Умственная отсталость у детей легкая форма

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Специалисты выделяют три формы умственной отсталости: тяжелую (или глубокую), среднюю и легкую. Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых людей практически не мешает им вести обычный образ жизни, контактировать с окружающими и заниматься трудовой деятельностью.

Легкой формой считается умственная отсталость, при которой наблюдается небольшое снижение интеллекта. Показатель IQ у таких пациентов составляет около 50-69. Зачастую такие люди осознают свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Легкая форма умственной отсталости даже поддается корректировке. Снижение интеллекта с возрастом не происходит, но при правильном воспитании и обучении возможно его незначительное повышение.

Другое название легкой формы умственной отсталости – дебильность. У пациентов, получивших такой диагноз, наблюдаются повреждения отделов головного мозга, которые могут быть вызваны детскими травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в младенческом возрасте. Однако внешне человек, страдающий дебильностью, не отличается от здоровых людей.

Особенности легкой формы умственной отсталости

Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых не проявляется неожиданно. Снижение интеллекта можно заметить уже в раннем возрасте, начиная от трех лет, когда дети активно познают мир и осваивают речевые и коммуникативные навыки. Позднее, уже в школьные годы, умственная отсталость может стать причиной плохой успеваемости. У таких детей нередко бывает хорошая память, но они не могут сконцентрироваться на каком-либо предмете изучения и плохо понимают объяснения учителей.

Взрослый человек, страдающий умственной отсталостью, нередко подвержен влиянию со стороны. Поэтому такие люди нередко попадают в плохие компании, будучи подростками, и связываются с миром криминала, уже достигнув совершеннолетия. Такие люди не имеют своего мнения по каким-либо вопросам, плохо усваивают любую информацию, нередко отличаются распущенностью в поведении и не способны к самоконтролю. Однако среди умственно отсталых людей могут встречаться настоящие гении, чему есть немало исторических подтверждений.

Лечение умственной отсталости

Еще XIX века многие врачи и ученые пытались выявить причины умственной отсталости и пробовали различные методы лечения. Однако на сегодняшний день полное излечение даже легкой формы не представляется возможным. Тем не менее, если с самого детства правильно подходить к воспитанию ребенка, используя современные методики, можно добиться впечатляющих результатов.

Легкая умственная отсталость у взрослых и детей может проявляться по-разному. Одни пациенты требуют к себе повышенного внимания, другие, напротив, отличаются замкнутостью. Как правило, у таких пациентов не слишком ярко выражены эмоции, однако они могут проявлять агрессивность. Поэтому необходим контроль специалистов, которые могут прописать при необходимости успокоительные или стимулирующие препараты.

Однако наиважнейшую роль в лечении умственной отсталости играет воспитание. Методики, разработанные специалистами для детей, страдающий легкой формой снижения интеллекта, направлены на установление контакта между родителями и ребенком. Родителям необходимо запастись терпением и применять на практике все рекомендации врачей. В большинстве случаев легкая форма умственной отсталости поддается корректировке, однако чем раньше началось лечение, тем более эффективным будет полученный результат.

psygermany.ru

Какая рабочая программа для детей с легкой умственной отсталостью?

Легкая умственная отсталость у детей или дебильность – одна из самых распространенных форм психического недоразвития, которая составляет 75-80% от общего числа пациентов с олигофренией. Термин «олигофрения» является обобщающим и применяется к пациентам с врожденной или приобретенной задержкой умственного и психического развития, ведущей к социальной дезадаптации.

На сегодняшний день существует классификация по степени выраженности патологических процессов. Согласно ей, при легкой степени умственной отсталости коэффициент интеллекта составляет 50-69 единиц, что для взрослого человека соответствует уровню развития 12 летнего ребенка.

