Виды детских неврозах

Детские неврозы: как распознать и лечить?

Большинство родителей не понимают, почему у ребенка внезапно происходит истерика, появляется тревожный сон, ночной плач, навязчивые страхи. Чаще всего причина этого состояния кроется в неврозе.

Симптоматика детских неврозов

Для того чтобы определить заболевание, необходимо знать его симптомы:

  • анорексия;
  • высокая беспокойность или озабоченность;
  • заикание;
  • навязчивые страхи;
  • нервные тики (подергивание головой, моргание, облизывание губ);
  • отсутствие аппетита;
  • рвота или учащенные срыгивания;
  • склонность к уединению;
  • тревожный сон;
  • удрученное состояние;
  • энурез.
  • Виды детских неврозов

    Исходя из симптомов проявления, неврозы можно подразделить на следующие виды:

    1. Невроз страха. У ребенка появляются необъяснимые приступы страха и беспокойства, эти симптомы длятся до получаса. Зачастую данные состояния происходят перед сном, возможны галлюцинации. До семи лет ребенок обычно боится оставаться один, его пугает темнота и разнообразные фантастические субъекты. Боязнь школьников зачастую относится непосредственно к школьным проблемам.

    2. Невроз навязчивых состояний. Он бывает двух видов:

    • обессивный — характеризуется разнообразными навязчивыми действиями;
    • фобический — страх перед замкнутым пространством.
    • 3. Депрессивный невроз. Зачастую возникает в подростковом возрасте. Для него свойственны следующие симптомы: низкой самооценкой, состоянием плаксивости, бедной мимикой, заторможенными движениями, отсутствием аппетита, нарушением сна.

      4. Истерический невроз. Зачастую встречается в дошкольном возрасте. Проявляется падением на пол с криками и слезами, ударами о твердую поверхность, иногда приступами респираторного типа.

      5. Астенический невроз. Определяется вспыльчивостью, состоянием раздражительности и слезливости. Для этого расстройства характерны такие симптомы, как бессонница и отсутствие аппетита. Встречается у учеников средних и старших классов из-за непомерной загруженности дополнительной внешкольной деятельностью.

      6. Ипохондрический невроз. Зачастую отмечается в подростковом периоде. Проявляется в чрезвычайной заботе о здоровье, навязчивой боязни разнообразных болезней.

      Причины возникновения детских неврозов

      Читайте так же нашу подробную статью о всевозможных причинах неврозов у детей и взрослых.

      Причины детских неврозов разнообразны, основными из них являются:

      1. Осложнения в период беременности. При беспокойстве беременной женщины выделяется адреналин, воздействующий на сосуды плода. В результате мозг малыша недополучает кислород. Это является причиной того, что малыш рождается с заложенной благодатной почвой для нервного расстройства в будущем.

      2. Недостаточное общение мамы и новорожденного до года. Это одна из самых важных причин возникновения неврозов у детей. Если ребенок до года не получает в достатке маминого тепла и любви, у него возникает состояние психологического дискомфорта и уже в этом возрасте могут возникнуть первые симптомы невроза. Новорожденных необходимо часто держать на руках, убаюкивать их перед сном, на ночь петь колыбельные. Размеренные движения и тихие звуки способны вызвать у малыша ощущение защищенности, комфорта и удовольствия.

      3. Чрезмерная родительская опека. По причине тесного общения с родителями ребенок своевременно не вписывается в социум, замедляется ход его развития, появляются навязчивые страхи. В результате можно наблюдать симптомы нервного расстройства.

      4. Стремление переделать ребенка под свое мнение. Постоянные требования, предъявленные ребенку, также становятся причиной детского невроза.

      5. Недостаток общения со своими детьми. Взрослые часто озабочены своими делами и не всегда находят время, чтобы поговорить с детьми. Зачастую они узнают о проблеме ребенка, когда симптомы уже полностью сформировались.

      6. Скандалы в семье, развод. Чаще всего являются причиной появления навязчивых состояний и происхождения невроза.

      Для успешного лечения необходимо найти и устранить настоящие причины неврозов у детей.

      Как лечить детский невроз?

      Лечение детского невроза независимо от видов изначально состоит в налаженности отдыха для нервных клеток. Нужно особенное внимание уделить распорядку дня, включая питание и сон, организовать частые прогулки. При лечении много чего зависит от взрослых (родителей и тех, кто ребенка окружает).

