет отвлеченных чисел недоступен. Затруднено отличие главного от второстепенного, дифференциация явлений разного порядка, лучше усваивается форма, нежели внутренний смысл явлений.

У умственно отсталых лиц слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений. Иногда в практике судебно-психиатрической экспертизы встречаются лица с легкой умственной отсталостью, которые склонны к фантастическим измышлениям, причем их фантазии отличаются бедностью и элементарностью, случайным и необдуманным содержанием.

Наиболее же существенным нарушением психической деятельности лиц с умственной отсталостью является недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия, что имеет самое существенное значение при судебно-психиатрических экспертизах.

Общим характерным признаком для эмоционально-волевой сферы этих лиц является преобладание не столько тонких дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Эмоциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Возбудимость, эгоцентризм могут быть у внушаемых и робких больных.

В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна. После употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией, у больных могут легко возникать быстро проходящие психотические расстройства. Психозы могут протекать со зрительными галлюцинациями, двигательным возбуждением, страхами, депрессиями. Усугубление их интеллектуальной недостаточности может наступить и в психотравмирующей ситуации.

Лица с умственной отсталостью в степени дебильности могут совершать правонарушения, связанные с ситуацией, которые требуют разумной оценки и принятия взвешенных решений. Лица, казалось бы, не представляющие опасности, не склонные к конфликтам и каким-либо асоциальным действиям, достаточно адаптированные к обычным жизненным обстоятельствам, оказавшись в усложненной обстановке, перед проблемами, выходящими из круга обычных и повседневных, не могут иногда самостоятельно найти оптимальный выход из положения и предпринимают действия, представляющие общественную опасность. Моделями таких действий являются примеры, приведенные в руководствах по судебной психиатрии. Так, один больной с интеллектуальной недостаточностью, желая согреться во время холодной и сырой погоды, развел костер внутри дома, что явилось причиной пожара. Другой больной, никогда не привлекавшийся к уголовной ответственности, отличавшийся «тихим нравом» и не сумевший получить какого-либо образо-вания, нечаянно причинил своей жене тяжкие телесные повреждения. В состоянии возникших растерянности и испуга он убил своих четверых малолетних детей.

Очевидно, что такие общественно опасные действия связаны с неспособностью охватить ситуацию в целом, предвидеть прямые и второстепенные последствия своих действий, оценить и прогнозировать развитие тех или иных событий.

Подавляющее большинство умственно отсталых лиц отличают повышенные внушаемость и пассивная подчиняемость. Однако не все они совершают противоправные действия. Для реализации общественно опасных действий в ряде случаев необходима инициатива, исходящая из ближайшего окружения. Характер противоправных деяний зависит от намерений и наклонностей лиц, имеющих влияние на больного с умственной отсталостью. Сам человек выступает как один из членов группы, которая полностью инициирует то или иное правонарушение. В таких случаях заранее формируется определенный замысел, затем он обдумывается и планируется, принимаются меры предосторожности. Чаще всего это корыстные правонарушения.

Правонарушения умственно отсталых лиц часто зависят не столько от диагностируемых у них интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений, сколько от асоциальной направленности окружающих. От психического состояния зависит лишь готовность воспринимать отрицательное влияние и подчиняться или не подчиняться ему. Рассмотрим характерное наблюдение.

Клиническая картина достаточно характерна для умственной отсталости, развившейся на почве органического поражения головного мозга. Одной из существенных особенностей структурно-динамических характеристик умственной отсталости в этом случае являются нарушения в волевой сфере — астения, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, пассивная подчиняемость, внушаемость, боязнь перемен, склонность к одним и тем же стереотипам поведения, а также к легко возникающей растерянности, тревоге, неспособности принимать осознанные решения. Сложной ситуации объективно не было. Возникновение субъективно сложной ситуации было обусловлено интеллектуальной несостоятельностью больного, расстройством его критических способностей и невозможностью в силу указанных причин самостоятельно оценить объективные обстоятельства. Ситуация была несомненно травмирующей, разумное разрешение непосильно для лица с умственной отсталостью. Более того, ситуация диктовала необходимость принятия быстрого решения, что и вызвало растерянность и агрессию у больного, ранее никогда не совершавшего каких-либо противоправных действий.

