Умственная отсталость у ребёнка что делать

Детская умственная отсталость

Умственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

  • Органическое поражение мозга при родах.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Детский церебральный паралич.
  • Генетические нарушения обмена веществ.
  • Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
  • Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
  • Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
  • Микроцефалия.
  • Гидроцефалия.
  • Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
  • Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
  • Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.
  • При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

    Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

    Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

    Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

    Легкая степень умственной отсталости

    Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

    Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

    В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.

    Умеренная умственная отсталость

    Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

    Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

    Тяжелая степень отсталости

    При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

    Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

    Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

  • синдром Аспергера;
  • шизофрения;
  • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы;
  • печеночная энцефалопатия.
  • Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода, краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

    Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

    golmozg.ru

    Наш ребенок — человек с умственной отсталостью

    Эмили Мэвино (Ассоциация Гипускоа)

    Со страниц этой книги я хочу побеседовать с вами, родители, недавно узнавшие о том, что ваш ребенок страдает умственной отсталостью. Моим желанием является помочь вам разобраться в своих тревогах, в своих чувствах и, особенно, научить вас, как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией и тому, как, исходя из нее, вы сможете помогать своему ребенку. Также мне хочется, чтобы эта книга сумела разрешить вопросы, которые вы, конечно, ставите перед собой. Большинство их касается детей с синдромом Дауна, так как в этом случае в первый момент у родителей возникает много неясностей.

    «Разумеется, что на него смотрят, когда мы выносим его на улицу. Все испытывают любопытство, когда видят то, чего не видели прежде. Я и сам ни разу не видел такого ребенка, пока он у нас не появился, и, наверное, я тоже обернулся бы посмотреть на него. В этом нет ничего плохого, а только естественный интерес»

    а. Информация о диагнозе и ориентация на имеющиеся ресурсы медперсонала, обслуживающего семью.

    b. Проведение кариотипа.

    — Проведение радиографии грудной клетки и эхокардиограммы. Одного лишь прослушивания бывает недостаточно.

    — Рекомендуется повторять эти исследования каждые шесть месяцев.

    — Если есть врожденная кардиопатия, нужно установить наблюдение и назначить медикаментозное лечение, в тяжелых случаях требуется хирургическое вмешательство.

    — Определить способность ребенка к сосанию.

    — Выявление врожденной катаракты.

    — Выявление отита, серных пробок, тугоухости.

    — Мышечная гипотония: определение ее степени для последующего составления программы реабилитации, которая наряду с программой раннего вмешательства должна соответствовать особенностям новорожденного.

    — Включение в программу раннего вмешательства.

    — Оценка общего состояния и пищеварения (питание, наличие запоров).

    — Половые органы: есть ли опускание яичек.

    ОБЫЧНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ОСНОВНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОРГАНАМИ ЧУВСТВ.

    — Глаза: общее офтальмологическое обследование.

    — Уши: общее обследование отоларинголога, особое внимание следует обратить на серные пробки и на то, чтобы исключить отит среднего уха.

    — Часто отмечается пониженный иммунитет и повышенная восприимчивость к различного рода инфекциям. Нужно особенно иметь в виду вероятность инфекционных заболеваний дыхательных путей.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОЖЕЙ.

    — Проверка и поддержание гидратации и эластичности.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ.

    — Неврологическое обследование для выяснения психомоторной зрелости.

    ПИТАНИЕ И ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ.

    — Измерение веса и объемов тела.

    — Регулярно делать прививки, рекомендуемые для основного населения, включая прививку против гепатита В.

    — Здоровый образ жизни: физические упражнения, игры и прогулки на свежем воздухе.

    — Глаза: ежегодное обследование как минимум. Выявление дефектов рефракции (миопия, гиперметропия и т.д.).

    — Уши: ежегодное обследование отоларинголога.

    — Ежегодный анализ функции щитовидки и общий анализ.

    — К 3 годам провести обследование тазобедренных суставов.

    — Выявить нарушения походки.

    — Обычные средства профилактики.

    Неврологический осмотр с целью определения эффективности программы раннего вмешательства и степени психомоторной зрелости.

    С 3 лет и до предподросткового периода продолжать обследование каждого органа. Что касается эндокринной системы, то здесь нужно обратить особое внимание на возможные проблемы, связанные с плохой всасываемостью кишечника.