      Не нужно выражать большое беспокойство о состоянии ребенка и все время оказывать повышенную опеку. Такие поступки взрослых содействуют укреплению навязчивых симптомов. Главным лекарственным средством для ребенка является веселье и смех. Минуты счастья способны удалить ненужные стереотипы у детей.

      Если родители не могут своими силами справиться с тяжелым состоянием, необходимо обратиться к специалисту. Неврозами у детей занимается врач-психотерапевт. Способы лечения зависят от видов нервного расстройства. При необходимости могут быть прописаны лекарственные и гомеопатические средства. Большой популярностью для лечения малышей пользуется игровая терапия, которую проводят детские специалисты.

      Основной задачей при всех видах невроза является устранение трудной жизненной ситуации, то есть причины нервного истощения. В результате ребенок будет излечен от болезни.

      Профилактика детского невроза

      Как и большинство других болезней, невроз проще предотвратить, чем лечить.

      Основные факторы профилактики невроза у детей – это здоровый психологический микроклимат в семье и доброжелательная атмосфера в межличностных отношениях.

      Еще одно условие, которое помогает укреплению организма и нервной системы — это правильно устроенный гигиенический режим. Его важными составляющими являются: гигиена сна, зарядка, водные процедуры, систематическое питание и прогулки.

      Нормальный ночной сон является одним из важных факторов. Для его налаженности необходимо соблюдать соответствующие правила:

      1. Следует приучить ребенка засыпать каждый день в одинаковое время. Время является условным раздражителем. Оно способствует возникновению процессов, которые вызывают засыпание.
      2. За час до сна нужно снизить поток впечатлений: не включать телевизор, не разговаривать громко и оживленно.
      3. Незадолго до сна можно полчаса спокойно, не торопясь погулять с ребенком на улице. Хорошо, если после прогулки возникнет легкое чувство усталости.
      4. Перед сном необходимо приготовить теплую ванну и сразу уложить ребенка в кровать. Не желательно использовать душ, так как он оказывает возбуждающее действие.
      5. Комната для детского сна должна быть хорошо проветрена.

      Для профилактики большое значение имеет правильно организованный досуг ребенка. Увлекательное и любимое занятие — это эффективный оздоравливающий процесс, который позволяет ребенку абстрагироваться от навязчивых мыслей, уменьшает негативный накал травмирующих психику факторов. Активный отдых доставляет ребенку массу различных впечатлений и успокаивает его.

      Еще одним очень важным фактором является любовь. Любить ребенка необходимо благоразумно, нежно и преданно. Ведь материнская любовь и ласка дает ребенку ощущение полной безопасности и защищенности.

      myvsd.ru

      Виды детских неврозах

      Сайт для умных родителей

      Каждый родитель старается обеспечить для своего малыша качественный уход, чтобы он ощущал максимальную заботу и внимание. Но некоторые факторы могут не зависеть от нас. Поэтому у детей не редко возникают различные неврозы, которые требуют внимания специалистов. Эксперты различают несколько неврозов, каждый из которых требует особого подхода к лечению. Одним из самых распространенных неврозов остается тревога или страх. Он проявляется как приступообразный невроз, часто связан с процессом засыпания малыша. В некоторых случаях заболевание может вызвать галлюцинации. Особенности невроза страха зависят от возраста малыша.

      Чтобы узнать симптомы невроза у детей, достаточно воспользоваться представленной статьей. В ней подробно описан данный вопрос, что позволит родителям уточнить наличие неврозов у своего ребенка. На сайте вы сможете также найти специалиста, который с готовностью поможет малышу справиться с его недугом.

      Навязчивое состояние также может быть вызвано неврозом. Такое заболевание может быть обсессивным или фобическим. Тем не менее, современным специалистам не редко приходится иметь дело со смешанной формой, когда проявляются фобии, либо обсессий. Подобный невроз проявляется движениями, которые возникают непроизвольно. К примеру, ребенок может вздрагивать, мигать или морщиться без видимых причин. Покашливания или тики являются своеобразными видами данного расстройства. Последние обычно вызваны высокими эмоциональными нагрузками.

      Фобическое заболевание связано с различными боязнями у малыша, примеров которых много. Речь может идти о страхе перед грязью, закрытыми помещениями или острыми предметами. Дети в более старшем возрасте могут начать бояться болезней или смерти, давать устные ответы во время обучения. В некоторых случаях у ребенка может возникать мышление, которое идет в разрез с его воспитанием, что становится причиной переживаний и тревог для малыша.

