Задачи по шизофрении

Сборник ситуационных задач по психиатрии (стр. 1 )

ГОУ ВПО «Челябинская государственная

медицинская академия Росздрава»

Сборник ситуационных задач по психиатрии

(учебное пособие для студентов

Шадрина ситуационных задач по психиатрии (учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов). – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия»с.

, д. м.н., профессор, зав. кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом наркологии ГОУ ДПО «УГМАДО Росздрава».

, д. м.н., профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава»

Учебное пособие содержит сведения относительно каждого психопатологического синдрома: теоретическую часть, формулировка ситуационной задачи и образец правильного ответа.

Изложение практических задач и ответов следом за теоретическим материалом будет способствовать оптимальному усвоению темы практического занятия по разделу психиатрии «Общая психопатология».

Учебное пособие рекомендовано для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских ВУЗов.

Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к изданию на заседании ученого совета ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава» от «___» ___________ 2006 г.

© Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия»

1. Аментивный синдром ………………………………….

2. Апатический синдром ………………………………….

3. Астенический синдром ……………………………….

4. Паранойяльный синдром ………………………………

5. Параноидный синдром ……………………………….

6. Парафренный синдром ……………………………….

7. Вербальный галлюциноз ……………………………….

8. Гебефренический синдром ……………………………..

9. Делириозный синдром ………………………………….

11. Дисморфофобический синдром ………………………

12. Депрессивный синдром ……………………………….

13. Ипохондрический синдром ………………………….

14. Кататонический ступор ……………………………….

15. Кататоническое возбуждение ……………………….

16. Синдром Корсакова ………………………………….

18. Маниакальный синдром ………………………………

19. Истерический синдром ………………………………..

20. Синдром навязчивостей ………………………………

21. Помрачение сознания (оглушение) …………………..

22. Онейроидный синдром ………………………………..

23. Синдром психического автоматизма (Кандинского-

24. Психоорганический синдром …………………………

25. Сумеречное состояние сознания ……………………..

26. Амбулаторный автоматизм ………………………….

Практические занятия по общей психопатологии на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультете предусмотрены учебным планом и включают в себя практические задания и самостоятельную работу студентов. Освоение общей психопатологии предусматривает изучение студентами основной симптоматики психических заболеваний. В основе практических занятий по психиатрии находится самостоятельная работа студентов с больными с написанием психического синдрома и последующим клиническим разбором выявленной симптоматики у этого больного на занятиях.

Впервые подготовлено учебное пособие посвященное в большей степени практической стороне изучения вопросов раздела «Общая психопатология».

Настоящее учебное пособие представляет собой информацию относительно каждого психопатологического синдрома состоящую из трех разделов: теоретическая часть, формулировка задачи и образец правильного ответа.

Изложение практических задач и ответов следом за теоретическим материалом будет способствовать оптимальному усвоению темы практического занятия, а также развитию клинического мышления у студентов.

1. АМЕНТИВНЫЙ СИНДРОМ

Аменция. Этому состоянию свойственны растерянность, бессвязность (инкогерентность) мышления, невозможность осмысления окружающего в обобщенном, целостном виде и полный распад самосознания. Речь больных непоследовательна, бессвязна. Бессмысленный набор слов произносится без изменения интонации, без остановки: то шепотом, то громко, то нараспев; нередко отмечается персеверация. Произносимые больным слова имеют преимущественно конкретный, обыденный смысл. Речь прерывается невеселым смехом или всхлипыванием, то и другое быстро истощается. Употребляемые слова и интонации соответствуют преобладающему в данный момент аффекту. Стремительная бессвязная говорливость наблюдается и вне двигательного возбуждения.

Возбуждение при аменции довольно однообразное, обычно ограничивается пределами небольшой площади (например, постели). Для него характерны беспорядочное метание (яктация), топтание на одном месте, непрерывные подергивания, вздрагивания, содрогания, искривление и выворачивание всего тела и широкое раскидывание рук. Иногда эти движения напоминают хорею. Временами могут возникать отдельные кататонические расстройства вплоть до ступора.

Галлюцинации при аменции немногочисленны, отрывочны; образный бред бессвязен.

При временном ослаблении аментивного помрачения сознания наступает успокоение, уменьшается говорливость, становятся явны­ми истощение и подавленность. Полной ясности сознания при аменции не наступает. Вечером и ночью аменция может переходить в делирий. Воспоминаний о периоде аменции не сохраняется.

Ряд современных исследователей отрицают самостоятельное существование аменции, считая ее разновидностью делирия.

Бывают также своеобразные состояния помрачения сознания с сочетанием отдельных элементов различных синдромов (делирия, аменции) и значительным удельным весом остро возникающих мнестических расстройств. Такие состояния чаще наблюдаются в позднем возрасте (иногда их называют состояниями спутанности сознания).

Аментивный синдром в структуре симптоматических психозов возникает обычно тогда, когда острое соматическое заболевание или интоксикация развиваются на фоне предварительного ослабления организма (голодание, крайнее физическое и психическое истощение, предшествующее хроническое заболевание). В связи с этим некоторые авторы рассматривают аменцию как вариант делирия (делирий на «измененной почве»). В последние два десятилетия синдром аменции в его классическом виде практически не встречается [, 1979]. Чаще наблюдаются аментивноподобные состояния. Наиболее удачным представляется обозначение таких состояний как астенической спутанности [Мнухин С. С, 1963; , 1964]. Их определяет сочетание растерянности с выраженной истощаемостью и непоследовательностью мышления. Глубина помрачения сознания постоянно и быстро изменяется, становясь то большей, то меньшей под влиянием утомления или отдыха соответственно, а иногда и спонтанно. Во время беседы обычно удается получить правильные ответы только на первые вопросы, затем ответы становятся сбивчивыми и путаными; после отдыха способность отвечать собеседнику на короткое время восстанавливается. При аментивноподобных состояниях ориентировка в окружающем неполная. Отмечаются отрывочные идеи отношения, преследования, ипохондрические высказыва­ния, отдельные эпизодические галлюцинации. Эмоции отличаются крайней лабильностью: аффект страха, тревоги, тоскливость, растерянность быстро сменяют друг друга. Для этих состояний наиболее характерны выраженная астения и истощаемость психических процессов при малейшем напряжении. Астеническая спутанность отличается от аменции не только меньшей глубиной помрачения сознания, но и крайней изменчивостью состояния — быстрыми колебаниями от глубокого помрачения сознания до почти полного его прояснения.

