Задержка моторного развития причины

Моторное развитие детей до года

Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД

Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:

– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;

– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;

– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;

– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;

– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;

– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;

– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;

– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;

– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;

– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.

m.baby.ru

Задержка моторного развития или невролог торопит события?

Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!

Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ :

Сроки моторного развития по ВОЗ

Схему утащила с официального сайта ВОЗ .

О нашей «задержке моторного развития»

Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:

  • о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
  • о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.
  • Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.

    Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!

    Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать.

    Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?

    Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.

    Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.

    Элькар и пантокальцин — бред.

    Электрофорез — экспонат музея истории медицины.

    Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.

    Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?

    Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:

    • самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
    • стоять с поддержкой до 11 месяцев;
    • ползать до 1 года 1 месяца;
    • ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
    • самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
    • самостоятельно ходить до полутора лет.
    • И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.

      Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения ?? :

      В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!

      Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:

      Об авторе Мама зануда

      В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я — блогер!

      Навигация по записям

      Задержка моторного развития или невролог торопит события? : 6 комментариев

      Ох, спасибо вам за статью. Вчера уже просто довела себя, пока не нашла ваш сайт. И что это я про нормы ВОЗ забыла. Малышке 8. Мама не садится, но если за ручку держать встаёт и сидит весьма УВ. На четвереньки не встаёт пока, не ползет. Невролог тоже говорил, по, пока не буду писать задержка развития, но можете подавать лекарство (не помню что). Ребенок внимательный, спокойный, общительный. Но медленнее физически развивается. Перевернулась на живот в 6, но за пару дней легко освоила это. И обратно научилась легко. Правда до этого делали массажист. На животике крутится легко вокруг себя, порой передвигается перекатывания и. Любит книжки, листает страницы. А я себя извожу и ее. Читаю вас и как бальзам на душу.

      Добрый день! Наша история как раз в тему….

      Нам сейчас 11, 5 месяцев. Мы умеем: ползать по пластунски, сидеть без поддержки с ровной спинкой, сама садится через пресс только когда есть опора, например в коляске, хорошо вертимся, стоим с поддержкой.Мы не умеем ползать на четвереньках, шагаем плохо, не ходим…

      Девочка родилась в 37 недель ЭКС, беременность проходила нормально, Аппгар 8,8, 3600,51 см.

      В два месяца сделали узи головного мозга, сказали, что была незначительная гипаксия, показатели низкие, не на что ни повлияло….успокоились. С трех месяцев наблюдает педиатр на дому, доверяла и доверяю по сей день. Также с трех месяцев три курса массажа плюс ЛФК. Дочка не села в 6 месяцев «как положено», а лишь начала переворачиваться хорошо к 8ми месяцам. На приеме в 8 месяцев у невролога, услышали: девочка высокая , на тот момент 78 см и у нее мягкие соединительные ткани, такие детки позже начинают ползать, ходить.. Я была спокойна до 9,5 месяцев, пока меня не стала прессовать свекровь мол: Вы что с ума сошли, ребенок ничего не умеет делать, моя подруга педиатр говорит, что вы ппц отсаете…. Позвали невролога, которая приходила к нам и в 4 месяца,на тот момент вопросов не возникало. И значит пришла она к нам в 9,5 месяцев, после слов «Здравствуйте»… говорит: » Вам срочно нужна госпитализация, у вас жуткий тонус в ногах, задержка в развитии минимум три месяца, куда смотрела ваш педиатр…….» Здесь конечно я сдалась. легли в больницу, при осмотре ребенок сопротивлялся и им действительно показалось, что у нее тонус, хотя позже они признали, что нет тонуса, это она сопротивлялась. Параллельно мы показались еще двум неврологам из разных клиник, которые в один голос сказали: МЯГКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ», тоже что и в 8 месяцев сказала невролог. Сбегать из больницы мы не стали, но подхватили ротовирус, пришлось выписаться, и вот отняли еще месяц у ребенка, пока лечились. Потом в мае снова легли в больницу, и действительно именно там дочка начала ползать по-пластунски, и сидеть хорошо с ровной спинкой. Когда мы выписались, я всем объявила, что больше не лягу, так как зрелище в таких больницах просто ужасное, много детишек, с разными диагнозами, да и дочка там постоянно кричит на процедурах, плюс я не уверенна, помогло ли лечение или навыки пришли, просто потому что пришло время…. Сейчас вот подходит время, когда нам снова планово нужно ложиться, я нахожусь в расстеряности, продолжать залечивать ребенка на всякий случай, или же пойти в бассейн, потом в конце лета отвезти дочку на море….. Кстати за последние два месяца, с нами уже и остеапаты поработали, а на данный момент проходим войто терапию. Голова кругом…..что же делать, как поступить?! Понимаю, что кроме меня никто не примет решения, но сейчас все чаще слышу, в том числе и от близких, что ну очень мы отстаем, и что и моя вина есть в том, что я видите ли не давала закладывать ребенка в подушки в 6 месяцев, чтобы она сидела….. Простите за не краткое описание всего того, что сейчас меня волнует:(