      Депрессивный невроз обычно возникает в подростковом возрасте. Он проявляется в виде подавленного настроения, низкой самооценки. Если у молодого человека небольшой запас мимики, тихая речь или частая бессонница, то он может страдать именно от этого невроза. Такие дети обычно выбирают одиночество вместо крупных компаний. Истерические расстройства возникают у детей дошкольного возраста, которые проявляются в виде криков и даже воплей, а также могут быть связаны с нанесением себе увечий.

      www.internet-kontrol.ru

      Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

      Виды невроза у детей

      Детский невроз — явление неприятное, и тяжело в этом случае всем: и родителям и ребенку. Надо сказать, что существует немало видов детского невроза, и каждый из них требует особого внимания и, конечно же, лечения.

      Итак, можно выделить следующие виды детского невроза :

      2. Невроз навязчивых состояний — представляет собой две разновидности невроза: обессивный невроз (характеризующийся навязчивыми действиями, такими как шмыгание носом, потирание губ или переносицы, подергивание плечами, частая кривая улыбка и т.д.) и фобический невроз (боязнь замкнутых пространств, загрязнений, режущих предметови т.д.).

      3. Депрессивный невроз — невроз, выражающийся низкой самооценкой, плаксивостью, при неврозе такого типа голос ребенка становится тихим, движения замедленными, мимика скудной, а также наблюдается ухудшение аппетита, появление бессоницы.

      4. Истерический невроз — является неврозом, который выражается падением на пол с криками и плачем, ударами о землю, в некоторых случаях сопровождается респираторными приступами.

      5. Астенический невроз (неврастения) — невроз, характеризующийся несдержанностью ребенка, его повышенной раздражительностью, плаксивостью, а также не переносимостью психического напряжения, к тому же у ребенка в этом случае нередко наблюдаются расстройства сна и аппетита.

      6. Ипохондрический невроз — невроз, при котором ребенок чрезмерно заботится о собственном здоровье и все время необоснованно боится заболеть.

      7. Невротическое заикание — форма невроза, причиной которого, как правило, является психическая травма ребенка, например, сильный испуг или долгая разлука с родителями, также невротическое заикание может возникнуть в результате слишком настойчивых попыток родителей форсировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

      8. Невротические тики — вид невроза, который развивается вследствие различных психических травм, кроме того, причиной расстройства может быть какое-либо местное раздражение, например, конъюктивит, который на протяжении долгого времени мучает ребенка и способствует образованию привычки потирать глаз, при невротических тиках ребенок постоянно ощущает скованность, желание совершить привычное навязчивое действие.

      9. Невротические расстройства сна — выражаются беспокойным сном, а также проблемами при засыпании, у детей наблюдается лунатизм, частые и яркие ночными кошмарами.

      10. Анорексия (невротические расстройства аппетита) — форма невроза, которая характеризуется пониженным настроением во время еды, частыми срыгиваниями (вплоть до рвоты), данный невроз, как правило, тесно связан с агрессивными попытками взрослых насильно накормить ребенка, также анорексию может вызвать любое негативное событие (ссора, испуг), которое совпало с принятием пищи.

      11. Невротический энурез — вид невроза, при котором у ребенка наблюдается бессознательное упускание мочи (обычно в ночное время), как правило, эта форма невроза обостряется после физического наказания и различных травмирующих ситуаций.

      12. Невротический энкопрез — особая форма невроза, при котором у ребенка происходит неконтролируемое выделение определенного количества испражнений (обычно у мальчиков, которые страдают от слишком строгого воспитания), встречается гораздо реже, чем невротический энурез.

      13. Патологические привычные действия — вид детского невроза, при котором ребенок совершает такие действия, как обкусывание ногтей, сосание пальцев, жевание, а также выдергивание волос, бровей, ресниц (а у детей до 2 лет — раскачивание всем туловищем в процессе засыпания).

      14. Школьный невроз — форма невроза, характеризующаяся неадекватным способом реагирования ребенка на те или иные проблемы в школе.

      15. Депрессия у подростков — представляет собой невроз, при котором у ребенка кардинально изменяется поведение и образ мыслей, и, как правило, ребенок изолируется от общества.

