Вид эмоции стресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами .

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

Стресс формирует мотивацию. Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов.

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Адаптация к стрессору

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

studfiles.net

Эмоции. Основные функции и виды эмоций.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

www.psyworld.ru

Эустрессы и Дистрессы

Основные виды стресса

У многих со словом «стресс» связаны только негативные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов:

Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса – без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Например, чтобы утром подняться с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы работать продуктивно и с удовольствием, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина). Назовем это состояние «реакцией пробуждения».

Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Например, если недосып уже хронический. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Основные виды вредного стресса (дистресса):

  • психологический или эмоциональный стресс
  • Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.

    Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях — абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.

    Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.

    Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.

    Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом . Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что вроде как и не замечаете. Например, вас перманентно что-то раздражает, какая-та ситуация в жизни, в которой вы находитесь и деться от которой, как вам кажется, не можете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.

    В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня «все болезни от нервов» и «стресс вреден». О вреде стресса подробно написано в этой статье. А все болезни — действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания (не важно — соматического либо психического) важную роль играет нервная система. Подробнее о том, как болезни связаны с психикой человека можно почитать тут.

    Симптомы стресса (дистресса):

  • Частые болезни, ослабление иммунной системы организма
  • Расстройство половой функции
  • Головные боли, желудочные боли, язвенные болезни
  • Ухудшение сна
  • Потеря аппетита или наоборот излишнее обжорство
  • Изменение предпочтений в еде: если раньше, например, много острого или сладкого не хотелось — то в состоянии стресса наоборот хочется и помногу.
  • Повышенная возбудимость: чаще хочется раздражаться, злиться, сердиться, беспричинно смеяться.
  • Стресс прежде всего влияет на психологию человека и его поведение. Чаще всего поведение меняется следующим образом:

    • человек становиться очень раздражительным
    • неадекватно реагирует на малейшие затруднения
    • становиться менее активным, в результате чего не успевает сделать то, что запланировал
    • количество успешно выполненных дел уменьшается
    • у человека возникает частое желание спорить
    • он становится излишне критичным к вещам, которые раньше его вполне устраивали
    • человек испытывает потребность в алкоголе, или других заменителях, для повышения уверенности в себе
    • он находится в состоянии постоянного уныния и жалости к себе
    • человек теряет контроль над ситуацией: он не может справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения
    • человек часто испытывает такие нежелательные реакции организма, как: учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и высыпания на коже
    • человек склонен объяснять эти проявления просто усложнением жизни, считает невозможным контролировать изменчивую ситуацию и даже не пытается этого делать.
    • Чтобы убрать не только симптомы стресса, но и избавиться от стресса как такового, рекомендуем использовать технику Байбак, которую Вы можете бесплатно получить на электронный адрес, который укажете в форме ниже.

      tsuslik.ru

      Как контролировать свои эмоции

      Эмоции — это одна из функций нервно-психической деятельности организма, восприятие и реакция на окружающий мир и происходящие в нем события. Свое отношение к этому люди выражают через эмоции. Умение держать под контролем ситуацию в той или иной степени присуще всем. То, что кажется нам простым и обыденным, ученые изучают на протяжении многих веков. Интересно, что для полноценной жизни человеку необходимы не только положительные, но и отрицательные эмоции, связанные со злостью, обидой, отчаяньем.

      Зачем контролировать свои эмоции

      Для того чтобы стать счастливым и свободным, человек должен уметь управлять собой. Бесконтрольность своих эмоций чревата необдуманными действиями. Чувства непредсказуемые и могут в любой момент помешать даже благим намерениям. Их спонтанный характер затрудняет движение навстречу своим целям.