По глубине и тяжести психических нарушений независимо от формы умственную отсталость делят на идиотию, имбецильность и дебильность. Умственно отсталые лица с идиотией судебно-психиатрическую экспертизу не проходят. Лица с имбецильностью в судебно-психиатрической клинике встречаются крайне редко.

Идиотия (греч. — невежество) является наиболее тяжелой степенью умственной отсталости. У больных с идиотией практически не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться, сидят в одной и той же позе, раскачиваются из стороны в сторону, совершают однообразные движения. Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию. У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмо-тивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода.

Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью (лат. — слабый, незначительный). Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников. Ориентируясь в знакомой обстановке, совершенно теряются в новой ситуации. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность.

Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях. У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма (публичное обнажение). Характерным для данной группы является следующее наблюдение.

Дебильность (лат. — слабый, хилый) — легкая степень умственной отсталости. Среди всех умственно отсталых лиц лица с дебильностью составляют около 85-90%. Лишь страдающие дебильностью направляются на судебно-психиатрическую экспертизу в качестве обвиняемых или потерпевших. Экспертиза лиц с дебильностью зачастую представляет определенные сложности, так как для клинических проявлений дебильности характерны все особенности, типичные для умственной отсталости вообще, выраженность же недоразвития психических функций может варьироваться от дебильности, граничащей с имбецильностью, до самой легкой, практически неотличимой от так называемой нормы.

Несмотря на общий признак умственной отсталости — недоразвитие всей психики в целом — лица с дебильностью и по своим личностным, и по социальным особенностям имеют свою индивидуальность, что существенно отличает их от страдающих имбецильностыо или идиотией. Они часто поступают в массовую общеобразовательную школу, но уже в самом начале своего обучения успевают очень плохо, не могут полноценно усвоить даже элементарный учебный материал. В ряде случаев неплохая механическая память, усидчивость, настойчивость родителей и усилия педагогов позволяют больным освоить программу начальной школы, обучение в старших классах им недоступно. Справляясь с программой каждого класса массовой школы за 2-3 года, лица с дебильностью заканчивают не более 3-4-х классов и переводятся на обучение во вспомогательные школы. Такие лица приобщаются к тому или иному виду неквалифицированного труда, все трудовые процессы выполняют механически, чисто подражательно. Их интересы сконцентрированы преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей, их мало занимает общественная жизнь, еще в меньшей степени интересуют отвлеченные вопросы и события.

Лица с дебильностыо все же способны обобщать данные жизненного опыта, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях, учитывая предшествующий практический опыт, они проявляют достаточную целенаправленность и активность. Чем легче степень де-бильности, тем большим словарным запасом и набором отдельных понятий оперирует подэкспертный. Большинство больных с дебильностыо с возрастом все более правильно оценивают складывающуюся ситуацию, лучше контролируют свои поступки, с учетом накопленного жизненного опыта могут адекватно изменять свое поведение, у них нарастает уровень критических способностей. При умеренной и легкой дебильности они достаточно хорошо адаптируются к повседневным требованиям, выбирают посильные для себя виды деятельности, самостоятельно организуют свой быт, не нуждаются в помощи психиатра, «растворяются в обществе, становясь вполне конкурентно-способными».

Вследствие характерной для умственной отсталости истории развития этого патологического состояния, его соматических и психопатологических симптомов, установление правильного

xreferat.com

Умственная отсталость понятие виды

Мышление делится на теоретическое и практическое. Теоретическое включает в себя понятийное и образное. А практическое — наглядно-образное и наглядно-действительное.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Оба рассмотренных вида мышление, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает, хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительным. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно -образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающий действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Следующий вид мышления — наглядно — действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого — либо конкретного материального продукта.

Все перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития.

Определение понятие умственная отсталость

Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Правильное понимание умственной отсталости имеет большое теоретическое и практическое задание.

Теоретическое значение верного определения умственной отсталости состоит в том, что она позволяет выделить существенные признаки этого отклонения в развитие и более глубоко понять его сущность и причины.

Практическое значения верного определения умственной отсталости заключается в том, что оно позволяет осуществлять правильный отбор учащихся во вспомогательную школу, адекватно диагностировать эту аномалию и отграничивать её от сходных состояний.