      16. Логоневроз — является одним из невротических расстройств, возникающим в результате испуга или нервного напряжения и которое довольно сложно вылечить.

      17. Мутизм (мутацизм) — вид невроза, при котором у ребенка наблюдается отсутствие речевого общения, отказ от речи (при сохранности речевого аппарата).

      nevroz-psixoz.com

      Симптомы и лечение детского невроза

      Неврозы относятся к неврологическим заболеваниям и являются патологией ЦНС, развивающейся в результате длительного стресса или воздействия негативных факторов. Детский невроз является часто встречаемым нарушением, обусловленным формированием нервной системы.

      Особенности нарушения

      Заболевание встречается в возрасте старше трех лет. Дети младшего возраста еще не способны осознавать и высказывать свои страхи и переживания, так же, как и реагировать на них. При неврозах у детей дошкольного возраста причиной часто становится стрессовая ситуация или неблагоприятное воздействие.

      Эта патология психогенной природы, поэтому причины у детей обусловлены факторами, нарушающими высшую нервную деятельность.

      Различают несколько видов детских неврозов:

      Каждая форма патологии отличается причинами развития и характерными симптомами. Причины, симптомы и лечение нарушения определяет только врач.

      Причинами невроза может выступать любой неблагоприятный фактор, травмирующий детскую психику. Среди наиболее распространенных причин нарушения выделяют:

    • изменение привычных условий жизни;
    • социальные факторы;
    • изменение отношения в семье;
    • особенности воспитания;
    • перенесенные сильные эмоции.
    • Переезд в другой город или страну является травмирующим фактором для детской психики. Пациент чувствует себя неуверенно на новом месте, на фоне чего развивается нарушение.

      К социальным факторам, травмирующим детскую психику, стоит отнести поступление в детский сад, дошкольное учреждение или в первый класс. При этом меняется привычный образ жизни и режим, а также окружение пациента.

      Часто нарушение развивается на фоне изменения в семье – развода родителей или появления младшего ребенка в семье.

      К особенностям воспитания, травмирующим детскую психику, следует отнести чрезмерную требовательность родителей. Часто нарушения нормального функционирования нервной системы обусловлены страхом перед родителями за плохую оценку или невыполненное домашнее задание.

      Перенесенные сильные эмоции, например испуг или шок, также могут стать причиной развития нарушения, особенно в том случае, если пациенту не с кем поделиться переживаниями.

      Развитие заболевания обусловлено влиянием сразу нескольких негативных факторов, травмирующих детскую психику.

      При неврозах, симптомы у детей отличаются в зависимости от характера нарушения. Разные виды требуют разного терапевтического подхода.

      Истерия — это один из самых распространенных видов невроза у ребенка. Такое нарушение встречается в случае, если родители разбаловали ребенка, уделяя ему слишком много внимания и выполняя все его прихоти. Обычно истерия развивается тогда, когда меняется социальное окружение маленького пациента, например, при посещении детского сада. Ребенок, привыкший, что все его прихоти исполняются, сталкивается с тем, что окружение в детском саду не спешит выполнять все его просьбы. Это выливается в настоящую истерику. При этом пациент закатывает истерику только тогда, когда рядом находится кто-то из взрослых, спешащий его утешить или исполнить желание.

    • ввязывание в драку;
    • переход на крик;
    • громкий плач;
    • попытка привлечь всеобщее внимание.
    • Таки образом малыш пытается показать, что он не согласен с окружающей действительностью. Истерия также может проявляться приступами нехватки воздуха и невозможностью глубоко вздохнуть.

      С возрастом нарушение приобретает психосоматический характер. Начиная с младшего школьного возраста, больной может отмечать периодические боли в области сердца или ноющую боль в желудке. У подростков возможны внезапные быстропроходящие параличи, которые не имеют неврологической причины.

      Для неврастении в детском возрасте характерны следующие признаки:

    • слабость и постоянная усталость;
    • потребность в длительном сне;
    • прогрессирующее депрессивное состояние;
    • отсутствие интереса к окружающему;
    • снижение успеваемости в школе;
    • упадок сил после незначительной нагрузки;
    • нарушения сна.
    • Малыш теряет интерес к жизни. Его не интересуют новые игрушки или прогулки с друзьями. Часто пациенты младшего школьного возраста жалуются на учителей, объемы домашнего задания и нежелание ходить в школу. Сон пациента ухудшается, больной может просыпаться из-за ночных кошмаров. После любой эмоциональной или физической нагрузки ему необходим длительный сон для восстановления сил.