Легкая умственная отсталость у детей — основные причины

Возможные причины легкой степени отсталости делят на:

  1. Эндогенные. К ним относят разнообразные генные мутации и хромосомные аномалии.
  2. Экзогенные – факторы не связанные с наследственностью, воздействующие на ребенка в процессе внутриутробного развития, во время родов или в первые годы после рождения.
  3. К основным экзогенным факторам, способным повлиять на психическое развитие малыша, относят:

  4. длительную гипоксию плода во внутриутробном периоде;
  5. тяжелые роды, ставшие причиной родовой травмы;
  6. инфекции, поражающие плод внутриутробно – краснуха, инфекционный гепатит, цитомегаловирус, сифилис;
  7. употребление беременной женщиной алкоголя, психотропных веществ или некоторых лекарственных препаратов (сульфаниламидов, антибиотиков, нейролептиков);
  8. заболевания, сопровождающиеся интоксикацией организма и сильным обезвоживанием;
  9. черепно-мозговые травмы после рождения.
  10. При этом легкая умственная отсталость у детей может выражаться в разных формах. При астеническом типе больной быстро устает и истощается, при стенической – проявляет активность, добродушие. Атонические формы диагностируют при неспособности совершать мотивированные поступки, а дисфорические типы личности отличает склонность к раздражительности, выраженной неприязни к окружающим и постоянному отсутствию настроения.

    Характеристика патологии

    Умственная отсталость легкой степени проявляется такими характерными признаками, как инертность, отсутствие инициативы, слабо развитое абстрактное мышление, но хорошая механическая память.

    Эмоциональная сфера отличается бедностью переживаний, чувства однообразны, под влиянием внешнего раздражителя часто ограничиваются двумя крайними проявлениями – удовольствием или неудовольствием. У детей с легкой степенью дебильности обычно проявляется неврологическая симптоматика, дефекты физического развития, нарушения моторики, невыразительность мимики, косноязычие, дефекты речи (например, шепелявость).

    У малышей с раннего детства нарушено психомоторное развитие, они позже , чем остальные младенцы начинают садиться, ползать, ходить, разговаривать. Говорить осмысленными фразами ребенок начинает не ранее 3-4 лет. В дальнейшем выявляется бедность словарного запаса, затруднения с выражением собственных мыслей, употребление слов без понимания их смысла. Ребенок часто не может дать определения своим действиям или окружающим предметам, заменяя слова междометьями или жестами.

    При легкой степени отсталости у ребенка отсутствует чувство юмора, он не способен фантазировать, не понимает смысла пословиц, метафор, не может воспринимать отвлеченные и обобщенные понятия, в заданиях на сообразительность проявляет беспомощность. Память у таких детей снижена, но они хорошо запоминают имена и даты, различают цвета, определяют форму, размеры и вес предметов. После однократного прочтения текста такой ребенок с большим трудом может пересказать содержание. После повторных прочтений этот результат улучшается, но смысл информации усваивается плохо.

    Влияние социальной среды

    Олигофрения в степени дебильности сопровождается отсутствием самостоятельности, медлительностью, инертностью и прочими нарушениями эмоционального фона. Чаще всего такие дети отличаются отсутствием самообладания, повышенной внушаемостью, импульсивностью поведения, непредсказуемыми поступками, апатичностью или чрезмерной раздражительностью.

    Если ребенок с такими отклонениями попадает в благоприятную социальную среду, где близкие люди делают все возможное для его развития, то с годами умственная неполноценность становится практически незаметной.

    Развитие детей с умеренной умственной отсталостью позволяет привить им навыки чтения, счета и письма, а также приобрести необходимый запас сведений об окружающем мире. На выручку приходит хорошая механическая память, которая при нормально развитой речи маскирует низкий уровень мыслительных процессов и отсутствие абстрактного мышления.

