Занятие психолога с детьми с умственной отсталостью

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.
  • Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

    Принципы построения занятий:

    • системность и последовательность подачи материала;
    • наглядность обучения;
    • цикличность построения занятий;
    • доступность;
    • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
    • Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

      Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

      Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

      Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

      Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

      Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.

      Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.

      Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Программа коррекционно — развивающих занятий с психологом для детей с тяжелой формой умственной отсталости

      Программа коррекционно — развивающих занятий с психологом расчитана на работу с детьми с тяжелой формой умственной отсталости, с нарушениями речи. Программа является сборной из нескольких программ. Расчитана на 70 часов в год. Каждое занятие сопровождается сопутствующими материалами.

      Просмотр содержимого документа

      «Программа коррекционно — развивающих занятий с психологом для детей с тяжелой формой умственной отсталости»

      Коррекционно развивающих занятий с психологом

      Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для учащегося 5 «А» класса Сизых Александра разработана и составлена с учетом психологических, физиологических особенностей учащегося.

      Курс индивидуальных коррекционно — развивающих занятий с учащимся имеет своей целью: создание условий для успешного развития эмоционально – волевой сферы, развития и коррекции самооценки, самоконтроля, развития слухового восприятия.

      Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

      — формирование у учащегося представления о понятиях «можно», «нельзя»;

      — развитие умения воспринимать на слух информацию, инструкцию педагога, интонацию, название предметов, цвета;

      — развитие речевого слуха;

      — развитие умения у учащегося самостоятельно организовывать себя к уроку, контролировать себя и свои действия в школе;

      — развитие у учащегося представлений о различных эмоциональных состояниях;

      — изучение в совместной деятельности с педагогом различных эмоциональных состояний на практике;

      — развитие у учащегося адекватной самооценки, позитивного отношения к сверстникам.

      Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

      — учет специфики овладения учащимися информацией, знаниями;

      — формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

      — разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности;

      — пропедевтический характер занятия: подбор заданий, пподготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

      — преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

      — уметь слышать и выполнять инструкцию педагога, основные требования;

      — знать понятия «нельзя», «можно»;

      — уметь убирать за собой свое рабочее место;

      — иметь представление о существовании различных эмоциональных состояниях;

      — адекватно и положительно относится к сверстникам, к окружающим людям;

      Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 70 часов.

      Тематическое планирование индивидуальных коррекционно – развивающих занятий

      kopilkaurokov.ru

      Коррекционные занятия для детей с легкой умственной отсталостью

      индивидуальных коррекционных занятий

      для учащегося 5 класса

      Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.

      Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.

      При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.

      Также признаками умственной отсталости являются:

      — затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;

      — слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

      — принцип индивидуального подхода;

      — принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

      — принцип социального взаимодействия;

      — принцип междисциплинарного подхода;

      — принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

      — принцип партнерского взаимодействия с семьей.

      — установление контакта с умственно отсталым ребёнком;

      — развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

      — развитие познавательных навыков;

      — смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

      — повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

      — преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

      — создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями ;

      — ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

      — обучение его простым навыкам контакта;

      — обучение ребёнка более сложным формам поведения;

      — развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

      Основные этапы коррекции:

      Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

      Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

      infourok.ru

      Занятия для детей с умственной отсталостью

      Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.

      Если ранее под термином «умственная отсталость» (далее — УО) подразумевалась только задержка психического развития органического происхождения, то сегодня данный диагноз ставится и при задержках социально-педагогического характера (так называемая «педагогическая запущенность»).

      Также УО следует отличать от деменции. УО подразумевает врожденный или приобретенный до 3 лет психический дефект, при котором снижены показатели интеллекта. Деменция — это нарушение, при котором интеллект по каким-либо причинам (заболевание или травма) снижается с нормальных показателей (например, у пожилых людей при болезни Альцгеймера).

      Причины умственной отсталости у детей

      • Наследственность и генетические заболевания (например, синдром Дауна);
      • Несовместимость плода и матери по резус-фактору;
      • Травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций (асфиксия, гипоксия, родовая травма), недоношенность;
      • Внутриутробные патологии плода различного генеза;
      • Травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте;
      • Педагогическая запущенность (чаще встречается в неблагополучных семьях).