      Александра,здравствуйте! Ваш комментарий взволновал и хочу,поделиться своим мамским опытом. Я мама дочки(3,2г.)роды тоже ЭКС. Дочь села сама в 9месяцев,я ее не присаживала ни в какие подушки,мне врач категорически запретила это делать,чтобы не было проблем потом по женски. Долго она ползала по пластунски,на карачках, а потом вставать начала на обоих ногах ближе к 11 мес.,в 12мес.начала ходить у опоры и только в 1,2г.она пошла сама. Кстати,тоже очень высокая девочка у нас,не по годам. Вообщем,все детки разные и у всех свои темпы развития,а пичкать таблетками и ставить уколы,чтобы побыстрее,для какого то,я не знаю…Найдите адекватного,современного врача и растите здоровыми,сил Вам!

      Здравствуйте, Александра! Ниже я давала ссылку на очень опытного и компетентного специалиста по развитию детей, который консультирует на форуме. Обратитесь по ней.

      Я думаю, что учитывая специфику быстрого роста Вашей девочки, вполне возможны замедленные темпы развития. Исходя из здравой логики замедленные темпы также могут быть обусловлены очень большими или очень маленькими прибавками в весе. Врачи привыкли к стандартным росту и весу, поэтому когда какие-то параметры выходят за рамки лишний раз перестраховываются. Отпустить ситуацию без контроля — чревато, поэтому выход один — найти профессионала, у которого в практике встречались разные дети и которому можно доверится.

      Дочке 8 месяцев, невропатолог ставит диагноз: Синдром ликвородинамических,двигательных нарушений, вследствии гипоксической ППЦНС. Задержка темпов стато-моторного развития

      Назначили лечение: «Цераксон, Агвантар, массаж, через 45 дней повторное УЗИ, наблюдается положительная динамика, сказали продолжить лечение, диагноз остался тот же.

      так ли это страшно?

      У ребенка еще операция должна быть из за расщелины м. и т. неба, УЗИ головы является противопоказанием.

      Здравствуйте! Я не врач. Задайте вопрос на этом врачебном ресурсе . Перед оформлением вопроса обратите внимание не правила создания тем, у ресурса определенные требования.

      mamazanuda.ru

      Задержка двигательного развития

      Под синдромом задержки двигательного развития (ЗДР) понимают запоздалое появление и становление позы и движения у ребенка с нормальной функцией НС и ОДС.

      Состояние описывают в литературе как синдром отсрочки двигательного развития, или синдром диссоциированного развития. Факторами, действие которых предрасполагает к задержке двигательного развития, являются семейный анамнез нарушения движений, недоношенность и низкий вес при рождении, гипермобильность суставов, сохранение примитивных рефлексов.

      При задержке двигательного развития двигательное развитие в первом полугодии жизни мало отличается от обычного. Внешне здоровый ребенок способен удерживать головку и осуществлять схват рукой. Ползание носит типичный характер в 2/3 случаев и в 1/3 случаев ползание выглядит атипичным. Для ребенка с задержкой двигательного развития характерен симптом сидения на воздушной подушке Робсона. Симптом заключается в сочетании сгибания и отведения бедер в тазобедренных суставах, разгибания в коленных суставах, сгибании пальцев ног, сгибании либо разгибании в голеностопных суставах, отсутствии способности опираться стопами, вставать на ноги и сгибать колени. Описан вариант симптома сидения на воздушной подушке, при котором имеется приведение прямых бедер в сочетании с выпрямленной спиной. Отведение или приведение бедер проходит, если ребенка некоторое время подержать подмышками. По данным Di Mario симптом сидения на воздушной подушке не дает последствий и, для дальнейшего развития двигательной сферы ребенка, является индифферентным признаком. Основным признаком синдрома задержки двигательного развития является отсутствие стояния и ходьбы на 2 году жизни.