    В то же время, родителям следует учитывать, что особенные дети чрезвычайно зависимы от близких людей, тяжело привыкают к смене обстановки, легко поддаются внушению. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Если ребенок попадает в неблагополучную молодежную среду, то подражая окружению, становится расторможенным и неуправляемым. У него быстро появляется зависимость от алкоголя, психотропных веществ, наркотиков. На фоне губительных привычек развиваются психозы, проявляющиеся агрессивностью, повышенным возбуждением, бредовыми идеями и даже галлюцинациями.

    Диагноз легкая умственная отсталость ставит специалист после оценки коэффициента интеллектуального развития ребенка (IQ) и выполнения стандартных психологических тестов. Такие тесты позволяют выявить органические поражения мозга, особенности психики, поведения, бытовых навыков и уровень социальной адаптации.

    Для детей с отставанием в развитии начинать лечебно-педагогическую коррекцию нужно как можно раньше. В первые годы жизни рекомендуют сеансы точечного и сегментарного массажа, курсы иглоукалывания, направленные на улучшение обменных процессов и кровообращения в тканях головного мозга.

    Особенные дети нуждаются в заботливом и внимательном отношении со стороны родителей, которые должны прикладывать максимальные усилия для физического и умственного развития малыша. На этом этапе важен четкий распорядок дня, правильное и здоровое питание, посещение развивающих кружков, занятия лечебной физкультурой, плаванием, терапия музыкой, регулярное общение со сверстниками.

    Рекомендуется не изолировать детей с умственной отсталостью, а напротив, максимально адаптировать к социальной среде. Такие дети должны находиться в коллективе, посещать детский сад, школьные занятия, дополнительно заниматься с дефектологом, логопедом, психологом. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью лучше адаптируются к обстановке коррекционных школ или классов, где для них предусмотрены специальные развивающие программы с меньшей степенью нагрузки.

    Специфическую лекарственную терапию применяют лишь в отдельных случаях, когда установлена точная причина интеллектуальных нарушений. Например, если развитие умственной отсталости связано с врожденными нарушениями метаболизма (фенилкетонурией), назначают особую диету, при патологиях эндокринной системы – гормональные средства. При выраженной эмоциональной нестабильности, склонности к психопатии, применяют нейролептики, антидепрессанты и прочие медикаменты, оказывающие непосредственное влияние на ЦНС.

    Программы для детей с легкой умственной отсталостью

    Специалисты отмечают, что при своевременной коррекции психических и неврологических расстройств, сопутствующих дебильности, ребенок при правильном подходе к обучению и воспитанию может повысить коэффициент интеллекта на 10-15 единиц.

    Специальная адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью составлена таким образом, чтобы ребенок научился важнейшим навыкам – умел читать, писать, общаться с окружающими людьми. Дети с таким диагнозом учатся во вспомогательной школе, либо заканчивают 4-5 классов обычной школы, что позволяет им в дальнейшем обучиться простым трудовым навыкам, найти работу, не требующую особой квалификации, создать семью и жить самостоятельно.

    Программа для 1 класса

    Для обучения детей с легкой степенью отсталости разработан специальный учебный план, включающий задания, развивающие игры, упражнения для повышения интеллектуального уровня. Практикуется индивидуальный подход, наполняемость классов во вспомогательных школах небольшая, от 10 до 12 человек.

    Программа первого класса должна обеспечить приобретение навыков чтения, речевого развития, научить написанию букв, соединению их в слова и предложения, общению со сверстниками. Программа делится на добукварный и букварный периоды.

    Первый период занимает месяц учебной четверти. В добукварный период у детей формируют интерес к учебе, уделяют внимание речевым навыкам, особенностям произношения, развитию внимания, слухового восприятия. Дети учатся составлять предложения по заданной теме с использованием рисунков, знакомятся понятиями «звук», «слог», «часть слова».

    Вырабатываются навыки пользования ручкой и карандашом, малыши учатся рисовать геометрические фигуры, раскрашивать несложные орнаменты, что в дальнейшем поможет при обучении письму.