Многие зарубежные авторы [Conrad К., 1960; Scheid W., 1960] отмечают, что синдромы экзогенного типа реакций, описанные К. Bonhoeffer, сейчас в чистом виде почти не встречаются, а преобладают своеобразные «сплавы» (Scheid W.), переходы от одного синдрома к другому. Довольно часто, особенно у больных пожилого возраста, бывают состояния спутанности с элементами различных синдромов экзогенного типа. Такие состояния английские психиатры обозначают как «состояния спутанности» (confusional states), американнские — как «острый мозговой синдром» (acute brain syndrom), немецкие — как «острые состояния спутанности» (acute verwirrtheis-zustande).

Аменция наблюдается при тяжело протекающих соматических заболеваниях инфекционного и неинфекционного генеза, при присоединении к хроническим соматическим заболеваниям интеркуррентной инфекционной патологии, в остром периоде энцефалитов, при злокачественном нейролептическом синдроме, реже при интоксикациях.

Больная С., 30 лет. Поступила в психиатрическую больницу вскоре после родов. Выглядит бледной, истощенной, губы сухие, запекшиеся. Психическое состояние крайне изменчиво. Временами возбуждена, мечется в постели, срывает с себя белье, принимает страстные позы. Выражение лица тревожное, растерянное, внимание фиксируется на случайных предметах. Речь бессвязна: «Вы отняли у меня крошку.. Стыдно. Вы думаете с Ваней жить, а нужно с богом. Я черт, а не бог. Вы все с ума сойдете. У меня торможение. Аминазин, а потом в магазин. » и т. д. Из отдельных отрывочных высказываний можно понять, что больная слышит голоса родственников, идущие откуда-то снизу, крики и плач детей.. Настроение меняется: от глубоко угнетенного до восторженно-эйфорического. Вместе с тем, легко озлобляется, угрожает выколоть глаза. Состояние возбуждения не­ожиданно сменяется глубокой прострацией. Больная умолкает, бессильно опускает голову на подушку, с тоской и растерянностью осматривается по сторонам. В это время удается вступить с ней в контакт, получить ответ на простые вопросы. При этом оказывается, что больная не знает, где она находится, не может назвать текущую дату, месяц, путает время года, не может дать почти никаких сведений о себе и о своей семье. При кратковременной беседе быстро истощается и перестает отвечать на вопросы.

Определите ведущие симптомы, назовите синдром.

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА.

У больной наблюдается аментивный синдром. Он характеризуется помрачением сознания с нарушением способности ориентироваться в месте, времени и собственной личности. На фоне нарушенного сознания возникает беспорядочное возбуждение. Речь больной также бессвязна (инкогеррентна). Столь же отрывочны и бессистемны ее галлюцинаторные переживания. Однако несмотря на хаотичность и разрозненность внутренних переживаний, поступков и речи, они постоянно насыщены эмоциями, которые калейдоскопически сменяют друг друга. Внимание больной пассивно привлекается на миг случайными предметами, но связать их воедино, а, следовательно, и разобраться в окружающей ситуации, понять свое отношение к ней больная не может. Вся эта симптоматика развертывается на фоне тяжелой психической и физической слабости, астении.

2. АПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Апатия — полное равнодушие, безучастность ко всему окружающему и своему положению, бездумность. Ничто не вызывает интереса, эмоционального отклика.

Апатический синдром характеризуется полной бездеятельностью, равнодушием, отсутствием каких-либо интересов и желаний. Больные целыми днями лежат в постели, не проявляя абсолютно никакого интереса ни к окружающей жизни, ни к собственной личности. Полностью безразличны к своему туалету, своей внешности, без настойчивых напоминаний не одеваются, не причесываются, не умываются, ко всему глубоко равнодушны. Иногда такой синдром называют апатико-абулическим, что подчеркивает полное отсутствие каких-либо волевых импульсов.

Больной Р., 24 лет, инвалид 1-й группы. В течение многих лет почти непрерывно находится в психиатрической больнице. В отделении совершенно пассивен, большую часть времени ничем не занят, сидит на стуле глядя, в одну точку. Выражение лица тупое, безразличное, рот полуоткрыт. Иногда по приглашению других больных садится играть в шахматы. Однако играет без интереса, всегда проигрывает, встает и уходит на свое место. Крайне неряшлив, не следит за своей внешностью, умывается и причесывается только по настоянию персонала отделения. На свидание с матерью выходит неохотно. Не поздоровавшись с ней, сразу же лезет в сумку, достает принесенные продукты и, слегка кивнув головой, уходит в свою палату. Ест много и с жадностью, съедает все подряд — кислое, сладкое, соленое.

В один из дней больной был взят на лекцию по психиатрии для демонстрации студентам. Вошел с видом полного безразличия, сел, даже не взглянув на аудиторию. На вопросы отвечает неохотно, односложно, смотрит при этом в сторону. Вот образец разговора с больным:

Профессор: Как Вы себя чувствуете? Вас что-нибудь беспокоит?

Больной: Нет, ничего. Я здоров.

Профессор: Почему же Вы находитесь в больнице?

Больной: Не знаю. Лечение еще не закончено.

Профессор: Какое же лечение, если Вы здоровы?

Больной молчит, на вопрос не отвечает.

Профессор: Я слышал, что несколько лет тому назад Вы выпрыгнули из окна 3-го этажа, сломали себе ногу. Зачем Вы это сделали?

Больной: Так. Встряхнуться захотелось.

Профессор: Вот уже много лет Вы лежите в больнице. Вам не хотелось бы вернуться домой, заняться чем-нибудь?

Больной: Нет, не хочу. Я здесь останусь,

У больного наблюдается апатический синдром. Он характеризуется полным безразличием больного к жизни и себе. Больной, много лет находясь в психиатрической больнице, ничего не делает; у него отсутствует интерес к собственной личности, даже не соблюдает простейшие правила гигиены. Наблюдается также эмоциональное безразличие к матери. Сохранились лишь витальные влечения, например, к пище, которое, однако, качественно изменилось (ест все подряд).