      Степени умственной отсталости

      Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.

      Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:

      Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.

      Клиническая картина олигофрении

      Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:

      1. Клинический — повреждение головного мозга;
      2. Психологический — стойкое нарушение в познавательной сфере психики;
      3. Педагогический — сниженная обучаемость.

      Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.

      Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.

      Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.

      Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.

      В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.

      Клиническая картина сильно различается в зависимости от степени УО:

      Глубокая УО — дети не обучаются в детском саду и школе, часто не владеют речью, не способны к самообслуживанию; иногда неходячие. Они проживают в семьях или специальных учреждениях (с согласия родителей). Их мир ограничивается удовлетворением физических потребностей. Они издают нечленораздельные звуки, часто имеют привычку к самоукачиванию (раскачивание из стороны в сторону).

      Дети с тяжелой УО также не посещают детские садики и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Им необходима помощь дефектолога (олигофренопедагога) в овладении элементарной речью, навыками самообслуживания. Способности к обучению минимальные, но они есть. Могут повторять стереотипные действия по образцу.

      Умеренная УО — по старой классификации это не резко выраженная имбецильность. Для таких детей также не предусмотрено обучение в школе, но их обучаемость заметно выше. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии дефектологического сопровождения и регулярных занятиях. Способны к простому самообслуживанию, элементарному труду.

      Легкая УО— это наиболее распространенный вид олигофрении на сегодня (70-90% всех случаев). Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная (коррекционная) школа VIII вида. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни. По окончании обучения выпускник, к сожалению, не сможет пойти учиться в ВУЗ, этот путь закрыт.

      Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз

      Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом/олигофренопедагогом и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.

      Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), а чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу VII вида (это школа для детей с ЗПР, СДВГ, дислексией и подобными нарушениями).

      Также для детей с УО созданы коррекционные школы VIII вида. Отличие школ VII и VIII вида в том, что в школе VII вида есть итоговая государственная аттестация (экзамены), и выдается аттестат зрелости. В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В школе VIII вида не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах VIII вида есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.

      Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в коррекционную школу VIII вида (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе школы VIII вида около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.

      Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.

      Дефектологи подчеркивают, что при общем диагнозе «умственная отсталость» важен индивидуальный подход — как в вопросах диагностики, так и в коррекции, обучении, воспитании. Поскольку такие дети могут быть очень разными, то и педагогический подход должен быть каждый раз разным. Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. Проводить занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, — всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности. В центре Ember логопеды и коррекционные педагоги, а также специальные психологи проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими диагноз «умственная отсталость», успешно выполняя все вышеперечисленные задачи.

      Инклюзия и специальное обучение

      Наше общество развивается, оно становится более терпимым к людям с психофизическими особенностями. Мы уходим от стигматизации и отрицания проблемы наличия детей с особенностями развития и движемся к принятию и максимальной социализации всех членов общества. Система специального образования в нашей стране предусматривает наличие коррекционных детских садов и школ по виду дефекта (зрение, слух, психические нарушения, речевые проблемы, олигофрения, сочетанные нарушения). Сложность ситуации состоит в том, что в такой системе дети с особенностями навсегда выделяются в отдельную группу и практически полностью теряют шанс на полноправную адаптацию в обществе. Есть противопоставление здорового ребенка и ребенка с особенностями. И этот стереотип продолжает жить в умах наших сограждан, т. к. подкрепляется педагогической «машиной». К счастью, это положение меняется, и постепенно наша страна движется к реализации идеи инклюзивного образования, когда в общеобразовательной школе учатся и дети с особенностями, например, посещая учебное заведение с тьютором (от англ. tutor — наставник) — специальным сопровождающим. Плюсы такого подхода очевидны: потенциал ребенка задействуется по максимуму, не ограничиваясь урезанной программой коррекционной школы. Ребенок вливается в коллектив, а здоровые дети учатся принятию разных человеческих проявлений. Такие школы уже существуют в нашей стране. Однако воплощение всех принципов инклюзивного образования трудоемко: ведь особенности у детей бывают разные, и не всегда есть объективная возможность подстроить образовательный процесс под 1-2 детей. Плюс многое зависит от личности и желания родителей, а также их финансовых возможностей. Например, сопровождение тьютора стоит достаточно дорого. Плюс дополнительно родители, как правило, нанимают репетитора и коррекционного педагога для занятий дома, ведь общая школа не предусматривает такого сопровождения.