    • Обиде близких. В порыве гнева человек способен наговорить много нелестных фраз и оскорблений родным. Обида — это та же агрессия.
    • Подавление эмоций — это игнорирование проблемы, страх перед тем, как ее решить. Многие считают, что человек нуждается в психологической разрядке, и отчасти это действительно так. Психологи давно уверяют, что если дать возможность выплакаться или разозлиться, депрессия ослабнет. Последнее состояние появляется вследствие отсутствия каких-либо психоэмоциональных переживаний.

      Основные разновидности эмоций у человека

      Так как чувства не могут быть одинаковыми в разных обстоятельствах, вполне логично, что они делятся на определенные виды. Эмоции бывают положительные, негативные (отрицательные), нейтральные.

    • Восторг — это сильный подъем положительных эмоций.
    • Негативные эмоции бывают такими:

      • Горе — реакция человека на утрату, потерю близкого.
      • Нейтральные эмоции проявляются так:

        1. Любопытство — мелочный интерес к познанию несущественных подробностей.
        2. Все негативные чувства спровоцированы внешней обстановкой и нашей реакцией на нее. Поэтому с ними труднее справиться, чем с эмоциями внутреннего напряжения. Нас могут раздражать или не раздражать те или иные факторы, а все дело в нашем восприятии мироздания.

          Над какими эмоциями необходимо работать

          В контроле нуждаются не только негативные эмоции. Навыки контролировать положительные чувства и реакции на те или иные факторы так же необходимо научиться применять. Стоит работать с теми эмоциями, которые могут преподнести страдания, как самим себе, так и окружающим, а также с теми, что заставляют испытывать стыд за содеянное в дальнейшем.

        3. Эгоизм. Часть личности, которая хочет признания, похвалы, превосходства над другими людьми. Это показывает наше социальное существование, тот образ, который мы хотим оставить в сознании окружающих нас людей. Также к эгоизму относятся: зависть, жадность, гордыня, обиды, злорадство, тщеславие, честолюбие. Это сильный источник наших переживаний.
        4. Умение контролировать эмоции поможет избежать большинства проблем.

        5. Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
        6. Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?

      Методы управления эмоциями

      Как контролировать свои эмоции? Часто мы сами себе задаем этот вопрос. Наше отношение к эмоциям чем-то похоже на отношение к старости, которой, как сказал Цицерон, достигнуть желают все, а достигнув, ее же и винят. Способность противостоять стрессам и не поддаваться побуждениям, которые не согласуются с требованиями разума, всегда считалась важнейшей характеристикой мудрости человека.

    • Сдерживайте себя. Нужно не отвечать на провокации, не реагировать на каждого хама. Перед тем как ответить обидчику, следует посчитать до пяти. Необходимо научиться блокировать эмоции по совету психологов: сначала думаем, потом говорим. Дышим спокойно, речь ровна. Можно выйти, выпить стакан воды для успокоения, подумать и адекватно ответить.
    • Все способы контроля эмоций имеют право на существование и могут применяться как отдельно, так и одновременно.

      Полезные советы при управлении эмоциями

      Для того чтобы научиться сдерживаться, не проявляя бурной реакции на те или иные события, необходимо знать основные правила «эмоциональной гигиены»:

    • Следует постараться как можно быстрее избавиться от финансовых проблем. Вернув долги друзьям, погасив кредиты, избавившись от обязательств, конечно, эмоциональное состояние не станет сразу же идеальным. Но так как на него во многом влияют внутренние переживания, то, избавившись хотя бы от финансовых проблем, станет значительно легче контролировать себя, появится спокойствие.
    • Как контролировать свои эмоции — смотрите на видео:

      Негативные эмоции (злость, обида) часто являются причиной физических и психологических заболеваний. Положительная энергия в свою очередь способна укрепить и психологическое, и физическое здоровье человека. Люди, которые не способны контролировать эмоции, часто попадают в так называемое состояние аффекта. А частые пребывания в таком состоянии могут привести к таким заболеваниям, как шизофрения.

      tutknow.ru

      Эмоциональный стресс

      Даже сейчас сложно дать чёткое объяснение о том, что такое эмоциональный стресс. Разные специалисты в области психологи руководствуются своими определениями.