      При задержке двигательного развития начало самостоятельной ходьбы отмечено, в среднем, в 20 месячном возрасте. Этот срок колеблется от 18-20 до 24-25 месяцев. Для диагностики синдрома задержки двигательного развития применяют временные критерии: отсутствие сидения в 10 месяцев, начало ползания от 12 до 18 месяцев и отсутствие ходьбы в 14 месяцев. Самостоятельная ходьба, которая началась после задержки, в первое время имеет признаки неустойчивости. При ходьбе ребенок широко расставляет ноги с выпрямленными коленями и вальгированными стопами. Для поздноначавшейся ходьбы характерно медленное развитие и отставание темпов ее оптимизации в первые полгода после начала. Во втором полугодии ходьба начинает приходить в норму.

      Задержка двигательного развития связана с гипермобильностью суставов. Наличие гиперэластичности связок и повышенной подвижности в суставах является фактором задержки развития нормальной моторики. При сочетании ГМ с задержкой двигательного развития имеется риск нарушения большой и мелкой моторики до 2 летнего возраста. При ГМ от 1 до 3 суставов частота нарушения большой моторики в 3 раза больше, чем с нормальными суставами. Задержка двигательного развития связана с локализацией гипермобильных суставов. Больше всего нарушение моторики отмечено при избыточной подвижности в голеностопном суставе. При переразгибании стопы имеет место увеличение колебаний тела в сагиттальной плоскости, что препятствует становлению маятникового механизма и А-стратегии удержания тела в вертикальном положении. В меньшей степени нарушение моторики ассоциируется с избыточной подвижностью в тазобедренных суставах. Увеличенное отведение бедра в тазобедренном суставе протекает на фоне слабости отводящих мышц, что способствует колебаниям тела во фронтальной плоскости. Неустойчивость в двух плоскостях вызывает нарушение референтной схемы тела для удержания равновесия, что отодвигает сроки стабилизации всего тела в вертикальном положении.

      Неврологическая картина при задержке двигательного развития не имеет характерных признаков. Описано полное отсутствие неврологической симптоматики у детей с задержкой двигательного развития. M. Haidvogl обнаружил у пациентов с задержкой развития низкий мышечный тонус. F. DiMario выявил высокий тонус мышц, который, как он считал, поддерживает разгибательную установку нижних конечностей, проходящую по мере освоения ходьбы. W. Dunkan писал, что задержка примитивных рефлексов ребенка способствует развитию эквинуса и приведения переднего отдела стопы. На фоне задержки ходьбы у ребенка с задержкой двигательного развития имеет место нормальное развитие мелкой моторики. Задержка двигательного развития проходит самостоятельно в течение 2 года жизни. Предвидеть течение задержки двигательного развития трудно из-за отсутствия четких критериев двигательной функции у маленького ребенка, отсутствия изменений на ЭМГ и сложности дифференциальной диагностики с ДЦП. По сравнению со спастической диплегией, при задержке двигательного развития нарушения развиваются в более позднем возрасте, не носят выраженного характера и не сопровождаются обширной симптоматикой, характерной для ДЦП.

      Специального лечения задержки двигательного развития не существует. Лечебные мероприятия, направленные на активацию функции ОДС, носят общий характер. Назначают массаж мышц ног и спины, пассивную разработку движений в суставах. Эквиновальгусная деформация стопы, а также неустойчивая ходьба является показанием для назначения профилактической обуви. В обуви высокий задник, твердая подошва, супинатор и жесткие берцы придают ходьбе большую устойчивость и препятствуют прогрессированию вторичной деформации стопы.

      Мицкевич Виктор Александрович, врач ортопед-травматолог, доктор медицинских наук

      www.persey-orto.ru

      Причины задержки моторного развития у детей в возрасте до года

      Появление ребенка в семье — огромная радость, долгожданное событие и волнение. Совсем маленький и совершенно беспомощный малыш становится главным человеком в доме, за развитием которого наблюдают родители и близкие родственники.

      В первые дни после рождения кроха практически ничего не умеет, но он быстро адаптируется к условиям окружающего мира, осваивая новые навыки. Сначала младенец начинает держать голову, чуть позже учится переворачиваться, а потом сидеть, стоять и наконец ходить.