    Через месяц начинается букварный период, в ходе которого изучают алфавит, буквы, звуки, учатся правильно писать буквы и соединять их в слоги. Ученики выполняют несложные графические задания (например, чертят линии в заданном направлении), делают упражнения, направленные на улучшение концентрации внимания, памяти, развитие мелкой моторики рук.

    К окончанию первого года обучения у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к учебной деятельности, интерес к получению новой информации, выработаны навыки коммуникативного общения и нормы поведения. Ученик должен понимать задания учителя, самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, понимать слова, символы, знаки и схемы учебных пособий, а также смысл текста.

    Программа для 2 класса

    На этом этапе формируются навыки аккуратного и разборчивого письма, усваиваются необходимые сведения, касающиеся грамматики и правописания.

    На уроках математики изучаются простейшие математические действия, учащиеся обучаются счету от 1 до 20, учатся складывать и вычитать, производить действия с денежными знаками, знакомятся с метрическими мерами.

    На уроках естествознания формируются понятия об окружающем мире, явлениях природы, временах года. Прививаются санитарно-гигиенические знания, навыки ухода за домашними животными и растениями.

    На уроках труда корректируется моторика рук и пальцев, дети занимаются лепкой, работают с бумагой, картоном, природными материалами, учатся различать свойства предметов и изготавливать простейшие модели.

    Программа для детей с легкой умственной отсталостью 3-го класса

    На третий год обучения учебная программа включает новые предметы, становится более сложной, направленной на максимальное развитие ученика. При хорошем усвоении материала и успехах, связанных с интеллектуальным развитием, ребенок может быть переведен для дальнейшего обучения в общеобразовательную школу.

    На этом этапе ученикам прививают интерес к чтению, добиваются осмысленного понимания художественных текстов, обучают последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.

    На уроках математики уже выполняют до 4-х арифметических действий, дают элементарные сведения о простых дробях, обучают решению несложных арифметических задач.

    Уроки рисования, пения вырабатывают любовь к искусству, музыке, развивают музыкальный слух, знакомят с произведениями выдающихся художников. Такие занятия служат основой эстетического воспитания учащихся.

    На уроках физкультуры учитываются индивидуальные особенности ребенка, осуществляется врачебный контроль. Дети играют в спортивные игры, выполняют несложные упражнения.

    На уроках труда продолжают совершенствовать рабочие навыки, собирают модели из деталей конструктора, учатся работать с глиной, проволокой, текстилем. Такие навыки незаменимы в дальнейшем трудовом обучении и со временем помогут освоить простую профессию (швеи, слесаря, штукатура, полевода и пр.).

    На сегодняшний день подобные интеллектуальные нарушения считаются явлением необратимым. Однако это не значит, что такое состояние не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии специалисты отмечают выраженную положительную динамику в развитии детей с легкой степенью умственной отсталости.

    glavvrach.com

    Переписка с психологом. Задать вопрос психологу и получить помощь, поддержку, общение, а также решение! Пишите — станет легче и понятней! Вы нам нужны!

    Пограничная умственная отсталость, ЗПР

    ЗПР или пограничная умственная отсталость — эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.

    Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.

    Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.

    Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.

    Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.

    Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

    Различают психогенно обусловленные задержки развития и

    задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга.

    1. ЗПР в связи с ранним органическим повреждением мозга.

    Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.

    Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта — внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.

    Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

    2.Психогенно обусловленные ЗПР.

    Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.

    Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни, на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию.

    Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту.

    По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.

    При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.фектом органов чувств.