      Давайте немного поговорим об эмоциях. Эмоции находятся рядом с нами и вместе с нами. Очень сомнительно, что найдётся такой человек, который бы не испытывал эмоций. Некоторые учёные даже выделили основные эмоции: эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения, страха, интереса, презрения и стыда. Эмоции отражаются в мимике, поведении, движениях тела и т. д. Именно они способны нам рассказать о состоянии человека, даже если он не скажет нам ни одного слова. Очень интересны обычаи Китая, которые сохранились до сегодняшнего дня: когда кто-то рассказывает другому о печальном событии он должен улыбаться, чтобы тот, кто слушал, не огорчался. Некоторые люди стремятся подавить эмоции, чаще добиваясь лишь внешнего эффекта, переживая всю силу эмоций «внутри себя».

      Не смотря на то, что любой стресс всё же несёт за собой вредное влияние на организм, такой вид стресса считается более «приятным» и лёгким. Человек испытывает выраженные эмоции, например, по поводу выигрыша, свадьбы, рождения ребёнка и т. д. Не смотря на испытываемый стресс, организм более быстро восстанавливается от полученного потрясения. В некоторых случаях даже эмоционально положительные стрессы могут привести к печальным последствиям, особенно если человек имеет слабое здоровье, поэтому например людям старшего возраста не рекомендуют испытывать любые сильные эмоции. В таких случаях необходимо учитывать возможность вредного влияния стресса и избегать подобных ситуаций, а также постепенно или по возможности «сглажено» давать информацию такому человеку.

      Этот вид стресса может быть знаком многим. Его обычно вызывают именно отрицательные эмоции, которые и приводят нас к стрессовому состоянию. Иногда мы способны справиться с таким стрессом самостоятельно, иногда с помощью близких нам людей, а иногда приходится прибегать и к помощи профессионала.

      Эмоциональный стресс и слёзы

      Американский физиолог У. Фрей считал, что плач является защитной реакцией организма при стрессе. Теоретически даже считается, что при помощи слез, мы выводим из организма гормоны стресса. Для того чтобы проверить эту теорию учёный провёл очень интересный эксперимент, подвергнув биохимическому анализу различные виды слёз. Для эксперимента он взял «нейтральные» слёзы, которые появлялись у человека при чистке лука и «эмоциональные», которые появлялись у человека после просмотра мелодраматических кинофильмов. Оказалась, что эти слёзы действительно отличаются друг от друга, второй вид слёз содержал больше белка, чем слезы первого вида.

      Мы не станем углубляться в теорию и подробно рассказывать обо всех сторонах эмоционального стресса, понять которые часто способны лишь люди с соответствующим образованием. Но хочется посоветовать относиться к своим эмоциям возможно немного более серьёзно, чем мы привыкли. Старайтесь спокойнее реагировать на неприятные ситуации и не стесняйтесь обращаться к специалисту, если Вы чувствуете, что отрицательные эмоции взяли над Вами вверх, и Вы не можете самостоятельно выйти из этого стресса.

      Закончить статью хочется одной важной фразой: плачьте при стрессе, если это необходимо, но лучше смейтесь!

      www.nostress.ru

      Стресс усиливает возможности человека и выделяет его из общего ряда,

      а высокая стрессоустойчивость позволяет платить за это наименьшую цену.

      © 2016 Сазонов В.Ф. © 2016 kineziolog.su.

      Общее определение понятия «стресс»

      Стресс = давление — адаптивность (Robert Dato, Letter to the Editor: The Low of Stress, Int. Journal of Stress Managment 3 (1996): 181-182.). Это означает,, что адаптивность уменьшает стрессовое давление, уровень стресса понижается, и стресс переносится легче.

      Стресс — это общая неспецифическая адаптивная реакция организма на стрессор, которая обеспечивается гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой регуляции и заставляет организм работать в усиленном режиме.

