Заикание ребенка в 4-5 лет

Заикание у ребенка: что делать

Родители с восторгом ждут первого "агу" крохи, гуления и первых слов. И вот малыш уже начинает выговаривать слова, складывать их в предложения, но тут иногда выясняется, что ребенок заикается. Что делать? К каким специалистам обращаться за помощью? И как себя вести в такой ситуации, как помочь малышу максимально эффективно?

Главное — не паниковать! Ведь, как правило, своевременно выявленное заикание у детей лечится достаточно быстро — в период от 4 месяцев. Разумеется, при условии выполнения всех рекомендаций логопеда-заиколога.

Логопед Светлана Томилина советует обращать внимание на качество произношения у ребенка особенно в возрасте 2,5 – 4,5 лет: в это время риск начала заикания наиболее высок, так как идет период активного речевого развития.

Нередко родители на приеме у логопеда интересуются, почему же их ребенок начал заикаться. Специалисты называют два типа причин появления этой болезни: располагающие и вызывающие.

В первом случае врачи отмечают неблагополучное течение беременности, нервно-психическую ослабленность детей вследствие перенесенной родовой травмы, наследственный фактор, частые болезни первых лет жизни ребенка и особый тип его нервной системы.

Вызывающих причин гораздо больше и все они, к сожалению, достаточно будничны. Спровоцировать заикание может сильный испуг: ребенка может напугать собака, гроза, страшная сцена в фильме. Нередко малыш начинает заикаться из-за неблагополучной обстановки в семье. Также заикание может быть симптомом другого заболевания — невроза. В этом случае необходима помощь как логопеда, так и невролога.

Психолог-консультант Арина Липкина убеждена, что у появления детского заикания есть и психологические факторы. Это может быть криком о помощи со стороны ребенка: он подсознательно использует такую речь, чтобы привлечь к себе внимание своих родителей.

Например, когда общение и интерес смещаются в сторону другого члена семьи, чаще всего новорожденного: старший ребенок может предположить, что родители его больше не любят и тогда заикание будет способом его борьбы за свое место в семейной иерархии. Заикание может появиться и в случае изменения привычного образа жизни: переезда или потери близких.

Заикание: как помочь ребенку

Задача родителей — не усугублять ситуацию и не акцентировать внимание ребенка на его недуге. В течение всего периода лечения необходимо демонстрировать малышу, что они заинтересованы не в том, как он говорит, а в том, что он произносит.

Психолог Арина Липкина рекомендует родителям несколько простых правил, соблюдение которых должно помочь ребенку преодолеть заикание:

  • сохранять зрительный контакт с малышом, когда ему трудно говорить;
  • не перебивать и давать самостоятельно заканчивать свою речь;
  • следить за собственным темпом речи, говорить более медленно и останавливаться после каждого вопроса;
  • сократить количество задаваемых ребенку вопросов, чтобы снизить у него чувство давления;
  • в диалоге с ребенком строить короткие и простые предложения;
  • не делать ему привилегии в связи с заиканием, он так же, как и все, должен подчиняться правилам в семье и быть дисциплинированным;
  • пересмотреть образ жизни семьи. Он не должен быть хаотичным и суетливым;
  • следить за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не слишком уставал;
  • не рассматривать заикание как проблему, ведь тревоги родителей дети отлично перехватывают, и это начинает их угнетать и мешать лечению.
  • Специалист по проблемам речи Светлана Томилина призывает родителей не отдавать ситуацию с заиканием ребенка лишь на откуп логопеду в детском саду. Ошибочно мнение, что любой логопед сможет и звукопроизношение исправить, и от заикания избавить. Здесь необходим профильный специалист, умеющий работать с заиканием.

    Полноценное лечение ребенка от речевого недуга — процесс непростой. Настоятельно рекомендуется в это время сократить его внешнее общение до минимума. Это значит, что малышу придется не посещать детский сад, а кому-то из родителей временно пожертвовать работой, если нет спасительных бабушек-дедушек.

    Телевизор не должен работать даже фоном, в доме должно быть меньше лишних звуков. И в общении с ребенком взрослые обязаны говорить медленнее, чем обычно, и максимально правильно.