Умственная отсталость не частый, а общий дефект психики. Её причины многообразны. Советский психиатр Г.Е. Сухарева выделяет по этнологии умственной отсталости три группы факторов.

Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа — патология внутриутробного развития.

Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы. Глубина дефекта психики ребёнка зависит от времени поражения центральной нервной системы, характеристика перенесённого заболевания, сферы и глубины патологического процесса. Олигофрения — врожденное или рано приобретенное слабоумие. Врожденное слабоумие принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с признаками распада психической деятельности.

По степени тяжести умственной отсталости различают: лёгкую — дебильность, средней тяжести — имбецильность, выраженную степень — идиотию.

Идиотия — самая тяжёлая степень олигофрении.

Встречается примерно у 5% больных, интеллектуальный коэффициент ниже 20. У этих больных отсутствует мышление, память. Эмоции примитивны, речь не развита, больные произносят нечленораздельные звуки или несколько невнятных слов. Создание собственной личности отсутствует. К целенаправленной деятельности неспособны. Часто идиотия сочетается с физическими уродствами, грубыми нарушениями слуха и зрения. Большинство таких больных нуждается в специальном уходе. Многие из них находятся в домах — интернатах для хронических психических больных.

Имбецильность — средняя степень умственной отсталости встречается у 20% больных, интеллектуальный коэффициент составляет 20 — 50. Отвлеченные обобщение недоступны. Логическая память отсутствует, механическая резко — снижена. Словарный запас беден и включает лишь несколько десятков слов. Произношение нечеткое. К систематическому квалифицированному труду и овладению школьной программой неспособны. Однако при специальном и длительном обучении они могут быть приспособлены к простейшим видам ручной или подсобной работы.

Дебильность — легкая степень олигофрении, регистрируется у 75% больных, интеллектуальный коэфицент — 50 — 70. При данной степени интеллектуальный дефект менее выражен, чем при имбецильности. Заключается он в основном в слабости абстрактного мышления и логической памяти. Круг интересов у них снижен. В речи изобилие словесных штампов. Высшие эмоции не развиты. Они легко внушаемы, некоторые обладают неплохой механической памятью. Обучается во вспомогательной школе по облегченной программе в объеме четырех классов массовой школы.

Дети — олигофрены и умственно отсталые дети, у которых интеллектуальная недостаточность возникла в более поздний период, является практически здоровыми.

Для анализа определения «умственная отсталость» необходимы некоторые пояснения.

В определении подчеркивается только нарушение познавательной деятельности и ничего не сказано об эмоциональной сфере детей.

Но определение умственной отсталости выросло из практики. Основная деятельность детей школьного возраста — учебно — познавательная.

Ребенок, отличающийся даже серьёзными отклонениями в эмоционально — волевой сфере, но без труда усваивающий учебную и трудовую программу массовой школы, не рассматривается как умственно отсталый. Поэтому при определении умственной отсталости на первый план выступает нарушение именно познавательной деятельности.

Если мы проанализируем определение умственной отсталости, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.

Слабослышащий ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Специальная монография Т.А.Власовой посвящена проблеме отграничения слабослышащих детей от умственно отсталых.

Сказанное относится ко всем тем, у кого имеется поражение либо недоразвитие какого — либо из органов чувств. Такие дети при отсутствии своевременного обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников, но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости.

Больше всего сомнений обычно возникает в отношении тех детей, которых называют педагогически запущенными. Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, они отстают от своих сверстников по умственному развитию. Кроме того, им часто бывают свойственны дурные привычки и склонности. Можно ли отнести таких педагогически запушенных детей к числу умственно отсталых, если даже согласиться с учителями в том, что у них не развиты познавательные процессы и в какой — то мере отсталость неразвитой психики в целом? Нет. Поскольку у педагогически защищенных детей нет органического поражения головного мозга, нервные процессы нормальны. Опыт показывает, что при соответствующем воспитании такие дети могут в дальнейшем нормально развиваться.

Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного им ребенка имеются признаки гидроцефалии. Следует ли из этого, что ребенок подлежит переводу во вспомогательную школу как умственно отсталый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной деятельности и умственной способностей. Такие дети нередко встречаются в массовой школе.

Бывает и так, что врач установил, что ребенок перенес менингоэнцефалит. Означает ли это, что такой ребенок, несомненно, имеющий поражение головного мозга, обязательно окажется умственно отсталым? Нет. Среди перенесших в детстве менингоэнцефалит есть известные ученые, специалисты с высшим образованием.