      Стрессор — это стимул, который субъективно воспринимается организмом как чрезмерный или повреждающий, и поэтому запускает стрессовую реакцию.

      Качества чрезмерного раздражителя, имеющего повышенную субъективную биологическую значимость, придает стрессору нервная система или психика. Для того чтобы стать стрессором и запустить стрессовую реакцию, раздражителю недостаточно вызывать повреждение организма, необходимо, чтобы на эти повреждения среагировали сенсорные рецепторы и активировали соответствующие нервные структуры. Так, например, радиоактивное излучение само по себе не запускает стрессовую реакцию через нервную систему, т.к. у организма просто нет сенсорных рецепторов для его восприятия.

      Чрезмерность раздражителя выражается в его повышенной интенсивности, длительности, информационной насыщенности, монотонности, сематической (смысловой) значимости, либо наоборот – в ослабленных характеристиках, вызывающих напряжение воспринимающих его сенсорных систем.

      Понятие «стресса» в настоящее время переносят также с уровня организма на отдельные системы органов, органы, ткани и даже на отдельные клетки, имея в виду общие неспецифические адаптивные реакции данных структур, обеспеченные усиленным режимом их функционирования.

      По источникам стрессовой реакции выделяют:

      а) информационный стресс,

      б) эмоциональный стресс,

      в) физиологический стресс.

      На организменном уровне состояние стресса обеспечивается работой нескольких отделов нервной и эндокринной систем.

      Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию

      1. Лимбическая система, её эмоциогенные структуры, формирующие эмоциональное состояние и активирующие вегетативную нервную систему.

      2. Вегетативная нервная система, её симпатический отдел.

      3. Мозговой слой надпочечников, секретирующий катехоламины.

      4. Гипофизарная зона гипоталамуса, секретирующая кортиколиберин.

      5. Гипофиз, секретирующий АКТГ (адренокортикотропный гормон).

      6. Корковый слой надпочечников, секретирующий стероидные гормоны — кортикостероиды. Сильное стрессовое воздействие приводит к резкому повышению уровня кортизола в крови уже через 25-30 минут от начала стресса.

      В целом стрессовая реакция характеризуется фазовыми изменениями в работе регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной и др.) и исполнительных (сердечнососудистой, системы крови, пищеварительной и др.).

      Стрессовую реакцию делят на 3 стадии вслед за создателем учения о стрессе Г. Селье.

      Стадии стрессовой реакции

      Стадия тревоги (синонимы: «реакция тревоги», стадия мобилизации, аварийная стадия) протекает в две фазы: шока и противотока (контршока).

      Длительность стадии колеблется от нескольких секунд и минут до 6-48 ч.

      Фаза шока характеризуется шоковыми изменениями: гипонатриемией (снижение уровня натрия в крови), артериальной гипотензией (снижение артериального давления крови), мышечной гипотонией (снижение тонуса мышц), увеличением проницаемости мембран, сгущением крови, уменьшением ОЦК, лейкоцитозом, переходящим в лейкопению, лимфо- и эозинопенией, отрицательным азотистым балансом (активизация катаболических процессов распада), гипогликемией (снижение уровня глюкозы в крови), гипертермией (повышение температуры), сменяющейся гипотермией (пониженная температура тела), депрессией нервной, иммунной и эндокринной (особенно гонадной) систем на фоне активизации синтеза глюкокортикоидов, минералокортикоидов и катехоламинов.

      Фаза противотока характеризуется контршоковыми изменениями: гипернатриемией, артериальной гипертензией, мышечной гипертонией, активизацией СНС, САС, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и др. Начинает гипертрофироваться кора надпочечников (особенно её пучковая зона), ещё больше усиливается секреция глюко- и минералокортикоидов, перестраивающих обменные процессы в организме, в результате чего повышается резистентность организма.