      Традиционно дети с УО по-прежнему идут в коррекционные школы VII или VIII видов, в зависимости от проявления дефекта. Из плюсов коррекционной школы — ребенок имеет максимальные возможности для легкой адаптации, программа легче усваивается, есть специальное сопровождение коррекционных педагогов, логопедов, психологов, врачей. Предусмотрена трудовая адаптация выпускника.

      Занятия для детей с умственной отсталостью

      При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.

      Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

      В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.

      Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

      Программа занятий включает:

      • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
      • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
      • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
      • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
      • улучшение коммуникативных навыков;
      • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.
      • Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?

        стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.

        emberint.ru

        Занятие психолога с детьми с умственной отсталостью

        Обучение детей с тяжелой

        формой умственной отсталости

        Т.В.Демьяненок, олигофренопедагог Детского диагностико- реабилитационного центра г.Могилева

        В последние годы в Республике Беларусь издан ряд нормативных документов по обучению и воспитанию детей, нуждающихся в особых условиях. В связи с этим остро встал вопрос о социализации детей с тяжелой формой умственной отсталости.

        Долгое время эти дети относились к «необучаемым». Большинство их находились в семьях и не имели возможности получать образование и социально адаптироваться.

        Обучение ребенка с тяжелым интеллектуальным дефектом, так же как и любого аномального ребенка, должно начинаться как можно раньше, но по содержанию и методам соответствовать его реальным возможностям.

        Раннее начало обучения часто на практике определялось не возрастом, а степенью выраженности дефекта. Это были дети 7-8 лет и более старшие — вплоть до 10-12 лет.

        Теперь же ранняя диагностика позволяет выявить детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в первые годы жизни, что дает возможность намного раньше начать работу по их развитию. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка. Это в

        свою очередь требует индивидуальных программ, специальных методов и приемов работы.

        Обследование данной категории к началу обучения показало следующее: дети физически слабо развиты, почти у всех крайне затруднена мелкая моторика. Большинство нуждались в помощи при самообслуживании.

        У части детей активная речь отсутствовала. Они произносили несколько лепетных слов, жестикулируя при объяснении. Понимали обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. У некоторых речь состояла из

        отдельных слов (часто лепетных), коротких нераспространенных фраз.

        Словарный запас детей беден, в основном ограничен названиями окружающих бытовых предметов. Большинство не могли дать сведений о себе, своей семье, о месте жительства. Дети не знали названий цветов, хотя иногда по показу соотносили их правильно. Понятия о количестве и

        счете у них отсутствовали. Некоторые могли назвать числа, не соотнося их с предметами. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности.

        Все это определило несколько ведущих направлений коррекционной работы. Одним из направлений являлось развитие коммуникативных функций. Формирование потребности в общении с окружающими людьми и

        умение вступать в общение со взрослыми и сверстниками составляло необходимое условие для развития ребенка и его социальной адаптации.

        Большое внимание уделялось развитию основных движений, крупной и мелкой моторики.

        Занятия по речевому развитию были направлены на расширение представлений об окружающем и развитие умений пользоваться речью.

        Глубокое сенсорное недоразвитие детей, неумение пользоваться органами чувств также требовало проведения коррекционной работы и определило одно из направлений коррекционной помощи. Приводим примерные занятия из своего опыта работы.

        Цели: формировать знания о частях тела; развивать общую моторику, звукоподражание, мимику. Оборудование: скамейка, кукла, веревка

        1. Дети рассаживаются на скамейке. Педагог вызывает одного ребенка и называет его имя. Дети повторяют имена за педагогом.

        Так называют 2-3 имени.

        2. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.

        Упражнение выполняется стоя на месте.

        Зашагали наши ножки

        Прямо по дорожке.

        К кукле в гости мы идем

        По дорожке прямо в дом.

        Ходьба по дорожке, ограниченной веревкой, лежащей на полу.