Таким образом, у больного имеет место редукция физической и психической активности. Отсутствие интереса к окружающему миру, собственному состоянию. Эмоциональная тупость.

3. АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Астенический синдром. Состояние раздражительной слабости, повышенной чувствительности, возбудимости и истощаемости.

Больным свойственны чрезвычайная впечатлительность, раздражительность, утрата психического равновесия, самообладания из-за любой мелочи, пустяка. Их легко растрогать, они сентиментальны, слезливы (эмоциональная слабость, недержание аффекта). Настроение становится лабильным. При малейшей удаче оно неадекватно повышается, при незначительной неудаче безнадежно падает.

Для этого состояния характерны неоправданный оптимизм и необоснованный пессимизм. Часто наблюдается гиперестезия — непереносимость яркого света, громких звуков, резких запахов. Возникает повышенная метеочувствительность. Быстро наступает усталость. При отдыхе силы восстанавливаются медленно. Работа, требующая напряжения и внимания, выполняется с трудом. Непроизвольно возникают посторонние, не относящиеся к делу мысли, воспоминания (ментизм), часто в виде чувственно ярких представлений. Внимание рассеивается, затруднено запоминание нового и воспроизведение необходимого в данный момент материала памяти. Очень часты головные боли, разнообразные вегетативные нарушения. Сон становится поверхностным, неосвежающим, засыпание замедляется.

Проявления астенического состояния разнообразны. В одних случаях на первый план выступают возбудимость, внутреннее беспокойство, утрата самообладания, в других — истощаемость, повышенная утомляемость, слезливость в сочетании с сентиментальной восторженностью. Иногда первыми проявлениями астенического синдрома становятся повышенная утомляемость и раздражительность с нетерпеливостью, постоянным стремлением к деятельности даже в обстановке отдыха («усталость, не ищущая покоя»). Нередко астенические состояния изменяются присоединением навязчивостей, фобий, истерических симптомов, а иногда дистимии.

Астенический синдром встречается при неврозах, соматических заболеваниях, органических поражениях головного мозга, шизофрении.

Больной Б., 28 лет, преподаватель математики. Обратился к врачу с жалобами на периодические головные боли, усиливающиеся при умствен­ной работе, чувство постоянной слабости и повышенную утомляемость. Выпол­нение обычной работы стало требовать большого напряжения духовных и фи­зических сил. Утром трудно заставить себя встать с постели, взяться за обычные дела. Садится за книги, но, прочитав полстраницы, замечает, что механически пробегает глазами по строчкам, а мысли где-то далеко. Ко второй половине рабочего дня «врабатывается», голова становится более свежей, но к вечеру чувствует себя совершенно разбитым. За последнее время стал раздражительным, утратил обычную сдержанность. Во время урока грубо прикрикнул на ученика, после чего тут же внутренне раскаялся, долго не мог успокоиться, представлял себе возможные неприятные последствия этого поступка. Дома все выводит из себя, раздражает радио, шумная возня пятилетней дочки. Однажды даже ударил ее, и сам расстроился до слез, просил у дочери прощения. Раздражает даже прикосновение к телу одежды: «Чувствую себя так, будто на мне власяница!». Во время беседы с врачом больной волнуется, лицо покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются слезы. Стесняется этого, старается скрыть свое волнение; склонен к пессимистической оценке будущих результатов лечения.

Оцените описанные психопатологические проявления.

Существует много вариантов астенического синдрома, встречающегося при неврозах, в рамках шизофрении, органических заболеваний головного мозга, при многих инфекционных и неинфекционных внутренних болезнях. Однако во всех случаях центральным симптомом астении является раздражительная слабость. У данного больного она проявляется в виде повышенной раздражительности сочетающейся с высокой истощаемостью психических процессов. Так вспышки раздражения тут же сменяются у него чувством раскаяния и слезами. У больного имеются и другие характерные признаки астенического синдрома: гиперестезия по отношению к физическим и психическим раздражителям, эмоциональное слабодушие, истощаемость внимания, головные боли, явления вегетативно-сосудистой лабильности. Астенический синдром часто сочетается с другими формами психических расстройств, образуя астено-ипохондрические, астено-депрессивные, астено-навязчивые состояния и т. п.

4. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Паранойяльный синдром — состояние, проявляющееся в систематизированном интерпретативном бреде, охватывающем определенный круг содержания, которое исчерпывается первичным бредом (ревности, изобретения, преследования и др.). Система бреда строится на цепи субъективных доказательств, факты, приводимые больными в обоснование, трактуются ими крайне односторонне; факты, находящиеся в противоречии с излагаемой концепцией, игнорируются. Галлюцинации, псевдогаллюцинации и явления психического автоматизма отсутствуют. Обычно бывает обстоятельность мышления. Сознание остается ясным. Паранойяльные больные обычно отличаются повышенной активностью: сообразно тематике бреда они борются с преследователями или, наоборот, мигрируют, спасаясь от преследователей; следят за супругом с целью обнаружения мнимого соперника; добиваются всестороннего медицинского обследования с целью подтверждения диагноза болезни и т. д.

По течению различают острый и хронический паранойяльный синдромы.

Острый паранойяльный синдром (ограниченный во времени интерпретативный бред) — паранойяльное состояние, при котором бред возникает как «озарение», внезапная мысль.

Хронический паранойяльный синдром сопровождается прогредиентным развитием бреда, постепенным расширением и систематизацией его патологического содержания, отсутствием выраженных аффективных расстройств, нарушениями мышления (в виде монотонности, обстоятельности) и нарастающими изменениями личности.

Паранойяльный синдром развивается при шизофрении, органических поражениях головного мозга, сосудистых и атрофических заболеваниях головного мозга.