      Совершенно нормально, что родителей волнует, насколько планомерным является моторное развитие малыша. Они могут наблюдать за крохой, фиксировать его новые достижения, сравнивать их с таблицами, где указаны помесячные нормы двигательных навыков до года. Но нужно понимать, что окончательное заключение о том, насколько правильно протекает моторное развитие и присутствует ли его задержка, сможет сделать только специалист.

      Освоение новых движений у ребенка происходит постепенно, так, как это было предопределено природой. Малыш не может научиться сидеть до того, как он научится уверенно держать голову, стоять – до того, как научиться сидеть, и так далее. Скорость овладения новыми зависит от многих причин:

    • наследственность;
    • состояние здоровья;
    • физическое воспитание;
    • индивидуальные особенности.
    • Ниже поговорим о нормах, которые являются определяющими для успешного моторного развития малыша. Анализируя эти нормы, родители могут наблюдать за развитием своего ребенка, фиксируя изменения, чтобы определить возможную задержку моторного развития.

      Первые три месяца: особенности моторного развития

      Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.

      Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.

      На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.

      Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.

      У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.

      В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.

      Второй триместр первого полугодия

      Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.

      В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться. Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть. Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.

      Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.

      Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание. Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать. В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.

      Совершенствование моторного развития во втором полугодии

      Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.

      Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать, но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.

      В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.

      Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.

      Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.

      В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.

      Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.

      Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.

      Причины сбоев в моторном развитии малышей

      Естественно, что на график освоения ребенком новых навыков влияет ряд причин, среди которых особенно веская — это генетическая предрасположенность. Тем не менее педиатры выделяют причины, которые являются основными в случае отклонений в моторном развитии. Речь идет о следующих факторах:

    • нарушение процесса развития крохи в утробе матери, вследствие чего фиксируются отклонения в формирования коры головного мозга;
    • перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, болезни матери во время беременности;
    • сложные роды и родовые травмы;
    • пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам у будущих родителей;
    • электромагнитное излучение;
    • вредный труд родителей.
    • Задержка в моторном развитии малыша до года определяется по следующим признакам:

    • в 1 месяц ребенок неспособен удерживать голову в вертикальном положении в течение 30 секунд;
    • в 2 месяца малыш не поднимает голову более чем на 5 см над опорой;
    • в 3 месяца кроха не проявляет интереса к игрушкам, ручкам, не держит голову в течение 60 секунд;
    • в 4 месяца голова крохи откидывается назад, в положении на животе он не делает попытки поднять верхнюю часть туловища;
    • в 5 месяцев ребенок все еще плохо держит голову, неспособен менять положение тела;
    • в 6-7 месяцев кроха не может дотянуться до игрушек, не может сидеть даже с поддержкой;
    • в 8 месяцев не делает попыток ползать;
    • в 9-10 месяцев кроха плохо сидит, не делает попыток ползти, не стоит, удерживаясь за опору.
    • Также родителей должен насторожить тот факт, что к 12 месяцам малыш не может делать ни одного шага даже с поддержкой, не интересуется игрушками, имеет низкий уровень познавательной деятельности.

      Как диагностировать отставание?

      С раннего возраста дети находятся под наблюдением врачей, поэтому чаще всего обнаружить какие-либо заболевания получается на ранних этапах развития. Сразу после появления на свет у крохи берут кровь для анализа на наличие генетических заболеваний, его оценивают по шкале Апгар, после чего особенно активно наблюдают за ним в течение первого года жизни.

      В случаях, если родители сильно обеспокоены отставанием в моторном развитии и врачи это беспокойство разделяют, может быть назначено обследование с УЗИ головного мозга для выявления возможных поражений.

      В заключение отметим, что задержка моторного развития у детей до года возможна даже в семьях, где родители вели и ведут здоровый образ жизни, обеспечивают малышу должный уход, соблюдают режим питания, сна, отдыха.

      От сознательности родителей, их наблюдательности и заинтересованности может зависеть своевременная диагностика нарушений. Но это не означает, что стоит паниковать, если малыш сел на несколько недель или даже месяцев позже. Проконсультироваться с педиатром стоит, но только для того, чтобы исключить возможные проблемы. Лечение назначают только в крайних случаях, когда диагноз «задержка моторного развития» подтверждается.

      rebenkoved.ru

      Задержка в развитии: причины и сигналы

      Культ индивидуальности возведен в нашем обществе в превосходную степень. Стремление выделиться, быть не таким, как все, уже стало признаком хорошего вкуса и верной приметой творческой натуры. Дети тоже начали отвоевывать свое право на неординарность: современные родители готовы учитывать не только потребности ребенка, но и его желания. Однако не нужно примерять философию индивидуализма к темпам развития малыша: они выверены ходом эволюции и имеют свои сроки.