    Все должны перейти в режим категорического ограничения речи. Со временем это фактор автоматизируется, и ребенок привыкнет говорить правильно.

    Заикание: защитить ребенка от насмешек

    Во время лечения ребенка, страдающего заиканием, изолировать его от общения важно и потому, что в детском саду он может стать мишенью для насмешек со стороны сверстников. Ведь всегда найдутся те, кто преднамеренно издевается и травит кого-то из своего окружения. Задача родителей — свести к минимуму травмирующие ребенка ситуации.

    Дети нередко исключают заикающихся из своего круга общения, словно они недостаточно хороши для того, чтобы с ними дружили. Отсюда у заикающегося ребенка может появиться чувство стыда и снижение самооценки.

    По мнению психолога Арины Липкиной, если дошкольники еще не так привязаны к оценке социума, поскольку больше сосредоточены на родителях, то с 6-7 лет эта ситуация меняется.

    Любое отклонение от нормы выбрасывает заикающихся детей из той малой группы, в которой они должны развиваться и реализовываться. Это оказывает огромное влияние на самооценку ребенка, в нем появляется состояние отчуждения и непринятия обществом.

    Закрытость и застенчивость еще сильнее закрепляют заикание и порождают новые проблемы, например, социальную фобию.

    Чтобы избежать подобной ситуации, страдающий заиканием ребенок в общении со сверстниками должен показывать свои сильные стороны, завоевывать авторитет и признание через развитие своих способностей и лучших, чем у большинства, навыков.

    Сегодня существует несколько наиболее эффективных методик избавления от этого заболевания: Власовой, Чевелевой, Селиверствова, Андроновой-Арутюнян. Каждая из них имеет свои преимущества.

    Какая именно будет выбрана для лечения ребенка от заикания — решает логопед-заиколог после детального осмотра маленького пациента.

    Чаще всего в арсенал специалистов входит режим молчания, логопедическая ритмика, дыхательная гимнастика, замедленный темп речи, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, голосовые упражнения, физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура.

    Светлана Томилина предостерегает родителей от лже-пути, по которому подчас готовы пойти многие, чьи дети страдают заиканием. Это заболевание нельзя вылечить только при помощи лекарств.

    Поэтому если поступает подобное предложение, перед вами — врач-мошенник. Единственное, что могут рекомендовать логопеды-заикологи — это лекарственные сборы и травы, которые благотворно влияют на нервную систему и оказывают успокоительное воздействие.

    А вот неврологи, в свою очередь, делают медикаментозные назначения, которые могут значительно ускорить процесс оздоровления речи ребенка.

    m.ivona.bigmir.net

    Заикание появилось. Что делать?

    Как вылечить заикание у ребенка.

    Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать возникшую проблему ребенка, готовность к переменам — основа всех последующих действий родителей.

    Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным. Заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы. Исходя из состояния нервной системы, врач-психоневролог назначает необходимые лекарства. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка. Безусловно, медикаментозные назначения, сделанные врачом, необходимо строго выполнять.

    Ребенок, у которого возникло заикание, нуждается в мерах по профилактике искажений личности, предотвращению образования невротических комплексов. Обычно дети не замечают запинок в своей речи, но могут чувствовать беспокойство, волнение взрослых по этому поводу. В дальнейшем из этой запавшей в память ребенка тревоги может вырасти страх речи. Он усиливает волнения, связанные с речью, и они еще более ухудшают ее. Психотерапевтическое направление в лечении заикания имеет большое значение, так же как и работа с психологом.

    Уже в 3 года многие дети могут заниматься с логопедом. Если заикание стало привычным, отмечается несколько месяцев, пора начинать занятия.

    Физкультура и оздоровление при заикании

    При заикании полезны оздоровительные мероприятия. На речь заикающегося влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Ребенок, вынужденный весь день проводить в душном, часто тесном помещении, принуждаемый к малоподвижности, отучается по-настоящему полноценно дышать и двигаться. Чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Что и в какой последовательности делать, лучше обсудить с врачом. Очень хорошо, если вы присоединитесь к ребенку, покажете ему пример. И, конечно, никакого обливания сквозь слезы или принудительного моржевания. «Здоровье любой ценой» — точно не подходящий для вас путь. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали при этом удовольствие, и от самих процедур, и от общения друг с другом.

    Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Именно физическому развитию мы уделяем слишком мало времени, предпочитая тихие, малоподвижные интеллектуальные игры и развлечения, и не удивительно — двигаться нам самим не очень хочется. Для заикающегося ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п. — до ощутимой усталости, но не до изнеможения). Занятия должны проходить не очень далеко от дома, регулярные поездки осенью и зимой в общественном транспорте могут свести на нет всю вашу заботу о здоровье ребенка. Иногда одним из самых лучших вариантов может оказаться самый простой — занятия физкультурой в поликлинике. Если вы решите остановиться на более серьезном варианте — ищите такую спортивную секцию, где занятия соответствуют возрастным нормам, детей развлекают и действительно оздоравливают, а не воспитывают будущих чемпионов. Тренер с пониманием и терпением относится к неудачам детей, а элемент соревновательности минимальный.

    Особый подход к ребенку

    При внезапно возникшем заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно не проводятся. В этом случае необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно, если после испуга ребенок какое-то время молчал. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком — необходимое условие для лечения заикания. Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью измененять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя.

    Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

    Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами почаще говорите и читайте ему с ритмом, чтобы сработал «обезьяний» рефлекс, и ребенок воспользовался бы приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и какие вопросов вы задаете своему ребенку, сколько среди них пустых, просто глупых, не требующих вообще никакого ответа. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем. », «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем. ». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

    Развивающие занятия и игры

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

    Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

    Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

    Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

    Статья предоставлена речевым центром «Логопед плюс»

    www.7ya.ru

    Заикание ребенка в 4-5 лет

    25 января 2011 г., 18:45

    25 января 2011 г., 20:08

    Автор, во-первых, перестаньте говорить мы. У ребенка в 3 года появляется "Я" и тогда мамино "мыканье" только вредит. Во-вторых, идите к детскому психотерапевту. Возможно это страхи или слишком много вашей опеки

    25 января 2011 г., 20:11

    успокойтесь. В детстве это успешно лечится.

    Сходите с сыном к психотерапевту и к логопеду. Это не страшно

    25 января 2011 г., 20:16

    25 января 2011 г., 20:22

    Спасение в логопеде.

    25 января 2011 г., 20:24

    Нужно идти к логопеду. Это раз.

    Ребенок как у вас разговаривает? Быстро?

    Прежде чем, что-то сказать, ребенку нужно говорить медленно и перед словом вздох. ВЗДОХ—сказал, ВЗДОХ—сказал!

    25 января 2011 г., 20:29

    Мы ходили. И у невропатолога были. Сейчас проходим курсы лечения, но оно то лучше, то хуже. И ребёнка невозможно убедить разговаривать спокойно.Он всё время пытается тараторить и как будто перекрикивает всех вокруг. Может, это влияние садика? Там дети всё время кричат. Но как научить его тихонько разговаривать?

    25 января 2011 г., 20:37

    У логопеда были?

    Вот он Вам более действенные советы, чем мы.

    25 января 2011 г., 21:08

    минитаг, он иногие болезни лечит.

    25 января 2011 г., 21:09

    25 января 2011 г., 21:11

    Логопед,за которым мы перешли в эту клинику 8-495-7358877

    25 января 2011 г., 21:21

    у сестры такое было. Вы ребенка слушаете? Он вам хочет многое сказать и боиться что вы его слушать перестанет.. Сестру лечил логопед. все прошло, но она до сих пор очень быстро говорит, но не заикается

    25 января 2011 г., 21:46

    А отчего заикается? Обычно просто так это не возникает. Я маленькая начала заикаться из-за скандалов и драк дома,как вспоминаю, до сих пор жутко.

    Потом мама достала где-то мумиё, я пила его по ложке за 30мин до еды и как-то сама не заметила,как перестала заикаться.