Следовательно, наличие одного лишь второго признака, приведенного в определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости. Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих умственную отсталость, необходимо заключение, по крайней мере, двух специалистов. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй — заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об умственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе.

Несмотря на атипичность в развитии умственно отсталых детей и школьников, советские дефектологи (В.Г. Петрова, Н.Г. Морозова, Ж.И.Шиф, С.Я. Рубинштейн, И.П. Еременко и другие) отмечали динамику и значительные потенциальные возможности развития умственно отсталых детей и школьников.

Прогрессивные современные зарубежные дефектологи (Э. Хейсермон, Р. Заззо, Дж. Уортис и другие) разделяют мнение отечественных ученых о том, что умственно отсталые дети обладают значительными потенциальными возможностями психического развития.

studbooks.net

Характеристика и классификация умственной отсталости

Про детей, которые страдают слабоумием, нельзя сказать, что они запаздывают в развитии, или что у них ум ребенка младшего возраста, так как их психика развивается не так, как у большинства детей. Когнитивные процессы развиваются медленно и нетипично. У таких детей есть свой порог развития, преодолеть который они не могут.

Что такое умственная недостаточность?

Под умственной отсталостью понимается остановка интеллектуального, эмоционального и речевого развития из-за аномалии головного мозга. Виды умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Термин «олигофрения» предполагает тотальный психический дефект, который врожденный или приобретенный до трехлетнего возраста. Так, здоровый физически человек с олигофренией находится по уровню умственного развития значительно ниже, чем его сверстники.

Термин «деменция» указывает на снижение интеллектуального коэффициента, то есть на приобретенное слабоумие. Деменция может возникнуть на фоне старческого заболевания или при алкоголизме. В отличие от олигофренов у больных с деменцией отмечается разнообразие эмоциональных реакций, относительно богатый словарь, способность к абстрактному мышлению, проявляются полученные ранее знания. Деменция возникает в ответ на поражение развитого мозга. Если у ребенка сформировалась речь, и он начал проявлять признаки умственной недостаточности, то это деменция, а не олигофрения.

Умственную отсталость нужно отличать и от шизофрении. При шизофрении недоразвитие интеллекта частично, в клинике присутствуют аутизм, кататония, патологическое фантазирование.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость является следствием перенесенного заболевания и не характеризуется регрессом. Умственная недостаточность может проявиться в результате:

  • генетической аномалии (отличие числа хромосом или наличие генов, мутация которых вызывала слабоумие);
  • поражения ЦНС нейротоксичными веществами в период онтогенеза (излучение, медикаменты, сифилис);
  • глубокой недоношенности, травмы при рождении, асфиксии;
  • травмы черепа или гипоксии;
  • педагогической запущенности в раннем возрасте.
  • Степени умственной недостаточности у детей-олигофренов

    Умственная отсталость классифицируется по степени тяжести, времени возникновения, локализации поражения.

    По степени умственной отсталости олигофрения подразделяется на:

  • дебильность (слабоумие слабо выражено);
  • имбецильность (слабоумие средней степени);
  • идиотию (крайняя степень слабоумия).
  • Дебильность. Легкая и часто встречающаяся степень умственной отсталости. Коэффициент интеллекта колеблется в пределах 50-70 условных единиц. Дети с дебильностью обучаются в специализированных коррекционных школах.

    Если отсутствуют отягчающие нарушения психики, а учебные мероприятия проводятся с раннего возраста, то дети с данной степенью отсталости могут жить обычной жизнью. Их можно обучить несложной профессии, что поможет адаптироваться в социуме и быть самостоятельными. Они могут трудиться на производстве или в сфере обслуживания, но внести некие усовершенствования, чтоб облегчить себе работу они не могут.

    Большинство детей с дебильностью подвержены внушениям, попадая под плохое влияние, они способны нарушить закон. Отсталые признаются вменяемыми, так как способны предвидеть последствия своих действий и руководить ими.

    Имбецильность с латинского переводится как незначительный. Интеллектуальный коэффициент 20-49. У людей с имбецильностью заметны недостатки психофизического развития, проявляются и внешние признаки, например, аномалии строения костей или черепа. Наблюдаются значительные расстройства когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, это ведет к неспособности учиться в коррекционных школах.