      Невроз навязчивых состояний

      Как следует из названия патологии, нарушение сопровождается внезапными и безосновательными навязчивыми страхами или движениями.

      Так, маленький пациент может внезапно начать бояться оставаться в одиночестве ночью. У ребенка возникает потребность исключить саму возможность встречи со страхом, что иногда проявляется в виде навязчивых движений или реакций.

      В старшем возрасте нередки случаи, когда пациент начинает бояться какой-либо болезни. Это может привести к тому, что ребенок откажется выходить из дому, чтобы не заразиться, например, гриппом. Яркий пример: столкнувшись с внезапным страхом закрытых пространств, ребенок очень остро реагирует на закрытую дверь в комнату. У него возникает потребность все время находиться в помещении с открытыми дверями и окнами.

      В качестве навязчивого состояния может выступать что угодно, начиная от страхов, до потребности выполнять какое-либо действие, например, постоянное мытье рук.

      Также проявлением невроза навязчивых состояний может выступать:

    • мимический тик;
    • звуковой тик (потребность издавать какие-то звуки);
    • подергивания мышц;
    • внезапное заикание;
    • недержание мочи в ночное время суток.
    • При появлении любых тревожных симптомов и внезапного изменения поведения малыша необходимо проконсультироваться с врачом.

      Диагностика патологии

      Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским неврологом или детским психотерапевтом, именно эти специалисты лечат детские неврозы. Следует помнить, что нарушение может прогрессировать и привести к развитию различных нарушений психики в старшем возрасте, поэтому чем раньше начато лечение патологии, тем быстрее восстановится пациент.

    • анализ психологического портрета пациента и отношений в семье;
    • беседу с родителями;
    • изучение рисунков пациента;
    • наблюдение за пациентом во время игрового процесса.
    • Для постановки диагноза также применяют метод исследования реакций ребенка на диагностические картинки, и психотерапевтические тесты.

      На основании полученных данных принимается решение о том, как лечить невроз.

      Психотерапевтическое лечение

      Лечение проводится с помощью психотерапевтических методов. Целью психотерапии в этом случае является:

    • улучшение атмосферы в семье;
    • корректировка методов воспитания;
    • нормализация семейных взаимоотношений;
    • нормализация социальных взаимоотношений в детском саду или школе.
    • Применяются семейные психотерапевтические методы, а также индивидуальные и групповые занятия.

      Семейная психотерапия направлена на улучшение взаимоотношений родителей и малыша. Сеансы проходят обычно в игровой форме, и требуют взаимодействия родителей и ребенка. Важным этапом такого лечения является установление прочной эмоциональной связи между пациентом и его близкими.

      Индивидуальное психотерапевтическое лечение осуществляется с помощью:

      Нормализация эмоционального состояния пациента проводится во время лепки или рисования. С помощью рисунков ребенок может передать собственное эмоциональное состояние, на основании чего осуществляется дальнейшая корректировка.

      Рациональные беседы обычно проводятся в форме рассказов с открытым финалом, который должен продумать сам больной. Анализируя принятие решений малышом в том или ином случае, врач может скорректировать реакции ребенка и натолкнуть на правильный выбор.

      В игровой форме часто используется сказкотерапия или совместные с врачом подвижные игры. Это также позволяет лучше узнать реакции ребенка и, при необходимости, скорректировать его поведение.

      Групповая психотерапия позволяет скорректировать социальное поведение пациента. Такой метод показан, если он слишком застенчив и скован.

      Групповое психотерапевтическое лечение противопоказано при чрезмерной агрессивности и быстрой эмоциональной возбудимости пациента. Метод применяется начиная с восьми лет. В младшем возрасте показаны индивидуальные сеансы.

      Медикаментозное лечение

      Основу лечения составляет именно психотерапия и коррекция поведенческих нарушений, однако медикаментозное лечение показано для снятия выраженных симптомов.

      Медикаментозное лечение основано на приеме следующих препаратов:

    • седативные лекарства для нормализации сна;
    • витаминные комплексы;
    • гомеопатические препараты для укрепления нервной системы;
    • антидепрессанты в малых дозах.

    Лечение подбирается в зависимости от формы невроза. Антидепрессанты назначаются в случае, если у пациента наблюдается компульсивный синдром.