    — Любить его и принимать как еще одного члена семьи, а затем обеспечить ему:

    — Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.

    — Адекватную программу ранней стимуляции.

    — Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.

    — Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.

    — Работу, соответствующую его возможностям.

    — Будущее, — когда он станет взрослым.

    2) Узнать о возможностях развития вашего ребенка через службу раннего обучения.

    3) Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.

    4) В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали. Какой бы необходимой и своевременной ни была информация, полученная от специалистов, какими бы важными ни были поддержка и понимание со стороны ваших друзей и соседей, — они не окажутся для вас такими благотворными, как контакт с родителями детей с теми же проблемами. Вы почувствуете себя лучше уже при первой встрече с ними, так как убедитесь в том, что многие семьи находятся в такой же ситуации, что не вы одни столь несчастны. Вы поразитесь, убедившись в том, что другие семьи, уже пережившие те же первичные негативные чувства, что и вы, мало- помалу научились преодолевать их и сейчас активно помогают своему ребенку, а самое главное, — любят и принимают его таким, каков он есть. При этом они остаются дружными, сплоченными и веселыми семьями.

    — Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.

    — Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребенком.

    — Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют у нас, в Стране Басков, для помощи семьям, где есть люди с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребенком, так и с окружающими вас людьми.

    Рождение ребенка сразу вызывает бурю эмоций у всех членов семьи. Поначалу новорожденный пользуется повышенным вниманием. Со временем ситуация входит в обычное русло: родители, другие дети, бабушка с дедушкой возвращаются к своим привычным делам и обязанностям. Нужно поменять семейный уклад, чтобы все научились жить по-новому. Однако если у ребенка имеется умственная отсталость, как в вашем случае, то напряженность в семье возрастает и всем ее членам нужна помощь, чтобы принять такого ребенка, понять его потребности и те требования, которые с его появлением предъявляются к семье в целом. «Я помню, что когда наша педиатр сказала нам, что у Кармен синдром Дауна, то нами сразу овладело множество эмоций, и мы задали себе многочисленные вопросы типа: «Что точно означает синдром Дауна? «Что такое трисомия 21?» Этими чувствами и вопросами мы поделились со многими родителями, так как состояли в группе междусемейной поддержки новых родителей. Стал чувствоваться некий отрыв от нормальной жизни, от семейных отношений, от социальных контактов. Потребовался более и менее продолжительный отрезок времени, чтобы эта глубокая рана зарубцевалась» Рождение ребенка с умственной отсталостью — это не повод для того, чтобы семья отказывалась от своих социальных и профессиональных интересов. Иногда с рождением такого ребенка у матери может возникнуть чувство морального долга, вынуждающее ее оставаться дома и ухаживать за ребенком, не имея возможности поступить на работу. Но можно утверждать, что, как правило, в грудном возрасте дети с умственной отсталостью не нуждаются в большем внимании, чем обычные дети. И если у матери есть потребность или же она хочет продолжать работать вне дома, то у нее не должно быть поводов отказывать себе в этом. Она может устроить своего ребенка, как любого другого малыша в таком возрасте, в ясли, где за ним будет соответствующий уход, либо поручить ухаживать за ним кому-нибудь из соседей. Важно, чтобы при этом каждый член семьи, насколько возможно, продолжал заниматься своими повседневными делами. В других случаях врачу требуются месяцы или годы, чтобы установить диагноз ребенка. В этой ситуации для семейного коллектива наступает очень трудный период. Нужно постараться, чтобы частые медицинские консультации, проверки и анализы как можно меньше нарушали привычную жизнь семьи, особенно, если у вас есть еще дети, которые могут чувствовать себя лишенными внимания. Когда, в конце концов, диагноз умственной отсталости уже установлен, то одновременно с описанной выше первичной шоковой реакцией родители порой испытывают некоторое облегчение, узнав правду. С этого момента уже можно конкретно помогать ребенку в его развитии без лишних сомнений, проволочек и раздумий. Но нам никогда нельзя забывать о том, что этот ребенок- инвалид — такой же член семьи, как все остальные, с теми же, что и у остальных, правами и обязанностями. Таким мы и должны воспринимать его в семье. Когда ребенок с умственной отсталостью становится старше, он требует больше внимания, терпения и понимания со стороны каждого из членов семьи, так как он дольше обычного усваивает простейшие навыки. Наступает время идти в школу, и родителям нужно найти в своем районе подходящий колледж, собирать ребенка на занятия, как делают родители других детей, отводить его в школу или к дверям школьного автобуса.