Больной К., 33 лет, цеховой мастер. Заболевание началось в связи с конфликтами на работе. Стал писать в различные инстанции жалобы на своих сотрудников, обвиняя их в «антигосударственной политике», аморальном поведении и т. п. Возникла мысль, что его жена его до брака была в связи с директором предприятия. Ее влияние на директора таково, что она может решать все вопросы, вплоть до направления сотрудников в заграничные командировки. Вспоминает, как по его просьбе директор вернул в цех нескольких работников, временно переведенных на другую работу. Во время обхода цеха директор подошел к нему и пожал руку. Все это, по убеждению больного, свидетельствует о связи директора с его женой. Боясь разоблачения, директор хочет убрать больного с завода. По его приказу сотрудники «намекают» больному на увольнение, соседи записывают все его разговоры с женой и доносят о них директору, лечащего врача специально неправильно информировали и т. д. Больной весь полон мыслями о «преследовании». Любой разговор сводит на тему о том, какие меры он принял в свою защиту, куда написал. Намекает на «влиятельных друзей», без которых он «давно бы был на Колыме». Намерен продолжать борьбу, «разоблачить кого следует».

Как Вы назовете описанную картину заболевания?

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

Паранойяльный синдром. Он характеризуется, во-первых, систематизированным характером бреда. Мысли больного об измене жены, о преследовании его директором завода по-своему логически связаны между собой, причем одно ложное суждение вытекает из другого, такого же ложного. Бред монотематичен. Как бы ни развивалась бредовая идея, она крутится вокруг одной темы: директор завода находится в связи с женой больного и потому хочет от него избавиться. Наконец, для паранойяльного бреда характерна тенденция к постоянному расширению, привлечению к бредовому толкованию все новых людей и событий (последовательно в бред вовлекаются сотрудники, соседи, лечащий врач и т. д.). Галлюцинациями паранойяльный бред не сопровождается.

5. ПАРАНОИДНЫЙ СИНДРОМ

Параноидный (галлюцинаторно-параноидный) синдром складывается из первичного бреда (преследования и физического воздействия), вербальных галлюцинаций (чаще псевдогаллюцинаций) и явлений психического автоматизма (Синдром КандинскогоКлерамбо).

Явления психического автоматизма – чувство или ощущение овладения, возникающее при мнимом воздействии на больного тем или иным видом энергии.

pandia.ru

У больного Л. в возрасте 62 лет начал меняться характер: появились капризность, грубость, раздражительность. Позднее стал нелепым и расторможенным, особенно в сексуальном отношении (играл на улице с детьми и бегал за девочками). При госпитализации в психиатрическую больницу был благодушен, суетлив, груб, бестактен. Употреблял одни и те же выражения, без конца повторял одни и те же рассказы, сопровождая их одними и теми же жестами.

Каким синдромом определяется состояние?

При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?

Больная Д. Заболела в возрасте 82 лет. Стала забывчивой, суетливой, тревожной. Не узнавала окружающих, не помнила имён своих детей. Предоставленная сама себе, собирала вещи в узел, прятала халат, говорила, что её обворовывают. Анамнестических сведений собрать не удалось из-за грубого снижения памяти у больной.

При каких расстройствах он наблюдается?

Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?

Каковы лечебные рекомендации?

Женщина 55 лет, бухгалтер, длительно страдающая сахарным диабетом и хроническим холециститом, через год после смерти мужа обратилась к врачу с жалобами на быструю утомляемость, резкое ухудшение памяти, головокружение, профессиональную несостоятельность, эмоциональную лабильность.

Назовите описанный синдром и симптомы.

Для какого расстройства этот синдром характерен?

С чем дифференцировать?

Каков прогноз расстройства?

Больной 55 лет за последние годы стал придирчив, жаден, часто пересчитывает деньги. Жалуется на быструю утомляемость и снижение памяти. Стал сентиментален и плаксив.

Какие симптомы описаны?

Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?

Как лечить расстройства, при которых наблюдается этот синдром?

Мужчина 45 лет, научный сотрудник, без внешней причины резко изменился по характеру, постоянно пребывал в приподнятом настроении, цинично бранился, не стесняясь детей и посторонних, хвалился своими сексуальными способностями, перестал справляться с работой, ничем не занимался, больным себя не считал.

Назовите описанный синдром.

Больной 42 лет последние 2 месяца возбуждён, расторможен, делает нескромные комплименты женщинам, говорит нечётко, невнятно. Постоянно улыбается, нелепо шутит. Зрачки узкие, не реагируют на свет, допускает ошибки в простейшем счёте, конкретно толкует пословицы. Неправильно называет число и месяц. Больным себя не считает.

Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?

studfiles.net

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

Пациент Игнат, 26 лет.

Из анамнеза. Данными о наследственной отягощенности психическими заболеваниями не располагает.

Раннее развитие по возрасту.

Психически болен в течение 2 лет, когда стал заявлять, что соседи угрожают ему расправой. Испытывал страх. Заявлял, что соседи плюют через стену на него. Неоднократно госпитализировался в психиатрические стационары. После выписки поддерживающее лечение не принимал.

Находится в стационаре в течение полутора месяцев, повторно в этом году.

Госпитализирован недобровольно, в связи с агрессивным и нелепым поведением дома, в отношении соседей.

Проживает вдвоем с матерью-пенсионеркой 58 лет (вышла на пенсию 2,5 года назад). Отец исчез еще до рождения Игната, при загадочных обстоятельствах, про него в семье не принято говорить.

При поступлении в стационар Игнат был напряжен, проявлял недоброжелательность в отношении других пациентов. В настоящее время в отделении почти незаметен, пассивно соблюдает режим, сказывается и седативный эффект нейролептиков.

При расспросе и самостоятельно, в конфиденциальных сообщениях врачам, персоналу, а чаще всего навещающей его матери сообщает, что у него возникают мысли, что он должен защитить свою мать, подравшись с кем-нибудь в отделении. Если же он не сделает этого, его все будут считать гомосексуалистом. Утверждал также, что его мать «людоедка», которая убила и съела его отца.

После посещения матери Игнат обычно бывает напряжен и враждебен по отношению к другим пациентам (мужчинам), сообщая о своих агрессивных фантазиях персоналу и лечащему врачу.

Описанные сообщения производят шокирующее впечатление на слушателей, побуждая их к разубеждению и усилению контроля над пациентом.

Каковы ваши системные гипотезы относительно функции расстройств Игната

в семейном взаимодействии?

расширенном социальном взаимодействии?

Какие роли предлагаются семьей

Какая психотерапевтическая тактика в отношении этой семьи будет уместна?