      Если организм не погибает в стадию тревоги, то развивается стадия резистентности, а позже возможно и развитие стадии истощения.

      II. Стадия резистентности (устойчивости)

      Стадия резистентности характеризуется устойчивой гипертрофией (разрастанием) коры надпочечников, стойким увеличением секреции гормонов коры надпочечников, активизацией процесса гликонеогенеза (образование глюкозы), активизацией анаболических процессов синтеза, развитием длительной адаптации организма, устойчивым увеличением неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма (прямой и перекрёстной). Именно эта стадия и определяет главный адаптивный эффект стресс-реакции.

      Увеличенная секреция адаптивных стероидных гормонов коры надпочечников вызывает основные положительные эффекты.

      Эффекты гормонов надпочечников при стрессе

      1. Активация функций клеток путём увеличения концентрации в цитоплазме ионов Са2+, стимулирующих активность ключевых внутриклеточных регуляторных ферментов — протеинкиназ.

      2. Липотропный эффект, реализуемый за счёт активации липаз, фосфолипаз клеток и свободнорадикального окисления (влияние катехоламинов, вазопрессина и др.). Адаптивный эффект обусловлен повышением активности мембранных белков-рецепторов, ферментов, каналов ионного транспорта, что увеличивает функциональные возможности клеток и организма в целом.

      3. Активация одновременно функций кровообращения и дыхания. Основной эффект мобилизации вызывает адреналин совместно с глюкагоном, которые активизируют гликогенолиз и гликолиз, распад нейтральных жиров. Одновременно глюкокортикоиды совместно с паратгормоном стимулируют глюконеогенез в печени и скелетных мышцах, вызывая гидролиз белков и увеличение свободных аминокислот в крови.

      4. Направленная передача энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптацию организма к стрессу. Возникает так называемая «рабочая гиперемия», в основном, миокарда, головного мозга и скелетных мышц. В то же время в органах брюшной полости (например, кишечник, почки) происходит сужение сосудов и снижение кровотока в 5-7 раз по сравнению с исходным уровнем. Главная роль в реализации этого адаптивного эффекта принадлежит катехоламинам, вазопрессину, ангиотензину II, субстанции Р. Локальный фактор вазодилатации — выделяемый эндотелием сосудов оксид азота NO.

      5. Активация синтеза стресс-белков (анаболическая фаза стресса) — результат прямой или рецептор-опосредованной стимуляции генетического аппарата клеток (глюкокортикоиды, минералокортикоиды, тироксин, инсулин и др.). Этот адаптивный механизм был открыт сравнительно недавно — в конце 80-х годов. Он объясняет резистентность организма к повторным стрессам в виде формирования структурного следа в клетках адаптивной системы — мышечной, нервной, эндотелиальной и др. Молекулярный механизм адаптационной стабилизации структур связан с экспрессией протоонкогенов и накоплением в ядре и цитоплазме стресс-белков, защищающих клетку от повреждения. Наиболее известный стресс-белок — белок теплового шока HSP-70.

      Общая функциональная и биохимическая активация организма в фазу резистентности позволяет ему адаптироваться к несильным и непродолжительным стрессам или создаёт энергетические, пластические и функциональные возможности для функционирования специфических долговременных механизмов адаптации. Именно эта фаза стресса определяет основной защитный физиологический характер адаптации при стрессе.

      Однако эти положительные эффекты стресса могут при определённых условиях (как правило, при слишком сильных или продолжительных, затяжных стрессах) превратиться в повреждающие и привести к развитию третьей стадии стресса — стадии истощения.

      Стадия истощения характеризуется атрофией коры надпочечников, развитием гипокортицизма, уменьшением артериального давления крови, увеличением катаболизма (распада) белков, развитием дистрофических процессов, изнашиванием биологических систем, ранним старением организма, развитием некробиотических и некротических процессов, гибелью организма.