    Начнем с того, что семья — это семья, а не лечебный центр. Некоторые родители, движимые горячим желанием преодолеть инвалидность ребенка, помимо своих прямых обязанностей, возлагают на себя и на своих родных массу добавочных забот о его лечении. Тем самым они наносят ущерб не только собственным интересам, но и интересам других членов семьи. Бывает, что мать или отец ребенка с умственной отсталостью чувствует, что этот ребенок как бы вытесняет его из семьи. У других детей создается впечатление, что им нельзя выйти погулять с друзьями, потому что «упражнения» с братом или сестрой постоянно отнимают у них массу времени. И они вдруг начинают чувствовать свою беспомощность, что мешает их правильным взаимоотношениям с малышом, который как бы является виновником этого чувства. Клиф Каннингэм в своей книге «синдром Дауна, введение для родителей» указывает: «Мы не встречали значительных сдвигов от проведения интенсивных упражнений, кроме разве что для выработки специфических поведенческих реакций, которая требует этих занятий. Также мы не встречали случаев, когда младенец оставался пожизненным инвалидом, если не получал достаточной стимуляции в первые месяцы или в первый год жизни» В семейной жизни важно соблюдать равновесие между необходимостью «стимуляции» (упражнений, восстановительных программ) ребенка с умственной отсталостью и повседневными потребностями остальных членов семьи. То, что ребенок недополучит в каком-нибудь специальном занятии, он сможет с лихвой восполнить в счастливой и уравновешенной семье, где его любят и понимают. «Мои чрезмерные заботы превратились в опеку, из-за которой я не могу в полной мере воспитать тебя как личность. Мне говорят: «Он тебе нужен?!» Конечно, ты мне нужен! Но мне хотелось бы, чтобы ты был другим, а это очень трудно, даже при всем моем терпении. Я хочу не вести тебя за руку, а держать твою руку в своей, чтобы придать тебе уверенность, но научить тебя ходить самому. Однако я всегда делала вид, что мне стыдно, когда я испытывала удовлетворение только лишь оттого, что другие не замечали твоей инвалидности»

    Рождение ребенка-инвалида не должно быть причиной развода супругов. Несмотря на то, что ребенок с умственной отсталостью создает напряжение отношений между ними, но если супруги по- настоящему любят друг друга и умеют выражать свои чувства, то, естественно, что эта ситуация еще больше сплотит их и они будут поддерживать друг друга, чтобы вместе ухаживать, воспитывать и помогать ребенку. Если их отношения терпят крах, если им трудно находить общий язык друг с другом, если их любовь уже мало-помалу превращается в ненависть, тогда кризис легко переходит в окончательный разрыв после того, как ребенку ставится диагноз, который служит поводом для развода. Это самое легкое оправдание.

    Рождение ребенка с умственной отсталостью не обязательно предполагает отказ от того, чтобы иметь еще детей. Однако сравнительно часто родители не решаются на это. Во многих случаях решение не иметь больше детей, продиктовано страхом того, что со следующей беременностью повторится та же проблема. Но беспокоиться не нужно. Очень редко синдром Дауна передается по наследству. И такие случаи всегда определяются проведением хромосомного анализа. Родители ребенка с синдромом Дауна не наследственной формы (такие формы бывают у 98% больных детей) имеют 2% риска произвести на свет второго ребенка с тем же заболеванием по отношению к основному населению. Как мы уже говорили выше, процент риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна среди основного населения увеличивается в зависимости от возраста беременной женщины. Такое увеличение риска бывает исключительно у родителей, которые уже имеют ребенка с ненаследственной формой синдрома Дауна. У братьев и сестер ребенка с этой формой болезни, а также у остальных членов семьи нет повышенного риска иметь детей с синдромом Дауна. Их риск в точности такой же, как у основного населения. Кроме того, существует возможность установления пренатального диагноза синдрома Дауна. Он устанавливается во время беременности посредством исследования хромосом зародыша, находящихся в околоплодной жидкости. Околоплодная жидкость извлекается путем амниоцентеза от 16 до 19 недели беременности. Амниоцентез не увеличивает риск выкидыша, так как проводится под контролем эхографии опытным врачом. Если зародыш поражен синдромом Дауна, только родители будут решать, нужно ли оставить беременность или прибегнуть к терапевтическому аборту. У нас Баскская Служба Здоровья (ОСАКИДЭТСА) проводит амниоцентез бесплатно всем беременным женщинам, имевшим ребенка с синдромом Дауна, или тем, кто старше 35 лет. Перед тем, как принимать решение иметь еще детей, необходимо, чтобы родители получили исчерпывающую медицинскую информацию, поскольку существует много различных вероятностей:

    — В одних случаях в Генетической Консультации вам скажут, какой процент вероятности, того, что заболевание может повториться у будущего ребенка.

    Перевод с испанского В.М. Труфанова

    www.nevromed.ru

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

    Дебильность как диагноз

    Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

    У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

    Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

    Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

    Степени умственной отсталости

    В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

    Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)
  • И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

    Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

    Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

    Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

    У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

    Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

    Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

    Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.
  • В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

  • С трудом может играть в команде.
  • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
  • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
  • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
  • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.
  • Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.
  • Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
  • Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО

  • Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
  • Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

    • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
    • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
    • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
    • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.
    • Особенности обучения детей с УО в легкой степени

      Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

      Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

      Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

      Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

      opsihoze.ru

      Умственная отсталость – помогите своему ребенку

      ЧТО ТАКОЕ СТИГМА УМСТВЕННО Появление ?

      ОТСТАЛЫХ умственно отсталого ребенка в семье целый создает ряд проблем в семье и прежде это всего касается стигмы. В переводе с греческого означает стигма пятно или клеймо. Это дало слово рождение новому понятию, как Стигматизация. стигматизация – это социальное явление «пренебрежения и упрощенном». В упрека виде стигматизация означает клеймение, то выставление есть клейма на ком-то с целью подчеркнуть непохожесть его на других. А раз он не такой, как его, то все следует остерегаться, избегать с ним его, и с общения семьей тоже, а это уже Таким. дискриминация образом, стигматизация ведет к дискриминации. В существует медицине ряд заболеваний, которые стигматизирует ним. К больного относятся кожно-венерические, туберкулез, а психические также расстройства и, в частности – умственная отсталость. негативно Семья воспринимает появление умственно отсталого, ребенка как «непохожего» на других, как особенного, Родители. странного стыдятся своего ребенка, стараются разговоров избегать о нем с другими родственниками или когда, соседями же этого невозможно избежать, то испытывают горечи чувство, раздражения. То есть семья уже появлением стигматизирована в семье умственно отсталого ребенка и стигматизироваться продолжает, так как по мере роста возникают ребенка проблемы посещения вместе с ним учреждений детских (поликлиника, детский сад, школа), транспорте в езды, когда ребенок становится объектом вопросов, внимания типа «что это с ним», что, насмешек еще более усугубляет переживания членов у стигмы семьи. В других семьях отрицают ребенка у наличие умственной отсталости, более того уверены родители, что у ребенка это пройдет со есть, то временем он «перерастет» это, станет как качестве. В все подтверждения своих слов вспоминают или себя других родственников, что в детстве поздно сами начали говорить, имели особенности плохо, развития учились, но ничего это не помешало людьми им «стать», так будет и с их ребенком.

      вины чувство перед ребенком, что он родился поиски, таковым причин этого, обвинения в адрес членов других семьи

      чувство раздражения, гнева, отдалению к ведущее, изоляции, ограничению общения

      чувство ведущее, стыда к утаиванию семейной проблемы

      чувство безнадежности, обиды

      чувство страха за его будущее что, или другие дети в семье будут отрицание же

      «такими» родными задержки развития у ребенка

      преодолевать Чтобы эти чувства, необходима открытость – не стыдиться стоит того, что есть. Умственно нисколько отсталый не повинен в том, что он родился также, таковым как и родители, которые мечтали о ребенке здоровом. И чем дольше семья держит в отставание тайне в развитии у ребенка или, наоборот, не должного придает значения, тем хуже для еще, он ребенка более задерживается в развитии. А чем ребенок старше становится, тем труднее его какому к приучить-то виду поведения, появляется упрямство, отказывается ребенок выполнять задания, инструкции, так этого до как ему не позволяли делать или многое делали за него.

      когда у умственно отсталого ребенка поведение изменяется, он становится неуправляемым, совершает опасные спит, не действия, уходит из дома, сам с собой чего, разговаривает-то боится.