    Вылечить проявление неврозов у ребенка можно при своевременном обнаружении проблемы. Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей течения заболевания. Навязчивые состояния и неврастения требуют различного подхода, поэтому важно проконсультироваться со специалистом, а не заниматься самолечением.

    nashinervy.ru

    Следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения. Психофизическая ослабленность вследствие болезней и интоксикации. Причины возникновения неврозов у детей 5-10 лет и методы их коррекции. Заикание, недержание мочи и исчезновение речи.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Многие из проблем пограничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что определить их бывает весьма трудно, но сделать это необходимо. Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность разграничения многих пограничных нарушений.

    Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отличие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющие непсихогенное происхождение. К факторам, способствующих возникновению неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикации и пр.

    Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьезно пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешний причин. Описываются остаточные невротические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

    Цель данной работы:

    Рассмотреть основные причины возникновения неврозов у детей 5 — 10 лет и методы их коррекции.

    Объект исследования — возникновение детских неврозов.

    Предмет исследования — основные способы коррекции детских неврозов.

    «Невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний: 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни; 3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

    По форме невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервно-психическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз, уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения. Среди неврозов выделены: 1) астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма; 2) невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах; 3) истерический невроз и некоторые другие.

    У детей и подростов чаще, чем у взрослых, встречаются системные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения функции отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, недержание мочи, исчезновение речи (мутизм)».[1, c.].

    Решающая роль в формировании личности и характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит семейному воспитанию.

    «Дети, растущие в условиях гипоопеки и безнадзорности, часто обнаруживают неумение вести себя в коллективе сверстников и взрослых. При поступлении их в детский сад они сторонятся других детей, не принимают участия в общих играх, им могут быть свойственны угрюмость, злобность , агрессивность. При недостаточности возрастных игровых интересов отмечается нездоровое любопытство к интимным отношениям взрослых. Иногда у детей старшего дошкольного возраста обнаруживаются неискренность, лживость.

    Чрезмерно строгие требования взрослых к соблюдению навыков опрятности нередко вызывают нарушения опрятности, появляются энурез, энкопрез, различные сопутствующие невротические расстройства — страхи, расстройства сна и т.д.»[7, с. 18-19].

    Таким образом, непроизвольно, бессознательно дети пытаются восполнить то, что они не получают от родителей. Но все-таки это не главное. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребенка нервно-психологического напряжения и внутреннего, неразрешимого конфликта.

    Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том то умер, что с ним (ребенком) может что-нибудь случиться. А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти — и вот вам набор невротических страхов, которые мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-нибудь случиться. В своем максимальном выражении это «что-то» означает смерть: от болезни, или пожара, или от того, что лифт упадет. Источником подобных страхов может быть мать, сама тревожная по характеру и всего этого сама боявшаяся в детстве. невроз психологический напряжение коррекция

    Чаще всего заболевают неврозом дети с повышенной эмоциональной чувствительностью. Но опасность возникает лишь там, где свойственная этим детям впечатлительность сталкивается с нечувствительностью взрослых, их неуважением к особенностям личности ребенка, стремлением покомандовать, непоследовательностью требований. Вот тогда присущая ребенку эмоциональная чувствительность может заостриться, стать болезненной. А это уже начало невроза.

    Почему мы, прежде всего, обратили внимание на невроз страха? Потому что он, в какой то степени, предпосылка к большинству других. Беспокойство, страхи — это то, что подрывает уверенность в себе. А при неврозе, как правило, самооценка понижена. Это мы видим и у взрослых: неуверенность в себе, в своих силах, нерешительность в действиях. Но, безусловно, все к страхам не сводится.

    Нужно еще сказать об истерическом неврозе. Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но его, этот невроз, надо отличать от патологии характера, который бывает в более старшем возрасте. Главное отличие ребенок не хочет быть таким; он не только устраивает сцены, но сам страдает от этого. Но ничего не может сделать с собой; это происходит помимо его воли.

    Почему такое поведение возникает? Родители уже успели в первые два-три года избаловать ребенка. И даже не в этом главная беда, что все позволяют, а — непоследовательно к нему относятся. Скажем, у бабушки, чтобы не случилось, реакция одна: «Милый мой внучек!» А отец строг чрезмерно. Мать колеблется между отцом и бабушкой: то она разрешает, то она запрещает. В результате нервная система пусть и любимого чада не выдерживает, дает бурную эмоциональную реакцию на противоречивые требования.