    Предлагаем материалы по интересующей теме:

  11. Карманные деньги детямСколько давать детям карманных денег и платить ли детям за хорошие дела? Подобную практику можно.
  12. Гиперопека в семейном воспитанииПопробуем определить, какая же картина мира возникает у ребёнка, над которым постоянно трясутся родители и.
  13. Нервные нарушения у детейПоговорим об особенностях воспитания нервных детей в семье. Большинство родителей просто не обращают на первые.
  14. Неблагодарный ребёнокРодители любят раз за разом подчёркивать, в каком неоплаченном долгу перед ними находятся их дети.
  15. Развивающее занятие с гиперактивными детьмиЗанятие рассчитано на детей 4-7 лет, длительностью 20-40 минут, в зависимости от состояния ребёнка, занятие.
  16. trudno-deti.ru

    Умственно-отсталый ребенок: причины и признаки

    Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и признаки умственной отсталости у детей.

    Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням

    Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа. Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни. Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.

    Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:

  17. Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
  18. Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
  19. Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
  20. Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.

Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска. Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов. Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.

Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями. Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности. Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.

Умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей

Основным признаком недоразвитости психики является низкий уровень интеллекта. Рассматриваемая патология подразделяется на три степени тяжести, которые характеризуются уровнем интеллектуальных способностей.

Легкая форма патологии, именуемая дебильностью, диагностируется в том случае, когда показатель IQ варьируется от шестидесяти девяти до пятидесяти баллов. Что такое умственная отсталость легкой степени? Специалисты говорят о том, что дети с этим диагнозом, своим внешним видом ничем не отличаются от здоровых сверстников. Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде сложности в освоении различных навыков. Трудности, связанные с быстрым переключением внимания, и сниженная концентрация, являются основными симптомами болезни. Важно отметить, что, несмотря на низкий уровень интеллекта, такие дети обладают феноменальной памятью.

Дети с диагнозом дебильность, находятся в зависимости от своего близкого окружения. Проблемы с построением коммуникативных связей и отсутствие способности распознавать эмоции, приводят к появлению замкнутости. В редких случаях, такие дети, в попытках привлечь к себе внимание сверстников, совершают различные нелепые поступки. Следует упомянуть о том, что дети, относящиеся к данной группе, понимают свою «особенность» и стараются скрыть наличие болезни.

Средняя степень умственной отсталости обозначается при помощи термина «имбецильность». При этом заболевании, уровень интеллектуального развития составляет от тридцати пяти до сорока девяти баллов. Дети, относящиеся к этой категории, испытывают трудности в освоении базовых навыков, включая чтение, простой счет и письменную грамотность. Они обладают способностью видеть отличия между похвалой и наказанием, испытывают привязанность и при должном подходе к воспитательному процессу осваивают элементарные навыки самообслуживания. Несмотря на все вышеперечисленное, люди с диагнозом имбецильность нуждаются в пожизненном контроле и уходе от своих близких.

Тяжелая степень патологии, именуемая идиотией, диагностируется в том случае, когда коэффициент интеллекта составляет ниже тридцати четырех баллов. Дети с этим диагнозом практически не обучаемы. Характерными признаками заболевания являются отсутствие речи и хаотичные движения конечностей. Эти симптомы дополняются отсутствием эмоциональных проявлений собственных ощущений. Из-за необходимости постоянного надзора и контроля, большинство пациентов находится на содержании в специализированных клиниках.

Важно обратить внимание на то, что тест IQ один из важных диагностических инструментов, который используется только в сочетании с другими методами диагностики. Существуют ситуации, в которых люди, имеющие низкий уровень интеллекта, не обладают признаками тяжелой степени умственной отсталости.

Умственная отсталость у детей представляет собой задержку, или же недостаточное развитие психических процессов

Рассматривая вопрос, как проявляется умственная отсталость у детей, симптомы и признаки, давайте уделим особое внимание специфическим проявлениям олигофрении:

  • проблемы с социальной адаптацией и усвоением базовых навыков;
  • трудности, связанные с соблюдением четко установленного распорядка дня;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности и неусидчивость;
  • плохое поведение;
  • приступы мигрени, судорожные припадки и частичный паралич конечностей.
  • Проведение диагностических мероприятий

    Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте. Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности. Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.

    В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия. Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости. Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.

    Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу. Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.

    В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.

    Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка

    Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности. Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств. Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.

    При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов. Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность. Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.

    В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным. Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения. Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.

    Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.

    Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь. Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов. В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.

    При умственной отсталости страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими

    Профилактические мероприятия

    Важность профилактических мероприятий рассматриваемого заболевания — первостепенна. Молодым парам, находящимся на этапе планирования беременности, рекомендуется отнестись к этому вопросу с должным вниманием. Прохождение полного диагностического обследования позволяет снизить степень развития умственной отсталости у детей, спровоцированной генетическими, инфекционными или хроническими заболеваниями у родителей.

    Супругам важно помнить, что на их плечах лежит ответственность за здоровье будущего поколения. Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание и должное внимание к своему здоровью, позволят избежать сложных болезней у детей.

    ktovdepressii.ru

    Умственная отсталость у детей легкая форма

    На сегодняшний день этот термин является немного устаревшим. Благозвучнее звучит формулировка «умственная отсталость».

    Это заболевание является врождённым или же рано приобретённым (до 3-х) лет. Ребенок может родиться олигофреном вследствие отягощённой наследственности или, генетических аномалий, влияние неблагоприятных факторов во время беременности или же в результате родовой травмы. Рано приобретённой олигофрения может быть как результат нарушений в работе эндокринной системы(напр. некорректированная фенилкетонурия), результат травм в раннем возрасте, частого судорожного синдрома и др.

    Какие существуют признаки олигофрении?

    Олигофрения проявляется различной степенью снижения интеллектуальных функций. Поэтому сейчас её разделяют на 4 категории: легкая (дебильность, коэффициент интеллекта IQ 70-50), умеренная и тяжелая (имбецильность, IQ соответственно 50-35 и35-20) и глубокая (идиотия, IQ<20).

    Кроме отставания в умственном развитии у многих наблюдаются поведенческие расстройства, которые наиболее часто проявляются поведенческой и эмоциональной расторможенностью.

    В большинстве случаев применяют ноотропные и седативные средства.

    Фото 1. Микроцефалия — две сестры.

    Фото 2. Больной с микроцефалией.

    Фото 3. Внешний вид лица больного с микроцефалией.

    Фото 4. Этот же больной микроцефал сидит и смотрит на Вас.

    Фото 5. Больная с микроцефалией. Бессмысленая дурашливая улибка на лице.

    Фото 6. Головной мозг этой же больной микроцефалией и рядом мозг здорового человека.

    Фото 7. Мозг тот же больной, только в профиль.

    Фото 8. Мозг микроцефала.

    Фото 9. Микрогирия, полушария недоразвиты.

    Фото 10. Больной с башенным черепом.

    Фото 11. Этот же больной — башенный череп в профиль.

    Фото 12. Ребенок с микроцефалией. Рентгеновский снимок черепа.

    Фото 13. Гидроцефалия.

    Фото 16. Тот же больной-макроцефал смотрит на Вас.

    Фото 17. Больная с имбецильностью.

    Фото 18. Больной с дебильностью глубокой степени. Бессмысленное выражение лица.

    Фото 19. Идиотия.

    Фото 20. Больной с идиотией.

    Фото 21. Эпикант. Складка возле угла глаза.

    Фото 22. Неправильный прикус у больной олигофренией.

    Фото 23. Форма ушных раковин нарушена.

    Фото 24. Полителия — добавочные соски.

    Фото 30. Полидактилия.

    Фото 31. Внутренняя водянка головного мозга.

    Фото 32. Порэнцефалия больших полушарий.

    Фото 35. Тот же больной с болезнью Дауна.

    Фото 36. Географический язык пр болезни Дауна (эмбриодии).

    Фото 37. Набор хромосом при Болезни Дауна.

    Фото 41. Остеохондродистрофия — кости изменены.

    med-sklad1.ru

Опубликовано в рубрике Дети