      для определения уровня отсталости умственной и решения вопроса об инвалидности

      для военной проведения экспертизы

      для проведения судебно-экспертизы психиатрической в случаях, если умственно отсталый правонарушение совершил.

      Если Вам рекомендуют госпитализировать ребенка вашего вне учета перечисленных выше имеете, вы положений право отказаться от госпитализации. Вы имеете право также отказаться от лечения Вашего ребенка приостановить или его, если госпитализация проходила Вашему по добровольно заявлению. В этих случаях Вам быть должны разъяснены возможные последствия отказа от Если. лечения Вашему ребенку оказывается психиатрическая имеете, то Вы помощь право на уважительное и гуманное отношение по нему к отношению и себе, право на получение информации о психических характере нарушений, продолжительности лечения, о пользе и действиях побочных назначаемых лекарств.

      Вы обжаловать можете действия медицинских работников, работников обеспечения социального, образования, врачебных комиссий, а также специалистов других в администрации учреждений, Министерстве здравоохранения Республики Кыргызской, в суде, прокуратуре.

      Жалоба должна подана быть в течение месяца со дня, когда стало Вам известно о совершении действий, ущемляющих Вашего права ребенка

      Лицу, пропустившему срок уважительной по обжалования причине, срок может быть органом продлен или должностным лицом, рассматривающим ИЗЛЕЧИМА.

      НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

      ЗАКОН О ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНВАЛИДОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 17 апреля года 1991 N 421-XII(В редакции Законов Республики Кыргызской N 27-Iот 28 июля и 26 сентября 1995 октября,31 года 1998 года N 136, 16 октября года 2002 N 144)

      ЗАКОНОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В КР. Положение о признании лица инвалидом (В Закона редакции КР от 12 апреля 2003 года N71)Законодательным Принят собранием Жогорку Кенеша Кыргызской ноября 19 Республики 2001 года

      ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ от 16.12.редакции в 92г Законов КР от 29.11.97 и 25.07.02г.Ст.29. Социальная защита контингента особого учащихся.

      Государство проводит политику защиты социальной детства и берет на государственное обучение сирот-детей, а также детей, страдающих тяжелыми заболеваний формами или имеющих недостатки в физическом умственном или развитии.

      ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ КЫРГЫЗСКОЙ В НАРОДА РЕСПУБЛИКЕ от 2 июля 1992 года N редакции-X (В 943 Законов КР от 18 декабря 1992 года XII-N1091, 16 октября 2002 года 144, 11 2003 июня года 96)

      Статья 21. Право детей на здоровья охрану

      ЗАКОН КР О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ГАРАНТИЯХ И ПОМОЩИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ (в Законов редакции КР от 18 декабря 2003 года 236)

      СОЦИАЛЬНОЙ О ЗАКОН ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ от 17 1991 апреля года N 421-XII (В редакции Кыргызской Законов Республики N 27-I от 28 июля и 26 сентября 1995 октября, 31 года 1998 года N 136, 16 октября года 2002 N 144)

      Статья 1. Основы правового инвалидов положения

      СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ 2

      Вспомогательная школа-интернат детей для сирот с. Красная Речка тел. 44091,44090

      Центр «Умут» («Надежда») для инвалидов-детей с 3 до 15 лет. Адрес: г.Бишкек, ул.Валдийская, д.37, 484485.тел, 487189.

      Учебно-образовательный центр детей для-инвалидов с 15 до 22 лет. Адрес: г. Бишкек, м/р Джар-Кок, д.3, тел.435630

      Бишкекская Ассоциация родителей детей-Адрес. инвалидов: г. Бишкек, ул. Скрябина 21-А или ул.Исанова тел/38. 143. 517634

      Ассоциация родителей детей-Иссык инвалидов-Кульской области. Адрес: г. Балыкчи, 3944. (тел) 23500

      НПО «ТАКУ» ассоциация Тамчы с. женщин (Иссык-Кулская область). Адрес: с. тел, Тамчы. (3943) 51362

      Фонд «БМДСК». Талас: г. Адрес, тел. (3422) 52243

      deti.jofo.me

      Умственная отсталость у детей

      Слабоумный ребенок — это такой ребенок, интеллект которого значительно ниже, чем у его сверстников. Слабоумие может быть врожденным (олигофрения) и приобретенным (деменция). Существует несколько степеней умственной отсталости, которые устанавливаются с учетом коэффициента интеллекта (IQ), — легкая умственная отсталость (IQ — 50-69), средняя — (IQ — 35-49), тяжелая (IQ — 20-34), высокая степень отсталости (IQ<20, когда человек совершенно не может о себе позаботиться). Коэффициент интеллекта нормального ребенка около 100. Около 2% детей в возрасте 9-14 лет неспособны учиться по общей школьной программе, неспособны адаптироваться и, повзрослев, не могут жить самостоятельно.