      Среди различных стресс-гормонов гормоны системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников или гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы (ГГАС) имеют наибольшее адаптивное значение при действии на организм различных стрессоров. Недостаточность различных адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к снижению неспецифической резистентности организма по отношению как к физиологическим, так и к патогенным факторам.

      Неадекватность инкреции адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к «болезням адаптации». Патогенез болезней адаптации связан как с избыточным выделением глюко- и минералокортикоидов, так и с рядом неблагоприятных обусловливающих факторов.

      Стресс и общий адаптационный синдром (ОАС)

      Согласно современным представлениям, механизмы и биологическая значимость стресса и общего адаптационного синдрома (ОАС) не идентичны друг другу. ОАС рассматривают значительно шире, чем его характеризовал Г. Селье. ОАС включает разнообразные неспецифические изменения и в регуляторных, и в исполнительных системах (центральной и периферической нервной системе, гуморально-гормональной системе, включающей не только ГГАС, но и другие различные эндокринные комплексы, а также медиаторы, ФАВ, метаболиты, ферментные системы, сдвиги физиологических и функциональных систем), имеющие с биологической точки зрения преимущественно приспособительное значение, хотя они могут включать и разные явления «поломок».

      Стрессорная (обычно неспецифическая) реакция может включать в себя и специфические проявления. Например, образование гормонов в новых соотношениях, характерных для определённого воздействия, или синтез новых по структуре и функциям гормонов (в норме не присутствующих в организме).

      Специфика ответа как эндокринной, так и других физиологических систем на то или иное воздействие может проявляться различными выражениями неспецифичности: количественными (интенсивностью проявления), временными (сроками и скоростью возникновения) и пространственными.

      В ответ на действие различных стрессоров формируются не только адаптивные, но и дизадаптивные стрессорные реакции.

      Как срочная, так и долговременная адаптация организма к действию стрессорных раздражителей начинается с нарушений гомеостаза организма. Адаптация включает как специфические, так и неспецифические компоненты и механизмы.

      Так, например, в ответ на усиленную мышечную нагрузку сдвигаются параметры гомеостаза организма, что активизирует высшие регуляторные центры, обеспечивающие формирование и усиленное функционирование доминирующей функциональной системы (ФС), ответственной за обеспечение специфической адаптации. На этом заканчивается срочная адаптация.

      Если нагрузки на организм продолжаются, гиперфункция этой доминирующей ФС сохраняется, что приводит к возрастанию интенсивности функционирования соответствующих клеточно-тканевых структур. Последнее сопровождается увеличением количества метаболитов изнашивания, которые ответственны за активацию генетических структур, обеспечивающих усиленное образование мышечной массы (например, гипертрофию миоцитов) в результате стимуляции синтеза белков. Это обеспечивается увеличением содержания Са2 в миоцитах, активизацией ДНК-полимеразы, накоплением м-РНК в полирибосомах и т.д. В итоге формируется системный структурный след, обеспечивающий увеличение мощности системы специфической адаптации. Так формируется долговременная адаптация.

      Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу

      Ухудшение состояния нервной системы и организма в целом из-за отсутствия выхода из стрессовой ситуации, и её затяжного характера, предполагает определенный алгоритм трансформаций негативных функциональных состояний.

      1. Фаза ВМА – внимание, мобилизация, активность . Формируются естественные адаптивные тенденции, направленные на решение проблемы на поведенческом уровне.

      2. Фаза СОЭ – стенические отрицательные эмоции (гнев, агрессия). Эмоции стеническиее, т.е. придающие силы. Эта фаза наступает в том случае, если предыдущий этап был неуспешен. Вследствие этого возникает отчаянная попытка мобилизации всех возможных ресурсов, ранее не задействованных, развивается состояние максимального напряжения.