Беспомощность Игната стабилизирует отношения симбиоти- ческой диады, призывая заботу матери. Болезнь И. создает ей жизненные смыслы после выхода на пенсию и препятствует завершению его психологической сепарации.

Трудности матери Игната в построении «горизонтальных» отношений восполняются эмоциональной привязанностью к сыну и поддержкой специалистов медико-социальных служб.

Мать Игната неправильно ведет себя с ним, провоцируя его агрессию.

Болезненные проявления поставляют материал для эмоцио-нально насыщенного и противоречивого взаимодействия матери и сына.

Агрессия Игната направлена на защиту симбиотической диады от предполагаемых внешних «посягательств» на гомеостаз.

Во взаимодействии с социумом болезнь Игната. (Выбрать полезную гипотезу.)

Организует систему социальной поддержки семье, снижая тревогу и определяя его статус в обществе, при сохранении симбиоза Игната с матерью.

Создает социальную опасность из-за недостаточной изоляции Игната от общества.

Показывает неспособность матери правильно заботиться о больном сыне.

Создает опасность для Игната со стороны людей.

Не имеет значения.

В работе с этой семьей. (Выбрать верный ответ.)

Важно оказывать поддержку матери, осторожно исследуя осо-бенности коммуникации внутри симбиотической диады, собирая материал для позитивного переформулирования симптомов и предписаний, помогающих простраиванию границ в отношениях.

Необходимо терпеливо и настойчиво объяснять матери ее ошибки в общении с сыном.

Надо дождаться выздоровления и выписки Игната, чтобы начать психотерапию.

Надо изолировать Игната от матери, так как она на него плохо влияет.

Надо внушать Игнату и его матери расслабленность и покой, обучая приемам аутотренинга.

bib.social

/ психиатрия / ЗАДАЧИ ПО ПСИХИАТРИИ / ЗАДАЧИ по психиатрии с ответами

Назвать симптомы и синдром.

Ответ: прогрессирующая амнезия, эмоциональная лабильность, слабодушие, сужение объема внимания. Синдром психоорганический.

Письмо больной: “Дорогая Ира! Приезжай скорее, помоги мне разобраться. Я нахожусь в психиатрической боль­нице, сказали, что надо нервы подлечить. Тут происходят странные вещи. Вчера приходили какие-то люди, уверяли, что это — муж, сын, дочь. Они действительно походят на моих домашних, но мне сразу стало ясно, что они поддельные, чу­жие люди. С какой целью это делалось? В отделении видела многих знакомых людей: Петра Первого, Пушкина, Лермонтова. Видела какого-то фокусника. Он, подобно Райкину, стоял передо мной и все время менял маски. Как он это делает—не пойму. Чувствую, что вся эта комедия разыгры­вается для меня, но смысла ее не могу понять”.

Ответ: синдром положительного и отрицательного двойника и синдром Фрегони-Гольяни.

Ребенку 4 года. С раннего возраста родители отме­чают странности в поведении: ребенок равнодушен к роди­телям, не реагирует на их появление и уход. Создается впе­чатление, что мальчик не различает людей и неодушевленные предметы, реагирует на них одинаково. Вместо естественного любопытства — ( новые игрушки, люди) ребенок бывает недо­вольным и даже бурно протестует. Игры ребенка носят манипулятивный характер: часами наливает и выливает из стакана воду, пересыпает с места на место песок, перебирает бумаж­ки, спичечные коробки. Двигательно мальчик неуклюж. Ми­мика бедная, невыразительная, ребенок смотрит как бы “мимо” собеседника. Интеллект ребенка не нарушен: речь сформирована правильно, выучил уже много букв, пытается читать.

Ответ: ранний детский аутизм (с-м Каннера)

Ребенку 10 лет. В 6-летнем возрасте он перенес тяже­лую корь с длительным повышением температуры до 39°, по­терей сознания. Изменения в поведении родители отмечают по выходе из болезненного состояния: ребенок стал суетли­вым, непоседливым. Игры сопровождаются стремлением к разрушению, мешает играть другим детям, из-за чего ставился вопрос об его отчислении из детского сада. Все 3 года пребывания в школе характеризуется как крайне недисциплинированный. Обследование психолога показывает коэффициент интеллекта 102, однако у ребенка успеваемость значительно снижена из за этих черт характера.

Ответ: синдром нарушения внимания и гиперактивности

Девочке 12 лет. Родители отмечают, что за последние два года поведение ребенка постепенно изменилось. Исчезла теплота в ее отношениях к родителям, а к матери даже появилась жестокость, садизм: дерзко обращается к ней, наносит удары, щиплет, дергает за волосы. Девочка проявляет повышенный интерес ко всему, что связано с сексуальной жизнью, задает соответствующие вопросы, мать неоднократно заставала ее за рассматриванием порнографических картинок, мастурбированием. При этом чувства стыда девочка не испытывала. Несколько раз убегала на несколько суток из дома, возвращалась голодная, в грязной одежде. По заключению гинеколога, девочка уже вступала в половые связи.

Ответ: гебойдный синдром

Девочке 15 лет. Несколько месяцев назад родители заметили, что девочка стала проявлять чрезвычайное внимание к своей внешности. Часами рассматривает себя в зеркало, находит у себя какие-то изъяны, делающие её “уродливой” (родимое пятно на шее, несколько веснушек, якобы кривой нос). Считает, что окружающие над ней смеются за спиной. Никакие разубеждения не помогают. Девочка планирует поездку к косметологу с целью добиться пластической операции.

Ответ: дисморфоманический синдром

Заболела в 15-летнем возрасте. Появилось ощущение необычной легкости, казалось, что все может сделать, был прилив энергии, настроение было повышенным. Спустя две недели все эти явления исчезли. В 20-летнем возрасте это состояние повторилось, была помещена в психиатрическую больницу, где целыми днями пела песни и декламировала стихи. После лечения аминазином все явления быстро исчезли. Хорошо помнит, что с ней было в момент заболевания.

Ответ: маниакальный эпизод

Сопровождающие сообщили, что больная ранее дважды находилась в психиатрической больнице. Подробности заболевания они не знают. Сказали, что после выписки из больницы больная продолжала работать на прежнем месте. Сегодня утром была снята с петли, пыталась покончить самоубийством. Запись дежурного врача: “Больная молчит, сидит с печальным выражением лица. На вопросы отвечает с трудом, тихим голосом. Временами шепчет: “Зачем все это, все равно уже ни к чему”.

Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.

Ответ: депрессивный эпизод, тяжелой степени. Режим усиленного наблюдения, антидепрессанты: амитриптилин, анафранил, ципрамил и др, проведение психотерапии.

Мать больной покончила самоубийством. У нашей больной в настоящее время хорошее настроение, сексуально расторможена, говорит только о мужчинах, гулянках, двусмысленно острит. В отделении подвижна, постоянно пытается помочь персоналу в работе. Два года назад у больной в течение месяца было плохое настроение; не хотелось ничего делать, сидела дома, были мысли о самоубийстве.

Ответ: маниакальный эпизод, умеренной степени выраженности. Психофармакотерапия нормотимиками: лития карбонат, карбамазепин, депакин; нейролептиками: хлорпротексен, аминазин, галоперидол, азалептин и др.

Больной на приеме жалуется, что у него 1-2 раза в год наблюдаются изменения настроения. Иногда это мрачное настроение с нежеланием работать, хотя он и продолжает аккуратно ходить на работу. Иногда неожиданно появляется прилив энергии, хочется сделать многое. Берется за изучение двух иностранных языков одновременно, но спустя неделю все это проходит. В психиатрических больницах ни разу не лежал.

Больной направлен на обследование военкоматом в связи с несколько странным поведением. До 8 класса учился очень хорошо, в 8 классе решил, что хорошо учиться не обя­зательно, увлекся философией. Читал труды Гегеля, Канта и Юма. С трудом окончил 10 классов и поступил в медицинский институт, но вскоре его бросил без всяких причин. Полгода работал грузчиком, а затем поступил в инженерно-строитель­ный институт, который тоже вскоре бросил. Случившимся не удручен. Неудачником себя не считает. Одет неряшливо и не­сколько претенциозно. Прическа необычная. На вопрос о планах на будущее заявил: “Вот отслужу в армии, а там снова пойду в медицинский институт”.

Поставить предположительный диагноз, определить реабилитационную тактику.

Ответ: шизотипическое расстройство, простой форма. Проведение психофармакотерапии: нейролептики (рисполепт, эглонил, солиан, трифтазин, галоперидол, сонапакс) не большие дозы. Проведение психотерапии: НЛП, биохеовиральной, психоаналитической, гештальт терапии.

Больной перестал посещать школу, заявил: “Неохо­та”. Вскоре прекратил связь с друзьями, сидел дома, распевал один и те же песни нецензурного содержания. При помещении в стационар продолжает в отделении петь те же песни, не обращая внимания на замечания. Выражение лица тупое, иногда разражается бессмысленным хохотом, открыто она­нирует.

Ответ: гебефреническая форма шизофрении. Психофармакотерапия нейролептиками: аминазин, галоперидол, клопиксол, флюанксол, азалептин.

А., 18 лет. Заболел внезапно. На работе начал испуганно оглядываться по сторонам. Говорил что-то бес­смысленное, убежал в лес. Был вскоре найден в лесу: стоял у дерева, на вопросы не отвечал. В больнице: молчит, не са­дится на стул после приглашения, лицо невыразительное, взгляд неподвижен. Отмечается восковая гибкость, активный негативизм. Со стороны внутренних органов отчетливой па­тологии не определяется. Нервная система без очаговых знаков.

Поставить диагноз, определить реабилитационную так­тику.

Ответ: шизофрения, кататоническая форма. Лечение стационарное с использование нейролептиков (мажептил, галоперидол, трифтазин, клопиксол, флюанксол, азалептин).

Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлет­ворительно. В возрасте 25 лет поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в ком­нате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его “хотят убить члены тайной шпионской организации”. При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Боль­ной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки.

Ответ: хроническое бредовое расстройство. Проведение психофармакотерапии нейролептиками: аминазин, галоперидол, азалептин, эглонил, рисполепт, солиан и др. Психотерапия: психоаналитическая, НЛП.

Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Пытался нанести ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраи­вает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произно­сить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье.

Ответ: Параноидная форма шизофрении. Психофармакотерапия нейролептиками: аминазин, галоперидол, азалептин, эглонил, рисполепт, солиан и др. Современные методы психотерапии.

Отрывок из заявления больного: “Я чемпион мира по знанию и разбору вредительских дел, хозяин всей вселенной, приказываю: 1. До нас дошли слухи, что некие вредительские органы хотят использовать мое нахождение в психбольнице для того, чтобы пустить по свету моего двойника и назвать его, как меня, Курякии Михаил Семенович. 2. Повелеваю: этого проходимца схватить и посадить в заключение до тех пор, пока не откажется от моего имени. 3. Известить всех, что во всем мире живет только один человек по фамилии Курякнн, а все другие — подделаны”. Известно, что больной три года назад на протяжении 8 месяцев находился в психиатри­ческой больнице с синдромом психического автоматизма.

Шизофрения параноидная форма, парафренный синдром. Терапия нейролептиками: аминазин, галоперидол, азалептин, рисполепт, солиан и др.

Больная находится в стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: “Ну, правильно — сизформа; мышление, следовательно, опреде­ляется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у кото­рых есть имя, но нет фамилии. Природа на основании физио­логии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я по своей физиологии граж­данин…”. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику. Ответ: шизофрения, терапия нейролептиками: галоперидол, азалептин, эглонил, рисполепт, солиан и др.

А., 40 лет. Заболел 15 лет назад. Трижды находился в психиатрической больнице, отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В периоды между поступлениями не работал, был под опекой родителей. В последний раз поступил в пси­хиатрическую больницу 5 лет назад. Первое время был замк­нут, постоянно бормотал что-то, стоя лицом к стене. В послед­нее время поведение однообразное, находится в одном углу палаты, голова опущена и накрыта халатом. После настоя­тельных вопросов больной шепотом дает ответы, часто в плане вопроса. Питается с принуждением. Поставить диагноз, определить реабилитационную так­тику. Ответ: кататоническая форма шизофрении. Психофармакотерапия: мажептил, галоперидол, азалептин, эглонил, рисполепт, солиан и др.