    для ребенка это очень неприятно,поверьте.

    кстати,тоже водили к логопедам и т.д,но от них толку не было.

    Может вам поможет, удачи.

    25 января 2011 г., 23:40

    А сколько раз в день мумиё пили?

    26 января 2011 г., 00:24

    попробуйте пантогам и дыхательную гимнастику по Стрельниковой

    26 января 2011 г., 11:18

    У меня молодой человек заикается. Так вот, во-первых, ребенок ещё маленький у вас и ему трудно контролировать своё дыхание. Обратите внимание, как вы разговариваете, говорите сами медленно, спокойно, тихо. Приучите домашних к этому. Ребенок будет волей-неволей подстраиваться. А главное, не мешайте ребенку, когда он заикается. Обращайте внимание ни на то, как он говорит, а на то, ЧТО он говорит. Поверьте, заикание это не так страшно, как кажется.

    26 января 2011 г., 17:27

    Вроде бы 3раза в день за полчаса до еды. Уточню — напишу попожже.

    26 января 2011 г., 18:40

    Спасибо за советы! Кстати, мы сами довольно шумные и шустрые. Надо над собой поработать.

    27 января 2011 г., 15:24

    Олич,иоя мама уже не помнит дозу,но мне кажется я пила по столовой ложке 2 или 3 раза в день за полчаса до еды. Вот. Гадость еще та,но действенная. Если хотите,попробуйте,удачи.

    8 августа 2012 г., 22:37

    Моему сынишке уже 4,5 года, а мы всё не перерастём заикание! Наоборот, заикание перерастает в проблему!! Может кто знает способы, как одолеть эту беду! Поделитесь опытом!

    Здравствуйте, дорогая Мама! Мы можем Вам помочь! В данный момент набирается группа людей на занятия по специальной методике. Методика основана на дыхании, очень эффективна при заикании. Идёт набор и детей, и взрослых. Напишите на harmona@mail.ru, расскажу Вам подробнее. Занятия начинаются осенью. Жду Вашего письма.

    25 февраля 2014 г., 05:07

    И ребёнка невозможно убедить разговаривать спокойно.Он всё время пытается тараторить и как будто перекрикивает всех вокруг. Может, это влияние садика?

    Это очень похоже по вашим словам на то что описано тут www.yburlan.ru/biblioteka/zaikanie : «Наполнение потребностей происходит только тогда, когда его речь услышана, он мыслит говорением ? на это способен только его уникальный вербальный интеллект.» Это как «Вариант заикания с растягиванием, повторением и искажением звуков»

    Никаких таблеток не надо, дело в определенных особенностях такого ребенка, посмотрите может поможет разобраться

    29 октября 2016 г., 13:05

    Хочу отметить логопедический центр «Логос». Наш сын Василий (4,5 года) занимался всего 2-3 месяца и достиг больших результатов. Наш диагноз дизартрия (буквы «Л» «В» «Р» «С» «Ж» «Ш» «Ч» «Ц» «Щ»- полный набор!).

    С первой встречи Элиза Олеговна нам понравилась. Занятия проходили на дому (в привычной для ребенка обстановке) в удобное время.

    Свои занятия она проводила с юмором, понятным ребенку, и с элементами игры, что Васе особенно нравилось.

    Понравилось, что на занятия Элиза Олеговна приносила различные занимательные материалы, а упражнения вела не только по коррекции звукопроизношения, но и в общеразвивающей форме. После каждого занятия был виден прогресс. Нам давались полезные советы по развитию речи ребенка и домашние задания.

    В первый месяц ребенок стал выговаривать буквы «Л» «Р» «С». Когда Василию далась буква «Р» («моторчик»), он пришел в полный восторг и с удовольствием продолжил заниматься.