      Первая сигнальная система ? это рефлекторные реакции нашего организма на раздражители извне и изнутри, которые помогают нам испытывать разные физические ощущения (боль, холод, тепло) и реализовывать инстинкты. Но эти способности есть и у людей, и у зверей. На вершину пищевой и иерархической пирамиды животного мира человека возвела речь – продукт второй сигнальной системы, присущей только высшим существам. Сегодня ученые могут с внушительной долей вероятности утверждать: обезьяна стала человеком в тот момент, когда распрямила спину и твердо встала на ноги. Без вертикализации (способности принимать сидячее и стоячее положение) речь, а вслед за ней и интеллект у нас бы никогда не развились. «В этом врачи уже давно убедились, ? подтверждает главный научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НЦЗД РАМН Владимир Студеникин. – Если после инсульта пациент оказывается полностью обездвижен и не может ходить, его познавательные способности, включая память и внимание, начинают стремительно угасать. По этой же причине малышей с детским церебральным параличом приводят в сидячее положение искусственно».

      В норме вертикализация начинается после полугода, когда ребенок учится сидеть. Речь развивается у детей только к концу первого года жизни, то есть к тому моменту, когда они поднимаются с колен. Но подготовка к важной метаморфозе стартует еще раньше. Моторное (иначе ? двигательное) развитие запускается сразу после появления на свет. Постепенно мышцы укрепляются, и ребенок осваивает ключевые навыки: сначала учится держать голову, потом захватывать рукой игрушку, позже начинает ползать, затем сидеть и, наконец, встает и идет. Параллельно течет психическое развитие малыша: по мере взросления созревает кора головного мозга, и действия становятся осознанными.

      Например, если 7?8-месячному ребенку предложить кусочек яблока, он сможет не только схватить и удержать его в руке (что есть признак окрепшей координации), но и попробует на зуб, потому что в этом возрасте уже понимает: яблоко – это пища, а самое подходящее для нее место – рот. В этом жесте уже намечаются ростки социального созревания, ведь здесь налицо попытка накормить себя. С другой стороны, выделение двигательного, психического, интеллектуального, эмоционального и социального развития весьма условно: все эти аспекты слишком затейливо переплетены между собой. «Тем не менее проблемы всегда начинаются именно с моторного развития, ? объясняет Владимир Студеникин. – Если причина двигательной задержки достаточно серьезная, на следующем этапе на нее может наслоиться психомоторная, а потом речевая. Когда вертикализация проходит с опозданием, кора головного мозга созревает в замедленном темпе. Если малыш позже поднял голову, позже пополз, позже сел и встал, высока вероятность, что и говорить он начнет чуть позже».

      Большую роль в развитии ребенка играют родители. «У детей есть свои потребности: их надо не только кормить и купать, ? напоминает Владимир Студеникин. – В общении с мамой они нуждаются не меньше. Легкий оздоровительный (не лечебный) массаж, который она каждый день делает малышу сама, не просто улучшает циркуляцию крови по сосудам, что само по себе очень полезно для мозга. Телесный контакт стимулирует развитие ребенка, даже если это обычные поглаживания».

      Если взаимодействия с родителями нет, рассчитывать на нормальное развитие ребенка не приходится. По меньшей мере до 2 лет малыш и мама связаны друг с другом «невидимой плацентой». Если эту «плаценту» разорвать, ребенок будет обделен искусственно, не сможет проявить все заложенные в нем способности. Развивающие игрушки и игры никогда не станут полноценной заменой. Поразительно, но нехватка родительского внимания может привести не только к задержке психомоторного, речевого, эмоционального развития. «Дети из дома малютки питаются полноценно, но при этом плохо набирают вес, ? добавляет Владимир Студеникин. – Так что силу родительского тепла переоценить невозможно».

      В редких случаях причина опоздания бывает чисто механической. «Например, если у малыша во время родов случился вывих тазобедренного сустава, врачи обездвиживают его на какое-то время с помощью специальных шин, ? поясняет Владимир Студеникин. – Если «лечение» затягивается на 8 месяцев (чаще по невежеству ортопеда или халатности родителей), вертикализация в срок пройти не сможет: чтобы сесть, малышу до этого нужно много двигаться и укреплять мышцы». К счастью, искусственно вызванные задержки развития практически всегда можно исправить.

      Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, ? объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.

      По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин ? «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы ? понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.

      Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.

      Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности. Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар – эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).

      Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

      «Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, ? рассказывает Елена Гладкова. ? УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».

      Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести сразу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» ? только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр). До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление). Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то – в полтора.

      Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы. Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. «Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели, ? объясняет Владимир Студеникин. – А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания. Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных».

      Хотя исключения из правил все же бывают. «У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет, ? рассказывает Елена Гладкова. – Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.

      В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30?40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников. «Но есть еще исходы «относительно благоприятные», ? продолжает Владимир Студеникин. – Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином «минимальная мозговая дисфункция», но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой – они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто».

      Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. «Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно, ? говорит Владимир Студеникин. – Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы – лекарства, питающие клетки мозга».

      К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно. «До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными, ? предупреждает Владимир Студеникин. – Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей». В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2?3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи. До 2?3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.

    • До 3?4 месяцев – «гуление»: произносит гласные звуки
    • 4?6 месяцев – лепет: произносит согласные («гу-га-гы»)
    • С 6 месяцев ? формируется слог («ма»)
    • С 6 до 12 месяцев – появляется набор коротких слов («дай», «на», «баба»)
    • К 1,5 года – говорит короткие фразы («мама, дай»)
    • К 2 годам – использует большой набор слов, строит предложения со сказуемым, подлежащим и дополнением
      • От 1 мес. до 3 мес. – удерживает головку
      • 3?3,5 мес. – захватывает предметы рукой (освоив этот трюк, уже через 2?2,5 недели малыш твердо перекладывает игрушку из одной руки в другую)
      • До 4?4,5 мес. – переворачивается со спины на бок
      • С 4,5 до 5,5 мес. – переворачивается со спины на живот
      • До 6 мес. – переворачивается с живота на спину
      • С 5,5 до 7 мес. ? сидит
      • С 5,5 до 11 мес. – ползает
      • С 6,5 до 10 мес. – стоит с опорой
      • С 10 до 13 мес. – начинает ходить
      • С 0 до 4 месяцев

      • Зрачки малоподвижны или косят глаза;
      • не реагирует на громкие звуки;
      • не замечает своих ручек (к 2 мес.);
      • не хватает предметы (к 3 мес.);
      • не улыбается маме (к 3 мес.);
      • не держит головку (к 3 мес.);
      • не гулит и не пытается имитировать звуки;
      • не опускается на пяточки, если поставить его на твердую поверхность (к 4 мес.).
    • Мышцы на ощупь очень твердые или слабые, как у тряпичной куклы;
    • постоянно слезятся глазки, есть повышенная чувствительность к свету;
    • головка западает назад, когда ребенок сидит;
    • тянет только одну ручку;
    • не любит ласкаться;
    • не подает признаков привязанности к человеку, который о нем заботится;
    • не тянет предметы в рот;
    • не произносит радостных звуков (к 5,5 мес.);
    • не перекатывается со спины на живот в обоих направлениях (к 6 мес.);
    • не сидит сам (к 7 мес.).
    • Не ползает или ползает, но волочит при этом ноги;
    • не стоит без опоры;
    • не ищет предметы, когда видит, что их спрятали;
    • не говорит ни одного слова;
    • не использует жесты (например, не трясет головой в знак несогласия);
    • не тыкает пальчиком на предметы и картинки;
    • не ходит (максимум к 18 мес.).
    • Говорит меньше15 слов;
    • не использует предложения из двух слов;
    • не имитирует поведение взрослых, их жесты, новые слова;
    • не выполняет простых инструкций («подойди», «посмотри»);
    • не отличает большой предмет от маленького.
    • Часто падает или с трудом преодолевает ступени;
    • нечетко произносит слова;
    • не пользуется горшком (хорошо или плохо);
    • не может построить башню из 4 кубиков;
    • плохо манипулирует мелкими предметами;
    • не может нарисовать подобие круга;
    • не может говорить короткими фразами;
    • не вступает в игру;
    • не проявляет интереса к другим малышам;
    • редко смотрит в глаза;
    • мало интересуется игрушками.
    • www.parents.ru

      ЗАДЕРЖКА МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ.