        3. Мы пришли к кукле. Стучим в дом. Звукоподражание «тук-тук».

        Кукла вышла из дома и говорит: «Здравствуйте!», сопровождая слово кивком. Дети приветствуют куклу кивком или говорят слово «здравствуйте!»

        4. Задание выполняется с помощью указующего жеста.

        Инструкция: Покажи, где у куклы голова, туловище, шея и т.д. При затруднении педагог просит показать названные части тела на ребенке, затем на кукле

        5. Предлагаем детям рассмотреть себя в зеркале. Совместно с педагогом улыбнуться, высунуть язык.

        Цели: формировать знания о предметах одежды; учить понимать простую инструкцию; соотносить предметы по величине; развивать основные движения, мелкую моторику рук.

        Оборудование: кукла, дощечка шириной 30 см, веревочка, небольшой мешочек, крупные и мелкие пуговицы из пенопласта, ковровая дорожка, кукольная одежда.

        1. Задание выполняется путем совместных действий или по показу.

        Кукла, кукла, выходи!

        Кукла, кукла, погляди!

        Ходьба по ковровой дорожке в быстром темпе.

        Чтоб до куклы нам дойти,

        Надо мостик перейти.

        Здесь детишкам не пройти,

        Здесь придется проползти.

        Ползание под веревкой, натянутой над полом на высоте 45 см.

        2. В небольшой мешочек сложены знакомые детям предметы одежды: пальто, шапка, кофта.

        «Кукле принесли одежду». Педагог достает из мешочка предмет одежды, показывает его и предлагает назвать детям. Предмет называют как отдельные дети, так и все вместе хором. Затем предметы из мешочка достает ребенок, а остальные дети называют его.

        3. Задание выполняется путем совместных действий или с помощью указующего жеста.

        Игра «Оденем куклу». На столе разложена одежда для куклы. Детям по

        очереди предлагается надеть на куклу один из предметов одежды.

        Инструкция: Надень носки на ноги и т.д.

        4. Задание выполняется совместно с детьми или с помощью указующего жеста.

        На полу лежат большие и маленькие пуговицы. Педагог показывает большую пуговицу детям.

        Инструкция: Дайте такую же. Дети поднимают с пола и отдают педагогу несколько больших пуговиц. Аналогично проводится работа с маленькими пуговицами.

        5. Нанизывание пуговиц на проволоку. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.

        Цели: формировать понятие о величине предметов (большой — маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.

        Оборудование: животные — игрушечные и на картинках, бумажные цветы разной величины, ковровая дорожка, дощечка шириной 20 см, 2 вазы.

        1. Детям предлагается несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует голос животного. Затем имитирует голос животного и спрашивает: Кто это? Дети указывают на нужную игрушку.

        2. Игра «Кто как голос подает?» На картинках изображены животные. Дети должны узнать животное и воспроизвести его голос.

        Инструкция: Кто это? Как он говорит?

        Игра проводится путем совместных действий или по показу.

        3. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.

        Мишка по лесу пошел,

        И к болоту он пришел.

        Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.

        Прыгать он уже умеет.

        Прыгать будет он смелее.

        Упражнение выполняется путем совместных действий. Перепрыгивание через дощечку.

        Мишка шел, шел, шел

        И цветочки нашел,

        Мишка цветы собирает

        И в корзиночку бросает.

        Упражнение выполняется по показу или с помощью указующего жеста. Корзинка находится у педагога.

        4. У каждого ребенка на рабочем месте лежит по 2 цветка, разных по величине. Педагог показывает цветок детям и предлагает найти такой же, затем говорит: Это большой. Дети хором и каждый в отдельности повторяют слово большой. Аналогично проводится работа с маленьким цветком.

        5. Выполнить инструкцию. На столе стоят две вазы.

        Инструкция: Возьми большой цветок. Поставь сюда. Возьми маленький цветок. Поставь сюда. Задание выполняется с помощью указующего жеста.

        Цели: формировать понятие о величине предметов; учить детей подражать походке животных; развивать координацию движений, тактильные ощущения, мелкую маторику, мимику.

        Оборудование: игрушечная посуда, миски с различными наполнителями, коробка, зеркало.