    Шипящие дались не так легко, но и с этим быстро справились.

    m.woman.ru

    Заикание у детей: причины и лечение по Комаровскому

    Если ребенок заикается, или вам кажется, что он начинает заикаться, выжидать нельзя. Такое нарушение речи требует немедленной реакции родителей. Известный детский врач и любимец миллионов интернет-мам Евгений Комаровский утверждает, что самое главное в лечении заикания – не заниматься самолечением. И уж точно не пытаться лечить малыша по интернет–методикам никому не известных «специалистов», которые предлагают дистанционно, за «чисто символическую» плату выслать обеспокоенным родителям подробный план действий, способных научить ребенка говорить нормально.

    Если есть основания полагать, что кроха начал заикаться, нужно сразу посетить логопеда. Сейчас сделать это проще, чем еще 15 лет назад, поскольку многие детские сады пользуются услугами «прикрепленного» логопеда. Если в вашем дошкольном учреждении такого специалиста нет, обратиться нужно в поликлинику по месту жительства. Там подскажут, где принимает ближайший логопед.

    Кроме того, Комаровский настоятельно рекомендует нанести визиты еще двум специалистам медицинского профиля – неврологу и детскому психиатру. Чтобы исключить нервно-соматические причины появления заикания.

    Что нужно знать родителям о заикании?

    Во-первых, заикание – это не болезнь, а нарушение речи. И возникает оно, когда мышцы речевого аппарата ребенка судорожно напрягаются. В результате возникает повторение звука или его пролонгация. Вопросами лечения такого нарушения озадачивались еще древние ацтеки, которые видели причину заикания в том, что подросший ребенок продолжает сосать грудь матери. Первые методики по коррекции речи при заикании выработал еще Плутарх. Он предлагал заикам декламировать речи под громкий шум морских волн.

    Несмотря на то, что медицинские энциклопедии говорят о том, что причина заиканий точно не установлена, доктор Комаровский выделяет несколько основных причин возникновения заикания у детей, которые можно разделить на врожденные и приобретенные.

  • Наследственность. Если мама, папа или кто-то из бабушек, дедушек заикаются, есть вероятность, что малыш тоже начнет заикаться.
  • Внутриутробная гипоксия плода. Если крохе во время беременности мамы не хватало кислорода, нарушения речи – самое безобидное последствие такого состояния.
  • Инфекция, перенесенная крохой внутриутробно. Случается, что беременные переносят инфекционные заболевания. Вместе с мамами болеют и еще нерожденные карапузы. Следствием инфекции и может стать нарушение речи.
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Гипоксия, возникшая в родовом процессе.
  • Сильный испуг, который пережил малыш.
  • Большое и важное событие в жизни ребенка (это может быть и горе, и радость).
  • Перенесенное инфекционное заболевание. Заикание вполне может стать следствием кори, менингита, энцефалита и т.д.
  • Неблагополучная обстановка в семье, чаще связанная с проявлениями насилия.
  • Особенности речи мамы и папы. Если кто-то из родителей заикается, ребенок может просто подражать родителю, на самом деле заикой он не будет.
  • Заиканию, по утверждению Евгения Комаровского, более подвержены дети с нестабильной и слабой нервной системой, впечатлительные фантазеры, застенчивые «одиночки». Возраст «группы риска» от 2 до 5-6 лет. Особенно опасным считается возраст 3 года, когда малыш вступает в первый в своей жизни возрастной психологический кризис. Чаще заикаться по разным причинам начинают мальчики, поскольку у девочек от рождения большая устойчивость к стрессам, их психика в детском возрасте более лабильна.

    Возрастные особенности детского заикания

    Малыши в возрасте от 1 до 4 лет заикаются по-особенному. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, говорит Евгений Комаровский, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома.

    Когда малыш в привычной обстановке, дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее, но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе — в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

    Если вы заметили, что ваш малыш ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное. Нельзя акцентировать свое внимание на заикании, чтобы ребенок тоже не начал акцентировать свое внимание на нем. Дети в 3 года вплоть до 4 лет более успешнее, чем другие, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Идите к логопеду.

    Заикание у детей 7 лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервных детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

    Лечение заикания по Комаровскому

    Доктор Комаровский рекомендует родителям сохранять спокойствие. Спокойствие – внешнее и внутреннее — и будет главным лекарством от заикания.