      Какие-то нормы простите очень ранние. Тут скорее уместно слово С чем К. С 6 месяцев начинают ползать. С 4 переворачиваться! По крайней мере в большинстве источников так. И невролог нам говорила что ползать — С 6 и До 9. А не К 6 ползать.

      Я с вами совершенно согласна.

      Перечитайте еще раз! А насчет ползания я согласна, что лучше с 6 до 9 месяцев лучше ползать. Единственное К 7 месяцам ребенок готов встать.

      А если ребенок начал переворачиваться в начале с живота на спину, а со спины на живот только ближе к 5,5 мес. При этом за несколько дней до 5 мес встал на четвереньки, в шесть начал ползать и сам садиться, в семь встал у опоры. Это считается задержкой? Невролог не видит отклонений. Смущает только то, что переворачивался со спины на живот поздно начал. Получается ползать начал раньше чем переворачиваться.

      Вам повезло-вы очень наблюдательный человек! Если у ребенка перевороты происходят по такому сценарию, то это говорит о нарушении тонуса. Это ответ нервной системы на какую-то существующую причину. Остальные навыки надо рассматривать больше не когда, а как!

      У меня дочь месяцев до 5 смотрела все в одну сторону, потом стала крутить головой во все стороны, невролог проблемы не увидела (

      Вам очень повезло! Как правило остается тканевая память. Ребенок крутит головой в обе стороны, но я замечаю, что в нелюбимую ранее сторону малыш помогает себе мышцами плеча!

      Ого. Дочке все равно сделали курс массажа потом в поликлинике, правда какой то пользы я от него не увидела, только стресс для ребенка. Наверное, часто детки с такими проблемами (

      Думаю остеопатия значительно отдичается от массажа. Хотябы тем, что, работая со взрослым, я возвращаюсь к моменту возникновения родовой травмы. Что возвращает человека в здоровье.

      Здравствуйте! Буду рада вам помочь! Прогнозы смогу ставить после осмотра ребенка.

      Жалко что в не в челябинске!

      Здравствуйте! Зайдите на сайт ЕНРО в вашем городе много остеопатов. Если интересно как выбрать своего пишите в личку. Проконсультирую.

      Задержка моторного развития или задержка двигательных функций опорно-двигательной системы малыша — это особенность развития, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени. Конечно, не стоит бить тревогу.

      Младенческие колики: причины, симптомы, лечение Кишечные колики у малыша часто становятся для молодых родителей настоящим испытанием: ребенок плачет всю ночь напролет, мама и папа пытаются его накормить, уложить, но ничего не выходит – ведь у.

      Ну вот посетили мы ровно в 6 месяцев невролога. Не порадовал он нас совсем. Спрашивает малышка сидит? Нет говорим пока не сидит. Хотя из положения лежа на спине тянется встать во всю. На четвереньки становится.

      Дочке 10 мес под вопросом ЗМР..+плоско-вальгусные стопы(вроде так). Дочка сидит,если посадить,сама не садится.Не позает,не встает..на ноги опоры нет,даже,если держать ребенка руками.Ножки заваливаются..стопы ставит боком.. Сейчас делаем массаж..начала сгибать ножки,как бы на корячки становиться..До этого ножки.

      Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения! Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже.

      Кому назначали кортексин, глиатилин? Очень нужны ваши отзывы! Нам 7 месяцев. Не переворачиваемся на животик (может с животика обратно на спинку, этому как-то сразу научился, а вот на живот — ни в какую), соответственно и.

      Пошла к неврологу на плановый осмотр. Нам без недели 9 мес. Умеем ползать быстро (очень быстро??, не догнать), садится при ползании, а вот если посадить на поверхность, то не сидит: сразу ползет по делам. Встает.

      такой диагноз нам поставила невролог в больнице. ((((((((((((((назначили уколы кортексин, массаж, электрофарез. делаем второй день.очень страшно, плачу, но стараюсь держаться. насколько это опасно?голову на животе не поднимает, не переворачивается, на ножки плохая опора. боюсь ехать завтра в больницу-результаты.

      Дочке 10месяцев,переворачиваться на живот начала в 7мес.,сидит, если посадишь, сама не может, с положения лёжа тяжело конечно сесть. На четвереньки не встает, никак не ползает. Стала делать «тачку»с ней хоть на ручках стоит и ходит.

      www.babyblog.ru