    Единственный тип мышления, на который способны эти люди, это наглядно-практический (посмотреть и повторить). Словарный запас небольшой и ограничен теми предметами, которыми они окружены. Большинство имеют дефекты произношения.

    Дети-имбецилы находятся в домах-интернатах. При умеренной степени умственной отсталости при помощи специально созданных программ, дети способны овладеть некоторым объемом знаний и умений. Детей-имбецилов учат основам письма, арифметики, чтения. Их можно научить читать по буквам или по слогам, написать свою фамилию, имя и адрес, вычитать и суммировать до 20, но они не способны умножать или делить. Они овладевают элементарными трудовыми навыками.

    Людей с имбецильностью в зависимости от преобладающего настроя можно поделить на 2 группы. Одни покладистые и добродушные, чаще находятся в веселом настроении, вторые агрессивные, угрюмые и раздражительные.

    В международной классификации болезней среди имбецилов выделяют легкую и выразительную степень слабоумия. При выразительной имбецильности нарушена координация и скорость движений. Они не могут прыгать или бегать, нарушена мелкая моторика, что приводит к затруднению в самообслуживании. Память отличается малым объемом, а при воспроизведении информация подвергается изменению. Мышление является конкретным, они не могут обобщать, думать абстрактно.

    Умеренная умственная отсталость или легкая имбецильность коэффициент интеллекта имеет от 35 до 50. Отмечаются нарушения координации, дети не могут выполнять действия требующие точности или произвольной регуляции. Речь их обедненная, без соблюдения грамматики, не используют обобщающих или абстрактных слов. Сложные грамматические конструкции не воспринимают. Способны удерживать внимание несколько минут.

    Умеренная умственная отсталость позволяет развить элементарное наглядно-действенное и образное мышление.

    Можно научить находить подобные и отличающиеся предметы.

    Идиотия (с латинского переводится как невежество) самая тяжелая степень умственной недостаточности, коэффициент интеллекта ниже 20. Проявляются нарушением психофизического развития, патологией эндокринной системы, аномалии строения скелета. Заметно расстройство походки и стояния, неразвитость моторики, они не имеют пространственного представления.

    При выраженной форме слабоумия люди не встают с постели, речь у них несформирована, эмоции возникают только при удовольствии или неудовольствии и выражаются криком. Они не понимают происходящего, не могут выработать навыки самообслуживания. У таких людей может часто возникать сексуальное возбуждение, которое они снимают при помощи онанизма.

    При более легкой форме слабоумия люди могут произносить некоторые слова или словосочетания. Человек воспринимает раздражители, но не способен задерживать внимание. В случае неудовольствия могут проявлять агрессию и аутоагрессию. Вместе с глубокой интеллектуальной недостаточностью может проявляться феноменальная механическая память, способность к музыке или рисованию. Дети с идиотией нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому они направляются в специальные социальные учреждения.

    На сегодняшний день врачи чаще используют классификацию из МКБ-10, в которой выделены следующие стадии олигофрении:

  • легкая (дебильность, IQ 50-69);
  • умеренная (легкая имбецильность, IQ 35-49);
  • тяжелая (выраженная имбецильность, IQ 20-34);
  • глубокая (идиотия, IQ ниже 20).
  • Степень олигофрении оценивается количественно – стандартные психологические тесты показывают коэффициент интеллекта. Он определяется при помощи шкалы Векслера. Тест состоит из двух частей. В одной части 6 заданий и вопросов для измерения вербального интеллекта, во второй 5 заданий для оценки невербального.

    В вербальном субтесте задания, которые требуют общей осведомленности и понятливости, способности обнаруживать сходства или продолжать цифровые ряды. В невербальном тесте нужно найти недостающие детали в изображении, определить последовательность кадров, сложить фигуру.