  • Нужно определить причину возникновения дефекта речи. После этого постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители, или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания не понятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.
  • Старайтесь говорить с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.
  • Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов или, того хуже, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдет пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.
  • www.o-krohe.ru

    Причины и способы лечения заикания у детей 3-4 лет в домашних условиях: дыхательная гимнастика и народные средства

    Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

    Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

    Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

    • Наследственность
    • Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

    • Тяжелая беременность матери
    • Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

      Рахит — нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

    • Черепно-мозговые травмы
    • Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

      Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

      Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей — неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

    • Психические потрясения
    • Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

      Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

      Симптомы и виды заикания

      Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

      1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
      2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.
      3. Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками — например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

        При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

        Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

        В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга — в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

      4. медикаментозное лечение;
      5. дыхательная гимнастика;
      6. лечение гипнозом;
      7. логоритмические упражнения;
      8. также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.
      9. Медикаментозное лечение

        Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин. Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

        Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

        Дыхательная гимнастика

        Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

        Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

        Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

        В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

        Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

        Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

        Профилактика заикания

        Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

      10. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
      11. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
      12. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
      13. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
      14. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
      15. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.
      16. Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

        vseprorebenka.ru

        Если ребенок заикается: рекомендации родителям

        Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. О сути и причинах данной проблемы можно прочесть в статье «Что такое заикание».

        Когда начинать коррекцию?

        В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

        Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

      17. Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
      18. Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.
      19. Кто и как лечит заикание?

        Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

        Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

        При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

        Что могут сделать сами родители?

        Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

        При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

        • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
        • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
        • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
        • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
        • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
        • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
        • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
        • Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.
        • Шустова Светлана Юрьевна, клинический и перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции

          www.ya-roditel.ru

          Заикание – это заболевание, которое характеризуется нарушением произношения слов вследствие спазмов и судорог мышц речевого аппарата. Оно достаточно распространено, так как около 2% детей сталкиваются с такой проблемой. Чаще всего болеют дети возрастом от 2 до 5 лет. Стоит отметить, что по мере взросления заикание может уменьшиться или совсем исчезнуть.

          информацияУ мальчиков такое нарушение встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 3 к 1. На сегодняшний день отмечают увеличение числа заикающихся детей, в особенности в самых развитых странах.

          Это связывают с огромным потоком информации, с которым не в силах справиться неокрепшая нервная система ребенка.

          Так как чаще всего заболевание обусловлено нарушениями деятельности нервной системы, основные причины условно делят на 2 группы:

          1. Предрасположенность к заиканию, наследственность. В группу риска попадают недоношенные малыши, а также дети, во время вынашивания которых у матери были внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, различные травмы. Оказывает влияние на формирование заболевания генетическая предрасположенность и нарушения развития и работы головного мозга ребенка, выявленные еще во время беременности.
          2. Внешние воздействия:
            • различные психологические травмы (стрессы, испуг, сильный страх);
            • инфекционные заболевания ушей и органов дыхания;
            • травмы головного мозга (сильные ушибы, сотрясение);
            • инфицирование центральной нервной системы (энцефалит, менингит);
            • заболевания, которые могут поражать головной мозг (сахарный диабет);
            • заболевания, сильно ослабляющие организм (рахит, частые ОРЗ);
            • незрелость головного мозга;
            • чрезмерная нагрузка, оказываемая на нервную систему;
            • неправильное формирование речи вследствие неправильного воспитания.
            • Иногда заикание появляется при подражании ребенка взрослым. Например, если один из родителей заикается, то ребенок может повторять за ним. Это может проявляться в двух вариантах: только при общении с взрослым-заикой или же при общении и с другими людьми.

              Предвестники заикания ребенка

              Предвестником заикания является резкое длительное (от 2 до 24 часов) неестественное молчание ребенка, а когда малыш вновь начинает разговаривать, то уже заикается. Часто это возникает после испуга или сильного конфликта в семье, свидетелем которого стал ребенок.

              советВ период такого молчания важно как можно быстрее обратиться к врачу и тогда заикание, возможно, удастся предотвратить.