        1. У каждого ребенка — набор предметов двух размеров: большие и маленькие ложки, тарелки, чашки, кастрюли.

        Педагог ставит на стол два предмета (стакана), разные по величине. Около большого дети кладут большие предметы, около маленького — маленькие предметы.

        Задание выполняется по показу или путем указующего жеста.

        За кусток, за кусток.

        Гуси, гуси, га-га-га.

        Шеи вытянули, крыльями машут.

        Ходьба в быстром темпе, взмахи руками.

        Мишка косолапый по лесу идет,

        По лесу идет, песенки поет.

        Дети идут в медленном темпе, подражая походке медведя. Задание выполняется путем совместных действий.

        3. Миски наполнены горохом, водой, желудями. Дети выполняют движения в заполненной посуде кистями рук.

        4. Детям предлагают брать из рук учителя желуди способом «плоскогубцы» и складывать в коробку. Задание выполняется путем указующего жеста.

        5. Задание выполняется перед зеркалом, совместно с педагогом или по подражанию. Повторить мимику педагога.

        Цели: формировать понятие о величине предметов; накапливать словарь по теме «Игрушки»; развивать понимание простой инструкции; развивать основные движения, мелкую моторику рук.

        Оборудование: пирамида из 5-7 колец, шишки, шары, камни, бумага, машина, кукла, кукла-неваляшка, матрешка, большие кубики.

        1. На столе лежат кольца пирамиды. Учитель предлагает детям по очереди найти самое большое кольцо среди оставшихся. Последний ребенок берет самое маленькое кольцо, а затем собирает пирамиду.

        2. Детям предлагается ощупать предметы (шишки, пластмассовые шары, камешки, бумагу).

        3. На ковре стоят большие кубики. Детям предлагается ползать между ними.

        4. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Дети по очереди выполняют инструкцию.

        Инструкция: Возьми машину. Дай машину и т.д. Возьми матрешку. Поставь на стул и т.д.

        5. Среди знакомых игрушек стоит новая: кукла-неваляшка. Детям показывают новую игрушку и называют ее. Дети повторяют слово неваляшка. Педагог показывает, что неваляшка не хочет спать. Затем дети по очереди производят действия с игрушкой.

        Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелое нарушение интеллекта, показала, что при создании определенных условий они способны развиваться и социально адаптироваться.

        grablace.clan.su

        План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

        План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

        Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога.

        Образовательная область: познавательное развитие

        Развитие сенсорно — перцептивных способностей ребенка на основе зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия.

        Тема: В гости пришла кукла Алена.

        Цель: совершенствовать ориентирование в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентированные действия в процессе игровой деятельности.

        Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умения различать и соотносить: цвета (красный, синий, желтый, зеленый); геометрические фигуры и их форму (круг, квадрат, треугольник); понятия «один-много», «большой – маленький».

        Коррекционно-развивающие: стимулировать развитие зрительного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности;

        совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

        активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога;

        стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

        Коррекционно-воспитательные: развивать умения и навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

        Оборудование: кукла; массажный мяч; сенсорные круги красного, желтого, синего и зеленого цвета с вставками геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника; большие и маленькие кубики разного цвета; куб, шар, треугольная призма.

        Организационный момент (проводит педагог-психолог).

        Введение ребенка в рабочий процесс, стимулирование интереса к занятию через создание положительной эмоциональной атмосферы.

        Ребенок встречается с куклой Аленой, здоровается, называет свое имя. Кукла принесла подарки, которые находятся у учителя-дефектолога.

        Из волшебной шкатулки Ксения достает массажный мяч.

        Коррекционно – обучающая игра «Мячик-массажист» (проводит учитель-дефектолог)

        для совершенствования координации

        движений, пальцевой моторики.

        Я мячом круги катаю,

        взад-вперед его гоняю.

        Им поглажу я ладошку,

        а потом сожму немножко.

        Каждым пальцем мяч прижму

        и другой рукой начну.

        (Движения соответствуют тексту).