    Классификация врожденного слабоумия по Певзнер

    Для определения степени умственной отсталости в отечественной педагогике и медицине может быть использована классификация М. С. Певзнер. Она делит олигофрению в зависимости ее проявления и этиологии. Певзнер выделила 5 форм:

  • неосложненную;
  • олигофрению с расстройством нейродинамики (возбудимости и торможения);
  • олигофрения с патологией анализатора;
  • олигофрения с психоподобным поведением;
  • олигофрения с лобной недостаточностью.
  • При неосложненной форме нет выраженных недостатков эмоционально-волевой сферы и сильных нарушений в функционировании анализаторов. Проявляется в результате диффузного мозгового поражения. Дети, как правило, спокойные, послушные, легко адаптируются к коррекционной школе. Дети эмоционально привязаны к родственникам, друзьям, учителям. Сильно отличаются друг от друга по способности к обучению, что связано со степенью недоразвития.

    При слабоумии осложненном гидроцефалией нарушены процессы возбуждения и торможения.

    Дети легко отвлекаемы, импульсивны, неуравновешенны. Они не могут усидеть на месте, непослушны и не реагируют на замечания.

    При олигофрении с психоподобными формами поведения проявляется расстройство эмоционально-волевой сферы. Часто этот вид олигофрении следствие инфекционного заболевания или результат травмы головы. Здесь сочетается психическая недоразвитость с аффективной возбудимостью. Люди проявляют склонность к воровству, чрезмерной сексуальности, прожорливости. Дети бывают опасны во время аффекта, они не могут следовать правилам. В некоторых случаях аффективное состояние купируется медикаментами. Если они становятся неуправляемыми, их переводят на домашнее обучение.

    При дисфункции лобных долей мозга появляется расстройство познавательной деятельности. Некоторых можно охарактеризовать как с заторможенностью, вялых, пассивных, а других как расторможенных и импульсивных. Интеллектуальное недоразвитие у них глубокое (до имбицильности), бестактны, возможно антисоциальное проведение, биологические потребности увеличены, нет чувства страха или обиды, стеснения. Речь полна штампов, бессодержательна, многословна, повторяют без осмысления чужие фразы.

    При нарушении деятельности анализатора развитие психики замедляется. Среди глухих 10% страдают от умственной неполноценности, следи слепых эта цифра вдвое больше. При слабоумии с дисфункцией отдельных анализаторов отмечается нарушение слуха, зрения, речевого или опорно-двигательного аппарата.

    Пограничная умственная недостаточность

    К пограничной умственной недостаточности относят легкое слабоумие находящееся на границе нормы и умственного недоразвития. Классификация пограничной умственной недостаточности по В.В. Ковалеву:

    • дизонтогенетическая форма. Недостаточность формируется вследствие задержки или искажения психического развития;
    • энцефалопатическая форма. Расстройство появилось в раннем возрасте после органического поражения мозга;
    • интеллектуальная недостаточность, формируется при аномалии зрительного или слухового анализатора и обусловлено воздействием сенсорной депривации;
    • интеллектуальная недостаточность, проявившаяся на фоне педагогической запущенности и дефицита информации в раннем возрасте (социо-культурная умственная отсталость).
    • Пограничная умственная отсталость незаметна у детей раннего возраста, а обнаруживается в средней школе, поскольку требуется абстрактное мышление. Коэффициент интеллекта 70-80 балов. Пограничная умственная отсталость может быть скорректирована до нормы при условии грамотного педагогического и медицинского вмешательства.

      Дается ли при олигофрении инвалидность?

      Третья группа инвалидности присваивается больным с диагнозом легкая дебильность при умеренных аффективно-волевых нарушениях и с психоподобной формой поведения. При данной форме расстройства человек не всегда способен сдерживать эмоциональные порывы, что сказывается на способности к трудовой деятельности и обучении. Также третья группа дается лицам с умеренной дебильностью, у которых ограничена способность к обучению (1 или 2 степень), к трудовой деятельности и общению.

      Вторая группа инвалидности дается людям с умеренной и выраженной дебильностью, у которых аффективно-волевое расстройство, а также лицам с имбецильностью. Присваивается тем, у кого способность к трудовой деятельности, общению и передвижению 2-3 степени ограничения. Такие люди могут трудиться только в специально созданных для них условиях, а общаются при помощи других лиц (близкого).

      Первая группа дается людям с резко выраженной имбецильностью у которых наблюдаются двигательные нарушения, а также неврологическая симптоматика, глухота или эпилептические припадки. Также данная группа присваивается лицам с идиотией.

      Если установлена умственная отсталость в легкой степени без расстройства эмоционально-волевой сферы, то группа инвалидности не присваивается.

      oinsulte.ru