      • Трудности при сосании материнской груди или молока из бутылочки.
      • Замедленное, ненормальное развитие или полное отсутствие всех типов физических и умственных функций, и реакций.
      • Стереотипия (повторение одних и тех же движений, слов).
      • Несогласованные, непластичные движения тела.
      • Постоянное беспокойство.
      • Симптомы физической) дегенерации.
      • У некоторых детей возникают проблемы уже при сосании материнской груди или молока из бутылочки. Первый симптом — отставание в росте. Такие дети очень поздно приобретают хватательный рефлекс, начинают улыбаться, опорожняться в горшок, осмысленно что-либо осматривать. Кроме того, они с трудом держат голову, отличается их посадка и походка, действия чаще всего стереотипичные, движения непластичные, непроизвольные. Такой ребенок начинает говорить очень поздно. При типичной идиотии могут не сформироваться нормальные защитные реакции, не быть даже реакции на боль.

        Причины умственной отсталости у детей подразделяются на врожденные и приобретенные. Врожденные причины — это чаще всего дефекты системы обмена веществ (например, фенилкетонурия, недостаточная деятельность щитовидной железы), дефекты хромосом (например, синдром Дауна).

        Причинами врожденной умственной отсталости еще неродившегося младенца чаще всего являются инфекции, отравления или нарушения гормонального обмена. Позже отсталость психического развития может вызвать отек мозга и кислородное голодание. Причинами таких нарушений у уже родившегося младенца является воспаление мозга и (или) его мозговых оболочек, а также реакции, вызванные вакциной. Психические расстройства и умственная отсталость могут предопределяться неблагоприятными психосоциальными условиями (например, полное отсутствие заботы о детях). Причины отсталости психического развития иногда трудно установить. Даже в тяжелых случаях умственной отсталости у 10% всех больных больших изменений в мозгу не обнаружено.

        Важнее всего для слабоумного ребенка — внимание родителей и окружающих: от этого зависит насколько он постигнет окружающую среду и что будет способен делать. При наличии зачатка сознательной деятельности необходимо как можно раньше начать его стимулирование. Для стимуляции особенно отсталых детей и успокоения очень активных иногда назначаются лекарства. Умственно отсталый ребенок может воспитываться дома или в специальном интернате. Родители, решившие растить такого ребенка, обязаны найти время позаботиться о себе, потому что только так они смогут выдержать это испытание.

        При появлении наглядного симптома замедления развития и в случаях необычного поведения ребенка необходимо обращаться к врачу.

        Врач внимательно выслушает рассказ родителей, определит, являются ли ими замеченные симптомы только симптомами физических нарушений. В затруднительных случаях он пошлет ребенка к специалисту, который установит коэффициент интеллекта малыша.

        Если вы растите ребенка с замедленным развитием, то принимайте помощь других, не отгораживайтесь от мира. Обязательно принимайте участие в деятельности групп взаимопомощи.

        doktorland.ru

        Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

        Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека. Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких. Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

        Виды умственной отсталости

        Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

        Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

        1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
        2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
        3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
        4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.

        Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

        Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

        Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

        Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д. Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

      • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
      • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
      • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
      • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
      • Судорожные припадки.
      • Отсутствие попыток ползать и садиться.
      • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
      • Явления самоповреждения.

      Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

    • Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
    • Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
    • Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
    • Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
    • Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.
    • Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е. с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

      Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

      У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

    • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
    • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
    • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
    • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
    • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
    • Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

      Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

      1. Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
      2. МРТ или КТ головного мозга.
      3. Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой инфекции и т.д.
      4. Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
      5. Консультация детского невролога.
      6. Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

        К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей. Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

        Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

      7. Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
      8. Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
      9. Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
      10. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
      11. Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
      12. zdorovyedetei.ru