Больной находился в стационаре на протяжении 5 лет. К моменту лечения галоперидолом у больного были актуальные бредово-галлюцинаторные переживания. Часто заходил в кабинет врача и с возмущением требовал “прекра­тить издевательства, выключить аппарат, который отнимает у него свои мысли и вкладывает чужие”. Избил однажды больного Н., утверждая, что тот подослан для наблюдения хозяином аппарата. После лечения галоперидолом состояние значительно улучшилось: поведение стало упорядоченным, приветливо здоровается с врачом, исчезло возмущение в от­ношении “экспериментов”. При беседе уверяет, что до сих пор его мысли читают и записывают на магнитофонную ленту, иногда слышит разговоры “экспериментаторов” о нем. Отно­сится ко всему этому равнодушно, говорит: “Я теперь не обращаю внимания”. Активно включился в трудовые про­цессы.

Поставить диагноз, определить клинический тип и глубину ремиссии, реабилитационную тактику.

Ответ: Параноидная форма шизофрении, непрерывно-прогредиентное течение, галлюцинаторно-бредовый синдром. Неполный тип ремиссии. Проводить поддерживающую психофармакотерапию, обеспечивать активное вовлечение в трудовой процесс с использованием ЛТМ.

Больной находился в состоянии кататонического ступора на протяжении 6 лет. После лечения френолоном наступило изменение в клинической картине: перестал засты­вать, начал разговаривать, приобрел навыки самообслужива­ния. Однако малоактивен, в трудовые процессы вовлекается пассивно, нуждается в постоянном подбадривании. Равноду­шен к приходу на свидание родственников. Если спрашивают, хочет ли он выписаться из больницы: отвечает: “Можно”, а если предлагают еще побыть в больнице, тоже вяло согла­шается.

Поставить диагноз, определить клинический тип и глуби­ну ремиссии, реабилитационную тактику.

Ответ: кататоническая форма шизофрении, с формирование стабильного дефекта. Полная ремиссия. Использовать ЛТМ для вовлечения пациента в трудовой процесс.

Больной перенес три приступа заболевания. По­следний приступ был купирован аминазином. Во время при­ступов высказывал идеи преследования, считал, что его хотят скомпрометировать, отмечалась депрессия, слышал голоса, обвинявшие его в различных тяжких грехах. После лечения был выписан, возобновил учебу в институте, однако сокурсники отмечают у него много странностей: очень необ­щителен, чрезвычайно обидчив, склонен к образованию сверх­ценных идей. Например, однажды с возмущением пытался доказать, что староста группы преследует его—подает в де­канат порочащие сведения. Некоторые предметы больной сдает блестяще, по другим успевает плохо. Имеется убежден­ность, что у него уродливые уши, поэтому постоянно ходит в докторской шапочке, спит в ночном колпаке. Мышление ригидное, упрям в защите своих суждений. Поставить диагноз, определить клинический тип и глубину ремиссии, реабилитационную тактику. Ответ: параноидная форма шизофрении, полная ремиссия со стабильным дефектом. Проведение психотерапии: гештальт, НЛП, поведенческой и современной психоаналитической терапии.

Больной в течение многих лет страдает параноидной формой шизофрении. После лечения трифтазином наступило значительное улучшение состояния, включается в трудовые процессы: сначала внутри отделения, а затем, после выписки, в артели инвалидов. При обследовании психиатра предъяв­ляет разнообразные жалобы: “Мозг атрофируется, печень разделяется на дольки, через позвоночник как будто электри­ческий ток проходит и высушивает спинной мозг”.

Определить клинический тип и глубину ремиссий, реаби­литационную тактику.

Ответ: неполная ремиссия со стабильным дефектом. Продолжить поддерживающую терапию нейролептиками, а также проводить психотерапевтическое лечение НЛП и современные методы психоаналитической терапии.

Больной поступил в психиатрическую больницу в ступорозном состоянии с диагнозом шизофрении. При лечении френолоном (до 25 мг в сутки) состояние значительно улучшилось, исчезла заторможенность, стал разговаривать с врачом, матерью. Охотно работает в лечебно-трудовых ма­стерских. В работе несколько пассивен, несобран, быстро устает. В момент переутомления появляются единичные слу­ховые галлюцинации в виде окликов.

Указать клинический тип и глубину ремиссий, реабилитационную тактику.

Ответ: полная ремиссия со стабильным дефектом. Обеспечение адекватного режима труда и отдыха и проведение поддерживающей нейролептической терапии, с назначение нейролептиков с активирующим действием, а так же препаратов улучшающих обменные и гемодинамические показатели мозга.

. Больной внезапно бледнеет, лицо делается “пустым”, невыразительным, взгляд неподвижно устремлен в простран­ство. Больной или замолкает, или прекращает работу. Однако вскоре больной продолжает прерванные занятия, не замечая того, что с ним произошло. Назвать разновидность амбулаторного автоматизма. Ответ: абсанс.

Назовите явление, которое предшествует судорож­ному припадку и которое, в сущности, означает уже начало его, проявляющееся в различных психопатологических фено­менах, отличающееся своей стереотипностью у каждого больного. Ответ: аура.

Назовите состояние, которое возникает у больного за несколько часов или за сутки до появления судорожного припадка, характеризующееся изменением настроения, голов­ной болью, общим недомоганием и т. п.

Ответ: продромальный период

До появления большого судорожного припадка у больного внезапно возникает сердцебиение, затруднение дыхания, тошнота, жажда, позывы на мочеиспускание и дефекацию. Назвать разновидность ауры.

До появления большого судорожного припадка у больного внезапно возникает чувство уменьшения или увели­чения размеров тела или частей его, окружающие предметы кажутся уродливыми, искривленными, уменьшенными или увеличенными. Назвать разновидность ауры.

До появления судорожных припадков больной слы­шит шум, звон, треск, раздаются голоса, слышится мелодия, крики о помощи, угрозы и т. п.

Назвать разновидность ауры.

Больной внезапно теряет сознание, падает, иногда с резким пронзительным криком, появляются последовательно сменяющиеся тонические и клонические судороги, заканчи­вающиеся комой с последующим сном и амнезией.

Назвать тип судорожного припадка.

Ответ: большой судорожный припадок

Больной внезапно теряет сознание, но не падает. Судорожные явления ограничиваются клоническими подер­гиваниями отдельных групп мышц с последующей амнезией.