        Коррекционно – обучающая игра «Найди цвет и форму в круге» (проводит учитель-дефектолог)

        для формирования умения различать

        и соотносить цвета, геометрические фигуры

        Педагог показывает ребенку сенсорные круги разного цвета: красного, желтого, синего, зеленого с вставками геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника. Ребенок рассматривает и называет цвета. Затем выдавливает геометрические фигуры из кружков: круг, квадрат, треугольник. Педагог совместно с ребенком обследуют каждую фигуру, обводя пальчиком по контуру. Ребенку необходимо соотнести цвет и форму (закрыть окошко).

        Психогимнастика «Принцесса» (проводит педагог-психолог)

        для расслабляющего и успокаивающего перерыва,

        закрепления умения различать и соотносить цвета

        Педагог-психолог: «Ксения, представь, что ты принцесса. Стой ровно, красиво, выпрями спинку и подними подбородок. Покажи, где находится зеленая дорожка. А теперь, как красивая принцесса, пройди по зеленой дорожке. Молодец, принцесса гуляет по зеленой дорожке.

        Куда же мы попали? Мы возле синего-синего озера! Ты видишь его? Наклонись, намочи руки! Помой личико! А теперь поплывем.

        Мы оказались у теремка! А к теремку ведет красная дорожка! Наступи на нее ножкой. Красна девица, красавица, идем же скорее домой!»

        Ксения: «Не хочу, не буду, не пойду!» (ручками машет, ножками топает)

        «Ксения, идем скорее домой! Идем, красавица! Идем, умница! Ура, молодец!»

        (переход на следующий этап работы к учителю-дефектологу)

        Коррекционно – обучающая игра «Разложи кубики» (проводит учитель-дефектолог)

        Для формирования умения различать и соотносить

        В коробке лежат большие и маленькие кубики.

        Вопросы ребенку: Какие кубики? Сколько кубиков? Какого цвета?

        Надо показать большой и маленький кубик. Построить из больших кубиков большую башенку, а из маленьких — маленькую. Собрать в большую коробку большие кубики, в маленькую — маленькие.

        Закрепляющая психогимнастика «Ежики» (проводит педагог-психолог)

        для релаксационного перерыва,

        умения различать и соотносить

        понятия «один-много», «большой-маленький»

        Педагог-психолог: «Ксения, у нас во дворе поселились ежики! Давай их найдем. Из кустов выходит много маленьких ежиков (ребенок показывает все пальцы на руках, садится на корточки, а за ними идет одна большая ежиха (ребенок встает, показывает один палец, и говорит своим детям ежиха — ребята, куда же вы убежали? Вас много, а я одна, не успеваю вас догнать. И правда – говорят дети – нас много маленьких ежиков, а мама одна большая ежиха, нужно ее слушать. Молодцы – говорит ежиха – послушные ежата! Все пришли домой. И маленькие ежата, и одна большая ежиха.»

        Продолжение коррекционно-обучающей деятельности

        Коррекционно – обучающая игра «Чудесный мешочек» (проводит учитель-дефектолог)

        для развития тактильного восприятия,

        соотнесения фигур и их форм

        Педагог расставляет перед ребенком геометрические фигуры, предлагает найти в мешочке такие же фигуры, назвать их. Задание выполняет наощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

        Коррекционно – обучающая игра «Угостим куклу чаем» (проводит учитель-дефектолог)

        активизация речевой деятельности

        через игровую ситуацию

        Заранее приготовлена комната для куклы. Ребенок расставляет на стол чайную посуду, подбирая по цвету чашку к блюдцу: красную, желтую, синюю, зеленую. Угощает куклу чаем.

        Расслабляющая психогимнастика «Солнышко» (проводит педагог-психолог)

        для расслабления, снятия

        Педагог-психолог: «Ксения, посмотри, выглянуло солнышко! Закрой глазки! А теперь открой один глазик, открой второй глазик! Подмигни солнышку. Солнышко думает — какая хорошая Ксения, добрая, ласковая! Солнышко дотрагивается лучиками до твоей головы, плеч, живота, ног. тепло и хорошо.»

        Итог. Мы играли с кругами, кубиками, угощали куклу Алену чаем. Возьми куклу и иди с ней гулять на прогулку.

        Дидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостью Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

        Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.

        Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.

        Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

        Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

        Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

        Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

        Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

        Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного — части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

        www.maam.ru

Опубликовано в рубрике Дети