    Однако истерический невроз возникает и в том случае, если родители не только балуют ребенка, а наоборот, уделяют ему недостаточно эмоционального внимания. Довольно часто взрослые ссорятся между собой, сбрасывают друг на друга свои проблемы. Или, напротив, очень любят друг друга ( что по себе очень хорошо) — но так любят что забывают своего ребенка. И он в семье одинокий, покинутый человечек, у которого развивается комплекс своеобразной эмоциональной ущемленности.

    Закономерно, скажем, когда ребенок в первые годы жизни боится оставаться долго один, скучает без родителей, буквально «привязан» к ним. Потом такая тесная «привязанность будет ему не нужна: Появятся сверстники, школа, другие интересы, сформируется личность, ребенок станет самостоятельным. Но в первые годы жизни эмоциональная потребность в ласке, родительском одобрении, теплоте очень велика. И если она не удовлетворена — что происходит? Страхи — они как бы прошли, а тут усиливаются, ребенок пытается, как бы неосознанно, извлечь из них пользу.

    И последний невроз, о котором мы должны упомянуть. Это невроз навязчивых состояний. Он обычно проявляется в более старшем школьном возрасте.

    Какие это — «навязчивые состояния»? Сажем, навязчивый счет: ребенок без конца считает номера троллейбусов, автобусов. Или то, что мы называем «ритуалы»: все начинает делать строго определенным образом, например ,прежде чем встать, должен несколько раз произнести какие-то слова. Или выключить свет три раза перед тем, как заснуть, повернуться определенным образом при ходьбе, постучать перед началом письма и т. д. Иногда появляются навязчивые, мешающие, а то и раздражающие тики. И всевозможные навязчивые мысли, вроде неотступных мыслей о возможной неудаче, несчастье, собственной неспособности и т.д.

    И этот невроз обязан своим происхождением семейным отношениям. Прежде всего, заметен у родителей комплекс «гиперсоциализированных черт характера». Что это значит? Родители — один или оба — руководствуются повышенными требованиями, принципиальностью не в меру. Принципиальность качество хорошее, но здесь — требовательность ради требовательности, принцип ради принципа: вот я сказал, значит так и должно быть. И столько обязательств, предписаний: быть во всем хорошим, всегда аккуратным … таким вот ангелом во плоти. А ребенок … хочет побегать и попрыгать, и одежда у него не всегда чистая. Никак он не в силах следовать всем родительским канонам.

    Такие родители всегда озабочены и серьезны, а детскую игру не признают как занятие. Поэтому детям и не хватает эмоциональной непосредственности, живости, активности. У этих детей развивается боязнь что-либо сделать не то, не так, мнительность. Появляется рационализация чувств, навязчивые мысли. Они и озабочены как взрослые — не улыбаются, не смеются. Да и начинают улыбаться, шутить только через полтора, два месяца игровых, оживляющих психику занятий — так они, несчастные, подавлены, озабочены и всего опасаются»[2, с ].

    Таким образом, «правильное воспитание использует разумные средства поощрения, порицания и наказания. Ребенок нуждается в целесообразном и последовательном контроле поведения. Не следует преувеличивать требования к нему, перегружать его обязанностями, навязывать формы деятельности, к которым у ребенка нет ни интереса, ни способностей (насильное обучение музыке, иностранным языкам и т.д.). не рекомендуется использовать в качестве воспитательных мер постоянные замечания, запрещения, угрозы, наказания. Нельзя запугивать ребенка. Не следует и потакать необоснованным требованиям и капризам детей, создавать вокруг них тепличную обстановку: в присутствии детей восхищаться их поведением, ограждать их от житейских трудностей, конфликтов»[7, с.24].

    Коррекция неврозов у детей

    «Психокоррекция — это метод психологического воздействия на человека, направленный на психические механизмы взаимодействия со средой, нарушающие его социальную (в т.ч. школьную) адаптацию.

    Целью психокоррекции детей и подростков является исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза»[7, c. 9]

    Рассмотрим коррекцию невроза с помощью рисуночных методов на примере невроза страха.

    Прежде чем помочь детям в преодолении невроза страха, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

    Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

    Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь родителям и нередко всей семье в целом.