      3. Фаза АОЭ — астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия). Это состояние связано с невозможностью выхода из психотравмирующей ситуации. Преобладают отрицательные эмоции, которые длительно удерживаются и переходят в застойное состояние или стационарную форму за счет физиологических механизмов, подобных эпилептиформному синдрому. Эмоции астенические, т.е. отнимающие силы.

      4. Фаза СА — срыв адаптации, невроз . Хроническая психическая напряженность, застойные отрицательные эмоции, приводят к формированию устойчивого состояния мозга, при котором происходит перестройка взаимоотношения коры и подкорковых образований, которое, в частности, проявляется нарушением вегетативной регуляции деятельности внутренних органов (психосоматическая патология), что рассматривается как динамический церебровисцеральний синдром эмоционального стресса. Также происходит нарушение адаптации в форме эмоционально-волевых расстройств, неадекватного поведения и развития неврозоподобных состояний.

      Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

      kineziolog.su

      В начале XX века американский физиолог Уолтер Б. Кеннон сформировал теорию гомеостазиса, согласно которой организм сохраняет постоянство внутренней среды при любых колебаниях внешней среды. Для поддержания нормальной жизнедеятельности внутренние параметры организма не должны сколь-нибудь значительно отличаться от нормы. Как показал Ганс Селье, одним из механизмов адаптации организма к внешним воздействиям является стресс. Экспериментальные исследования показали, что независимо от характера ситуации, с которой сталкивается человек, его организм отвечает неспецифической реакцией, стереотипным набором одновременных изменений в органах. «Этот набор (синдром) включает в себя увеличение и повышение активности коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта».

      Кора надпочечников выделяет гормоны, именуемые кортикоидами; мозговое вещество надпочечников продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс. Вилочковая железа, или тимус, и лимфатические узлы влияют на иммунитет организма. Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование Г. Селье назвал стрессом. «Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры, — различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса».

      Стресс может порождаться как приятными, так и неприятными факторами. Любая нормальная жизнедеятельность — учебная задача, встреча с любимым человеком, просмотр кинофильма может вызвать значительный стресс. Вредоносный, или неприятный, стресс называют дистрессом. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. У человека самым частым стрессором являются эмоциональные раздражители. Эмоции порождают стресс (адаптационный синдром) или дистресс. В свою очередь стресс порождает эмоции.

      Трудности на пути к достижению цели приводят к стрессу, который сопровождается биологическим стрессовым синдромом. Эксперименты показывают, что стрессор возбуждает гипоталамус, а гипоталамус, как мы уже рассмотрели, содержит центры эмоций. Таким образом, действие стрессора, наряду с адаптационным синдромом, сопровождается различивши эмоциями (положительными или отрицательными).

      Как показал Г. Селье, развитие общего синдрома биологического стресса проходит три фазы:

      На первой фазе организм меняет свои характеристики, мобилизуются адаптационные возможности организма. На второй фазе начинают проявляться мобилизованные ресурсы организма, формируется новая «функциональная системность». На этой основе делается попытка разрешения задачи адаптации организма к новым условиям. Если адаптация идет успешно, признаки реакции тревоги исчезают. На третьей фазе, если действие стрессора не прекращается, происходит истощение адаптационных возможностей, вновь появляются признаки тревога.

      С определенным основанием можно говорить о душевном гомеостазисе (душевном благополучии) личности. Такое состояние может наблюдаться, когда уровень притязаний личности соответствует реальным возможностям и ей ничего не угрожает. Душевный гомеостазис характеризуется ровным настроением удовлетворенности, отсутствием тревоги, положительным отношением к окружающим людям, хорошим состоянием здоровья.

      В отличие от биологического гомеостазиса, который задан генетической программой, душевный гомеостазис формируется в процессе жизнедеятельности человека, характеризует его как личность. Нарушение душевного гомеостазиса сопровождается сильными эмоциями, мобилизуя все качества личности на интеллектуальный и нравственный анализ ситуации и разработку стратегии поведения.

      psyera.ru