Назвать разновидность судорожного припадка.

У больного внезапно помрачается сознание: он глу­боко дезориентирован в окружающем, но сохраняется взаимо­связанность действий и поступков. В это время он высказыва­ет бредовые идеи, испытывает галлюцинации на фоне бурного аффекта страха, тоски, злобы. Больной резко агрессивен, его охватывает ярость с бессмысленным стремлением к разруше­нию или убийству. Такие состояния возникают и прекращают­ся внезапно.

Назвать расстройство сознания, назначить лечение.

Ответ: сумеречное помрачение сознания, в/м введение транквилизаторов (реланиум, сибазон) для купирования острого состояния, с последующим назначение противосудорожной терапии (карбамазепин, депакин и др.)

Больная утром отправилась на работу, однако бес­смысленно бродила по городу, разъезжала на городском транспорте. На встречающихся знакомых производила впе­чатление угрюмой, утомленной и какой-то растерянной, от­вечала на несложные вопросы, но не вызывала у окружающих каких-либо подозрений в ее психическом неблагополучии. Как сообщила потом больная, она оказалась на незнакомой улице, время приближалось к обеденному перерыву, но она никак не могла вспомнить, где она была и что делала в это время.

Назвать разновидность сумеречного состояния.

Ответ: амбулаторный автоматизм в виде транса.

Юноша обратился к врачу. Как выяснилось из бесе­ды, он вышел из института вместе с товарищами, “разговари­вали на общие темы”. Внезапно он как-то резко повернулся и бросился на проезжую часть дороги. Там остановился и стал снимать пальто резкими движениями. Вскоре прекратил свои действия и растерянный подошел к своим товарищам. Объяснить свое поведение не смог, растерянно оглядывался на остановившихся прохожих. Назвать тип расстройства сознания.

Ответ: сумеречное помрачение сознания – фуга.

Мальчик 13 лет. Время от времени поднимается в ночное время и бродит по квартире. В это время он может даже открыть запертую дверь, выйти на улицу. При попытке уложить в постель оказывает бессмысленное сопротивление, становится агрессивным, не откликается на имя. Спустя некоторое время становится послушным, позволяет уложить себя в постель. Утром жалуется на головную боль, о случив­шемся ничего не помнит. В раннем возрасте у мальчика были редкие эпилептические припадки. Последние 2—3 года ухудшилась успеваемость в школе. До настоящего времени изредка мочится в постель во время сна.

Назвать расстройство сознания.

Ответ: сумеречное состояние сознания – снохождение

Назовите пароксизмальные проявления эпилепсии.

Ответ: большой эпилептический припадок, малые эпилептические приступы: акинетические, пикнолептические, абсансы, ретропульсивные, пропульсивные, миоклонические и атипичные приступы пустуральные и джексоновские припадки.

Назовите 4 группы проявлений эпилепсии.

Ответ: большие судорожные приступы; малые приступы; бессудорожные пароксизмы, изменение личности.

Больной страдает эпилепсией. Обычно он утриро­ванно вежлив и слащав в обращении с персоналом. Внезапно его состояние меняется, он становится злобным, тоскливым, тревожным. Выражает недовольство тем, что происходит вокруг, конфликтует с больными, громко, цинично бранится, сетует на плохое отношение, с ожесточением набрасывается на больных, требует представителей и администрацию боль­ницы, чтобы рассказать обо всех “проделках”. Спустя сутки — двое поведение его становится обычным.

Назвать синдром, назначить лечение.

Ответ: синдром дисфории. Лечение: транквилизаторы (нозепам, сибазон, феназепам); противосудорожные средства (депакин, карбамазепин, ламиктал, гексамидин, этосуксимид)

Больной страдает эпилепсией. Временами у него наступает такое состояние, когда он становится тревожным, растерянным, испуганно спрашивает “Кто это?”, “Зачем это?”. Высказывает мысли о гибели всего мира. Однажды к больному пришли родственники, он отказался от свидания, утверждая, что явились какие-то уроды. Обычно слащавый и любезный, он становится недоступным. При выходе из такого состояния больной подробно рассказывает о своих пережива­ниях.

Ответ: Онейроидное помрачение сознания.

Больной страдает эпилепсией. Мышление его тугоподвижно, с трудом переключается с одной темы на другую, обстоятелен, часто пользуется уменьшительно-ласкательными словами. Он слащав, льстив, утрированно вежлив, но легко переходит к агрессии и злобе. Память резко снижена, сообра­зительность плохая, ассоциации скудные.

Назвать разновидность слабоумия.

После эпилептического припадка больной еще не пришел в сознание, как начался следующий эпилептический припадок, затем следующий, и так продолжается до госпита­лизации больного.

Ответ: эпилептические статус.

Назвать препараты, назначаемые амбулаторно боль­ному эпилепсией с малыми припадками.

Ответ: депакин, ламотриджин, карбамазепин, сибазон, нозепам, феназепам.

Назвать препараты, назначаемые амбулаторно, боль­ному эпилепсией с большими припадками. Ответ: фенобарбитал, барбамил, бензонал, гексамидин, этосуксимид, депокин, топамакс.

Больному 47 лет, бухгалтер. В последние 2—3 года стал уставать на работе сильнее, чем обычно, испытывает постоянный звон в ушах и голове. Жалуется, что иногда не может сразу вспомнить имени и отчества сослуживцев, с ко­торыми давно работает. Быстро поседел, кожа стала дряблой. Отмечает, что с трудом засыпает, просыпается рано, и на ра­боту выходит “как и не отдыхал”. Не может смотреть “чув­ствительные” фильмы, плачет навзрыд.

Поставить диагноз, фазу заболевания, определить реабилитационную тактику (медикаменты, режим).

Ответ: органическое поражение мозга, психоорганический синдром неврастеническая стадия. Соблюдать оптимальный режим труда и отдыха, регулярное занятие спортом. Сосудистая терапия: кавинтон, цинаризин, трентал, тромбоас, танакан, актовегин; церебропротекторы: церебролизин, мексидол, кортексин; ноотропы: фенотропил, луцитам, пантогам.

studfiles.net

Опубликовано в рубрике Дети