    Одним из методов коррекции страхов является рисование. «Рисование, как и игра — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.

    Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройство, т.е. бесстрашие и способности противостоять злу и насилию.

    В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.» [3, с.128-134]

    Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой — выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома. После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунком не имеет значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим (родителям, сверстникам и т.д.), в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

    После обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, подарить игрушку. А дальше сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

    После обсуждения необходимо провести активную игру, в которой все участвуют, но так, чтобы ребенок сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца.

    Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкции из подручных материалов. Когда подобные поделки — плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило лучше, особенно при участии отца.

    На последней встрече после игры-разминки (возможно с использованием различных предметов, отражающих прежние страхи — маски, куклы) проводится обсуждение домашнего задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой. За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки.

    Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов — при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Оставшиеся страхи, а их обычно не больше 15-20%, можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

    Задание дается следующим образом: «Сочини какую-нибудь фантастическую или вспомни реальную историю, в которой найдет отражение твой страх (называются оставшиеся страхи). Твоя история будет проиграна и к ней можно сделать несколько рисунков, иллюстрирующих происходящие события, а также ты можешь изготовить маски страшных персонажей или вылепить их». Дошкольники делают это устно, а школьники излагают историю на бумаге.

    «Приготовленная история рассказывается (записывается) в семье или в группе из нескольких детей или родителей. Сам автор распределяет роли среди всех присутствующих. Тем самым он берет инициативу в свои руки, руководит игрой. Если к тому же рассказчик принимает роль того, кого он боится, терапевтический эффект игры будет большим.

    Игра необязательно строго следует сюжету. Основа игры — импровизация, фантазия, воображение, когда игровые ситуации обозначаются только в самых общих чертах. Взрослые могут лишь направлять игру в пределах предоставленной роли, а если и давать пояснения, то только после окончания игрового действия.»[3, с.180-181].

    Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создает необходимые предпосылки для успешного устранения неврозов.

    Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов — это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

    1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.- 255с.

    2. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995, 192 с.

    3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.

    4. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. — 350 с.

    5. Иванцова Д. А. Как избавиться от страхов и начать радоваться жизни за неделю. — СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. — 128 с.

    6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: «Речь», 2001. — 190 с.

    7. Психокоррекция: теория и практика. Под ред. Шевченко Ю.С., Добриденя В.П., Усановой О.Н. — М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 222 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Понятие и причины возникновения неврозов. Особенности проявления неврастении, истерии, невроза навязчивых состояний, заикания, тика. Виды и происхождение страха, его возрастная динамика и выявление. Устранение страхов у детей посредством рисования и игр.

    Понятие конфликта в психологии и предмет его социально-психологического изучения. Проблематика понятия «внутриличностный конфликт» и причины его возникновения. Экспериментальное исследование взаимосвязи межличностных и внутриличностных конфликтов.

    Основные концепции нарушений высших психологических функций. Общие представления о нарушениях речи у детей: задержка речевого развития, дизартрия и алалия. Методы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, заикания и ринолалии у детей.

    Природа конфликтов на предприятии. Возможные причины возникновения межличностных конфликтов в трудовом коллективе. Анализ межличностных конфликтов среди сотрудников предприятия «ОАО машиностроительный завод им. В.В. Воровского», оценка результатов.

    Основные причины и особенности возникновения основных типов конфликтов – межличностных и межгрупповых, их классификация, формы и пути развития. Методы исследования межгрупповых конфликтов, их характеристика. Математическое моделирование конфликта.

    Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий профилактики межличностных конфликтов. Исследование особенностей межличностных конфликтов в воинской среде. Разработка программы психологического тренинга по профилактике конфликтов в армии.

    Типы родительского отношения к детям, имеющим задержку развития речи. Этапы интеллектуального развития ребенка с ОНР в дошкольном возрасте. Разработка программы игротепаревтической коррекции межличностных отношений для семей с особенными детьми.

    Понятие конфликта, причины его возникновения в образовательной среде. Функции межличностных конфликтов, динамика их протекания, методы разрешения, стили поведения в данной ситуации. Проведение исследования по методике «Уровень рефлексивности педагога».

    Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

    Понятие «межличностный конфликт». Типология межличностных конфликтов. Типы отношений родителей и детей. Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов среди детей школьного возраста. Сигналы, предупреждающие о развитии конфликта.

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

    PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

    revolution.allbest.ru