            • Судороги в процессе речи. Бывают разных видов.
              • Тонические – короткий спазм приводит к тому, что при произношении слова появляется пауза, например «т-т-т-тетрадь».
              • Клонические – вызваны спазмами голосовых связок, что провоцирует повторение одного и того же слога, например «те-те-те-тетрадь».
              • Смешанные, которые включают в себя признаки предыдущих видов.
              • Остановки и запинки в середине слова или фразы.
              • Появление так называемых уловок. Ребенок вставляет между словами, которые ему трудно произнести ненужные звуки или слова («а», «и», «э», «вот», «это», «ну»).
              • Нарушения координации движений. Скованность, зажатость или наоборот чрезмерная двигательная активность.

          Заикание у детей может протекать в трех формах:

          • ребенок заикается все время и во всех формах речи;
          • заикание может то усиливаться, то ослабляться, но полностью не исчезает;
          • заикание проходит, но через некоторое время появляется снова.
          • Лечение заикания у детей

            Для эффективного лечения заикания ребенка должны обследовать:

            дополнительноКомплексный подход ускорит выздоровление.

            Психоневролог выявит нарушения в нервной системе, избавит ребенка от психологических проблем. Устранения страха перед речью, общением, формирование у малыша уверенности в себе и возможности комфортно себя чувствовать при любых обстоятельствах – важные этапы при лечении заикания.

            Педиатр диагностирует и назначит лечение инфекционных и сопутствующих заболеваний. Повышение иммунитета, профилактика ОРЗ, проведение физиотерапевтических процедур различного плана (электросон, плавание, массаж) – основные задачи, которые стоят перед врачом, не считая лечения хронических заболеваний.

            Логопед поможет ребенку справиться с нарушениями речи. Важное значение в занятиях имеет логопедическая ритмика – комплексные упражнения для голосовых и мимических мышц (подвижные игры с пением и хороводы, например), а также примеры правильного произношения для ребенка. Зачастую, кроме занятий с логопедом, даются задания на дом для занятий с родителями.

            Советы и рекомендации родителям для коррекции речи ребенка

          • Так как заикание чаще всего возникает у детей 2-5 лет, постарайтесь справиться с заболеванием до поступления в школу.
          • Создайте для ребенка атмосферу комфорта и уюта в семье, не ругайте и не одергивайте его, не повышайте голос.
          • Следите за правильностью своей речи, не «сюсюкайте» и не «лопочите». Говорите четко и внятно, в среднем темпе.
          • Регулярно занимайтесь с ребенком, в точности исполняя рекомендации логопеда.
          • Во время лечения постарайтесь немного снизить время общения ребенка со сверстниками.
          • Составьте режим для ребенка и неукоснительно соблюдайте его.
          • Не перегружайте нервную систему ребенка. Снизьте количество новых впечатлений от компьютерных игр, просмотра кино и мультфильмов, чтения книг.
          • Приобщите ребенка к занятиям танцами, музыкой или вокалом. Без принуждения.
          • Постарайтесь также снизить речевую активность ребенка в семье, на время исключите посещение гостей. Следует не запрещать ребенку много разговаривать, а постараться переключить его внимание на какую-нибудь игру или выполнение каких-либо заданий (сложить игрушки, полить цветы). Также полезно рассказывать что-нибудь ребенку, чтобы он больше слушал, чем говорил.
          • Во время лечения ни в коем случае не наказывайте ребенка, не кричите на него за неправильную речь, а мягко и спокойно показывайте, как правильно говорить.
          • Не стоит из-за болезни чересчур жалеть ребенка, слишком баловать и разрешать делать все, что ему хочется. Иначе впоследствии любой запрет может травмировать малыша, что только усилит заикание.
          • Родители должны предъявлять единые требования. Не допускайте ситуации, когда один родитель разрешает, а другой запрещает, и наоборот.
          • Заикание – распространенная проблема, но своевременное обращение к врачу и соблюдение всех предписаний поможет ребенку успешно справиться с этим неприятным заболеванием. А спокойная и доброжелательная обстановка в семье, соблюдение режима и повышение иммунитета будет хорошей профилактикой возникновения заикания или его рецидива.

            deti.baby-calendar.ru